ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 1
113
Методика освещения при портретировании
светло-сером или полностью светлом фоне.
Темный портрет в профиль со свет-
лым контуром на профильной линии лица образуется от действия контрового света и имеет две разновидности: а) тонкую световую полоску вокруг лицевой части, создаваемой контровым светом (рис. 46,6); б) более широкую световую полоску вокруг лицевой части со световым пятном под глазом (рис. 46,в).
Контраст изображения (высокий,
профильный портрет по освещению называют тоновым (рис. 48,6). При сильном заполняющем свете получается портрет в светлой тональности
(рис. 48,в).
Портрет в профиль при лобовом освещении (см. рис. 39,в) встречается реже, чем при других видах освещения. Боковой или скользящий свет освещает лицо так, что четкая граница света и тени не создает пластичности. Однако для лиц определенного типа оно бывает уместным.
48 Разновидности профильного портрета в зависимости |
а — в темной тональности; |
6 — тоновый, в — в светлой |
от силы заполняющего света при фронтальном |
||
подсвечивании лица |
тональности |
|
средний, малый) регулируется запол- |
Как в портретах со светлым конту- |
|
няющим светом. |
ром, так и при лобовом освещении |
|
Профильный портрет в темной то- |
предпочтителен |
нейтрально-серый |
нальности (рис. 48,а) получается при |
или темный тон фона. При светлом |
|
слабом заполняющем свете. При этом |
фоне световые контуры сольются с |
|
наблюдается повышенный контраст |
фоном, и эффект исчезнет. Из сказан- |
|
между светлой контурной линией и |
ного вытекает рекомендация: фон в |
|
слабоосвещенным лицом. Если перед- |
профильных портретах со светлым |
|
ний заполняющий свет окажется та- |
контуром или при лобовом освещении |
|
ким, что лицо на снимке приобре- |
должен быть всегда темнее светло- |
|
тет нейтрально-серый тон, то такой |
сероготона. |
|
Павильонная фотосъемка
11. Световое каширование |
|
|
Сколько огорчений доставляют фото- |
||
Рассматривая |
портрет |
с очень |
графу случаи, когда интересно заду- |
||
манные портреты бывают испорчены |
|||||
сложным светотеневым |
рисунком, |
чрезмерной пересветкой рук, которые |
|||
когда тени находятся на участках, где |
|
||||
бы они не должны появиться, или |
|
||||
когда какая-то отдельная часть лица, |
|
||||
область глаз, лоб освещены сильнее |
|
||||
остальных, у неискушенного фото- |
|
||||
графа возникает вопрос: как это до- |
|
||||
стигнуто? |
|
|
|
|
|
Ни усердие, ни умение управлять |
|
||||
осветительной техникой, даже при |
|
||||
самом разнообразном ее наборе, не |
|
||||
дадут ответа на этот вопрос, так как |
|
||||
сложное освещение, о котором идет |
|
||||
речь, не может быть создано одними |
|
||||
лишь осветительными приборами. |
|
|
|||
В портрете на рис. 49 освещена |
|
||||
только верхняя часть лица — глаза, |
|
||||
частично лоб и нос. Каше (полупро- |
|
||||
зрачная или непрозрачная заслонка, |
|
||||
служащая для притенения опреде- |
|
||||
ленных участков объекта, в данном |
|
||||
случае листок картона) находилось |
|
||||
между осветительным прибором |
и |
|
|||
моделью и преграждало доступ све- |
|
||||
та к подбородку и щекам. |
|
|
|
||
Никакими изощрениями подобную |
|
||||
раскладку светов и теней иным спосо- |
49. Моделиро- |
||||
бом не получить, а отсюда и заклю- |
|||||
вание глаз |
|||||
чение, что в светописи встречается |
путем |
||||
необходимость наряду с освещением |
кашированиясветового |
||||
использовать метод притенения |
— |
у большинства людей выходят на |
|||
каширования. |
|
|
|
||
Преграждая путь свету на отдель- |
снимке светлее лица. Освещенность |
||||
ные участки лица и фигуры, можно |
рук ослабляют полупрозрачным ка- |
||||
сосредоточить |
световой |
акцент |
на |
ше — листком восковой бумаги, до- |
|
главном элементе композиции. За- |
водя ее до таких пределов, чтобы по |
||||
темнив, например, двумя полупро- |
яркости руки уступали освещенной |
||||
зрачными каше верхнюю и нижнюю |
части лица. |
||||
части лица и пропустив прямые лучи |
При съемке с боковым светом ухо |
||||
света только в область глаз, можно |
с освещенной стороны выглядит са- |
||||
подчеркнуть их преобладающее зна- |
мым светлым участком изображения |
||||
чение в портрете. |
|
|
(ярче лба, носа и губ). Для устране- |
||
Не обойтись без применения каше |
ния этого недостатка устанавливают |
||||
для притенения рук в портрете. |
|
каше, чтобы притененной оказалась |
область уха. Созданная тень должна быть легкой, прозрачной, не иметь резких границ на освещенной части лица, не нарушать общей пластичности формы.
115
Методика освещения при портретировании
Каше для притемнения лица и фигуры, когда нужно создать плотную тень, изготовляют из непрозрачного материала (картон, жесть, фанера). Если же необходимо понизить освещенность лишь отдельных участков, то прибегают к полупрозрачному каше. Это может быть капроновая ткань, марля, восковая бумага и т. п. Их натягивают на раму.
Сложность использования этого приема состоит в обязательной помощи хотя бы одного ассистента. Однако опыт отдельных портретистов показывает, что некоторые приспособления дают возможность вести съемку и без помощников. Для этого каше крепят к легким штативам на струбцинах с шарнирными головками.
Искусство светописи заключается в гармоничном распределении светотени. Поэтому, применяя каше, необходимо соблюдать обязательное требование: техника освещения не должна выдавать себя на фотоснимке. Иными словами, самостоятельное действие каше не должно противопоставляться светотени, достигнутой на этом объекте путем обычного освещения.
12.Предварительный свет
Впрактике освещения павильонного портрета можно использовать не-
сколько осветительных приборов: предварительного, рисующего, заполняющего, моделирующего, фонового света.
Приступая к работе над портретом, фотографу очень важно получить объективную оценку внешности портретируемого: определить тип лица в фас, лицевой угол, формы основных элементов лица и фигуры, их цвет и линейные особенности, опреде-
лить данное эмоциональное состояние человека. В это же время фотограф старается уловить типичное в поведении человека.
На основании этих данных фотограф должен будет решить ряд изобразительных задач, в том числе — уточнить позу портретируемого и определить эффект освещения, учесть тональные особенности композиции.
Такому наблюдению наиболее благоприятствует освещение модели мягким рассеянным светом, называе-
мым предварительным. Впоследст-
вии предварительный свет будет заменен рисующим светом, который определит основной эффект портретного освещения.
Предварительный свет верно передает тональность и вполне ощутимо фактуру. Этого достаточно для объективной оценки внешности портретируемого.
После того как найдено композиционное решение, фотограф включает основной рисующий свет, предварительный свет выключает и далее продолжает световую отработку модели.
Рассеянное освещение, однако, бывает пригодно для портретирования в мягких светлых тонах. В этих случаях оно может выполнять самостоятельную роль в качестве основного освещения портрета.
Фотографы нередко используют подобное освещение для портретирования пожилых людей, что избавляет в дальнейшем от большого объема ретуши. Рассеянный свет смягчает черты лица, способствует плавному переходу тональностей, придает портрету лирическую окраску.
Такое освещение можно назвать «грунтовым» и обогатить добавлением моделирующего света.
|
|
|
116 |
Павильонная фотосъемка |
|
|
|
|
|
||
В качестве осветительных прибо- |
света, т. е. интервал яркостей снимае- |
||
ров предварительного света |
служат |
мого объекта. Яркость от рисующего |
|
трехкамерный софит верхнепередне- |
света может быть принята за своеоб- |
||
го света КС-3 или четырехкамерный |
разный тональный масштаб, т. е. за |
||
КС-4 с лампами накаливания по |
величину, с которой фотограф будет |
||
75—100 Вт. Эти приборы можно так- |
находить соотношения всех осталь- |
||
же использовать при съемке средних |
ных элементов освещения: теней, по- |
||
и больших групп для создания обще- |
лутеней, рефлексов и бликов. |
||
го освещения. Однако угол рассеяния |
Найденная при этом разница осве- |
||
одного прибора может быть недоста- |
щенностей отдельных участков объ- |
||
точен для равномерного освещения |
екта будет влиять на объемную фор- |
||
группы людей. Поэтому в павильоне |
му предмета и определит пластич- |
||
подвешивают на одной линии два |
ность освещения. |
||
прибора. Для предварительного осве- |
Светильник может быть установ- |
||
щения достаточно включить один из |
лен сверху и снизу, и под любым уг- |
||
них. Желательно, чтобы накал ламп |
|
||
регулировался трансформатором, так |
50 Фигура, освещенная полным рисующим светом |
||
как для предварительного освещения |
|
||
требуется меньшая освещенность. |
|
||
13. Рисующий свет |
|
|
|
В портретной |
фотографии |
задача |
|
освещения состоит главным образом |
|
||
в том, чтобы с исчерпывающей ясно- |
|
||
стью подчеркнуть и выявить подлин- |
|
||
ные формы лица и фигуры. |
|
|
|
Основной световой акцент освеще- |
|
||
ния модели, или, как его иначе назы- |
|
||
вают, эффект освещения, создается |
|
||
рисующим светом. Рисующим назы- |
|
||
вается свет, создающий основу свето- |
|
||
теневого рисунка. Рисующим светом |
|
||
может быть только направленный по- |
|
||
ток световых лучей, способный обра- |
|
||
зовать активную светотень. Все зна- |
|
||
чительное, выразительное и краси- |
|
||
вое — под лучи света, все осталь- |
|
||
ное — на участки теней — это основ- |
|
||
ной принцип методики освещения ри- |
|
||
сующим светом. |
рисующего |
света |
|
Направление |
|
должно определять основное направление светового потока. От действия рисующего света зависит образование теней, их соотношение с участками
117
Методика освещения при портретировании
51. Освещение модели частично рисующим (а) и акцентирующим светом (б)
лом по отношению к модели. При перемещении прибора рисующего света от фронтального положения к контровому эффект освещения будет меняться. Если исключить эффекты нижнего света, то все остальные будут повторять эффекты солнечного освещения на натуре, так как рисующий свет имитирует солнечное освещение. Поэтому эффект освещения от одного источника рисующего света можно назвать реальным. Искусство реалистического портрета берет начало от реального эффекта освещения.
Система освещения с использованием единственного источника света называется системой локализованного (местного, ограниченного в пространстве) освещения, которое хотя и хорошо подчеркивает в изображении освещенные детали объекта, в то же время оставляет неосвещенные части без проработки деталей.
Локализованное освещение объекта выполняется источником направленного света (прожектором) необходимой мощности и ширины светового луча.
Понятие локальности рисующего света является несколько обобщенным. Ширина светового пучка лучей зависит от замысла фотографа, в каждом отдельном случае лучи могут по-разному прорисовать модель. Если лучи прорисовывают всю фигуру, то световой пучок лучей носит название
полного рисующего света (рис. 50).
Если лучи вписываются в область головы и частично плеч, не касаясь остальной части фигуры, его назы-
вают частично рисующим светом
(рис. 51,а).
Узкий концентрированный пучок рисующего света может касаться лишь небольшого участка лица, определяя этим основной эффект светового рисунка и выражая световой акцент всей композиции; такой свет можно назвать акцентирующим рисующим светом (рис. 51,6).
Рисующий свет должен четко и рельефно выразить форму головы и фигуры (исключение составляют частичные и акцентирующие участки света) и уточнить их положение в пространстве. Но вполне реальный
118
Павильонная фотосъемка
эффект он дает только в том случае, когда дополнительные источники освещения не нарушают светотени. Воспроизведение натуры с реалистических позиций в портретной фотографии не допускает двух или нескольких потоков направленного света одинаковой яркости, освещающих модель с разных сторон. Иначе это будет эффект ради эффекта, так как причудливые тени с разных сторон, нарушение пластики и искажение форм создадут неправильное представление о модели, отрицательно отразятся на портретном сходстве.
Рисующий свет создается чаще всего одним осветительным прибором, что делает невозможным образование двойных теней как на модели, так и на фоне. Однако иногда бывает необходимо использовать сдвоенные приборы рисующего света, например при съемке портрета в рост, когда один над другим устанавливают два прибора рисующего света: один направляют на верхнюю, другой — на нижнюю часть фигуры. При съемке детей создают так называемое глубинное пространственное освещение, когда один из двух приборов рисующего света выдвинут на 40—50 см вперед.
В большинстве случаев при портретной съемке рисующий свет направляют на лицо модели под углом 30—60° по отношению к оптической оси объектива фотоаппарата.
Среди портретистов распространено мнение, что объем головы лучше всего выявляет рисующий свет под углом примерно в 45°. Однако встречаются схемы портретного освещения, когда рисующий свет дается с бокового, заднескользящего и даже заднедиагонального направления (теневые полуобороты, портрет в темной тональности).
Основное впечатление от изобрази-
тельной формы портретного снимка создается световым акцентом рисующего света на лице портретируемого. Если рисующий свет установлен фронтально и на уровне камеры, то он не решает поставленной задачи с точки зрения создания художественной формы, так как лицо будет освещено полностью. При этом будут освещены как важные участки, так и второстепенные.
При отклонении источника рисующего света от оптической оси объектива освещение принимает более выраженный светотеневой характер, так как по мере приближения источника к диагональному положению светотеневой рисунок становится несимметричным: одна часть лица освещается больше, чем другая, на которой появляются значительные по размеру тени. В изображении хорошо подчеркиваются объемные формы лица.
В отличие от фронтального диагональное освещение не может привести к образованию бестеневого рисунка освещения, так как источник света в этом случае всегда расположен под углом к оптической оси камеры.
Расположение источников рисующего света, образующих диагональное освещение, возможно с одной из сторон объекта, справа или слева относительно камеры. В портретной фотографии встречаются три варианта диагонального освещения — верхнее, нижнее и на уровне лица.
Освещенность, создаваемая на объекте съемки, зависит от ряда факторов: мощности лампы, типа рефлектора и расстояния между светильником и объектом, светочувствительности негативного материала, относительного отверстия объектива, отражательной способности предметов, расположенных рядом с объектом.