ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 304
Скачиваний: 1
153
Практические упражнения
нию фактур. Следует добиваться эффектов освещения, органически присущих объекту съемки, с технической же точки зрения — стремиться к получению всех элементов света: плотных светов, слабых светов, полутонов, собственных и падающих теней, бликов и рефлексов.
Другая важная задача заключается в поисках выразительного освещения, которое способствовало бы передаче таких фактур, как стекло, металл, ткань, жидкость, дерево, пластмасса. Одни из них бывают хорошо переданы на фотоснимке при диагональном освещении, в то время как другие выигрывают при боковом или заднедиагональном.
Для съемок предпочтительнее камеры с двойным растяжением меха или зеркальные фотоаппараты с набором разных объективов.
78. Натюрморт, состоящий из предметов различной формы и фактуры при заднедиагональном освещении без заполняющего света (а) и с заполняющим светом (б)
79. Натюрморт «игрушки> |
в котором выявлена фактура |
ткани и дерева |
|
154
Павильонная фотосъемка
IV. Другие виды съемок в павильоне
1. Съемка для документов |
|
|
|
|||
Фотоснимок для документа предна- |
того, верхний это ракурс или ниж- |
|||||
значен для опознания человека, или, |
ний, передать отдельные формы то |
|||||
как принято выражаться, для иден- |
сплюснутыми, то вытянутыми. Та- |
|||||
тификации личности по фотокарточ- |
ким образом, третье правило: |
|||||
ке. Идентификация возможна, если |
съемка на документы ведется строго |
|||||
снимок сделан в строгом соответст- |
по нормали, т. е. объектив фотокаме- |
|||||
вии |
с правилами опознавательного |
ры должен быть установлен по цент- |
||||
портрета, предполагающими наибо- |
ру лица портретируемого. |
|||||
лее полную и точную фиксацию ста- |
Во избежание масштабных искаже- |
|||||
тических характеристик лица. |
ний, связанных с близкой дистанци- |
|||||
В |
криминалистической литерату- |
ей съемки, рекомендуется применять |
||||
ре |
достаточно |
полно |
разработаны |
длиннофокусные объективы. Так, по |
||
единые критерии объективной оцен- |
установленной технологии фотосъем- |
|||||
ки |
идентификационных |
признаков. |
ки снимки для документов произво- |
|||
Первый признак опознания — соот- |
дят камерой типа ФК 13X18 с объ- |
|||||
ветствие биологической |
асимметрии. |
ективом «Индустар-51», с фокусным |
||||
Его можно установить по четким ли- |
расстоянием 21 см. Съемка возможна |
|||||
ниям абриса лица в положении пол- |
с расстояния не менее 3 м, что исклю- |
|||||
ного фаса. Из этого вытекает пер- |
чает какие-либо масштабные преуве- |
|||||
вое правило съемки для докумен- |
личения отдельных форм, находя- |
|||||
тов: фотографирование должно вес- |
щихся ближе к объективу. Высокая |
|||||
тись фронтально при строгом соблю- |
разрешающая сила и отличная рез- |
|||||
дении полного фаса, при котором |
кость, присущие этому объективу, |
|||||
парные органы лица сопоставляются, |
вполне |
удовлетворяют |
требованию |
|||
а также подчеркнута степень несоот- |
высокой резкости снимков для доку- |
|||||
ветствия абриса левой и правой сто- |
ментов. |
|
|
|||
роны лица. |
|
|
Для экономии времени, связанно- |
|||
При наклоне головы вперед и при |
го с зарядкой и перезарядкой кассет, |
|||||
отклонении ее |
назад |
изменяется |
используют специальные |
мультипли- |
||
отображение размеров как головы в |
каторы. |
идентификации личности |
||||
целом, так и отдельных ее элемен- |
Задача |
|||||
тов. Лицо претерпевает деформацию |
по фотоснимку не допускает вмеша- |
|||||
на фотоснимке, и его опознаватель- |
тельства негативной ретуши (не счи- |
|||||
ные признаки ухудшаются. Отсюда |
тая технической). Устранение любо- |
|||||
второе правило: при съемке для |
го косметического недостатка на ли- |
|||||
документов лицо должно находиться |
це лишит такой снимок его основной |
|||||
прямо перед объективом, без укло- |
ценности. Следует помнить, что чем |
|||||
нов или приподнятости. |
|
реже встречается признак, будь то |
||||
Ракурсы при съемке еще более ви- |
шрам на лице, родимое пятно и т. п., |
|||||
доизменяют лицо. Ракурсная проек- |
тем более он ценен для идентифика- |
|||||
ция может до неузнаваемости иска- |
ции личности. |
|
||||
зить черты лица, и в зависимости от |
Необходимо указать на путаницу, |
|
|
|
|
|
|
|
155 |
Другие виды съемок в павильоне |
|
|
|
||||
|
|
||||||
происходящую по причине того, что |
прибора рассеянного света исполь- |
||||||
некоторые |
снимки |
для |
документов |
зуют многоламповую рампу. Ее уста- |
|||
отождествляют |
с |
художественной |
навливают в одном из диагональных |
||||
миниатюрной фотографией. При оди- |
положений. Широкий поток света |
||||||
наковых размерах (3x4, 4x6, 6x9 |
дополнительно рассеивают арказо- |
||||||
и 9x12 см) их выполняют по различ- |
лем либо несколькими слоями марли, |
||||||
ной технологии. Снимки для доку- |
обработанной огнезащитным соста- |
||||||
ментов делают по правилам опозна- |
вом. Он мягко освещает лицо, не |
||||||
вательного портрета (он ничего |
образуя падающих теней. Однако |
||||||
общего не имеет с художественным), |
контраст освещения между стороной |
||||||
а миниатюрную фотографию выпол- |
лица, обращенной к рампе и проти- |
||||||
няют |
по правилам |
художественного |
воположной ей, бывает чрезмерно ве- |
||||
портрета, она отличается от послед- |
лик. В соответствии с требованиями |
||||||
него лишь своим малым форматом. |
эти соотношения должны выражать- |
||||||
Для |
художественной |
фотоминиа- |
ся так: одна сторона лица равна по |
||||
тюры при необходимости приме- |
освещенности первой степени свет- |
||||||
няется ретушь. Здесь также нет ни- |
ло-серого тона, другая — второй сте- |
||||||
каких канонов по части ведения |
пени светло-серого тона семиступен- |
||||||
съемки — выбора поворота, точки |
чатой шкалы плотностей. Для этого с |
||||||
съемки, освещения и т. д. |
менее освещенной стороны устанав- |
||||||
Художественная |
фотоминиатюра |
ливают белый экран-отражатель. |
|||||
может быть использована для неко- |
Приближая или отдаляя его, находят |
||||||
торых видов документов: билетов |
нужные соотношения. |
||||||
творческих и профессиональных сою- |
В тех случаях, когда по каким-ли- |
||||||
зов, студенческих и молодежных ор- |
бо причинам световую рампу невоз- |
||||||
ганизаций и т. п. |
|
|
можно установить |
в диагональном |
|||
Для таких же документов, как про- |
положении и она находится в боко- |
||||||
пуска на предприятия и в учрежде- |
вом, происходит чересчур четкое |
||||||
ния, паспорта, военные билеты и |
деление лица на значительно осве- |
||||||
удостоверения |
личности, |
требуются |
щенную и малоосвещенную части, а |
||||
снимки, выполненные в соответствии |
отраженный свет от экрана не дает |
||||||
с технологией съемки для докумен- |
требуемых соотношений. Тогда до- |
||||||
тов. В этом случае для освещения |
полнительно устанавливают верхний |
||||||
лица не годятся источники рисующе- |
светильник рассеянного света лобо- |
||||||
го света, которыми пользуются при |
вого направления. Освещение лица |
||||||
художественном |
портретировании. |
приобретает в результате этого боль- |
|||||
Будучи светом направленным, ри- |
шую пластичность, так как верхний |
||||||
сующий свет способен создавать на |
свет выполняет функцию заполняю- |
||||||
лице участки теней, изменяющих |
щего света. |
|
|||||
отображение форм частей лица на |
До недавнего времени было уста- |
||||||
фотоснимке. Эти изменения могут |
новлено, что светлота фона для всех |
||||||
быть настолько значительными, что |
документных снимков должна со- |
||||||
исключат |
возможность |
идентифи- |
ответствовать первой степени свет- |
||||
цировать личность по фотокарточке. |
ло-серого тона. Однако для некото- |
||||||
Технология |
фотосъемки для этих |
рых документов |
сейчас требуется |
||||
целей предусматривает светотональ- |
чисто-белый тон фона, поэтому |
||||||
ный способ освещения. В качестве |
пришлось увеличить освещенность |
|
|
|
|
|
|
156 |
|
|
Павильонная фотосъемка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
фона. Вообще следует сказать, что |
В целях разгрузки фотографий от |
|||||
|
высокая |
светлота фона |
нарушает |
фотосъемки для документов и сокра- |
|||
|
световой баланс освещения и вредно |
щения промежутка времени с мо- |
|||||
|
сказывается на фотоизображении. |
мента съемки до получения готовых |
|||||
|
Спокойное выражение лица с на- |
фотографий (с 24 ч до 9 мин) в Москве |
|||||
|
правленным вперед взглядом явля- |
и в Ленинграде осваивают новую |
|||||
|
ется единственно приемлемым эмо- |
ускоренную технологию изготовле- |
|||||
|
циональным решением, так как все |
ния фотоснимков специальными фо- |
|||||
|
остальные |
затрудняют |
опознание |
тоавтоматами. |
|
|
|
|
личности. |
|
фотоателье |
Размеры фотоснимков для доку- |
|||
|
При проектировании |
ментов (от 3x4 до 9x12 см включи- |
|||||
|
желательно выделить для докумен- |
тельно), а также художественных фо- |
|||||
|
тальной съемки отдельное помеще- |
тоснимков должны |
соответствовать |
||||
|
ние. Для этого требуется небольшая |
требованиям республиканского стан- |
|||||
|
комната, площадью примерно 18 м2 |
дарта РСФСР 234—71. По этому стан- |
|||||
|
(3x6 м). Если же такое не представ- |
дарту фотоснимки, выполняемые по |
|||||
|
ляется возможным, то в общем |
индивидуальным заказам на черно- |
|||||
|
съемочном зале занимают один из |
белой фотографической бумаге, могут |
|||||
|
углов, где и размещают съемочную |
быть следующих размеров: |
|||||
|
Размерфотоснимка, см Размерфотоотпечатка, мм Размертрафарета |
Допускаемое отклонение |
Ширинабелого поля |
||||
|
|
|
дляфотопечати, мм |
фотоотпечатка |
насторону, мм |
||
|
|
|
|
|
итрафарета, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3X4 |
28X38 |
От 24X32 |
|
+1 |
1,0-3,0 |
|
|
4X6 |
38X58 |
до 26X36 |
|
±1 |
0,5-2,5 |
|
|
35X55 |
|
|
||||
|
5X6 |
48X58 |
45X55 |
|
±1 |
0,5-2,5 |
|
|
6X9 |
55X85 |
50X80 |
|
±1 |
1,5-3,5 |
|
|
9X12 |
85X115 |
80X110 |
|
±1 |
1,5-3,5 |
|
|
9X14 |
85X135 |
80X130 |
|
±1 |
1,5-3,5 |
|
|
10X15 |
85X135 |
80X130 |
|
±1 |
1,5-3,5 |
|
|
13X18 |
115X170 |
110X165 |
|
±2 |
1,5-3,5 |
|
|
18X24 |
175X235 |
169X229 |
|
±2 |
2,0-4,0 |
|
|
24X30 |
230X290 |
225X285 |
|
±3 |
1,5-3,5 |
|
|
30X40 |
294X394 |
287X387 |
|
±3 |
2,5-4,5 |
|
|
40X50 |
394X494 |
386X486 |
|
±3 |
3,0-5,0 |
|
|
50X60 |
494X594 |
485X585 |
|
±3 |
3,5-5,5 |
|
площадку, отгородив ее портьерой, Фотоснимки, изготовляемые в фозанавеской, ширмой или легкой перетоавтоматах, должны соответствогородкой. вать следующим данным:
Тип фото- |
Размерфото- |
автомата |
снимка, см |
Размерфото- |
Размертрафарета |
Допускаемое от- |
Ширина белого |
отпечатка, мм |
для фотопечати, |
клонениефотоот- |
полянасторону, мм |
|
мм |
печатка итрафарета, |
|
|
|
мм |
|
Фото-МИ |
4X5 |
40X50 |
38X48 |
±1 |
|
|
До2,0 |
||||||
ФА-1 |
3X4 |
30X40 |
30X40 |
158
Павильонная фотосъемка
живались наложения фигур. На фрагменте портрета А. Н. Костычевой с сыном (рис. 82) кисти художника Н. Н. Ге (1875 г.) «накладка» произведена столь ощутимо, что она касается не только плеч и бюста, но и частично лица. Эта композиция по времени совпала с бурным развитием портретной фотографии. Однако и по сей день этот оригиналь- . ный, достойный подражания прием компоновки встречается весьма редко в практике работы фотографовпрофессионалов.
От наложения фигур зависит выбор стороны направления светового потока. Осветительный прибор устанавливают со стороны, с которой не могут появиться падающие тени от выдвинутой вперед фигуры. Иными словами, его устанавливают с противоположной стороны от наложения.
При компоновке надо учитывать тональность лиц — более темное лицо располагают ближе к источнику рисующего света.
Несобранной выглядит композиция, когда лица значительно отдалены друг от друга. Однако не следует забывать, что очень близкое расположение лиц свидетельствует о близости в отношениях людей и придает снимку интимную окраску.
Учитывая значение фокуса портретных объективов и нежелатель-
82. Н. Н. Ге.
Портрет А. Н. Костычевой с сыном — фрагмент
(разновысокий вариант)
ность их значительного диафрагмирования, следует располагать оба лица на одинаковом расстоянии от объектива. Если это полностью не удается, то приходится пользоваться поворотом кассетной части камеры вокруг вертикальной оси.
Вовсе необязательно создавать обоим портретируемым одинаковые позы. Здесь вполне оправданы повороты лиц в разные стороны. При этом можно учесть следующую рекомендацию: при разных поворотах и положениях лиц перед объективом взгляды портретируемых должны быть устремлены прямо перед собой. При поворотах в одну сторону и оди-
81. Двухфигурная композиция с наложением (а) и без наложения (б)
159
Другие виды съемок в павильоне
наковых положениях лиц направление взглядов также дается прямо перед собой, но в данном случае они устремятся к одной точке.
Съемку групп более двух человек можно подразделить на два вида: официальный групповой портрет и художественный. Первый представляет собой документально-протоколь- ный снимок, не претендующий на художественность. Технически он должен быть совершенным: лица в примерно одном масштабе независимо от ряда их расположения резки на всей площади кадра, ни одно лицо не должно быть заслоне-
83. Диагональное построение группы:
а — только по диагонали; 6 — с заполнением верхнего пространства; в — с заполнением как верхнего, так и нижнего пространства кадра
но впереди стоящим, не притемнено. Ровное освещение всей группы — обязательное условие. Художественный групповой портрет ставит перед фотографом задачу логической взаимосвязи фигур, лиц, эмоций. Необходимо оценить внешние данные каждого участника группы и выбрать позу и наиболее выигрышный эмоциональный вариант, руководствуясь принципом, что каждому лицу надо найти соответствующее решение, как это делают при съемке индивидуального портрета.
В групповом художественном портрете следует избегать строгих рядов и прямых линий, образуемых этими рядами. Разнообразие композиционных построений групп велико. Иногда за основу принимают условную диагональ, по которой размещают три, четыре и более человек (рис. 83, а). По обе стороны от диагонали при желании можно поместить еще несколько человек (рис. 83, б, в). Такие композиции называются диагональными. Чаще всего встречаются овальные построения. Участники группы размещаются так, что их головы вписываются в овальную ли-
нию. Овальные построения бывают двух видов: по линии внутреннего (рис. 84, а, б) или внешнего (рис. 84, в, г) овала. Пустоты внутри овалов можно также заполнить участниками группы. Можно еще разместить участников группы по кругу (рис. 85). Одного человека располагают в центре круга, а остальных вокруг него со всех сторон наподобие лепестков цветка, так называемое построение «ромашка».
Группа, расположенная по кругу, удачно кадрируется на фотоотпечатке в квадратной рамке. Однако, учитывая, что утвержденный стандарт листа фотобумаги представляет со-