ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 1
139
Практические упражнения
65. Примерный натюрморт по теме «Выявление объемов округлых форм»
вить задачу по освещению фона. Все линии фигуры и с освещенной и с теневой стороны должны четко просматриваться. С этой целью уточняют расположение фонового прибора, достигая проекции светлых сторон фигуры на более темных участках фона, а темных — на светлом.
Далее переходят на съемку предметов сферических форм: шара, вазы, конуса (рис. 65). Здесь отрабатывается пластичность освещения — плавные растянутые переходы от светлого к темному. В тенях желательно создать участки едва заметных рефлексов, образующихся от близко расположенных светлых поверхностей. В светлых местах закругления формы должен быть заметен блик. Контраст светотени смягчают экраном-от- ражателем. Здесь также регулируют освещенность фона, не допуская слитности его с фигурой.
С целью изучения пластичности и объемности, создаваемых освещением, а также влияния эффекта освещения на эти факторы данную постановку дублируют три раза: при диагональном, боковом и бликующем
(заднескользящем) направлении рисующего света.
Далее переходят к комбинированным постановкам. Шар устанавливают на куб или шестигранник и ставят задачу максимального выявления объемов как угловатой формы, так и сферической. Здесь надо найти оптимальный вариант освещения одним источником света, направить пучок лучей под таким углом, чтобы свет и тень разложились на видимых поверхностях угловатой формы и с широкой растяжкой полутона образовали участки света и тени на поверхности шара.
На данной стадии работы весьма важна степень понижения контраста освещения, поэтому наряду с дублированием съемки, связанным с изменением эффекта освещения, следует делать также и два-три дубля разной степени смягчения контраста светотени.
Следующий этап гипсового класса — съемка рельефов. Моделью здесь служат гипсовые орнаменты и барельефы. Важнейшая задача заключается в выявлении объемов слож-
140
Павильонная фотосъемка
ных выпуклых форм. Здесь, как и при съемке геометрических фигур, используют только один источник света, который направляют на объект съемки под разными углами. В заключение, сравнивая эффекты освещения на фотоснимках, будущий фотограф уясняет, какие приемы дают лучшие результаты выявления рельефов. Для большей ощутимости объемного изображения здесь не следует прибегать к понижению контрастов дополнительными экранамиотражателями.
Далее переходят к съемке гипсовых ваз, кувшинов и других предметов
сложной геометрической формы. По существу это натюрморт, где к задаче выявления объемных форм предметов прибавляется новая важная задача — проекция теней. Их величины, ракурс и местоположение составляют интерес с точки зрения общего светового решения снимка. Кроме того, проекция теней может внести элемент динамики в данный статичный сюжет, а также усилить
перспективное решение снимка. Создавая разные варианты падающих теней, следует учитывать, что тень, падающая по диагонали, будет самой длинной из всех, которые можно создать в прямоугольном формате фотокадра, и самой неустойчивой из линий, ассоциирующейся
внашем восприятии с движением. Немаловажное значение имеет рез-
кость тени. Кроме пространственности теневого пятна, резкость тени определяет плавность (градиент) изменил освещенности в зоне полутени, «...тени, их форма и густота столь же важны для передачи на
бб. Этюды освещения скульптуры с грубой фактурой
снимке объемных форм предметов, пространства и фактуры, как и света... тень — это не просто неосвещенное место, а тональный элемент композиции, метко завершающий общий композиционный строй снимка и играющий первостепенную роль в его тональном решении». (Дыко Л. П., Головня А. Д. Фотокомпозиция.
М., 1961, с. 161.)
На предметах очень светлого то-
141
Практические упражнения
на, каковыми являются неокрашенные изделия из гипса, светотеневые переходы замечаются плохо. При ярком освещении гипсовые предметы становятся чрезмерно яркими и границы света и тени еще более сужаются. Утрачивается объемная выразительность формы. При слабом освещении отражение света от разноосвещенных поверхностей несколько выравнивается, что заметно усиливает пластичность освещения.
Прямому направленному освещению свойственны резкая профилировка, глубокие тени, некоторая грубость создаваемой светом формы. Работа открытыми источниками света поэтому малопригодна. Впереди прибора устанавливают сетки-рас- сеиватели из марли или арказоля.
Смягчение рисующего света осо-
67. Этюд освещения скульптура лобовым светом
68. Тоновый портрет
бенно необходимо при работе над криволинейными формами. Приступая к съемке гипсовых бюстов, об этом надо позаботиться в первую очередь.
При съемке головы из гипса, глины, мрамора, дерева и прочего материала фотограф отрабатывает основные эффекты портретного освещения: фронтальный, диагональный, боковой, заднедиагональный и контровый (см. рис. 34).
Снимая модели с грубой фактурой (глина, гранит и т. п.), предпочитают пользоваться боковым направлением рисующего света, так как он хорошо подчеркивает отличительную структуру поверхностей (рис. 66). Фронтальное и лобовое освещение в меньшей мере выявляет материал модели, что и необходимо учитывать при съемке (рис. 67).
Направление светового потока может быть нижним, верхним или на уровне головы. Первые этюдные постановки производят без смягчения теней, т. е. передают эффект света в чистом виде, следя лишь за ха-
142
Павильонная фотосъемка
рактерностью раскладки света и тени, не забывая при этом вести световую отработку фона.
Второй этап работы над фиксацией эффектов освещения заключается в смягчении контрастов освещения. Как уже указывалось, степень соотношения темного и светлого тона — понятие субъективное; оно основано на чувственном восприятии фотографа и находится в неразрывной связи с общим представлением о модели
(рис. 68).
В учебных этюдах, как в работе над скульптурными портретами, так и над живой натурой, ставится задача создания трех вариантов понижения контраста освещения: сильного, среднего и слабого.
В зависимости от тонального рисунка модели определяют светлоту фона на отдельных участках кадра. Для овладения композиционным мас-
терством портретирования весьма полезно создавать предметные фона при съемке скульптуры (рис. 69).
Далее переходят к сложному освещению с применением нескольких источников освещения. Это значит, что к эффекту основного рисующего света на гипсовый бюст направляют дополнительные потоки света с целью подсветить (подчеркнуть) отдельные линии или формы лица и фигуры. Иными словами, приступают к световой моделировке. Осуществляют ее по этапам.
Первый этюд светосочетания заключается в добавлении к рисующему свету верхнего света, моделирующего волосы. Осветительный прибор устанавливают над головой так, чтобы светлота промоделированного участка была меньшей, чем поверхностей, освещенных рисующим светом.
143
Практические упражнения
69. Скульптура на оригинальном фоне (a), на фоне
кустарника (б), агавы (в) и на фоне ткани
(г).
Второй этюд отличается от первого тем, что дополнительно включают прибор контрового света, уделяя при этом основное внимание соотношениям светлоты участков подсвеченных волос и световым контурам. Для пластичности тонального рисунка необходимо, чтобы световой контур был слабее участка промоделированных волос.
Третий этюд, в котором используются четыре источника света (не считая фоновых приборов), представляет собой усложнение против второго этюда, заключающееся в моделировании еще одного участка лица,— это известное «пражское (узкое) моделирование». Его эффект — легкий световой мазок по линии скулы, который должен быть еще слабее, чем световые контуры (см. рис. 45, б).
В четвертом этюде разница та, что вместо эффекта узкого модели-
рования создается эффект широкого моделирования. Тот же осветительный прибор переводится с заднедиагонального направления ближе к боковому, световой мазок по линии скулы расширяется, освещая значительную часть щеки в теневой стороне лица (см. рис. 45, в).
Последний, пятый, этюд освещения отличается от четвертого или третьего тем, что основной рисующий свет устанавливают несколько выше, т. е. на такой высоте, при которой притеняются глазные впадины. Пятый прибор направленного света малой интенсивности служит для подсветки глаз. При этом внимательно следят за тем, чтобы его основное действие в качестве осветителя глаз не превратилось одновременно в сильный заполняющий свет, резко меняющий соотношение света и тени. Именно по этой причине не задаются целью
144
Павильонная фотосъемка
полностью высветлить притененные глаза, а лишь слегка подсветить их.
Затем переходят на съемку торсов и ростовых композиций. Эта часть обучения имеет очень важное значение, так как, кроме световых решений, здесь изучаются формы и пропорции фигуры человека, что в какойто мере компенсирует отсутствие натурного класса в фотографических учебных заведениях.
По части освещения ставится задача создания общего рисующего света по всей вертикали фигуры (рис. 70). Это в равной мере относится как к отдельным торсам, так и к гипсовым фигурам, снимаемым поколенно и в полный рост. Эффект освещения выполняют в трех вариантах — диагональном, скользящем и боковом при трех вариантах высветления теней — слабом, среднем и сильном.
Далее учебный этюд усложняют легким световым моделированием. С этой целью устанавливают прибор моделирующего света в заднедиагональном положении с теневой стороны и в зависимости от положения фигуры создают световые контуры на границах отдельных, наиболее красивых форм.
Последний и наиболее сложный снимок композиции в рост завершает весь комплекс освещения. Голову фигуры освещают локальным светом по одному из пяти приведенных выше принципов светосочетания, освещая одновременно фигуру так, как было описано для усложненного этюда. Особое внимание при этом надо уделить единству эффекта освещения.
Целью гипсового класса является также практическое изучение метода светового каширования. Для этого необходимо выполнить три задания:
1) найти гипсовую модель с рукой
и понизить ее освещенность путем притенения;
2)путем каширования света притенить лоб;
3)путем каширования притенить все лицо, за исключением глаз.
Для изучения формы головы, торса, рук, ног, шеи, плеч и съемки пер70. Общий рисующий свет в поясной композиции
вых этюдов следует использовать лучшие образцы современной скульптуры или классическую скульптуру. Анатомическое строение их так ясно, пропорции настолько идеальны, что учащийся в поисках наиболее красивой проекции будет постепенно развивать свой вкус и обогащать свои познания в пластике форм.
Работа над съемкой гипсовых моделей формирует творческую индивидуальность фотографа. Каждому
145
Практические упражнения
свойственна своя манера видеть, чувствовать и воспроизводить. Поэтому надо приучать себя снимать самостоятельно.
Одно из важнейших качеств фотографа — это наблюдательность. Для того чтобы фотограф мог видеть больше, улавливать малозаметные, но существенные признаки предметов, их форм, он должен совершенствовать наблюдательность, а это вряд ли возможно без предварительного изучения образцов классического искусства.
2. Натюрморт
Учебный натюрморт является важным этапом совершенствования фотографа. Он помогает осмыслить законы композиции, развивает чувство ритма и гармонии, соразмерности и сопоставления отдельных элементов. Работа над натюрмортом дает возможность глубоко оценить материальные особенности разных предметов и их фактур. Натюрморт — отличная школа работы со светом. Здесь можно спокойно, не торопясь, поразмыслить над оправданностью эффекта, разобраться в светотеневых соотношениях, в композиции, найти интересное пространственное решение.
Первый учебный натюрморт обычно строится на основе сочетания пластики форм предметов с пластичностью освещения. Наилучшими композиционными элементами для этой цели могут быть несколько куриных яиц. Лучше всего их разместить на обыкновенной тарелке, в стеклянной вазочке или просто на гладком листе бумаги. На данном начальном этапе работы над натюрмортом не следует усложнять задачи
введением в кадр драпировки. Воссоздание фактуры ткани с характерными для нее живописными складками требует самостоятельного изучения.
Во избежание однообразия в композиционном построении снимка следует найти разные положения и разные проекции форм каждого яйца. Законченную постановку следует осветить открытым источником направленного света и отснять несколько дублей при следующих направлениях светового потока: фронтальном, диагональном и заднедиагональном,— не пользуясь экраном-отражателем или источником рассеянного света для понижения контраста (рис. 71,
а, б, в).
Следующие снимки этого сюжета делают при тех же световых условиях с той лишь разницей, что понижают общий контраст светотени. При этом особое внимание уделяют раскладке полутона между участками света и тени. Густоту участков собственных теней понижают до такой степени, чтобы на них. была ощутима фактура (рис. 71, г, д, е).
Далее следует еще несколько снимков. Световой поток направленного света заметно смягчают, повторяя работу в той же последовательности с разных направлений светового потока без понижения контраста и с понижением.
В заключение со всех негативов делают отпечатки одинакового размера, наклеивают на лист бумаги и сопоставляют, чтобы определить, какой из снимков наиболее удачно выражает объемную форму и пластичность сюжета.
Для будущего портретиста эти этюды имеют особое значение, так как голова человека представляет собой эллипсоидную форму.