Файл: Feldman_-_Tehnika_i_tehnologiya_fotosyemki.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

146

Павильонная фотосъемка

Изображению фактуры металла

Нахождение угла направления ис-

может быть посвящен следующий

точника рисующего света определит

натюрморт. В эту постановку войдут

тональное качество изображения, ко-

несколько разных объективов в ме-

торое наилучшим образом должно

таллической оправе, как светлых —

выразить материальность предмета,

хромированных, так и темных — во-

его фактуру.

роненых, кассеты, металлические

В дальнейшем при создании рек-

кассетницы, фотоаппарат и другие

ламного натюрморта будет поставле-

детали.

на задача предельно резкого изобра-

147

Практические упражнения

жения всех деталей натюрморта, здесь же необходимо выделить главный элемент сюжета и показать его подчеркнуто резким, допуская спады резкости на второстепенных деталях. При этом ставится условие: как бы заметно ни убывала резкость на отдельных участках кадра, каждая изображаемая вещь должна сохра-

71. Пример натюрморта, снятого при использовании только рисующего света (а, 6, в),-а также рисующего и заполняющего света (г, д, е)

нить свою форму в пределах ее узнаваемости (рис. 72). Сказанное относится не только к линейным формам, но также и к изображению фактуры. Будучи нерезко переданными, они все же должны давать представление

остроении поверхности предмета. Работая над композицией натюр-

мортов, следует избегать такой компоновки, когда все элементы даны изолированно (рис. 73). Такое требование иногда предъявляется к фотоснимку технического назначения, где важно видеть контурную проекцию всех линий, очерчивающих предмет. В художественном произведении такая самостоятельно законченная проекция каждой вещи производит впечатление несобранности, разобщенности элементов композиции. Решая задачу композиции, фотограф располагает безграничной свободой компоновки сюжета. Он может показать предмет целиком, может в большей или меньшей степени прикрыть его другим предметом (этого нельзя обусловить заранее). Можно лишь с уверенностью сказать, что проекция предметов с наложением друг на друга является необходимым изобразительным приемом, создающим композиционную стройность и линейную взаимосвязанность фотоснимка

(рис. 74, 75).

Когда компоновка натюрморта завершена, необходимо определить точку зрения, т. е. точку съемки. При этом внимание фотографа должно быть сконцентрировано на решении ряда проблем: перспективы, фона, ракурса и угла, под которым сюжет кажется наиболее выигрышным.

Сюжет освещают одним источником рисующего света, фиксируя на-


148

Павильонная фотосъемка

тюрморт на пленку трижды: при диагональном, боковом и заднедиагональном направлении светового потока. Однако эту работу делают не механически, а зорко наблюдая и запоминая тональные изменения, происходящие при изменении угла падения света.

В процессе работы надо предварительно решить, какой вариант освещения кажется наиболее удачным, и в дальнейшем, при оценке готовых снимков, установить, совпала ли

быть назван «стекло». Основная задача — выявить фактуру прозрачных

иполупрозрачных сред. Элементами натюрморта могут быть стакан с чаем, хрустальная вазочка, сахарница, бутылки светлого и темного стекла

ипр. Постановка натюрморта заметно усложняется введением скатерти с ее характерной фактурой, расцветкой, рисунком, складками. Однако главными элементами натюрморта

остаются все же прозрачные предметы, которые необходимо выделить

72. Натюрморт «стекло», где каждая

73. Натюрморт «стекло», где

74. Натюрморт с взаимосвязанными

вещь передана достаточно резко,

разобщенность предметов,

предметами

чтобы быть узнанной

составляющих натюрморт, производит

 

 

впечатление одноплановости

 

оценка. Если имеются расхождения и

оптически и сконцентрировать на них

кажется, что на снимке сюжет по

световые акценты.

освещению более удачен в непред-

Найдя по своему усмотрению наи-

виденном варианте, то следует найти

более удачное расположение предме-

причину и уяснить ее для себя.

тов на площади кадра, уточнив его

Для сопоставления вариантов осве-

границы и определив точку съемки,

щения делают ряд снимков по тому

надо отснять три варианта освеще-

же принципу, что и в первом натюр-

ния — с бокового, заднедиагонально-

морте.

го и контрового направлений рисую-

Следующий натюрморт может

щего света, получив эффект осве-


149

Практические упражнения

щения в чистом виде, т. е. не применяя дополнительных источников освещения и не пользуясь экранамиотражателями. Далее повторяют эту работу, слегка подсвечивая рассеянным светом наиболее темные участки сюжета. И в заключение еще раз повторяют съемку, внося лишь изменения в степень рассеяния рисующего света, т. е. закрывая осветитель-

75. Натюрморт при диагональном (а), боковом (б) и западнодиагоналъном (в) освещении

ный прибор марлевыми сетками или арказолем.

С целью закрепления приобретенного умения компоновать натюрморты и передавать на фотоснимке сложные тональные соотношения, а также воспроизводить фактуры поверхностей разных тел весьма полезным в учебном плане может оказаться натюрморт с изображением иголки с ниткой на фоне нитяных клубков или катушек (см. рис. 75). Для сюжетной убедительности сюда также можно ввести и наперсток. Данная постановка еще ценна тем, что представляет собой макросюжет и дает возможность совершенствования в этом новом виде съемки. Здесь рекомендуется варьировать освещение за счет направления светового потока с переднедо заднедиагонального, находя нужную высоту установки прибора в соответствии с желаемой проекцией падающих теней. Завершив съемку с одним источником света, пробуют подчеркнуть контровым

150

Павильонная фотосъемка

светом форму иглы и отверстия в ней. Это надо делать весьма тонко, используя узкий пучок света и создавая локальный эффект.

Сделав несколько рекомендованных снимков, можно легко убедиться, что на рис. 75, а диагональное освещение достаточно хорошо передает фактуру металла, менее — деревянной катушки и совсем слабо — мотка шерстяной нитки. Игла обрела светлую полосу по центру и тени справа и слева. Отверстие иглы плохо заметно. Этот недостаток обедняет живописность сюжета.

заднедиагонального моделирования, переходы полутонов к темному становятся более контрастными, ворсинки

иформа иглы — четче заметными. Подобный натюрморт может иметь

смысл в качестве рекламного, когда есть необходимость показать образцы товаров. На данной стадии обучения в классе натюрмортов желательно усложнять постановки, усиливая их смысловую и тематическую направленность. В качестве примера таким дополнительным элементом явились очки (рис. 76). Во-первых, это два новых материала с присущи-

76. Усложненный натюрморт

При перемещении источника рисующего света в боковое положение фактура шерстяных нитей становится яснее различимой, игла моделируется собственной тенью только с одной стороны. При дальнейшем перемещении светильника до заднедиагонального положения еще более усиливаются объемность и пластичность всех элементов данного натюрморта. Появляется типичный эффект

ми им фактурами (пластмасса и стекло); во-вторых, это их насыщенный черный тон; в-третьих, это проекция тени и блики в стеклах; в-четвертых, и это самое главное, данный натюрморт обретает замкнутую смысловую композицию.

Изображение белого на белом всегда представляет для фотографа большую сложность. Учебный натюрморт на эту тему можно составить из



151

Практические упражнения

кусков сахара. Здесь надо создать освещение, способное выявить тональные отличия поверхностей кусков сахара, освещенных по-разному. С этой целью прибор рисующего света устанавливают в диагональном положении, далее переводят его в боковое и, наконец, в заднедиагональное положение, фиксируя при этом изображение на пленку (рис. 77, а,

77. Натюрморт «сахар»

б, в). При этом важно понизить насыщенность собственных теней до такой степени, при которой фактура на всех участках изображения остается специфически присущей предмету (в данном случае — сахару). На рис. 77, г, д, е найдена удачная степень понижения контрастов посредством заполняющего света.

После изучения освещения пластических объектов следует переходить

152

Павильонная фотосъемка

к натюрмортам, включающим и иные элементы, обладающие различными формами. Натюрморт, показанный на рис. 78, включает тарелку, ложку и хлеб.

При пользовании освещением от бокового до контрового направления раскладка светотени происходит таким образом, что собственные и падающие вперед тени (при отсутствии общерассеянного света) обретают насыщенный черный тон. Реальность предметов при этом искажается, что в подобных случаях заставляет фотографа использовать заполняющий свет. На фотоснимке предметы натюрморта приобрели присущую им тональность благодаря умелому использованию заполняющего света.

При компоновке натюрморта из различных материалов (рис. 79) очень важно удачно распределить объекты

в кадре, найти соответствующее освещение и проекцию.

Изображение цветов в натюрмортах — увлекательный вид съемки. Форму цветов и их цветовой тон, а также посуду для них и драпировку учащийся выбирает по своему вкусу. Важно передать на снимке нежную фактуру лепестков цветка и листьев и тональность воздушного пространства. И здесь надо снять несколько вариантов освещения сюжета, начиная от диагонального и кончая контровым. Снимок усложняется тем, что, кроме цветов, надо надлежащим образом осветить сосуд, в котором они находятся. Это может быть стекло, хрусталь, фарфор или глина. Без внимания нельзя также оставить скатерть или драпировку.

Работу над натюрмортом следует рассматривать как учебу по освеще-