ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 1
100
Павильонная фотосъемка
тени (рис. 36,а). Чем выше расположен осветительный прибор, тем больше притеняются глаза и тень от носа опускается ниже. Если она пересекает линию губ и притеняет рот, то это признак того, что свет установлен чересчур высоко. Если тень от носа устремляется к уху, значит свет уста-
36 Типичная раскладка светотени при рисующем свете: а — излишне высоко установленном; 6 — установленном низко; в — правильно установленном по высоте
новлен низко (рис. 36,6). Наконец, когда тень от носа тянется вверх, притемняя глаз, то это признак того, что свет установлен чересчур низко. Если же тень от носа своим верхним краем вписывается в линию носогубной борозды, то тень как бы скрадывается (рис. 36,в). Она может соединиться с неосвещенной нижней частью лица. Щека, освободившись от носовой тени, представляет собой участок мягкого перехода полутонов, на ней усиливается пластичность освещения. Такое положение носовой тени в большинстве случаев указывает на правильную установку света.
Расстояние от источника света до модели. Рисующее свойство света, излучаемого прибором, заметно ухудшается, когда осветительный прибор значительно удален от модели. Это объясняется тем, что световой поток расширяется и рассеивается. Такая постановка света бывает необходима при съемке человека в полный рост, поколенно, а также при съемке групп, где требуется осветить значительную
площадь по горизонтали или вертикали.
В бюстовых и фрагментарных портретах такая ширина потока света лишь ухудшает изобразительную функцию рисующего света. Здесь расстояние от лампы до модели не должно превышать 1,2—1,5 м. Неприемлемо очень близкое расположение лампы у лица портретируемого. Если эта дистанция меньше метра, то у большинства людей появляется светобоязнь, наблюдается пересвет фактуры лица, усиливается контраст.
Контраст освещения. Высветление теней осуществляют заполняющим
101
Методика освещения при портретировании
37. Теневой полуоборот: прописной (а) и объемный (б) варианты
светом. Таковым может быть рассеянный, отраженный или слабый моделирующий свет. Однако работать с последним надо с большой осторожностью: направленный свет может нарушить раскладку светотени.
При освещении одной лампой понижение контраста осуществляют только лишь за счет отраженного света. С этой целью используют белые экра- ны-отражатели.
Степень высветления теней может быть различной. В каждом отдельном случае это зависит от светотональной композиции, создаваемой фотографом в соответствии с образом портретируемого. Однако есть и предел высветлению теней. Если теневая сторона будет высветлена в такой мере, что перестанет ощущаться тональная разница между световой и бывшей теневой стороной, то исчезнет ощущение объема, изображение станет плоским. Отсюда и закон высветле-
ния теней: степень понижения контраста может быть разной, тень может быть темнее и светлее, но она обязательнодолжнаоставатьсятенью.
Метод освещения одним источником (в зависимости от положения осветительного прибора) допускает два противоположных эффекта освещения. Если лицо повернуто в сторону бокового источника рисующего света, то освещается уходящая в глубину узкая часть лица. Широкая, обращенная к аппарату часть остается в тени. Такой полуоборот лица называется теневым. Если же лицо повернуто от бокового источника рисующего света, то освещается широкая часть, притеняется лишь узкая, уходящая в глубину часть лица. Такое освещение лица именуют световым полуоборотом.
Теневые полуобороты имеют два варианта: прописной (рис. 37, а), когда на теневой стороне лица прописывается светлое пятно, и объемный (рис. 37,6), когда граница светотени проходит по профильной линии носа.
Световые полуобороты в свою очередь могут быть трех вариантов. Когда осветительный прибор находится в боковом положении, его лучи вовсе не проникают в теневую сторону ли-
|
|
|
|
|
102 |
Павильонная фотосъемка |
|
|
|
|
|
|
|
||||
ца. Граница света и тени проходит по |
небольшие тени. Это наиболее плос- |
||||
профильной линии лица. Такое рас- |
кий вариант при боковом освещении, |
||||
пределение |
светотени |
называется |
в то время как плоское освещение — |
||
объемным вариантом (рис. 38,а). Если |
это фронтальное освещение при поло- |
||||
перевести лампу в диагональное по- |
жении лица в фас. |
|
|||
ложение (при световом полуобороте), |
Кроме теневых и световых полу- |
||||
то пучок света пересечет профиль- |
оборотов, имеется и третий вид осве- |
||||
ную линию носа и впишется свето- |
щения, так называемое лобовое осве- |
||||
вым пятном в области глаза в тене- |
щение. Это промежуточный вариант |
||||
вой стороне лица. Такой эффект име- |
между световым и теневым полуобо- |
||||
нуется прописным вариантом (рис. |
ротом, когда осветительный прибор |
||||
38, б). При дальнейшем смещении |
посылает лучи света перпендикуляр- |
||||
осветительного прибора |
рисующего |
но плоскости лба. Лобовое освещение |
|||
света до близкого к фронтальному по- |
может быть одновременно и фрон- |
||||
ложению пятно в теневой части лица |
тальным, если лицо находится перед |
||||
расширится, |
осветится |
плоскость |
аппаратом в фас (рис. 39, а). Если ли- |
||
второй щеки. Такой вид освещения в |
цо находится в положении классиче- |
||||
световом полуобороте носит название |
ского или критического полуоборота, |
||||
плоского варианта (рис. 38, в). |
то лобовое освещение уже будет не |
||||
Сущность |
плоского варианта не |
фронтальным, а примерно диагональ- |
|||
следует путать с понятием плоского |
ным (рис. 39, б). При профильном по- |
||||
фронтального |
освещения. Плоский |
ложении лица, чтобы лучи света бы- |
|||
вариант светового полуоборота обра- |
ли перпендикулярны плоскости лба, |
||||
зуется от минимально-бокового на- |
осветительный |
прибор |
надо будет |
||
правления рисующего света. При |
установить в |
боковом |
направлении |
||
этом выпуклости лица отбрасывают |
(рис. 39, в). |
|
|
||
.18 Световой полуоборот: объемный (А) прописной (6) и |
Лобовое освещение малопластично. |
||||
плоский (в) варианты |
|
При нем наблюдается довольно рез- |
103
Методика освещения при портретировании
кая граница света и тени, проходящая по щеке широкой части лица. Световые и теневые полуобороты, а также лобовое освещение можно усложнить световым моделированием — верхним, нижним, боковым и контровым. При теневых полуоборотах надо следить за тем, чтобы не на-
39. Лобовое освещение при положении лица перед аппаратом в фас (а). в классическом полуобороте (6) и в профиль (в)
рушить преобладания темных тонов, а в световых полуоборотах стараться сохранить раскладку светотени, созданную рисующим светом. При лобовом освещении нежелательно заднедиагональное моделирование со стороны теней, так как оно не будет пластичным и может создать эффект симметричных световых потоков.
Можно констатировать, что любое сложное освещение с использованием двух, трех и более источников света обязательно берет начало от одного из описанных вариантов освещения, создаваемых одним источником света.
Метод освещения одной лампой часто называют методом освещения Наппельбаума, потому что систематическое использование направленного освещения ввел в практику съемки фотопортрета именно он.
Всю свою долгую и плодотворную жизнь М. С. Наппельбаум проработал с одним источником света. Он неизменно повторял слова Леонардо да Винчи о том, что фигуры, освещен-
ные односторонним светом, кажутся более рельефными, чем при всестороннем освещении, и что этот односторонний свет вызывает света-реф- лексы, отделящие фигуры от их фонов.
Без преувеличения можно сказать, что впоследствии почти никому из наших сколько-нибудь значительных мастеров не удалось избежать непосредственного воздействия творчества Наппельбаума.
Страстный пропагандист своих приемов, он ничего не утаивал. Выступал с лекциями, демонстрировал в своем павильоне перед большой
104
Павильонная фотосъемка
аудиторией фотографов-профессио- налов свои приемы, обучал их на курсах повышения квалификации. В итоге многие усвоили и применяли на практике его методы. Эти приемы, не претерпев существенных изменений, и в настоящее время продолжают оставаться самыми распространенными в наших фотоателье. Однако в искусстве портрета мало кому удалось приблизиться к своему маститому учителю. Это убеждает в том, что не метод освещения составил наиболее сильную сторону в творчестве М. С. Наппельбаума, а талант портретиста и тонкого психолога.
7.Освещение модели в темной тональности
Расположение источников освещения в таком порядке, когда полностью отсутствует передний или пе- редне-боковой свет, а к объективу обращена неосвещенная часть лица, составляет основу схемы освещения портрета в темной тональности
(рис. 40).
Некоторые фотографы считают, что теневой полуоборот в методе освещения одним источником света и есть портрет в темной тональности. В принципе это так, однако при теневом полуобороте резкобоковой рисующий свет создает примерно одинаковую светлоту на освещаемой части лица, контуре носа и пятне под глазом в теневой части лица. Одинаковая степень освещения на разных участках лица влечет за собой слияние контурной формы носа с одинаково освещенной частью лица (рис. 41, а). Пластика освещения, т. е. постепенное понижение яркости освещенных участков и переход их в полутон, а затем в тень, нарушается тем, что яр-
кость освещенных участков, уходящих в глубь объемной формы лица, понижается недостаточно. Это заставляет нас подумать о такой градации светотени, при которой был бы достигнут спад яркости светлого тона по мере его удаления от источника света. Исходя из этого, при создании портрета в темной тональности прибор рисующего света устанавливают в заднедиагональном положении. В сторону этого света поворачивают модель до положения критического полуоборота. Заднедиагональный свет освещает уходящую от объектива узкую часть лица, не прописывая пятна в теневой части (рис. 41,6, 40, а). Желательность критического полуоборота объясняется тем, что при меньшем повороте будет расширяться освещенная часть лица и тем самым сократится преобладание темного тона в портрете, что нарушит саму идею портрета в темной тональности.
В боковом положении устанавливают второй прибор направленного
40. Последовательность включения осветительных приборов (обозначена цифрами) при создании освещения портрета в темной тональности: а — рисующий свет; 6 —рисующий и моделирующий свет; в — рисующий, моделирующий и заполняющий свет; г — рисующий, моделирующий, заполняющий и второй моделирующий
свет; d — рисующий, моделирующий, заполняющий, второй моделирующий и третий моделирующий свет; е — рисующий, моделирующий, заполняющий, второй
моделирующий, третий моделирующий и фоновый свет.
|
105 |
Методика освещения при портретировании |
|
|
|
света. Сила света этого источника |
следить за тем, чтобы свет от него не |
должна быть не менее чем в два ра- |
падал на лицо. |
за меньшей по сравнению с рисую- |
Красивый эффект дает едва замет- |
щим светом. Его световой поток вто- |
ный подсвет скульной части лица с |
рично освещает узкую часть лица, |
теневой стороны — «пражский эф- |
усиливая ее яркость, и пересекает ли- |
фект» (см. рис. 40, г и 42, б). Он до- |
нию носа, самостоятельно вписывает |
стигается прибором моделирующего |
пятно под глазом в неосвещенной |
света с узким выходным отверстием, |
части лица (см. рис. 40, б). Это пятно |
в котором лампа накаливания имеет |
намного уступает в яркости общей |
не более 50 Вт. Его устанавливают |
освещенной части лица ( рис. |
близко, не давая расшириться свето- |
42, а). |
|
Светотень здесь четко выполняет |
|
свою изобразительную функцию, так |
|
как на отдельных освещенных участ- |
|
ках формы наблюдается спад яркости |
|
по мере отдаления от источника ри- |
|
сующего света. |
|
Теперь остается решить вопрос о |
|
понижении общего контраста осве- |
|
щения. Понизить контраст можно при |
|
помощи экрана-отражателя или при- |
|
бора заполняющего света малой ин- |
|
тенсивности (см. рис. 40, в). |
|
Для разграничения темных тонов |
|
фигуры и фона применяется легкая |
|
контурная отработка. Эту модуляцию |
41. Слияние форм при одинаковой степени освещения (а) |
выполняет прибор бликующего осве- |
и при заднедиагоналъном свете (б) |
щения, устанавливаемый с теневой |
вому потоку, так как световой контур, |
стороны. |
|
Для светового моделирования при- |
который он вписывает, проходит на |
чески применяют осветительный при- |
3—4 см ниже по скульной линии |
бор верхнего света. Сила этого прибо- |
щеки. |
ра не должна превышать 100 Вт. При |
Темный тон — это не формальная |
работе с ним надо внимательно |
прихоть фотографа. Символика тем- |
106
Павильонная фотосъемка
ного тона подчеркивает известные свойства личности, ее сложный внутренний мир, характер переживаний. Вот почему не всякая модель подходит для портретирования в темной тональности. В плане эмоционального решения портрета он также чаще всего ограничен выражениями раздумий, грусти, глубокими переживаниями портретируемых.
Общий темный тон портрета не
должен нарушаться светлым тоном фона. Здесь возможны два решения:
1)абсолютно темный фон, от которого фигура отделена легкими светлыми контурами, создаваемыми приборами моделирующего света (заднедиагональным и верхним);
2)темный фон с небольшим световым пятном, размеры которого незначительно больше проецируемых на его фоне головы и плеч модели. На границах формы модели должна быть видна узкая полоска полутона.
Следует также учитывать, что люди со светлыми волосами и в светлой одежде не подходят для портретирования в темной тональности, так как
может возникнуть на изображении обилие светлых тонов, нарушающих гармонию изображения.
8.Освещение модели в светлой тональности
Портрет, выдержанный в светлых тонах при отсутствии насыщенных теней и снятый на светлом фоне, при-
42 Результаты светосочетания: а — по схеме 40, а, 6 — по схеме 40, д
нято считать портретом в светлой тональности (рис. 43).
На практике портрет в светлой тональности встречается, к сожалению, весьма редко. До сего времени нет единого взгляда и единых критериев оценки портрета в светлой тональности. Происходит это, по-видимому, потому, что такой вид портретирования теоретически мало разработан и трудно осуществим.
В фотографической литературе встречаются различные мнения о допустимой степени соотношения светлых тонов, допустимом пределе насыщенности серого тона и о возможности в этом случае светотеневого решения.
107
Методика освещения при портретировании
Мнения различных фотографов и искусствоведов сходятся на том, что портрет в светлой тональности — это прежде всего лирический портрет, когда в модели преобладает духовное начало.
Из сказанного можно сделать вывод, что в таком портрете не должно быть темных пятен: серый темный тон нарушит идею лирического портрета. Это не просто отрицание темного тона и не страх перед черным; исключения темного тона требует логика восприятия.
Существуют три принципиальные точки зрения на портрет в светлой тональности.
Сторонники первой точки зрения утверждают, что портрет в светлой тональности является изображением светотональным, а не светотеневым, и образование теней от действия света здесь недопустимо. Поэтому прибор рисующего света надо устанавливать строго фронтально на уровне объектива аппарата.
Сторонники второй точки зрения считают такой подход догматическим. Преобладание светлого тона не нарушается, по их мнению, мимолетной светотенью. В данном случае прибор рисующего света может быть смещен в одну из сторон.
Подобную концепцию, видимо, разделяют Л. Дыко и А. Головня, включившие в свою книгу «Фотокомпозиция» (М., 1963) в качестве иллюстрации портрета в светлой тональности этюд, где в результате применения бокового света от носа падает тень на щеку.
Сторонники третьей точки зрения считают, что дело не в освещении, а в расслаблении общего тона при обработке негатива и особенно позитива. Учитывая, что ни одна из точек зрения, сколь противоречивыми они
43. Портрет в светлой тональности
ни являются, не отрицает строгой выдержанности светлого тона, сформулируем начальное определение: порт-
рет в светлой тональности — это такой портрет, тональное решение которого определяется тем, что темные участки изображения не выходят за пределы второй ступени светло-серо- го тона семиступенчатои шкалы плот-
ностей.
В дальнейших определениях будем исходить из светотонального (бестеневого) решения. Не следует понимать, что мягкое светлое бестеневое изображение должно быть плоским.