ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 311
Скачиваний: 1
124
Павильонная фотосъемка
ным временем экспонирования. Вот почему такой свет называли также экспозиционным светом. По сути дела, заливающий экспозиционный свет представлял собой ни что иное, как заполняющий свет, с той лишь разницей, что он был намного выше уровня, каким пользуются в настоящее время.
В современных условиях нет необходимости пользоваться сильным заполняющим светом, так как это затрудняет образование на объекте глубоких теней. Поэтому при портре-
тировании одного лица нецелесообразно пользоваться заливающим светом в качестве общего заполняющего света.
Если прежде в литературе по портретной фотографии понятия «общий свет» и «заполняющий свет» считались синонимами, то в настоящее время термин «общий свет» отпадает, так как в современной методике освещения художественного портрета он не имеет применения, а заполняющий свет принципиально отличается от общего света.
Общий свет в настоящее время используется чаще всего при съемке групп, так как при этом увеличивается пространство, изображаемое в кадре, и равномерно освещаются лица портретируемых. Такой общий свет мы можем получить от многокамерных софитов заполняющего света типа КС-4.
Степень освещенности всей площади снимка общим заполняющим светом находится в прямой зависимости от трех факторов: 1) мощности источника света; 2) характера преобладающих цветов моделей, т. е. от тональности всего сюжета съемки, и 3) от отражательной способности поверхности.
Плотность теней на снимке зависит
от освещенности, получаемой от рассеянного заполняющего света. Интенсивность света определяет степень высветления теней.
15. Моделирующий свет
Световое моделирование — это подчеркивание, выявление или, наоборот, нивелирование, сглаживание объемных и контурных форм деталей объекта изображения светом.
В портретной фотографии моделирующий свет выполняет функции подсвета различных элементов лица и фигуры, уточняет границы форм, создает блики и световые мазки.
Осветительные приборы моделирующего света в зависимости от их назначения могут быть самыми различными — от приборов, дающих узконаправленный световой пучок, до приборов, создающих широкий световой поток (рис. 56).
Направление светового потока бывает самым различным — от фронтального до контрового, что определяется замыслом фотографа. При этом моделирующий свет в той или иной мере неизбежно влияет на густоту теней, высветляя их тем более, чем ближе эти теневые участки соприкасаются с участками, на которые накладывается моделирующий свет.
Моделирующий свет — вспомогательный световой компонент. Он должен гармонически соотноситься с рисующим светом, всегда учитывать его преобладающее значение в распределении светов и теней на объекте.
Но в портретной фотографии моделирующий свет имеет еще одно важное назначение — выполняет световую ретушь.
|
|
125 |
Методика освещения при портретировании |
|
|
|
|
|
При освещении модели рисующим |
произвести на |
негативе ретушь |
светом с бокового или верхнего |
всего лица. А известно, что любая |
|
бокового направления рельеф лица |
ретушь негатива, какой бы тонкой |
|
вырисовывается настолько резко, что |
она ни была, лишает портрет сход- |
|
в значительной мере выявляет струк- |
ства и вносит изменения в первона- |
|
туру кожи (фактуру), усиливая ма- |
чально найденные тональные соот- |
|
лейшие складки и шероховатости. |
ношения. |
ретуши выбирают |
Боковое направление рисующего све- |
Для световой |
|
та еще более перевыявляет фактуру, |
светильник малой интенсивности |
|
обнажая микроструктуру лица. Если |
и довольно широкого угла рассеяния |
|
в подобных случаях не применить |
и устанавливают его ниже головы |
|
56. |
|
|
Осветителънъны |
|
|
е
приборы
моделирующег
о
света
световой ретуши, т. е. не подсветить портретируемого, если источник соответствующим образом, то впорисующего света находится выше следствии ретушеру негативов приголовы. Его лучи направляют надется проделать большую работу — встречу лучам рисующего света. Они
126
Павильонная фотосъемка
проникают во все точки поверхности, куда не проникли лучи рисующего света. Для световой ретуши характерно сглаживание теней и смягчение рельефа. Черты лица модели приобретают мягкую округлость, а изображение по своим оттенкам получается нежнее.
Надо стараться, чтобы моделирующее освещение в основном смягчало излишне выявленную фактуру лица. Ествественно, что такое освещение в какой-то мере будет служить и заполняющим светом, понизит общий контраст светотени. Однако надо внимательно следить, чтобы моделирующий свет не изменял общего эффекта освещения. Сила и направленность его лучей допустима лишь до известного предела: пока от его действия не начнут образовываться тени.
Голова человека имеет ряд выпуклостей. С лицевой стороны имеются характерные лобные бугры, выступы надбровных дуг. Их индивидуальное расположение позволяет фотографу улавливать ту неповторимость общей формы головы, которая присуща каждому человеку. Индивидуальность и неповторимость являются первоосновой создания художественного образа.
Выявление объемных форм головы путем их световой отработки — одна из первостепенных задач портретной художественной фотографии.
Если на модель падают лучи только рисующего и заполняющего света, то на костных выступах могут недостаточно четко прорисовываться характерные блики. Это произойдет потому, что установка рисующего света в первую очередь предназначена для создания общего эффекта освещения. Блики же на выступах лица зависят от направления лучей света. Как известно, блики четко обо-
значаются лишь тогда, когда отраженные от поверхности лица лучи света идут в направлении объектива. Эту весьма тонкую работу также выполняет моделирующий свет. Его устанавливают со стороны рисующего света, но направляют под необходимым углом для получения нужного блика.
Лучи рисующего света не всегда освещают глаза модели. У некоторых людей глаза находятся глубоко в глазных впадинах, и ни верхний, ни боковой свет их не освещает. Иногда направление света, определяющее эффект освещения, дается под таким углом, что не освещает глаз даже у лиц с неглубокими глазницами. Задача моделирующего света в подобных случаях заключается в создании подсветки глаз. Для этой цели используют малый прибор направленного света с очень узким диаметром выходного отверстия светового потока или же надевают на светильник специальный тубус. Благодаря высокой отражательной способности роговицы глаза для освещения глаз требуется минимальная интенсивность света. Чрезмерное освещение нарушит эффект светотеневого рисунка и исказит тональность самих глаз. Вот почему, подсвечивая глаза, фотограф с большим вниманием следит за освещенностью, регулируя силу света при помощи трансформатора.
Тональность в фотопортрете воспроизводится не механически. Она поддается коррекции на любом участке кадра. Здесь при обращении цвета в тон от световой отработки зависит получаемая тональность. Осветив более ярко темные цвета, можно тем самым повысить их яркость. И наоборот, притеняя светлые цвета, можно добиться более темной их переда-
|
|
|
|
|
127 |
Методика освещения при портретировании |
|
|
|
||
|
|
||||
чи на снимке. Все это достигается с |
лыми линиями. Достигается это уста- |
||||
помощью рисующего и модели- |
новлением источника света против |
||||
рующего света. Однако моделирую- |
фотоаппарата. |
|
|||
щему свету здесь отводится ведущая |
Как и верхний подсвет, контурное |
||||
роль. Световые мазки, наносимые на |
моделирование (задний подсвет) |
||||
модель неярким узким лучом мо- |
применяется тогда, когда фигура и |
||||
делирующего света на разных участ- |
фон близки по тону и могут слитно |
||||
ках изображения, дают негатив с |
|
|
|||
широкой гаммой тонов, в то время |
57 Использование в |
качестве основы светового рисунка |
|||
как рисующий свет может влиять |
световой полосы |
|
|||
на тональность только в общих |
|
|
|||
пределах. |
|
|
|
|
|
Среди разных назначений светово- |
|
|
|||
го моделирования наиболее часто не- |
|
|
|||
обходима подсветка волос. Это, во- |
|
|
|||
первых, желание показать общую |
|
|
|||
форму головы и, в частности, при- |
|
|
|||
ческу, укладку волос, а также при- |
|
|
|||
дать их тональности желательный от- |
|
|
|||
тенок. Для этого применяют верхний |
|
|
|||
подсвет. Осветительный прибор на- |
|
|
|||
правленного |
света |
устанавливают в |
|
|
|
верхнем положении, над головой |
|
|
|||
портретируемого. |
|
|
|
|
|
Во избежание изменения эффекта |
|
|
|||
освещения, |
созданного рисующим |
|
|
||
светом, необходимо строго придер- |
|
|
|||
живаться правила подчиненности мо- |
|
|
|||
делирующего света рисующему свету. |
|
|
|||
Эти нужные соотношения легко на- |
|
|
|||
ходить, регулируя силу света прибо- |
|
|
|||
ра. Необходимо внимательно следить |
|
|
|||
за локальностью эффекта. Световой |
|
|
|||
пучок, направленный на прическу, |
|
|
|||
не должен попадать на лицо. Верхний |
|
|
|||
подсвет может иметь разные вариан- |
выглядеть на фотоизображении. В |
||||
ты направлений. Выбор направления |
иных случаях этот прием позволяет |
||||
верхнего подсвета определяется ря- |
выделить светом красивые линии, |
||||
дом соображений: |
разграничением |
подчеркнуть |
изящество отдельных |
||
тональностей |
формы верхней |
части |
форм (см. рис. 133). |
||
головы и фона, степенью высветле- |
Контровое освещение должно под- |
||||
ния тональности волос, желанием |
чиняться основному рисующему све- |
||||
подчеркнуть форму прически. |
пред- |
ту и гармонически сочетаться с ос- |
|||
Контурное |
моделирование |
тальными потоками света, направ- |
|||
ставляет собой такой прием освеще- |
ленными на модель. |
||||
ния, при котором границы форм го- |
При некотором смещении прибо- |
||||
ловы и фигуры вычерчиваются свет- |
ра моделирующего света с контрово- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
128 |
Методика освещения |
при портрегировании |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|||||||||
го к заднескользящему |
положению |
и утратил свое узкое значение кон- |
|||||||||
создаваемый им эффект уже не будет |
турного моделирующего света. |
|
|||||||||
представлять собой светлой линии, |
Контурным моделирующим светом |
||||||||||
обрисовывающей модель. Эта линия |
можно по-разному создавать свет- |
||||||||||
расширится, перейдет в световую |
лые контуры. В одном случае его лу- |
||||||||||
полосу, на объемных переходах мо- |
чи обрисуют сплошной контур по |
||||||||||
дели появятся блики (см. рис. 4). |
всей фигуре. Такой контур будет |
||||||||||
В этом случае задний свет все еще |
именоваться полным световым кон- |
||||||||||
|
|
|
|
туром (рис. 58). |
|
|
|
||||
58. Этюд с полным |
световым контуром |
Для того чтобы создать полный |
|||||||||
|
|
|
|
световой контур, особенно в портре- |
|||||||
|
|
|
|
тах поколенных и в полный рост, |
|||||||
|
|
|
|
не всегда бывает достаточно одного |
|||||||
|
|
|
|
источника контурного света. Однако |
|||||||
|
|
|
|
сплошной контур по всей фигуре в |
|||||||
|
|
|
|
портретной |
фотографии |
встречается |
|||||
|
|
|
|
очень редко. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Если фигура в целом достаточно |
|||||||
|
|
|
|
четко отделяется от фона без свето- |
|||||||
|
|
|
|
вого контура и лишь голова или от- |
|||||||
|
|
|
|
дельные детали одежды требуют кон- |
|||||||
|
|
|
|
турного разграничения, то лучи конт- |
|||||||
|
|
|
|
рового |
источника |
света |
направляют |
||||
|
|
|
|
лишь на тот участок, где требуется |
|||||||
|
|
|
|
разграничение |
между одинаковыми |
||||||
|
|
|
|
по тону полями. Такое назначение |
|||||||
|
|
|
|
моделирующего света носит название |
|||||||
|
|
|
|
частичного светового контура. |
|
||||||
|
|
|
|
Если слабый по силе световой пу- |
|||||||
|
|
|
|
чок |
контрового |
моделирующего |
|||||
|
|
|
|
действия |
|
вписывается |
отдельным |
||||
|
|
|
|
пятном (мазком) на ограниченно уз- |
|||||||
|
|
|
|
ком участке модели и усиливает |
|||||||
|
|
|
|
выразительность |
всего |
светотенево- |
|||||
|
|
|
|
го рисунка, то такой свет называется |
|||||||
будет продолжать выполнять функ- |
контровым мазком (рис. 59). |
очень |
|||||||||
цию подсвета. Однако при дальней- |
Яркость |
контрового |
света |
||||||||
шем передвижении прибора в боко- |
велика. Полоска контурной линии |
||||||||||
вое положение световая полоса на- |
может вызвать на негативе ореол, |
||||||||||
столько увеличится, что сможет |
создать |
непропечатываемые |
плот- |
||||||||
служить основой |
светового рисунка |
ности. На позитиве — это полностью |
|||||||||
(рис. 57). Главенствующее значение |
бесфактурные места. |
чрезмерной |
|||||||||
этого света при сочетании в даль- |
Чтобы |
не |
допустить |
||||||||
нейшем с другими потоками света |
освещенности при отработке теневых |
||||||||||
указывает на то, что в данном случае |
сторон модели, нужно применять |
||||||||||
контурный |
свет |
стал |
выполнять |
очень слабые источники моделирую- |
|||||||
функцию основного рисующего света |
щего света. Поэтому фотограф при |