ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 1
129
Методика освещения при портретировании
установке контурного света должен тщательно оценить его яркость и, если надо, понизить до нужного уровня.
Подобно тому как в оркестре звукосочетание заключается в гармоническом соединении звуков различных инструментов, так и в фотогра-
59. Световой мазок на лбу модели
фии светосочетание образуется от разных по силе и характеру источников света. Искусство исполнения, как в оркестре, так и в фотографии, имеет один критерий: ни один инструмент или поток света не должен создавать звучания в отрыве от общего ансамбля.
Предметы туалета, украшающие модель,— стеклянное, янтарное или жемчужное ожерелье, бусы, серьги, а также легкие прозрачные тка-
ни— в портрете должны быть переданы фактурно, и только контровый или боковой свет способен выявить фактуру прозрачных или полупрозрачных сред.
Площадь украшений, требующих световой отработки, незначительна. Поэтому посылаемый на нее поток света должен быть предельно локальным, узким, совершенно не касаться лица и фигуры. Выявление фактур прозрачных или полупрозрачных сред предметов украшения не должно превращаться в самоцель. Световой акцент композиции не должен перемещаться на эти второстепенные детали. Исключение может составить область рекламной фотографии.
Фигура на нейтрально-сером фоне обычно разграничивается более четко, даже будучи близкой по тону. Здесь, пожалуй, не требуется контурной линии для разграничения фигуры и фона. Однако для активизации светотени, для обогащения тональности общей световой композиции возможно применение светового контура.
При пользовании контурным моделирующим светом надо старательно оберегать объектив от попадания прямых лучей света. Если светильник контурного света находится на уровне объектива, то в этом случае не сможет помочь даже бленда. Поэтому источник света помещают выше или ниже модели и, наклоняя его, создают нужный угол направления света, исключающий его попадание в объектив. И все же следует пользоваться блендой.
Источником контурного моделирующего света служит прибор направленного действия типа КПЛ. Идеальным был бы прибор, позволяющий регулировать пучок света.
130
Павильонная фотосъемка
16. Фоновой свет
Фоновым светом называется свет, предназначенный для изменения тональности фона и создания на нем различных световых эффектов.
Фон представляет собой предел живописного пространства фотографического снимка, на котором проецируется фигура. Фон и фигура составляют композицию портрета.
Цельность композиции зависит от правильной увязки всех ее элементов. Поэтому взаимосвязь фигуры и фона также в известной мере определяет удачу или неудачу композиционного решения в целом.
В профессиональном фотографическом павильоне фон имеет только два выражения:
беспредметный (абстрактный) портретный фон без перспективного построения — это экран и только. Однако путем равномерного освещения он может быть передан монотонным, т. е. плоским, или может создать иллюзию глубины пространства за фигурой портретируемого, когда освещение фона представляет собой переходы тонов и сочетание световых пятен (рис. 60);
предметный фон (интерьер), в котором в разной степени четкости просматриваются объемные формы включенных в кадр предметов обстановки (рис. 19).
Соотношения тонов фигуры и фона составляют тональную композицию.
Она определяет степень художественности и живописности портрета в целом лишь с точки зрения формы. Очень важно, чтобы тональное решение снимка способствовало выражению его содержания, раскрытию художественного образа.
Свет создает не только тон, но и настроение. Это относится в равной
мере как к фигуре, так и к фону. Так, например, светлый тон воспринимается и ассоциируется с радостью и весельем. Средством выражения грусти, печали и тревоги будут темные тона. Ровный серый тон фона создает эффект сумеречного света, вызывает чувство удовлетворенности
60. Переходы тонов и сочетание светлых пятен на фоне
и покоя. Темные пятна и блики на фоне вносят в композицию беспокойство, тревогу и могут способствовать усилению эмоциональности.
Конечно, все эти ассоциации даны лишь как иллюстрация создаваемого светом настроения. Не следует ими руководствоваться догматически. Не имея перед глазами модели, нельзя отвлеченно рассуждать о значении освещенности фона в каждом отдельном случае.
|
|
|
|
131 |
Методика освещения при портретировании |
|
|
||
|
|
|||
Индивидуальность одного и того |
5) наиболее светлые участки фона |
|||
же лица может быть по-разному |
не должны быть противопоставлены |
|||
воспринята и |
воспроизведена на |
наиболее темной части модели. Это |
||
снимках разными фотографами. И мо- |
положение исходит из желания соз- |
|||
жет случиться, что тоновые отноше- |
дать светотональные переходы. Из |
|||
ния модели и фона создадут такие |
этого вовсе не следует, что фигура |
|||
сочетания, при которых изображае- |
и фон должны быть близки по то- |
|||
мая личность будет выражена фо- |
нальности. Наоборот, для выявления |
|||
тографом в тонах, не предусмотрен- |
четкости линейных границ объемно- |
|||
ных никакими правилами или схе- |
пластических форм модели и про- |
|||
мами. |
|
|
|
странственного восприятия фигуры |
Знаток и теоретик светописи А. Го- |
как раз необходимо, чтобы светлые |
|||
ловня писал: «Вряд ли можно гово- |
тона модели рисовались на более тем- |
|||
рить об установленной схеме освеще- |
ных участках фона. Правило предо- |
|||
ния фона. В практике фоны настоль- |
стерегает от слишком контрастного |
|||
ко разнообразны, что нет возмож- |
сопоставления фигуры и фона, на- |
|||
ности привести их в строгую систе- |
рушающего тональное единство ком- |
|||
му». (Свет в искусстве оператора. М., |
позиции. |
|||
1945, с. 22.) |
|
придерживаться |
Монотонный, равномерно освещен- |
|
Действительно |
ный фон кажется предельно плоским. |
|||
заранее составленных схем освеще- |
Он не в состоянии выразить воздуш- |
|||
ния фона — значит отказаться от |
но-световое пространство в виде |
|||
творческого подхода к решению воп- |
световых пятен, туманностей и те- |
|||
роса. Однако существуют общие пра- |
ней. |
|||
вила по освещению фона: |
|
Отсутствие чередования тонов не |
||
1) фон нуждается в отдельной от |
создает иллюзии воздушно-глубин- |
|||
модели тщательной световой отра- |
ного фона. Поэтому монотонно осве- |
|||
ботке; |
|
|
|
щенный фон в художественной фото- |
2) на фон не должны попадать |
графии вряд ли приемлем. Исключе- |
|||
случайные лучи |
света от приборов, |
ние составляет официальный порт- |
||
освещающих модель; |
|
рет, где художественные соображе- |
||
3) в пределах кадра на фон не |
ния не принимаются в расчет. Одно- |
|||
должны попадать тени от модели, |
тонный фон допустим еще и в порт- |
|||
осветительных приборов и прочих ве- |
ретах детей раннего возраста, так |
|||
щей, если это не предусмотрено фо- |
как подвижность детей затрудняет |
|||
тографом для создания определен- |
предварительную световую отработку |
|||
ного эффекта; |
|
|
|
фона. |
4) контраст тонов или световых пя- |
Технология освещения фона слож- |
|||
тен, создаваемых на фоне, |
должен |
на и разнообразна. В одном случае |
||
уступать (кроме |
редких |
исключе- |
на фоне требуется создать световой |
|
ний) контрасту светотени на модели, |
круг, а в другом — туманные пятна - |
|||
иначе внимание зрителя будет обра- |
эффект воздушных масс. Иногда нуж- |
|||
щено в первую очередь на фон, ибо |
но так осветить фон, чтобы более |
|||
оно концентриуется поначалу на са- |
темный тон на одной части живо- |
|||
мых ярких пятнах, воспринимая их |
писного поля кадра плавно перехо- |
|||
как световой акцент, указывающий |
дил в светлый. Бывает также необхо- |
|||
на самое главное в сюжете; |
|
димость иногда светом нарисовать |
132
Павильонная фотосъемка
на фоне целую серию более четких пятен.
Невозможно перечислить все приемы световой отработки фона из-за их бесконечного разнообразия. Поэтому техника для освещения фона состоит из большого набора осветительных и проекционных средств, позволяющих воспроизводить на фоне любой задуманный фотографом эффект.
К сожалению, немногие павильоны располагают соответствующим осветительным оборудованием, а фотографы мало знакомы с техникой световой отработки фона. Даже такой известный мастер портрета, как М. С. Наппельбаум, вместо нанесения на фон световых эффектов рисовал кистью на негативе пятна различной величины (рис. 126). Он писал: «В поисках решения этой же проблемы (т. е. фона. — Я. Ф.) я пришел к мысли наносить на негатив размытые пятна. Впоследствии я стал прибегать сознательно к пятнам различной формы, сделанным на негативе краской; они стали элементами композиции, начали как бы участвовать в построении изображения». (От ремесла к искусству. М., 1959, с. 137.)
Создание пятен на негативе посредством нанесения краски, а не путем освещения фона уводит фотографию от светописи на путь сочетания фотографии и живописи, обедняет фотографию в средствах выражения, говорит о неиспользовании фотографом средств освещения.
В наборе осветительной техники каждого фотографического павильона должно быть не менее двух фоновых приборов направленного света со шторками-притенителями и приспособлениями для наклона приборов вверх и вниз. Один из них крепится
на штативе, позволяющем изменять высоту прибора. Другой устанавливается на полу и является нижним подсветом фона, предназначенным в основном для получения на фоне круглого светового пятна. Первый прибор, легко перемещаемый на штативе, может быть установлен в боковых положениях. Широкий поток его лучей, устремленных на фон, будет прогрессивно терять яркость по мере удаления. Плавный переход тонов может создать в пределах кадра такую освещенность, при которой сторона фона, близлежащая к источнику света, приобретает более светлый тон, в то время как отдаленная часть будет выглядеть более темной.
Кроме фоновых осветительных приборов, необходим еще проекционный фонарь с набором диапозитивов для изображения туманностей, пятен, бликов и т. п.
Умелое применение осветительной техники фона дает возможность разнообразить его тональное решение (см. рис. 60). Оно позволяет фотографу отказаться от стандартных схем освещения фона.
Можно добиться изменения тональности фона на фотоснимке путем ослабления плотности отдельных участков фона на негативе. Для этого кистью или ватным тампоном наносят слабый раствор ослабителя и доводят плотность обрабатываемого участка до желаемой степени (см.
рис. 132).
17. Экспонометрия
Экспозицией называется количество освещения, подействовавшее на фотослой за определенное время. Экспозиция зависит от переменных величин — освещенности объекта съемки и времени, в течение которого
133
Методика освещения при портретировании
свет действует на светочувствительный слой. Экспозиция Н пропорциональна произведению освещенности объекта Е и времени экспонирования t:
H=Et.
Для получения правильной экспозиции необходимо, чтобы на фотослой подействовало определенное количество лучистой энергии. Поскольку отдельные участки объекта съемки могут иметь различную освещенность, различную окраску, различную отражательную способность (коэффициент отражения), то, естественно, экспозиции отдельных участков изображения будут различными. Обычно под правильной экспозицией понимают такую ее величину, которая дает на негативе требуемую плотность изображения сюжетно важных участков объекта съемки.
Выбор величины экспозиции зависит также от необходимости передать на негативе большее или меньшее количество тональных переходов в светах и тенях одновременно. Способность фотоматериала правильно воспроизводить интервал яркостей объекта съемки называется фото-
графической широтой. Фотографиче-
ская широта больше у низкочувствительных фотоматериалов.
Таким образом, экспозиция зависит от общей и спектральной светочувствительности материала. Величина экспозиции обратно пропорциональна величине светочувствительности, т. е. во сколько раз светочувствительность выше, во столько же раз требуется меньшая экспозиция для получения аналогичного результата — плотности негатива.
Спектральный состав света, падающего на объект съемки, и спектральный состав отраженного света
также влияют на величину экспозиции для различных по спектральной чувствительности фотоматериалов. Например, изохроматические пленки
«Фото-32», «Фото-65», «Фото-130»
при освещении объекта съемки лампами накаливания снижают светочувствительность соответственно до 22, 35, 90 единиц ГОСТ. Изопанхроматические пленки, имеющие повышенную чувствительность к желтокрасным лучам, которыми богато излучение ламп накаливания, наоборот, повышают светочувствительность: пленки «Фото-250»—до 350, пленки «Фото-350» — до 500 единиц. Значит, и величина экспозиции для одной и той же пленки будет различной.
На величину экспозиции влияет также выбор рецепта проявителя и режим обработки негативного материала. Фотографическая широта конрастно проявленных негативов меньше, чем мягко проявленных. Отсюда перепроявление сокращает, а небольшое недопроявление увеличивает фотографическую широту.
Для сохранения указанной светочувствительности необходимо обрабатывать фотоматериал при 20°С в проявителе № 2 в течение времени, обозначенного на упаковке (от 6 до
12 мин).
Если необходимо максимально использовать светочувствительность фотоматериала, а тем самым сократить экспозицию, его обрабатывают в проявителе специального состава, например в фенидонгидрохиноновом.
Если необходимо снизить светочувствительность фотоматериала, его обрабатывают в сверхмелкозернистых проявителях либо в мелкозернистых проявителях, но сокращая