ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 308
Скачиваний: 1
134
Павильонная фотосъемка
время проявления, либо в проявителях обычного состава, но сильно разбавленных водой.
Существует три основных способа определения экспозиции:
1)метод пробных съемок;
2)по таблице и калькуляторам;
3)с помощью оптических и фотоэлектрических экспонометров.
Метод пробных съемок приемлем при работе в стационарных услови-
(диафрагму, время экспонирования, расстояние от основного источника света до объекта, расстояние между фотоаппаратом и объектом) с тем, чтобы при дальнейшей съемке следовать найденной экспозиции.
Метод пробных съемок не требует абсолютно точного знания светочувствительности негативного материала, при этом автоматически учитываются условия обработки (состав и
61. Принципиальная схема |
Примеры определения экспозиции фотоэлектрическим экспонометром |
|
фотоэлектрического экспонометра |
освещенности и средневзвешенной яркости (на натуре) |
|
а — с |
селеновым фотоэлементом; |
|
б — с |
фотосопротивлением |
|
ях. Он заключается в экспонировании нескольких кадров при неизменяющихся световых условиях с возрастающей или убывающей экспозицией.
Ряд диафрагм или время экспонирования следует подбирать таким образом, чтобы предположительно правильная экспозиция попала в середину ряда.
После обработки фотоматериала выбирают лучший негатив, по записям устанавливают условия съемки
температура проявителя, степень его истощенности).
При переходе на другой негативный материал или при изменении режима обработки пробную съемку следует повторить.
По таблицам можно определить ориентировочное значение экспозиции, исключающее грубую ошибку. Неточности возникают из-за погрешности при выборе по таблице световых условий, в которых находится объект съемки (например, солнце
135
Методика освещения при портретировании
за облаками, среднеоблачно, пасмурно), а также из-за того, что значения коэффициентов во многих случаях усреднены, а иногда занижены, что в конечном итоге дает передержку.
ной методики измерения: объект съемки и фотограф с экспонометром должны находиться в одинаковых световых условиях, длительность наблюдения должна быть принята одинаковой.
Калькуляторы |
экспозиции |
явля- |
Фотоэлектрические экспонометры |
||||||||
ются разновидностью таблиц и отли- |
работают по принципу фотоэффекта. |
||||||||||
чаются от них малым объемом. Ин- |
Под действием света, падающего на |
||||||||||
струкции по пользованию приводятся |
селеновый элемент экспонометра, в |
||||||||||
обычно на таблицах и калькуляторах. |
нем возникает электрический ток, ве- |
||||||||||
Этим способом определения экспози- |
личина которого измеряется гальва- |
||||||||||
ции пользуются начинающие фото- |
нометром, включенным в цепь эле- |
||||||||||
любители. |
|
|
|
|
|
мента (рис. 61). |
|
|
|
||
Оптические экспонометры основа- |
Отклонение |
стрелки |
микроампер- |
||||||||
ны на визуальной оценке яркостей |
метра зависит от силы тока, которая |
||||||||||
объекта съемки при просмотре через |
прямо пропорциональна освещен- |
||||||||||
фильтры различной плотности. Окно |
ности селена. |
|
|
|
|||||||
экспонометра |
направляют |
с |
позиции |
В качестве светоприемного устрой- |
|||||||
фотоаппарата в |
сторону |
объекта |
ства в фотоэкспонометре используют- |
||||||||
съемки. |
На |
шкале экспонометра |
ся также фоторезисторы (сернисто- |
||||||||
(ОПТЭК), имеющей ряд убывающих |
кадмиевые элементы типа ФСК), |
||||||||||
цифр, замечают последнюю из раз- |
сопротивление которых изменяется |
||||||||||
личимых. |
|
|
|
|
|
в зависимости от их освещенности. |
|||||
Затем с помощью калькулятора опре- |
Фоторезистор включен в электричес- |
||||||||||
деляют экспозицию. |
|
|
|
кую цепь между источником питания |
|||||||
Если экспонометр имеет фильтры |
(миниатюрная батарея) и гальвано- |
||||||||||
различной |
плотности |
или |
один |
метром. |
|
|
|
|
|||
фильтр переменной плотности, то при |
Пока фоторезистор не освещен, |
||||||||||
наблюдении объекта съемки находят |
сопротивление его очень велико и ток |
||||||||||
такой фильтр (или участок фильтра |
в цепи отсутствует. При освещении |
||||||||||
переменной плотности), за которым |
фоторезистора |
сопротивление |
его |
||||||||
детали в тенях объекта съемки пе- |
уменьшается пропорционально |
осве- |
|||||||||
рестают различаться. Величина экспо- |
щенности, соответственно в цепи воз- |
||||||||||
зиции определяется с помощью каль- |
растает сила тока, измеряемого мик- |
||||||||||
кулятора. |
|
|
|
|
|
роамперметром. |
|
|
|
||
Так |
как |
чувствительность |
глаза |
Фотоэкспонометры с сернистокад- |
|||||||
изменяется в широких пределах в за- |
миевыми |
резисторами |
отличаются |
||||||||
висимости от окружающих световых |
от фоторезисторов с селеновыми эле- |
||||||||||
условий, то при определении яркости |
ментами |
меньшими |
габаритными |
||||||||
объекта |
съемки |
результаты |
могут |
размерами и массой. Они реагируют |
|||||||
быть различными, например при раз- |
на меньшую освещенность, более |
||||||||||
личном |
времени |
наблюдения |
через |
прочны, но требуют электрического |
|||||||
фильтр экспонометра. Чтобы умень- |
источника питания. |
|
|
||||||||
шить возможную величину ошибки, |
Селеновые |
и сернистокадмиевые |
|||||||||
следует придерживаться определен- |
фотоэкспонометры выпускаются в ви- |
136
Павильонная фотосъемка
де отдельных приборов или монтируются в фотоаппараты, причем бывают не связаны или связаны с механизмом затвора. В некоторых конструкциях фотоаппаратов показания экспонометра определяют и устанавливают величину диафрагмы или время экспонирования, и тогда, фотограф, изменяя, например, значение диафрагмы до момента, пока стрелка экспонометра займет определенное место, устанавливает механически требуемую экспозицию.
В других конструкциях значения диафрагмы и времени экспонирования устанавливаются автоматически по заранее выработанной программе. В самых совершенных аппаратах с автоматической установкой экспозиции программа «диафрагма — время экспонирования» может меняться в зависимости от условий съемки.
Фотоэлектрические экспонометры предназначены для определения экспозиции тремя методами: а) по освещенности объекта съемки, б) по средневзвешенной яркости объекта съемки, в) по яркости детали объекта съемки.
Определение экспозиции по методу измерения освещенности объекта съемки является наиболее простым
инадежным. Для этого фотоэлемент закрывают молочным светофильтром
инаправляют на источник освещения, определяющий наибольшую
освещенность объекта со стороны, наблюдаемой от фотоаппарата. На улице экспонометр направляют на солнце, если солнечный свет падает на объект, или на участок неба, если объект освещен только светом неба
(рис. 62).
В фотопавильоне экспонометр с позиции портретируемого направляют на светильник рисующего света
(рис. 63).
При калькулировании экспозиции необходимо учитывать, что при прочих равных условиях светлое окружение объекта съемки требует примерно двукратного уменьшения высчитанной экспозиции, а темное — двукратного увеличения.
Экспозицию по методу определения общей яркости находят, направляя окно экспонометра с позиции фотоаппарата на объект съемки (рис. 62, б). Измеряется средняя величина отдельных яркостей объекта, поэтому данный метод называют еще ме-
63. Определение экспозиции по освещенности в павильоне
тодом средней или средневзвешенной яркости.
Угол охвата большинства фотоэкспонометров равен углу изображения основных объективов. При измерениях общей яркости нужно следить, чтобы в пределы измеряемого поля не попадали яркое небо, светильники и т. п.
Величина общей яркости объекта съемки зависит от абсолютных величин отдельных яркостей объекта и от относительных размеров площадей, занимаемых каждой яркостью, что ведет иногда к неточности в определении экспозиции. Например, если фотографируют человека на
|
|
|
|
137 |
Практические упражнения |
|
|
|
|
|
|
|||
темном фоне с расстояния в несколь- |
экспонометра на интересующую де- |
|||
ко метров, то экспонометр покажет |
таль. (Этот метод называют также |
|||
время экспонирования, которое по |
методом определения экспозиции по |
|||
отношению к лицу окажется завы- |
яркости сюжетно важной детали.) |
|||
шенным (передержка). Если же в |
При измерениях следят, чтобы в пре- |
|||
кадр будет попадать пусть неболь- |
делы угла охвата экспонометра по- |
|||
шой по площади, но ярко светящий- |
падала только часть объекта, яркость |
|||
ся объект, то время экспонирования |
которой измеряют. Понятно, что при |
|||
окажется заниженным. Следует по- |
этом способе экспозиция для других |
|||
мнить, что шкалы экспонометров бы- |
деталей объекта съемки, обладающих |
|||
вают рассчитаны |
для определения |
большей или меньшей яркостью, мо- |
||
экспозиций для объектов, коэффи- |
жет оказаться неточной, особенно, |
|||
циент отражения которых равен или |
если объект имеет большой интервал |
|||
близок 30% (кожа лица человека). |
яркостей. Поэтому иногда значение |
|||
Обычно источником ошибок при |
экспозиции, найденное для наиболее |
|||
измерении общей яркости на нату- |
яркой и наиболее темной детали объ- |
|||
ре является яркое небо, поэтому во |
екта, усредняют. Так, например, при |
|||
избежание недодержки рекомендует- |
съемке портрета в световом полу- |
|||
ся направлять экспонометр на менее |
обороте, когда освещена значитель- |
|||
освещенный объект сюжета. |
путем |
ная часть лица и необходимо вос- |
||
Определение экспозиции |
произвести фактуру кожи, экспози- |
|||
определения яркости наиболее свет- |
цию определяют по максимальной |
|||
лой, наиболее темной или промежу- |
яркости лица. И наоборот, в теневом |
|||
точной яркости |
детали |
объекта |
полуобороте экспозицию определяют |
|
съемки производят, направляя окно |
по минимальной яркости лица. |
|||
III. Практические упражнения |
|
|||
1. Гипсовый класс |
|
|
|
|
Впечатление субъективно и мгно- |
1) изучение и передача на снимке |
|||
венно, а познание объективно и дли- |
строения разнообразных по |
форме |
||
тельно. Чтобы постичь искусство |
предметов, т. е. сочетания |
линий |
||
фотографического изображения, не- |
и поверхностей, образующих объемы; |
|||
обходимо развить познание — на- |
2) изучение композиции (конструи- |
|||
учиться технически правильно ото- |
рование, компоновка кадра) по прин- |
|||
бражать увиденное, пройти так на- |
ципу: частное вечно принадлежит об- |
|||
зываемую школу. |
|
|
щему, общее вечно должно сообразо- |
|
Цель фотосъемки гипсовых геомет- |
вываться с частным; |
|
||
рических тел и фигур заключается |
3) изучение пространственного ре- |
|||
в усвоении основ фотоизображения |
шения сюжета — перспективы линей- |
|||
в условиях стабильности и статики |
ных величин, тональной перспек- |
|||
постановки сюжета. Перед учащим- |
тивы; |
|
||
ся ставится четыре конкретные за- |
4) изучение освещения, его эффек- |
|||
дачи: |
|
|
тов и возможностей. |
|
|
|
|
|
138 |
Павильонная фотосъемка |
|
|
|
|
|
|
|
||
Гипсовый класс есть не что иное, |
рой следует найти изобразительное |
|||
как постоянная работа над формой, |
решение. Таким образом, первая ра- |
|||
с которой все в нем начинается и ко- |
бота над изображением гипсовых фи- |
|||
торой все заканчивается. Однако изу- |
гур состоит в воспитании объемного |
|||
чение формального мастерства долж- |
видения, в изображении формы в |
|||
но строиться на совокупности конст- |
пространстве в наиболее выигрыш- |
|||
руктивных элементов: линий, фор- |
ной проекции и светотени. |
|||
мы, тона, светотени. Оно требует |
Первыми постановками гипсового |
|||
объективности в передаче всякой |
класса являются отдельные геометри- |
|||
фигуры как объемной формы, геомет- |
ческие фигуры: куб, пирамида, |
|||
рического соответствия линий, их |
шестигранник, трехгранник (рис. 64). |
|||
углов и кривизны. |
Все внимание учащихся должно быть |
|||
Учитывая, что компоновка геомет- |
устремлено на достижение вырази- |
|||
рических тел на первых порах обу- |
тельности проекции каждой фигуры |
|||
чения в гипсовом классе представ- |
и раскладку светотени для дости- |
|||
ляет собой зрелище рядом располо- |
жения |
максимальной |
объемности |
|
женных фигур, то, следовательно, за- |
изображения. Здесь тень неотдели- |
|||
коны композиции строятся на их |
ма от линии, четкость линии зависит |
|||
отношениях и гармонии. |
от контраста тональных полей. Уси- |
|||
Очень важно уже на этой стадии |
ление линии — это четкое разграни- |
|||
обучения усвоить, что красота ли- |
чение видимой части фигуры, ее кон- |
|||
нейного рисунка определяется в ос- |
турной проекции. |
|
||
новном разнообразием и сочетанием |
Для |
сопоставления этот учебный |
||
линий. За каждой линией надо на- |
этюд выполняют с одним источником |
|||
учиться ощущать форму. Для людей, |
света при трех видах освещения: |
|||
не связанных с изображением, ощу- |
фронтальном, диагональном и боко- |
|||
щение — это род восприятия, для фо- |
вом. |
|
|
|
тографа — это также и задача, кото- |
С первых снимков следует поста- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
64. Элементы |
первых учебных |
|
|
|
натюрмортов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|