ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 1
|
119 |
Методика освещения при портретировании |
|
|
|
В кинематографе иногда требова- |
В зависимости от конструкции при- |
ние к освещенности заключается в |
бора рисующего света на объект съем- |
создании рисующего света на значи- |
ки может быть направлен пучок кон- |
тельной глубине кадра, для того что- |
центрированного света. Так, линзо- |
бы при передвижении актера не про- |
вый прибор типа КПЛ (рис. 52) при |
исходило резкой смены освещенно- |
сфокусированном положении лампы |
сти. |
имеет угол рассеяния света 12°. При |
При фотографировании модель не |
этом он не может с близкого расстоя- |
перемещается в пространстве, и со- |
ния выполнять функцию рисующего |
здание такого глубинного света не |
света, так как величина создаваемо- |
вызывается необходимостью. Наобо- |
го им пятна незначительна. При пол- |
рот, в фотопортрете для активиза- |
ностью расфокусированном положе- |
ции светотени, для прорисовки объе- |
нии лампы угол рассеяния света до- |
ма и тонкой пластической вырази- |
стигает 46°. Этого уже вполне доста- |
тельности формы необходимо искать |
точно, чтобы использовать прибор в |
не только заметный спад оптической |
качестве источника рисующего света, |
52. Прожекторы:
а— КПЛ-10; б — КПЛ-15, ••
в— КПЛ-25
53. Осветительный прибор фирмы «Бронколор»
резкости, но и заметный спад яркости как в глубину, так и вдоль всего кадра.
Таким образом, рисующий свет должен быть единым по направлению, должен прогрессивно терять яркость в глубину кадра и к его краям. Поэтому в большинстве случаев не следует пользоваться светильниками с большим углом рассеяния, а также сильно отдалять источник рисующего света от модели.
однако направленность лучей остается все еще чрезмерно сильной. В результате на лице модели мы увидим излишне выявленную фактуру. Она будет все четче изображаться по мере передвижения прибора в более боковое положение. Этот свет должен быть смягчен дополнительным рассеиванием. Для этой цели используют пропитанные огнестойким составом марлевые сетки или специальный рассеиватель арказоль.
120
Павильонная фотосъемка
Матовые среды (стеклянные или из арказоля) превращают прожектор в источник направленно-рассеянного света. При этом чем ближе к объекту расположен прожектор, тем больше направленная часть его излучения, и наоборот, чем дальше от объекта находится прибор, тем более преобладает рассеянный свет. Дистанция формирования светового луча (критическое расстояние, ближе которого прожектор дает неравномерное по яркости световое пятно на объекте) в этом случае сокращается, как и при переходе с узкого луча на широкий.
Кроме прожекторов в качестве приборов рисующего света используют приборы направленно-рассеянного света. Широкое распространение получили осветительные приборы типа «Бронколор» (рис. 53).
Рассматривая основные эффекты освещения, создаваемые рисующим светом (фронтальный, контровый, диагональный, заднедиагональный, боковой, скользящий, заднескользящий), можно заключить, что лицо, освещенное ярким боковым светом в пределах скользящего его направления, установленного над головой портретируемого, бывает подчеркнуто объемным. При таком освещении достигается пластическая выразительность портрета, четкость его пространственного построения.
Избранный эффект освещения может оказаться неоправданным и формальным, если он не соответствует образной характеристике портретируемого.
Примером талантливого использования света, в частности рисующего, является творчество М. С. Наппельбаума. Он умел привлечь внимание зрителя к смысловому центру портре-
та (см. рис. 126).
Живописные формы портрета обо-
значаются резче, ощутимее благодаря контрастам светотени. Эти контрасты, т. е. соотношение света и тени, как известно, целиком зависят от интенсивности излучения, создающей освещенность на объекте, угла падения рисующего света и светлоты поверхностей, на которые он падает.
В живописи отдельный цвет не воспринимается нами локально, поэтому и в фотографии яркости, создаваемые источником рисующего света, не следует рассматривать изолированно. Рисующий свет создает рисунок светотени на объекте и вызывает образование светотональных масс. Эффект
54. Этюды, •: о.i даваемые
диагональным
рисующим светом (а),
рисующим и заполняющим
светом (6), рисующим
светом и •'пражским
моделировани-
ем» (в),
рисующим
светом и широким
моделированием (г)
рисующего света следует оценивать как неотъемлемый элемент художественной формы фотопроизведения.
Помимо лепки объемных форм фотопортретисты пользуются контрастами освещения для усиления динамичности композиции, для изменения тональности различных участков лица. При этом перед фотографом возникает еще одна проблема —
121
Методика освещения при портретировании
сочетание светотональных и светотеневых элементов освещения. Чем ярче рисующий свет и значительнее контрасты, тем меньше свет способен воспроизводить тональности за счет цветовой окраски предмета.
Работая с рисующим светом, следует всегда учитывать интервал яркости объекта съемки, вызывающий впечатление общего контраста и контраста смежных участков. Помимо интенсивности излучения и угла направления рисующего света здесь большое значение имеет светлота фона. При портретировании на светлом фоне чередование тонов будет
выглядеть примерно так: светлый тон фона, светлый тон освещенной части лица, полутона, тона падающих теней, слабые полутона, темные тона собственных теней. Разность наибольшей и наименьшей яркостей лица и фона (интервал яркостей) здесь может быть достигнута между участками освещенной части лица и участками теней. Между ними мы будем наблюдать градацию светотени
в виде участков полутона. Такое освещение можно назвать пластичным, так как наблюдаемая градация тонов от светлого к темному представляет собой закономерную последовательность яркостей, а максимальный интервал яркостей находится между участками, не граничащими между собой (см. рис. 142).
Если же вместо светлого создать темный фон, тональность которого темнее участков падающих и собственных теней лица портретируемого, то сохранив пластичность освещения лица, мы нарушим общую пластичность композиции. Это
произойдет потому, что максимальный интервал яркости на снимке будет между самым темным тоном на фоне и самым светлым тоном на освещенной части лица.
Метод контрастного освещения долго господствовал в портретной фотографии. Он встречается и в настоящее время. В световой отработке модели он базируется на резком противопоставлении света и тени.
122
Павильонная фотосъемка
Часто это достигается использованием при съемке только рисующего света. Однако рисующий свет без дополнительного смягчения теней создает на объекте высокие контрасты, не приемлемые для большинства портретных композиций.
На практике рисующий свет комбинируют с заполняющим и моделирующим светом (рис. 54, а, б, в, г). Иногда комбинируют рисующий свет только с заполняющим или только
смоделирующим.
14.Заполняющий свет
Для понижения общего контраста в соответствии с замыслом светотональной композиции применяют рассеянный заполняющий свет. Заполняющим называется свет, который равномерно освещает все снимаемое пространство и создает на всех видимых элементах сюжета освещенность, достаточную для получения желательной плотности в теневых участках негатива.
Основное действие заполняющего света относится к теневым сторонам объекта, где особенно заметно высветление теней, что соответственно меняет световой баланс, т. е. соотношение яркостей отдельных участков изображения. Благодаря заполняющему свету происходит заметное увеличение участка полутонов на переходах от света к тени, что улучшает градационные свойства изображения. Лицо в портрете приобретает округлость, усиливается передача его объемной формы.
Приборы заполняющего света бывают самых разнообразных форм и конструкций. Их общими характерными свойствами являются широкий угол рассеяния и малая сила света.
Внутренняя отражательная поверхность прибора обычно матирована.
Впортретной фотографии в качестве приборов заполняющего света чаще всего используются приборы прямого (рис. 55, а, б, в) и отраженного излучения (рис. 55, г).
При желании дополнительного смягчения света можно использовать различные рассеиватели.
Вкачестве заполняющего света
впортретной фотографии исполь-
зуют также отраженный свет. Для этой цели применяют белые экраныотражатели. Приближая экран к те-
55. Осветительные приборы заполняющего света прямого
(а, б, е) и
отраженного (г) излучения
невои стороне лица, находят нужную степень высветления теней. В случаях, когда освещенность, получаемая от экрана-отражателя, недостаточна, на экран направляют свет дополнительного источника.
Угол направления заполняющего света зависит от особенности достигаемого эффекта заполнения. Для большего смягчения участков теней его устанавливают в переднем или диагональном направлении по отношению к лицу портретируемого. Если же задача заключается в большем высветлении поверхности щеки и границы формы лица в тенях,
|
|
|
|
123 |
Методика освещения при |
портретировании |
|
|
|
|
|
|||
то прибор ставят в боковом положе- |
ный масштаб принимается освещен- |
|||
нии. |
|
|
|
ность, созданная заполняющим све- |
Освещение, создаваемое заполняю- |
том. По второму методу первым |
|||
щим светом, может быть разным: от |
включают рисующий свет, принимая |
|||
минимального в |
портретах |
темной |
его за основную величину при свето- |
|
тональности |
до |
максимального в |
сочетании двух или нескольких ис- |
|
портретах, где преобладают светлые |
точников света. |
|||
тона, т. е. оно находится в прямой |
В прошлом, когда не было высоко- |
|||
зависимости |
от |
избранного |
эффекта |
чувствительных негативных материа- |
освещения. Но даже максимальная |
лов, в качестве общего света исполь- |
|||
освещенность, достигнутая заполняю- |
зовали так называемый заливаю- |
|||
щим светом в теневых участках лица, |
щий свет. Он исходил из многокамер- |
|||
должна быть в полтора-два раза |
ных приборов, которые в настоящее |
|||
меньше по сравнению со светлыми |
время используют в качестве источ- |
|||
участками, |
созданными рисующим |
ников предварительного света и для |
||
светом. Несоблюдение этих мини- |
освещения групп. Этим светом осве- |
мальных соотношений уравняет ос- |
щали модель в пределах, достаточ- |
вещенность участков светов и быв- |
ных для получения негатива нор- |
ших участков теней, сольет их воеди- |
мальной плотности при относительно |
но, полностью разрушит светотене- |
небольшом времени экспонирования. |
вой рисунок, сделает изображение |
Накладку рисующего света на ровно |
плоским. |
освещенную модель для прорисовки |
Существуют два метода примене- |
основного эффекта нужно было на- |
ния заполняющего света. Первый |
править от мощного источника, спо- |
представляет собой «световой грунт». |
собного создать высокую яркость, |
Сначала включают прибор заполняю- |
намного превосходящую общий свет, |
щего света, достигают минимального |
и таким образом получить ощутимую |
экспозиционного уровня в тенях и |
градацию света. |
затем включают рисующий свет. |
Применение заливающего света |
Этот метод в силу специфики опера- |
такой высокой яркости было необхо- |
торской работы и сейчас применяет- |
димо, так как это давало возможность |
ся в кинематографе. Здесь за тональ- |
фотографировать с менее длитель- |