ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 450

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребность в самовыражении свойственна каждому. Способ самовыражения детерминирован уровнем общекультурного развития, степенью одаренности (или просто наличием способностей и склонностей), развитием эмоциональной и интеллектуальной потенций. Самой многофанной сферой реализации личности является творчество, в том числе художественное, имеющее своим результатом произведение искусства. Художественное творчество включает в себя деятельность, связанную с образным осмыслением и созданием мира и происходящую на двух уровнях: профессиональном и непрофессиональном (подобное разделение носит, в известной мере, условный характер, ибо критерии здесь часто представляются спорными: произведения, созданные профессиональными художниками, порой далеки от совершенства, тогда как работы "дилетантов" часто радуют оригинальностью и мастерством).

Так или иначе, искусство является для художника (художник понимается здесь в самом широком смысле слова, т.е. как создатель, автор, творец) средством самовыражения, самореализации, общения, нравственного удовлетворения, самоутверждения.

Происхождение эстетического сознания и эстетической деятельности. Причиной появления эстетически ценных объектов выступает общественно-историческая, прежде всего производственная, практика людей. В результате разнообразной трудовой деятельности сначала стихийно, а потом все более сознательно создаются такие продукты, под влиянием которых зарождается эстетическое чувство, формируется эстетическое сознание.

Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и предметы быта), украшенные, например, орнаментом, а также многочисленные художественные изображения животных были обнаружены археологами при раскопках поселений людей первобытного общества и в пещерах ориньяко-солютрейского периода верхнего палеолита. Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства свидетельствует о зарождении эстетического чувства еще у первобытного человека. Этот вывод подтверждается и исследованием жизни некоторых современных народов, оставшихся на уровне материальной и духовной культуры, сходной с периодом верхнего палеолита.

Почему у первобытного человека зарождается эстетическое чувство, как способность воспринимать и наслаждаться красотой? Откуда у него возникает потребность затрачивать труд и время не только на производство орудий труда и предметов быта, добывание пищи и улучшение условий своего существования, но и на художественное оформление, украшение своей предметной среды, создание произведений искусства?


Раскопки древнейших поселений людей показывают, что в первобытном обществе были созданы орудия труда и предметы быта, имеющие симметричную и пропорциональную форму. Причины возникновения таких предметов лежат в самом процессе их изготовления, в их технологии и назначении.

Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе разнообразной производственной практики формируются новые, присущие только человеку эстетические чувства. Постоянно повторяющийся процесс создания и употребления орудий труда и предметов быта, имеющих симметрию, пропорции частей, ритм элементов, т. е. особую форму, соответствующую содержанию и назначению, постепенно привел человека к пониманию целесообразности, полезности этой формы. На основе этого в его сознании возникает чувственно-наглядное представление о наиболее совершенном предмете.

Создавая новые предметы, человек сравнивал их с этим представлением. Совпадение созданного предмета с представлением о его совершенстве порождало у человека особое переживание — духовное удовольствие и наслаждение. Такой предмет приобретал новую общественную функцию — не только лучше выполнять свое утилитарное назначение, но и эстетически удовлетворять человека; он стал эстетической ценностью, красивым. Человек получил новую способность не просто видеть предметы, но и в процессе восприятия отличать красивые предметы от некрасивых, чувствовать красоту. У него сформировался чувствующий красоту формы глаз, зародилось, возникло эстетическое чувство.

Одновременно с формированием эстетического чувства складывается эстетическая потребность создавать и воспринимать совершенные предметы, вызывающие духовное наслаждение. Осознание, понимание этой потребности вызывает особый эстетический интерес, который порождает эстетическое отношение к этим предметам, направляет человека на сознательное изготовление предметов, удовлетворяющих не только его материальные, но и духовные, эстетические потребности. Но для того чтобы создать красивые предметы, нужно знать, что делает их таковыми. Эстетические интересы людей становятся стимулом познания красоты. Общественная потребность в создании совершенных орудий труда и предметов быта привела к превращению производственной деятельности в эстетическую деятельность, направленную как на создание красивых предметов, так и на совершенствование человека. Создавая красивые предметы, человек одновременно совершенствует, развивает точность руки, остроту глаза, внимательность и наблюдательность, творческое воображение.


Эстетическая деятельность и ее виды. Любой человек в современном обществе обладает определенным уровнем эстетического сознания (например, развитым или неразвитым), способностью к эстетической оценке явлений действительности, т. е. эстетическим вкусом, и т. п. Поэтому человек трудится, действует и оценивает результаты своей деятельности во многих областях жизни также и в соответствии со своим эстетическим сознанием, например, эстетическими представлениями о совершенстве продуктов своей деятельности и т. д.

Существуют виды деятельности людей, в которых они сознательно руководствуются своими эстетическими взглядами, представлениями, идеалами и вкусами и ставят своей целью создание эстетических ценностей. Целесообразная деятельность людей по созданию эстетических ценностей, по формированию прекрасного человека называется эстетической. Эта деятельность есть процесс преобразования природы и общества «по законам красоты».

В соответствии с тем, на что направлена эстетическая деятельность, что является ее предметом, выделяют следующие основные ее виды: эстетическое преобразование окружающей человека предметной среды; формирование прекрасного человека; создание художественных произведений.

Характеризуя деятельность по эстетическому преобразованию окружающей человека предметной среды, следует прежде всего остановиться на эстетической деятельности в сфере производства, направленной на создание таких продуктов, которые предназначены одновременно для удовлетворения материальных и духовных, эстетических потребностей людей — красивых орудий труда и предметов быта, а также на эстетическую организацию производства и быта. Первоначально эта деятельность возникает в сфере ремесленного производства.

Развитие научно-технической революции приводит в ХХ в. к возникновению нового вида эстетической деятельности в сфере промышленного производства — к художественному конструированию, или дизайну. Художественно- промышленное конструирование в условиях развитого социализма и строительства коммунизма является важным фактором технического прогресса.

Эстетическую деятельность в сфере промышленного производства осуществляет художник-конструктор (дизайнер), сочетающий в себе одновременно знания инженера-конструктора и проектировщика, а также способности художника. В этой деятельности он основывается, с одной стороны, на учете данных эргономики, бионики, кибернетики, инженерной психологии и т. п., а с другой — на практике художественного творчества.


Продуктом художественного конструирования, или дизайна, выступают изделия, предназначенные для материального потребления в сфере производства или быта и одновременно для удовлетворения духовной потребности в эстетическом наслаждении, — промышленное искусство.

К дизайну относится также деятельность по созданию: целесообразно и гармонично организованной промышленной и бытовой среды, способствующей высокоэффективному труду и отдыху людей, всестороннему и гармоническому развитию личности.

Наряду с дизайном развиваются также различные виды художественно-прикладной деятельности, направленные на эстетическое формирование окружающей человека природной среды, например художественное оформление садов и парков букетов и т. п.

Объектом эстетической деятельности людей выступают не только продукты промышленного производства, окружающая человека производственная, бытовая и природная среда, но и сам человек. Человек становится объектом эстетической деятельности, направленной на его совершенствование как высоконравственной художественно развитой личности. Совершенствованию красоты внешнего облика, строения тела человека способствуют физическая культура и спорт.

На сохранение и совершенствование красоты внешнего облика человека направлена деятельность в области декоративной косметики, моделирования прически, одежды и т.п. Еще в древности сложились такие виды деятельности, которые были направлены на эстетическое совершенствование речи людей (риторика), а также различные виды художественного воспитания.

Красота человека связана не только с его внешним обликом, но и с богатством его духовного мира, с подлинно человеческими чувствами и мыслями, волевыми качествами, характером и т.д. Поэтому деятельность, направленная на совершенствование и формирование внешней красоты, сочетается в обществе с воспитанием духовного мира в соответствии с идеалом прекрасного человека. Этой цели подчинены такие виды эстетической деятельности, как художественное творчество и эстетическое воспитание.


2. Эстетика французского Просвещения. “Парадокс об актере” д.Дидро.

Идеология французского Просвещения явилась прологом первой буржуазной революции в стране. Это определило боевой, наступательный, бескомпромиссный и радикальный характер идей французских просветителей.

Во второй половине XVIII в. феодальные отношения во Франции стали тормозом исторического прогресса. Начался процесс распада феодально-абсолютистских отношений. Та же судьба ждала и эстетику классицизма: она стала тормозом дальнейшего развития искусства.

Основные идеи французского Просвещения – вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, защита научного познания и технического прогресса, религиозная и этическая терпимость, отстаивание неотъемлемых естественных прав человека и гражданина, отказ от догматизма и метафизики. Отсюда и эстетика просветителей Франции проникнута острой социально-политической и этической направленностью.

Эстетические идеи французского Просвещения формируются уже в первой половина XVIII в. В это время выходит в свет большое количество эстетических и искусствоведческих трактатов, в которых, с одной стороны, продолжают пропагандироваться принципы классицизма, а с другой – выдвигаются новые идеи. Так, огромную роль в подготовке теорий эстетики французского Просвещения сыграли работы аббата Жана-Батиста Дюбо, Шарля Беттё и Кондильяка.

Кондильяк, например, перенес на французскую почву и переработал сенсуалистские принципы Локка. Он пытался применить их  к анализу происхождения искусств, которое  связывал с возникновением языка как средства общения. Танцы, живопись, драма, согласно Кондильяку, возникли из потребности сообщения о случившемся или из желания передать другим свои чувства. Анализируя понятие прекрасного, он связывает его с понятиями “хорошего” и “красоты”. Все хорошее доставляет нам удовольствие вкусом или запахом, а красивое  нравится нашему зрению, слуху или осязанию. Польза усиливает “хорошесть и красоту” так же, как и “новизна и редкость”. Кондильяк оказал влияние на эстетику французского Просвещения, прежде всего, своими теоретико-познавательными идеями.

Основоположником просветительского движения во Франции был Вольтер (1694–1778), сформировавший девиз: “Разум и наука!” Всю жизнь он посвятил борьбе с феодально-абсолютистскими порядками, скатолической церковью и средневековой схоластикой. В этой борьбе он широко пользовался средствами искусства. Драмы, философские романы и стихи были для него оружием.