ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 1
160
Павильонная фотосъемка
84. Группы, построенныепо овалу, а — только по овалу б — по овалу с заполнением
нижней части кадра; в —
по внешнему овалу, г — по внешнему овалу с заполнение верхней части кадра
бой прямоугольник, то для полного его заполнения бывает необходимо несколько «растянуть» сюжет по горизонтали (рис. 86, а) или вертикали (рис. 86, б и 87) в зависимости от горизонтального или вертикального кадрирования фотоотпечатка. Достигнуть этого во время компоновки группы совсем несложно.
85Группа, расположенная по кругу
86Группа, расположенная по кругу и растянутая по горизонтали (а)
и по вертикали (б)
Предложенные способы компоновки групп по определенному геометрическому подобию вовсе не означают, что фотограф заранее ставит перед
161
Другие виды съемок в павильоне
собой задачу расставить людей строго по задуманной схеме. Распределяя участников группы с учетом форм лиц в фас и профиль, находя выигрышные для них повороты головы и положения фигур, фотограф может прийти к одной из приведенных схем. Показанные на рисунках схемы предназначены для помощи начинающему фотографу представить себе возможные формы конструкций групповых портретов и рациональное заполнение площади фотокадра.
Приведенные схемы конструктивных решений групп являются составной частью школы фотографического портрета. При выполнении съемок групп приходится учитывать одновременно сравнительно большое количество взаимовлияющих факторов: освещение участников и фона, тональное решение, распределение резкого и нерезкого на снимке, передачу взаимосвязи между участниками группы.
Приведенные схемы в силу необходимости касаются абстрактных участников группы. В практике павильонной работы положение осложняется факторами, которые трудно, а иногда и просто невозможно предусмотреть заранее. Такими факторами, влияющими на компоновку, являются возраст и пол, светлота лица и волос, светлота и даже покрой одежды, степень полноты фигур, взаимоотношения между участниками и т. п.
При съемке семейных и родственных групп существует традиция детей малого возраста располагать между родителями. В середине группы располагают также бабушек, окруженных многочисленными потомками. Если группа малочисленна, то старших по возрасту участников размещают ближе к центру в первом или втором ряду.
При компоновке групп портретист, безусловно, должен учитывать назначение снимка. Если среди участников есть «виновники торжества» (награжденные, юбиляры), то обычно их располагают неподалеку от центра. К ним бывает устремлено внимание других участников группы.
87. Групповая композиция по кругу, растянутая по вертикали
Среди различных приемов компоновки группы заслуживает предпочтения метод композиционной законченности на всех стадиях комплектования. Он заключается в том, что
162
Павильонная фотосъемка
работу начинают с однофигурной композиции, доводя ее до полной законченности, т. е. определяют позу, уточняют проекцию ведущего и уходящего плеча, поворот и наклон головы (рис. 88, а). Затем располагают второго человека и создают законченную двухфигурную композицию разновысокого варианта (рис. 88, б). Далее приступают к трехфигурной композиции. Положение третьей фигуры имеет особое значение, так как оно предопределяет принципиальный композиционный вариант. Размещение этой фигуры так, как показано на рис. 88, в, четко определило диагональное построение группы. Оно еще более усилится, когда в наметившийся диагональный строй расположения лиц поместят четвертую фигуру (рис. 88, г).
Если участников группы окажется более четырех, то следующие дватри человека можно доукомпоновать, поместив их в верхней свободной части кадра. Благодаря равномерному заполнению лицами всей площади кадра композиция уравновесится (рис. 88, д). При численности группы до 8—12 человек можно разместить участников в нижней части кадра, где они прикроют собой часть одежды вышестоящих людей (рис. 88, е).
Вернемся к двухфигурной композиции, изображенной на рис. 88, б. Если в отличие от варианта, показанного на рис. 88, в, третьего участника группы определить в противоположную часть кадра и создать симметричное трехфигурное построение, то ни о каком диагональном построении уже речи быть не может (рис. 88, ж). Расположив четвертую и пятую фигуры соответственно слева и справа, мы создадим типичную овальную композицию (рис. 88, з).
88. Методика компоновки группы
При необходимости можно расположить еще два-три человека в верхней свободной части кадра (рис. 88, и).
Как видно на схемах, данный принцип компоновки устремлен к равновесию и симметрии. Если же фотограф желает уклониться от симметричного построения, то ему следует пятого участника группы разместить несимметрично (рис. 88, к).
Композиция художественного
163
Другие виды съемок в павильоне
89. Различная компоновка группового портрета:
а — по схеме
83, б; б — по
схеме |
84, в; |
в — по |
схеме |
г — по |
схеме |
88, и |
|
тов: по диагонали, овалу и кругу (рис. 89), соответствующих схемам, показанным на рис. 83, 84, 85, 88, и. Разместить всех участников группы, чтобы поза каждого была непринужденна, а сидение удобным, можно, имея соответствующий набор разновысокой мебели (пуфы, тумбы, стулья) или мебель специальной конструкции (рис. 90).
группового портрета, особенно симметричного построения, предполагает соблюдение в известной мере интервалов, т. е. расстояний между лицами участников группы. В противном случае ощущается нарушение цельности композиционного решения (рис. 88, л).
В период обучения, занимаясь компоновкой групповых портретов, следует сфотографировать ряд вариан-
90. Горка сборная Н И. СвищеваПаола
|
164 |
Павильонная фотосъемка |
|
3. Съемка детей |
размышление, пытливый взор и мно- |
Съемка детей специфична. Дети, |
гие другие состояния, представляю- |
щие интерес в эмоциональном реше- |
|
особенно в раннем возрасте, непосед- |
нии портрета. |
ливы, и это затрудняет нахождение |
При съемке детей делают несколь- |
стабильных поз и создание портрет- |
ко дублей, запечатлевая ребенка в |
ных постановок. Поэтому съемка по |
разных эмоциональных состояниях |
своим условиям приближается к ре- |
и разных масштабах изображения |
портажной. Следуя за движением |
(рис. 91). В итоге со всех техниче- |
ребенка, фотограф выбирает точку |
ски полноценных негативов делают |
съемки, обеспечивающую выигрыш- |
контрольные отпечатки и предлага- |
ную проекцию фигуры и головы ре- |
ют их заказчикам для выбора по- |
бенка, оценивая при этом выраже- |
нравившихся портретов (рис. 92). |
ние лица. |
В отличие от павильона для съем- |
Чтобы вызвать у ребенка жела- |
ки взрослых детский павильон не |
тельное выражение лица, нужно |
должен быть большим по площади. |
прежде всего поставить его в ситуа- |
Его стены окрашивают или драпи- |
цию, вызывающую это выражение. |
руют в светлые тона, создавая тем |
И это в первую очередь связано с |
самым большое количество отражен- |
обстановкой павильона, где происхо- |
ного света, достаточное для значи- |
дит фотографирование. В детском па- |
тельного смягчения контрастов без |
вильоне ребенок должен оказаться |
применения экранов-отражателей |
в окружении игрушек, красочных |
или осветительных приборов запол- |
картин, пестрых воздушных шаров, |
няющего света, иначе фотографу при- |
способных вызвать у него восхище- |
шлось бы часто отвлекаться и тра- |
ние, радость, удивление, восторг, |
тить много времени на корректиро- |
|
вание светотени ввиду частых откло- |
91. Варианты эмоционального портрета |
нений ребенка в процессе съемки. |
165
Другие виды съемок в павильоне
Чтобы эффект освещения резко не менялся при отклонениях ребенка, создают так называемое «глубинное освещение». Два прибора рисующе-
го света соединяют, выдвигая один вперед на 40—50 см и устанавливая между ними такой же интервал и по высоте. В этом случае отклонение ребенка не вызывает скольконибудь заметного изменения эффекта освещения.
В павильоне необходимо иметь рисующий свет справа и слева, поэтому предусматриваются два комплекта. Во время съемки включают один из них.
Детский портрет лучше смотрится, когда он выдержан в светлых тонах, поэтому применяют свет, близкий
к фронтальному, и создают светлый тон фона.
В отличие от павильонов для съемки взрослых, где для каждого лица
92. Возможные варианты детского портрета
:
166
Павильонная фотосъемка
необходим поиск индивидуального освещения, а потому и не требуется создание стабильных условий освещения и сбалансированности освещения модели и фона, в детском павильоне, наоборот, такая постоянная световая обстановка желательна. Чем больше точек опоры для спины и рук, тем устойчивей положение ребенка, так как тем самым ограничивается возможность его перемещений и отклонений. Поэтому при съемке детей, особенно раннего возраста, необходим специальный детский стул с решеткой вокруг сиденья и небольшой площадкой — столиком с лицевой стороны. На решетку ребенок опирается, руки располагаются на столике, туда же можно положить и игрушки.
Младших школьников снимают на табурете, а не на стуле, чтобы спинка стула не проглядывала из-за плеч.
Для «ползунков» необходим специальный высокий столик с мягким покрытием. Павильон не рассчитан для съемки детей старшего возраста, так как портретирование их не отличается от съемки взрослых.
Наиболее удобны для съемки детей однообъективные зеркальные фотоаппараты. Более высокое качество обеспечивают среднеформатные фотокамеры типа «Киев-бС», наиболее полно удовлетворяющие требованиям портретной съемки. Этот фотоаппарат легок, оперативен, позволяет вести съемку с рук без штатива.
Съемочная площадка на фоне интерьера располагается с таким расчетом, чтобы в кадр вошли не только мебель и игрушки детского уголка, но и более верхняя часть стены, которая может быть интересна в тональном отношении (художественное панно или картина на детскую тему).
Освещение интерьерного фона име-
ет свою специфику. Здесь вряд ли оправдано пятно или заметное чередование тональности, создаваемое обычно на абстрактном фоне. Естественная тональная перспектива фотоснимка возможна при равномерном светлом и мягком освещении всего пространства интерьера. Отсюда желательность освещения интерьера фоновыми приборами рассеянного света, действие которых исключает контрастное освещение предметов на фоне.
Длиннофокусный портретный объектив, применяемый при съемке на беспредметном фоне, становится малопригодным при съемке на предметном фоне. Смысл этого вида портретирования заключается в показе ребенка в обстановке детской комнаты. Предметы, окружающие ребенка, должны быть переданы на фотоснимке рельефно и четко, без заметного спада резкости. Поэтому наиболее пригоден объектив со средним фокусным расстоянием.
Недопустимо ведение съемки детей с продолжительным временем экспонирования. Длительные выдержки обусловили бы необходимость съемки со штатива, что лишило бы фотографа оперативности и маневренности. Кроме того, пришлось бы выжидать стабильные позы, при которых далеко не всегда можно запечатлеть интересные эмоциональные фазы выражения лица ребенка.
Отсюда вывод: освещенность детского павильона независимо от того, на каком фоне ведется съемка, должна быть достаточной для обеспечения возможности пользования скоростью затвора около 1/50 с. В то же время желательно применение высокочувствительной фотопленки, чтобы не приходилось создавать чересчур высокую освещенность.
|
|
|
|
|
|
|
167 |
Другие виды съемок |
в |
павильоне |
|
|
|
||
|
|
||||||
Дети очень подвижны, поэтому ме- |
ток, когда фотограф довольствуется |
||||||
тод ведения съемки имеет большое |
изображением одного лица, не |
||||||
значение. В фотографической прак- |
утруждая себя вновь и вновь про- |
||||||
тике распространен метод непрерыв- |
следить за правильностью осанки, |
||||||
ного наблюдения. В этом случае |
положением рук, корпуса, ног, что, |
||||||
определяют границы кадра, осущест- |
несомненно, обедняет ценность фото- |
||||||
вляют наводку на резкость, устанав- |
снимка и вызывает огорчение заказ- |
||||||
ливают скорость затвора и значение |
чиков, которые тщательно подготав- |
||||||
диафрагмы и ведут наблюдение за ре- |
ливают ребенка к съемке, желая по- |
||||||
бенком для фиксации наиболее выра- |
казать и нарядную одежду. |
||||||
зительных моментов. При отклоне- |
Правда, некоторые фотографы при- |
||||||
ниях |
ребенка |
фотограф |
старается |
бегают к спасительному приему, пе- |
|||
синхронно перемещаться, чтобы со- |
чатая все снимки подряд с помощью |
||||||
хранить изображение ребенка рез- |
растушевки, что в общем освобожда- |
||||||
ким. |
|
|
|
|
|
|
ет изображение от некрасивого и |
Успех съемки во многом зависит |
неправильного положения рук и те- |
||||||
от умения вызвать у ребенка необ- |
ла. |
||||||
ходимые эмоции. Специалистом по |
Следует указать, что этот прием, |
||||||
съемке детей становится тот фото- |
введенный в норму, в некоторый |
||||||
граф, который умеет справиться с |
стандарт детского снимка, беден и |
||||||
этой нелегкой задачей. Фотографу |
однообразен. Он приводит также |
||||||
необходимо |
|
умение |
общаться с |
к значительному сужению темати- |
|||
детьми. |
|
|
|
|
|
ки детского портрета, а потому и к |
|
При съемке детей очень важно от- |
ограничению количества заказов, так |
||||||
влечь их от незнакомых условий фо- |
'как композиционные варианты при |
||||||
тографического павильона. В этом |
этом отсутствуют, а для реализации |
||||||
может помочь набор разнообразных |
остаются лишь варианты эмоцио- |
||||||
игрушек, а также демонстрация дет- |
нального состояния ребенка. |
||||||
ских |
короткометражных |
цветных |
Не менее непростительным недо- |
||||
фильмов |
(возможно |
использование |
статком являются заученные стан- |
||||
кинопроектора «Орленок»). Игрушки |
дартные позы. Такой подход к порт- |
||||||
или кинофильм привлекают ребенка, |
ретному творчеству порочен при |
||||||
вызывают у него различные эмоцио- |
съемке людей любого возраста, од- |
||||||
нальные состояния, что дает фото- |
нако в детском портрете он особенно |
||||||
графу |
возможность сделать серию |
бросается в глаза своей неправди- |
|||||
выразительных портретов ребенка. |
востью, выдуманностью портретной |
||||||
Наиболее распространенная ошиб- |
тематики. Как часто на фотоснимке |
||||||
ка при съемке детей, когда фотограф |
можно видеть ребенка с бессмыслен- |
||||||
довольствуется лишь резкостью изо- |
ным выражением лица, прижавшим |
||||||
бражения |
и |
техническим |
качеством |
к уху телефонную трубку, или столь |
|||
снимка. Подобные представления о |
же бессмысленно подпирающего дет- |
||||||
детском фотопортрете не выдержи- |
скую головку своей маленькой руч- |
||||||
вают критики, так как главным его |
кой, наподобие умудренного жизнен- |
||||||
достоинством следует считать выра- |
ным опытом старца. Не менее наду- |
||||||
зительность лица и четко выражен- |
манна съемка всех девочек под мат- |
||||||
ное эмоциональное состояние ребен- |
решку, с повязанным платочком и с |
||||||
ка. Другой существенный недоста- |
безразличным выражением лица. |