ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
108
Павильонная фотосъемка
Оно не исключает активизации освещения путем усиления яркости отдельных участков светлого изображения (см. рис. 43).
Прибор направленного света, прикрытый рассеивателем (рис. 44, а) мощностью 250—300 Вт, устанавливается на уровне объектива, в непосредственной близости от фотокамеры. Этот свет равномерно освещает модель, не вызывая образования теней; лишь по овалу лица, где лучи света скользят под острым углом, возникает темный контур.
Если ограничиться только одним этим источником освещения, мы действительно достигнем предельно плоского изображения. Здесь сама собой напрашивается активизация светового рисунка. Этого легко достигнуть за счет усиления освещенности одной из сторон лица. Если с этой целью применить направленный боковой свет, то появятся тени и в первую очередь тень, отбрасываемая носом. Но так как мы поставили задачу бестеневого портрета, то, естественно, такой метод для нас неприемлем. Поэтому необходимо рассеять свет от бокового источника, чтобы полностью лишить его характера направленного света, т. е. от его действия не должны образовываться тени. Для этого прибор рассеянного света прикрывают несколькими слоями марли или арказоля. Можно также использовать многоламповую рампу (рис. 44, б). Освещение от нее заметно усилит яркость обращенной к рампе стороны лица и не образует теней. На лице будет ощутима градация света, которая решит объемное изображение. Одновременно на этой части лица исчезнет темный контур.
По яркости более светлая сторона должна относиться к более темной стороне, как первая степень светло-
серого тона семиступенчатой шкалы плотностей относится ко второй степени светло-серого тона этой же шкалы. Такое соотношение тонов находят приближением или удалением от модели источника рассеянного света.
На следующем этапе освещения уничтожают темный контур на менее освещенной части лица. Этого достигают «пражским моделированием». Прибор моделирующего света с лампой мощностью до 50 Вт и узким выходным отверстием устанавливают в непосредственной близости от модели и легко подсвечивают абрис скульной части лица, тем самым уничтожая темный контур (рис. 44,в).
Работу над освещением головы завершают моделированием прически. Для этой цели надо очень точно установить светильник верхнего моделирующего света (рис. 44, г), следя за тем, чтобы свет не попадал на лоб и нос, так как в этом случае появятся падающие тени.
Таким образом, сочетая свет от четырех источников, мы наблюдаем об-
44. Последовательность включения осветительных приборов при создании освещения портрета в светлой тоналъноста:
ц — рисующий свет; 6 — рисующий, заполняющий сеет;
в — рисующий, |
заполняющий и моделирующий свет; |
|
г — рисующий, |
заполняющий, моделирующий и второй |
|
моделирующий |
свет, |
д — рисующий, заполняющий, |
моделирующий, |
второй моделирующий и третий |
|
моделирующий |
свет, |
е — рисующий, заполняющий, |
моделирующий, второй моделирующий, третий |
||
моделирующий |
и фоновый свет |
109
Методика освещения при портретировании
разование весьма оригинального светового рисунка, при котором отсутствуют собственные или падающие тени; вместе с тем на различных частях модели достигается разная освещенность, которая целиком находится в пределах гаммы светло-серой тональности.
Для просвечивания полупрозрачных тканей, чтобы рельефно подчеркнуть формы тела, а также создать серию бликов на светлой ткани, можно установить прибор контрового света локального действия (рис. 44, д). Для получения выразительного сочетания тонов фигуры и фона их следует как-то разграничить. Сама идея тоновых отношений подсказывает, что фон должен быть светлее портретируемого, так как на фоне в пределах кадра будет находиться тень от фигуры, появившаяся в результате действия рисующего света, и эту тень надо полностью высветить (уничтожить), посылая на фон сильный поток света (рис. 44, е).
При обработке позитива не следует добиваться слишком сочной печати или переводить общее изображение в нейтрально-серый тон и излишне выявлять фактуру.
Портрет выглядит эффектнее, если он напечатан с применением растушевки, когда края изображения сведены к чисто белому тону.
Вряд ли будет оправдано тонирование отпечатков в тон сепии, так как все изображение будет переведено в иную, не белую тональность.
Легкость и воздушность светлой гаммы тонов, характерных для выражения личности в портрете в светлой тональности, предопределяют выбор объектива. Естественно, что в унисон тональности от оптики здесь требуется мягкий пластический рисунок. Несоответствием могут прозвучать четкие линии в результате применения резко рисующего объектива.
В том случае, когда в распоряжении фотографа нет мягкорисующих портретных объективов, можно смягчить рисунок имеющегося объектива. Для этого на него надевают диффузор (рассеиватель света) ДС-451. Неплохие результаты по смягчению оптического рисунка достигаются применением диффузоров и при проекционной печати.
Отфиксированный и промытый отпечаток подвергают иногда полному или частичному (посредством тампона) ослаблению в обыкновенном ослабителе по Фармеру. Первое делается для смягчения общей тональности, второе — в тех местах, где тональность излишне темна.
Портрет в светлой тональности — это художественное произведение, которое может быть различно вос-
|
110 |
Павильонная фотосъемка |
|
|
|
принято в зависимости от характера |
очень изящный портрет. Он подходит |
печати, т. е. от обработки позитива |
для лиц всех возрастов и очень ценен |
(каширования, травления и т. д.). Вот |
тем, что отлично смоделирован све- |
почему рекомендуется всю работу — |
том и почти не требует ретуши нега- |
от съемки до печати включительно — |
тива. При этом освещение модели |
производить самому фотографу. |
остается без изменения, все же |
Выдающиеся портретисты — Н. А. |
остальное (время экспонирования при |
Петров, А. П. Штеренберг, С. К. Ива- |
съемке, проявление негатива, обра- |
нов-Аллилуев и др.— показали, что |
ботка позитива, подбор фотобумаги, |
в позитиве можно законченно выра- |
рецептура растворов и сила печати) |
ботать одну часть изображения, вы- |
происходит по обычной, как и для |
светлить участки темного тона, оста- |
всех прочих видов портретных работ, |
вить «недосказанными» второстепен- |
технологии. |
ные элементы. Говоря иными слова- |
|
ми, работа над композицией продол- |
|
жается и во время позитивного про- |
9. Метод широкого моделирования |
цесса. |
Как уже было сказано, применение |
Портрет в светлой тональности как |
|
стилистическая форма утвердил себя |
двух или нескольких источников све- |
давно. Эффект светлого на светлом — |
та при съемке портрета берет начало |
основа современного фотопортрета |
от светового или теневого полуоборо- |
в светлой тональности — часто встре- |
та (рис. 45, а), точнее от одного из их |
чался в произведениях Клода Моне, |
вариантов, или же от лобового осве- |
Огюста Ренуара и их современников, |
щения. Каким бы ни было сложным |
полностью изгнавших черный цвет. |
световое моделирование, основа эф- |
Даже черную одежду и места самых |
фекта освещения от рисующего света |
глубоких теней они передавали не |
должна сохраниться. Так, например, |
жженой костью, а берлинской ла- |
«пражское моделирование», или, как |
зурью. |
его иначе называют, узкое моделиро- |
Означает ли создание в наше вре- |
вание, независимо от того, приме- |
мя фотографического портрета в свет- |
няется ли оно в световом полуоборо- |
лой тональности возвращение к ста- |
те или в теневом, вписывает узкую |
рым образцам? С точки зрения одной |
световую полоску (мазок) вдоль абри- |
лишь формы, несомненно, так. Но в |
са скулы (рис. 45, б). Этот эффект на- |
смысле содержания, идеи современ- |
столько локален, что, кроме уточне- |
ный портрет в светлой тональности — |
ния границы формы, не меняет ни |
отнюдь не подражание старому. Глу- |
эффекта освещения, ни общей его |
боко проникая во внутренний мир че- |
тональности. То же можно сказать и |
ловека, фотография уверенно про- |
о подсвете волос и нанесении свето- |
кладывает свой путь в искусстве. |
вых контуров. |
Портрет в светлой тональности уме- |
Среди всех видов активной под- |
стен как результат особого мироощу- |
светки имеется один, который яв- |
щения. |
ляется исключением из общего пра- |
В портретной практике находит до- |
вила. Это так называемый широкий |
вольно широкое применение модифи- |
подсвет — широкое моделирование. |
кация, именуемая портретом в свет- |
Эффект создается на скуловой части |
лой тональности в полную силу. Это |
тем же осветительным прибором, что |
111
Методика освещения при портретировании
45. Теневой полуоборот:
прописной вариант без светового моделирования (а), с узким (6) и широким (в) моделированием
и «пражское моделирование», с той только разницей, что меняется угол его направления на щеку с теневой стороны лица. Поток света расширяется за счет некоторого отдаления его от модели и дает высветление всей теневой стороны лица. Он отличается от обычного заполняющего света тем, что направлен на лицо под углом, и наибольшая яркость начинается от уха. О широком моделировании можно сказать, что оно весьма эффектно (рис. 45,в).
В результате широкого моделирования меняется тональность неосвещенной части лица и тем самым меняется основной эффект освещения портрета в целом. Так, при теневых полуоборотах и в портрете в темной тональности теневые стороны лица перестают быть темными. Такой портрет, выдержанный в нейтральносерых тонах, называют тоновым.
Тоновый портрет доступен лишь высококвалифицированным масте-
рам. Его сложность заключается в строгой выдержанности серого тона и тонком ощущении света (см. рис. 141). Чрезвычайно важно не пересветить область лба, уха и рта, ибо портрет из нейтрально-серого тона перейдет в светлый.
Световой поток должен быть несколько ослаблен установленным впереди прибора рассеивателем, так как в противном случае свет будет жестким и при остром угле его падения на щеку перевыявит ее фактуру. Применяя широкое моделирование, необходимо у теневой части лица устанавливать в диагональном положении экран-отражатель (или светильник от фотоаппарата) для смягчения тени, которая излишне усиливается возле носа.
Широкое моделирование дает красивый эффект лишь при очень точной установке света. Поэтому он рекомендуется для спокойных людей, которым доступно сравнительно продолжительное время позирования. В этом случае получаются отличные результаты.
112
Павильонная фотосъемка
10. Освещение лица в профиль
Изображение лица в профиль — один из часто встречаемых видов портрета. В освещении лица в профиль возможны три принципиально отличные друг от друга варианта: светлый профиль с темным контуром, темный профиль со светлым контуром (рис. 46, 47), профиль при лобовом освещении (см. рис. 39, в).
Светлый портрет в профиль с тем-
ным контуром (рис. 46, а) получается
в тех случаях, когда свет направляется фронтально. В этом случае лучи света, падая перпендикулярно плоскости щеки, создают участки плотных светов, а в местах закругления формы, т. е. на профильной линии, лучи скользят, падают под углом. Освещенность этих мест понижается, контурная линия лица становится темной и отчетливо бывает видна на более светлом фоне. Отсюда и рекомендация: светлый профиль с темным контуром лучше снимать на
46. Портрет в профиль: |
схему рис. |
47. |
а): |
в — при заднедиагональном освещении (см. схему |
|
а — светлый с темным контуром (см. |
|||||
б — темный со светлым контуром (см |
схему рис. |
47, |
6): |
рис. 47, в) |
|
|
|||||
47. Схемы освещения |
|
|
|
|
|
профильного |
портрета |
|
|
|
|
а — светлого |
с темным |
|
|
|
|
контуром, 6 — темного |
|
|
|
|
|
со светлым контуром, |
|
|
|
|
|
в — при |
|
|
|
|
|
заднедиагональном |
|
|
|
|
|
направлении |
света |
|
|
|
|