Файл: Feldman_-_Tehnika_i_tehnologiya_fotosyemki.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

168

Павильонная фотосъемка

Дурной вкус можно часто наблю-

домствах. Перед ними поставлена

дать у многих фотографов, снимаю-

задача координации рекламной дея-

щих детей в рост и принуждающих

тельности. Организованы междуве-

их стоять вытянувшись, в напряжен-

домственные советы по рекламе.

ном положении, не свойственном ма-

Выпускается свыше 60

специальных

лым детям.

 

рекламных изданий самых различ-

Отсутствие специальной мебели

ных направлений.

 

 

приводит к тому, что часто за плеча-

Фотография занимает в рекламном

ми или головой ребенка просматри-

деле ведущее место, так как удачно

ваются спинка стула или кресла, на

выполненный

фотоснимок способен

которых они усажены или установле-

наиболее объективно и достоверно

ны, что производит неприятное впе-

повествовать

и информировать

о

чатление и создает ощущение слу-

свойствах и качествах товаров и

чайности и непродуманности компо-

услуг.

 

 

 

зиции.

 

 

Реклама непосредственно связана

Но, очевидно, наиболее серьезной

со многими жанрами фотографии, од-

ошибкой

детского портретирования

нако следует выделить в первую

нужно считать отсутствие в большин-

очередь натюрморт, показ вещи с ее

стве случаев специализации фотогра-

наиболее выигрышной

стороны

фов, когда съемку ведут люди, не

броско и привлекательно. В рекламе,

умеющие общаться с детьми. Глубо-

более чем в других видах фотогра-

кое проникновение в психологию ре-

фии, изображение должно быть по-

бенка, контакт с ним, известная тон-

строено на контрастах, на выделении

кость поведения — все это достигает-

главного посредством светового пят-

ся в результате опыта, но удается

на и резкости. Освещение фактур и

лишь тем немногим фотографам, ко-

всего предмета должно способство-

торые обладают способностью, даром

вать передаче лучших качеств изде-

общения с детьми.

 

лия, например добротности ткани,

 

 

 

меха, красивого рисунка вязки, со-

 

 

 

вершенства

огранки

драгоценного

4. Фотореклама

 

камня и пр.

 

 

 

Реклама

призвана

информировать

При наличии в рекламном кадре

группы предметов фотограф иногда

население о потребительских свойст-

сознательно идет на нарушение за-

вах товаров и различных видах услуг

конов пластики и единства тонально-

с целью их популяризации, создания

го решения снимка, стараясь усилить

спроса и реализации. В нашей стране

контрасты граничащих предметов.

 

реклама осуществляется планомерно.

Однако рекламные снимки не огра-

Она способствует формированию но-

ничиваются натюрмортом, где глав-

вых общественных

потребностей,

ным предметом изображения являет-

развитию социалистической экономи-

ся «мертвая природа». Реклама вклю-

ки и культуры. В СССР созданы

чает в себя почти все жанры фото-

крупные

специализированные рек-

графии: портрет, пейзаж, архитек-

ламные организации: Союзторгрек-

турные объекты, технические виды

лама, Росторгреклама, Внешторгрек-

съемки и др. Фотограф, работающий

лама и др., а также рекламные

в области рекламы, должен быть

организации при министерствах и ве-

мастером широкого профиля, владеть


169

Другие виды съемок в павильоне

93. Фотографическая реклама

наряду с художественной и репортажной фотографией также и репродукцией, макросъемкой, панорамой

истереоскопической съемкой. Рекламные снимки могут быть вы-

полнены с использованием различной техники и печати: натюрмортные постановки, комбинированные съемки, комбинированная печать, фотомонтаж (рис. 93) и т. п.

При создании цветных рекламных снимков нужно стремиться к максимальной насыщенности цветовых тонов, сочетанию контрастных цветов с целью привлечения внимания. Этому способствует использование при съемке и печати 'светофильтров и приспособлений, различной технологии лабораторных процессов.

Изготовление фотографической рекламы требует от фотографа систематического самосовершенствования в области фотомонтажа. Оригинальность сюжета здесь во многом выигрывает от неожиданных и оригинальных монтажных операций. Большой опыт и познание в композиции синтеза рекламного изображения, оригинальность цветового решения и тонкое чувство определения выигрышности каждой отдельной рекламной темы, неожиданный эффект, привлечение внимания зрителя средствами и изобразительными приемами, построенными на чувственном восприятии человека, без мещанской безвкусицы, пошлости и эротических приемов, составляют сущность метода советской рекламы. Это намного усложняет решение рекламных тем. Если взглянуть на рекламные снимки и фотомонтажи буржуазной рекламы, то нельзя не оценить ее большой виртуозности и оригинальности. Однако нельзя также не обратить внимания, что в этих произведениях цель рекламы достигается не столько от оригинального изображения рекламированных вещей, сколько от приема отвлеченных сравнений. Так, например, искусство ню, т. е. искусство изображения обнаженной натуры, привязывают в сюжете к рекламе вещей и услуг без всякой логической связи, с одной лишь целью — привлечь пикантным снимком внимание читателя или зрителя.

170

Павильонная фотосъемка

Развитие рекламы в капиталистических странах вызвано борьбой за рынки сбыта, за получение максимальных прибылей. В конкурентной борьбе реклама не останавливается перед дезинформацией и ложью. Помимо достижения чисто экономических целей, реклама используется также для политической и идеологической агитации населения. Она также используется для пропаганды западного образа жизни и буржуазной идеологии.

Советской рекламе чужды подобные приемы. Ее задача — широко информировать о подлинном качестве

идостоинстве рекламируемых товаров. Это обусловливает изобразительные приемы рекламных снимков: привлекательные стороны предметов, добротность товаров, полезность

иаппетитность продовольственных товаров, т. е. умение заинтересовать

покупателя объективными данными изделий.

И нашей фотографической рекламе свойственны приемы некоторой гиперболы, однако это не связано с желанием сбыть негодный товар, ввести в заблуждение покупателя. Разработка тематики нашей рекламы не зиждется на сенсации, однако требует от мастера, создающего рекламу, большого творчества и высокой исполнительской техники.

В последние годы фотореклама нашла широкое распространение в области цветных диапозитивов разных размеров и форматов, в том числе и весьма больших.

Естественность цветового решения, объемность и стереоскопичность всегда привлекает внимание, радует глаз, вызывает определенные желания, чем и достигается столь важная для рекламы цель: информация и привлекательность.

Отвергая способы буржуазной рекламы, у нас не отрицают использования в рекламных снимках или монтажах человека привлекательной внешности, красивых пейзажей, сочных и аппетитных натюрмортов, детских лиц с их неподражаемой непосредственностью, здоровьем и бодростью.

5. Репродукционная съемка

Репродукцией называется воспроизведение плоскостного изображения предмета. Объект съемки называется оригиналом, его воспроизведение — копией.

Оригиналами служат рукописи, книги, фотографии, рисунки, картины. Репродуцирование осуществляют обычно с целью размножения редких материалов с сохранением или изменением масштаба изображения; изменения качества копии сравнительно с оригиналом, чтобы лучше выявить отдельные детали изображения или, наоборот, чтобы сделать их малозаметными; уменьшения объема материала сравнительно с оригиналами для хранения фотокопий.

Вслужбе быта репродукционные работы чаще всего связаны с размножением фотографий, текстов, документов, рисунков.

Вэкспозициях разных музеев все больше используют фотокопии руко-

писных материалов и рисунков, по своим особенностям трудно отличимые от оригиналов. Историки часто работают с фотокопиями документов. Учреждения и библиотеки пополняют фонды фотокопиями редких изданий книг, журналов, газет и материалов, хранящихся в центральных библиотеках, музеях и архивах.

В фонды библиотек и архивов еже-



171

Другие виды съемок в павильоне

годно поступают многие миллионы экземпляров изданий и документов, требующих больших площадей для хранения. Репродуцирование на 16-, 35или 70-миллиметровых (микрофильмирование) пленках позволяет сократить объемы хранения документальных материалов в 20 и более раз.

Репродукционная съемка может быть выполнена с использованием фотоаппаратов, репродукционноувеличительных установок или контактным способом. В последние годы все шире используется аппаратура для репродуцирования электрофотографическим способом. В ряде случаев этот способ имеет преимущества перед традиционным способом копирования на галоидосеребряных материалах. Для срочного копирования рукописных и печатных текстов в натуральную величину применяют бумагу для рефлексной печати или материалы и аппаратуру «технокопир».

Оригиналы бывают одноцветными и многоцветными. Они подразделяются: 1) на штриховые — чертежи, графики, тексты книг, рукописей; 2) полутоновые, имеющие постепенные тональные переходы от наиболее светлых мест изображения к темным — фотографии, рисунки акварелью, картины, написанные масляными красками; 3) комбинированные, содержащие одновременно элементы штриховых и полутоновых оригиналов — страницы книг и журналов, имеющие фотографии и текст.

Некоторые оригиналы, поступающие для репродуцирования, требуют подготовки: устранения складок и следов сгибов, подклейки, очистки от грязи, устранения пятен различного происхождения, восстановления выцветших фотографий.

Для устранения складок и следов сгибов оригинал укладывают на стопку бумаги изображением вниз и с изнанки проглаживают горячим утюгом (если это возможно на данном материале).

Подклеивают оригиналы с изнанки. Клей не должен вызывать коробления оригиналов и последующего его изменения — выцветания изображения, пожелтения и т. п. Пригодны резиновый, желатиновый, желатино- во-крахмальный клей и т. п.

Для устранения масляных пятен их смачивают скипидаром или бензином и через фильтровальную бумагу проглаживают горячим утюгом. Этот прием повторяют до удаления пятна.

Чернильные пятна можно выводить 10%-ным раствором лимонной кислоты, горячим 10%-ным раствором щавелевой кислоты, раствором гидросульфита или перекиси водорода. Конечно, все эти советы — самые элементарные и распространенные. Серые малоконтрастные или выцветшие отпечатки обрабатывают в одном из растворов усилителей по рецептуре, приводимой для негативов.

Поскольку химическая обработка оригинала связана с некоторым риском, то к подобному исправлению оригинала следует приступать только после изготовления фотокопии.

Для репродукционных целей в нашей стране и за рубежом выпускаются аппараты различных типов (рис. 94). Большинство из них предназначены для использования 16-, 35- и 70-миллиметровых перфорированных и неперфорированных пленок. Наиболее известными отечественными аппаратами подобного типа являются РУСТ, УДМ (установка для микрофильмирования).


172

Павильонная фотосъемка

 

 

 

 

 

 

94.

Современная репродукционная

 

 

 

 

 

 

 

установка

 

 

Они предназначены для микро-

комплект машин «Докуматор», пред-

фильмирования книг, журналов, га-

назначенный

для

микрофильмиро-

зет, дают возможность использовать

вания, обработки негативного матери-

различную

степень

автоматизации

ала и копирования на бумагу и

съемочных процессов. Длина кассет

кальку.

 

 

 

 

оборудо-

30 м, вместимость 750—850 кадров.

Высокопроизводительное

В других аппаратах подача страниц

вание

целесообразно использовать

в

оригинала может осуществляться ав-

крупных

специализированных лабо-

томатически, а скорость копирова-

работориях, обслуживающих репро-

ния составляет до 30 000 страниц в

дукционными работами город с насе-

час.

 

можно читать

лением

в

несколько миллионов

Микроизображение

жителей.

 

 

 

 

 

 

при помощи оптических устройств

Для сравнительно небольших лабо-

или специальных аппаратов (из оте-

раторий

используют репродукцион-

чественных — Д-1А, Д-1М, «Микро-

ные

установки

горизонтального

и

фот» и др.) или получать копии на

вертикального типа (ФГУ-М, «Эра»),

обыкновенных фотобумагах, а также

фотокамеру

ФКР

30x40,

репродук-

на любых сортах бумаги посредством

ционно-увеличительные

установки

электрофотографии.

 

типа «Беларусь» (рис. 95, 96, 97). При

Электрографический множитель-

отсутствии

специальных

репродук-

ный аппарат ЭМА-2 предназначен, в

ционных камер пользуются фотоап-

частности, для печатания копий с

паратами ФКП 18X24, ФКД 13X18,

микрофильмов со штриховым изо-

ФКД 18x24 и др.

 

 

 

бражением.

Размножение различных

Негативы, полученные крупнофор-

материалов

способом

электрофото-

матными камерами, можно ретуши-

графии является наиболее простым,

ровать, что очень важно при изго-

быстрым и экономичным.

товлении копий с неполноценных или

В ГДР фирмой «К. Цейсс» создан

маленьких оригиналов.