Файл: Feldman_-_Tehnika_i_tehnologiya_fotosyemki.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

173

Другие виды съемок в павильоне

 

 

 

 

Применяемая для репродуцирова-

Репродукционно - увеличительная

ния фотокамера должна иметь навод-

установка «Беларусь-2» использует-

ку на резкость по матовому стеклу,

ся как универсальный прибор, так

растяжение меха не менее двойного

как приспособлена для репродуциро-

фокусного расстояния

основного

вания на 35-миллиметровую пленку

репродукционного объектива. Камера

и на пластинки и пленки размером

должна быть устойчивой, обладать

9x12 см. Съемка на ролевую пленку

уклонами объективной доски и мато-

производится с использованием спе-

вого стекла, передняя и задняя части

циальной приставки. Она представля-

камеры должны легко перемещаться

ет собой пластмассовый корпус, за-

и надежно закрепляться после уста-

ряжаемый стандартными кассетами.

новки, а доска с объективом — пере-

Наводка на резкость и определение

мещаться в горизонтальном и верти-

границ кадра производятся по мире.

кальном направлении. К камере не-

Мирой является стекло с нанесен-

обходимы сменные объективы. Кас-

ными на него четкими штрихами,

сеты должны легко вставляться на

размеры миры соответствуют мало-

место матового стекла и легко выни-

форматному кадру—2,4x3,6 см.

маться из камеры.

фотографии

В корпусе зажигают лампу и проеци-

В репродукционной

руют в затемненном помещении изо-

очень важно, чтобы наводка на рез-

бражение миры на экран, на который

кость была совершенно точной, а

уложен оригинал. Перемещая корпус

светочувствительный материал нахо-

увеличителя вдоль штанги, находят

дился при съемке точно в плоскости

положение, при котором проецируе-

резкого изображения

на матовом

мые границы миры несколько пере-

стекле. При репродуцировании очень

кроют размеры оригинала. После это-

важно, чтобы передняя и задняя

го производят наводку на резкость

стенки камеры были совершенно па-

по изображению штрихов миры, про-

раллельны между собой, а также

ецируемых на поверхность оригина-

параллельны плоскости экрана, на

ла, гасят лампу, закрывают объектив

котором укреплен оригинал.

светофильтром и перемещают по на-

95. Полиграфическая репродукционная установка ФГУ-М

96. Репродукционная камера ФКР ЗОх40


 

 

 

 

 

 

174

Павильонная фотосъемка

 

 

 

 

 

 

 

правляющим на место миры корпус

кадрирующую рамку, входящую в

аппарата с пленкой. Пленку экспони-

комплект установки, или лист высо-

руют, включая четыре светильника,

кокачественного стекла.

 

 

укрепленных с двух сторон стола, и

Репродуцирование малоформатны-

убирая

на время экспонирования

ми камерами намного ускоряет рабо-

светофильтр. Светильники гасят и

ту сравнительно со съемкой на фото-

заменяют камеру на миру. Нажимом

пластинки. Особенно быстро можно

на тросик освобождают блокировку,

репродуцировать книги, журналы,

посредством рукоятки пленку протя-

альбомы.

 

 

 

 

гивают на величину одного кадра (до

Для репродукционных работ удоб-

упора), и рабочий цикл повторяется.

нее всего пользоваться однообъек-

При репродуцировании на фото-

тивными зеркальными камерами ти-

пластинки размером 9x12 см вместо

па «Зенит». Дальномерные камеры

конденсора устанавливают приставку

типа «Зоркий» и ФЭД используют

размером 9 X 12 см с матовым стеклом

вместе с универсальной репродукци-

и зеркалом. Зеркало служит для от-

онной установкой (УРУ). К зеркаль-

ражения

изображения, получаемого

ной камере необходимы удлинитель-

на матовом стекле, что удобно, в осо-

ные кольца, кронштейн для крепле-

бенности при поднятой вверх уста-

ния фотоаппарата к вертикальной

новке. Приставку заменяют кассетой,

стойке фотоувеличителя, тросик и

выключают светильники, открывают

осветительные приборы.

 

фотообъ-

крышку кассеты и включением све-

Оправы

универсальных

тильников экспонируют материал.

ективов зеркальных камер позволяют

Максимальный размер оригинала

вести съемку не ближе 45—65 см,

60 X 80 см. В качестве оригиналодер-

примерно в масштабе 1:5 и меньше.

жателя используют универсальную

Удлиняющие кольца позволяют вести

 

 

съемку в масштабах от 1:5 до 1:1.

 

 

Вместо колец

можно использовать

 

 

приставку для

макрофотографирова-

 

 

ния. Она представляет собой раз-

 

 

движной (до 20 см) мех и дает воз-

 

 

можность фотографировать в мас-

 

 

штабе от 1:1,5 до 4:1.

 

 

 

 

Репродукционные объективы кор-

 

 

ригируют для работы на близких

 

 

расстояниях. Объективы дают конт-

 

 

растное,

геометрически

с

подобное

 

 

оригиналу

изображение

высокой

 

 

степенью резкости в центре и по кра-

 

 

ям поля изображения. Особенно тща-

 

 

тельно в объективах устранена хро-

 

 

матическая аберрация, чтобы при

 

 

последовательной съемке

многоцвет-

 

 

ного оригинала за тремя фильтрами

97 Репродукционно-

основных цветов (красным, зеленым

и синим) получались три негатива с

увеличителъная установка

((Беларусь»

 

одинаковыми размерами изображе-


175

Другие виды съемок в павильоне

ния. Это очень важно для трехцветной печати в полиграфии. В названии репродукционных объективов имеется приставка «апо» (апохромат).

Отечественная промышленность выпускает апохроматы марки «Инду- стар-11» с фокусными расстояниями

30, 36, 45, 60, 75, 90 и 120 см. Отно-

сительное отверстие 1:9, разрешающая сила — 35 лин./мм в центре и 14 лин./мм по краям поля изображения. Шкала диафрагм 1:9, 1:11, 1:16, 1:22, 1:32, 1:64, 1:90. Наилучшая рез-

кость достигается при 1:22.

При отсутствии репродукционного объектива можно пользоваться универсальным объективом с относительным отверстием 1:4,5, а для малоформатных камер — не выше 1:3,5, так как в таких объективах недостатки исправлены лучше, чем в более светосильных объективах. Фокусное расстояние объектива должно равняться или быть больше диагонали фотоматериала, на который производят съемку. Предпочтительнее просветленные объективы, а среди них лантановые, дающие наиболее резкое и контрастное изображение.

ла и желаемого характера копии. Фотопластинки и фотопленки общего назначения применяют для копирования полутоновых одноцветных и многоцветных оригиналов. Однако предпочтительнее пользоваться специальными, так как они имеют меньшую величину вуали, дают менее зернистые изображения, передают большее количество подробностей оригинала и их можно подобрать в соответствии со спецификой оригинала.

Репродукционные штриховые пластинки по степени контрастности подразделяются на контрастные, особо контрастные и сверхконтрастные. Полутоновые пластинки бывают нормальными и контрастными. По спектральной чувствительности контрастные фотопластинки бывают несенсибилизированными и изоортохроматическими, полутоновые— несенсибилизированными, изоортохроматическими и панхроматическими. Диапозитивные пластинки близки по свойствам, штриховым контрастным материалам. Они характеризуются следующими данными:

Контрастность

Светочувствитель-

Плотность вуали

Максимальная опти-

Максимальный коффициент

 

ность, ед. ГОСТ

(не выше)

ческая плотность

контрастности

 

Репродукционные фотопластинки

 

Нормальные

2,2

0,12

2,5

1,2-1,6

Контрастные

1,8

0,12

2,8

1,7-2,0

Особо контрастные

1,4

0,12

3,0

2,4-3,0

Свархконтрастные

1,0

0,12

3,0

3,6 ивыше

 

Диапозитивные фотопластинки

 

Контрастные

0,18—0,7

0,08

2,8

1,7-2,0

Особо контрастные

0,18—0,7

0,08

3,0

2,4-3,0

Сверхконтрастные

0,18—0,7

0,08

3,0

3,6 ивыше

Для целей репродуцирования мож-

Фототехнические и позитивные

но использовать материалы общего

пленки, чаще других используемые в

назначения и специальные. Выбор

работе, характеризуются следующи-

материала зависит от вида оригина-

ми данными:


176

Павильонная фотосъемка

Контрастность

Сенсибилизация

Светочувствитель-

Коэффициент

Разрешающаяспо-

 

 

ность, ел ГОСТ

контрастности

собность, лин./мм

 

 

 

 

 

Нормальная

 

 

 

 

ФТ-10

Несенсибилизированная

11,0

1,3

100

ФТ-11

Изоорто

22,0

1,0

130

ФТ-12

Изопан

22,0

1,0

140

Контрастная:

 

 

 

 

ФТ-20

Несенсибилизированная

4,0

2,3

120

ФТ-21

Изоорто

8,0

2,3

120

ФТ-22

Изопан

8,0

2,3

100

Особо контрастная:

 

 

 

 

ФТ-30

Несенсибилизированная

2,0

3,0

120

ФТ-31

Изоорто

5,5

3,0

120

ФТ-32

Изопан

11,0

3,0

120

Позитивная

Несенсибилизированная

0,7-1,0

1,8-2,0

100

Для равномерного освещения оригиналов применяют симметричное расположение ламп, заключенных в софиты. Оригиналы до размера 13 X X 18 см можно освещать двумя лампами размером 18x24 см, а крупнее — четырьмя и более. Равномерность освещения экрана проверяют предварительно, установив перпендикулярно ему карандаш. Плотности и размеры теней от карандаша должны быть одинаковыми. Для контроля используют также люксметр или фотоэлектрический экспонометр.

Чтобы избежать возможных бликов при репродуцировании оригиналов угол падения света должен быть в пределах 25—35° по отношению к ближайшему краю оригинала. При освещении оригиналов с матовой поверхностью, а также фотографий на тисненых бумагах угол падения света должен быть 45—50°.

Прямой свет от ламп с прозрачными колбами повышает контраст и скрадывает мягкие тональные переходы. Рассеянный свет способствует сохранению мелких деталей оригинала и тональных переходов.

Влияет на характер передачи оригинала и величина диафрагмы. Боль-

шая диафрагма дает негатив с хорошей градацией, малая диафрагма повышает контрастность изображения. Сильное диафрагмирование (1:90) ухудшает резкость вследствие дифракционных явлений.

Репродуцирование штриховых оригиналов производят на контрастные фотоматериалы. Если контраст между штрихами и фоном мал, то репродуцируют на контрастный материал, обрабатывают негатив в «контрастном проявителе и изготовляют дубликат негатива.

Негативный материал, характер освещения, режим обработки негативов подбирают исходя из особенностей оригиналов и требований, которым должны отвечать копии. Съемку полутоновых оригиналов с целью сохранения их особенностей предпочтительнее производить на нормальный или даже мягкий материал. Смягчению контрастов способствует мягкий рассеянный свет, освещающий оригинал.

Съемка комбинированных оригиналов производится в зависимости от желаемой контрастности копии по способу съемки штриховых или тоновых оригиналов. При репродуцирова-


 

177

Другие виды съемок в павильоне

 

 

 

нии фотографий из книг и газет

ной основой. В таких случаях поль-

(автотипных оригиналов), изображе-

зуются сенсибилизированными —

ние которых построено из различных

изохроматическими и изопанхрома-

по размеру точек, копии лучше де-

тическими — материалами и подби-

лать с уменьшением. С увеличением

рают соответствующий светофильтр.

снимка структура становится слиш-

Для увеличения контраста цвет све-

ком заметной и мешает восприятию

тофильтра должен совпадать с цве-

снимка в целом. Оригиналы и нега-

том фона, на котором выполнен ри-

тивы с автотипными изображениями

сунок. Для уменьшения светлоты

иногда тщательно ретушируют. При

цветного участка цвет применяемого

съемке объектив не диафрагмируют,

светофильтра должен быть дополни-

оригинал освещают сильным, но

тельным к цвету участка. Негатив-

мягким и рассеянным светом, дают

ный фотоматериал и светофильтр при

передержку, проявляют негатив в

репродуцировании с оригинала, вы-

мягком проявителе.

полненного цветной краской или на

Иногда оригиналы бывают пожел-

цветной подложке, подбирают по

тевшими от времени или с окрашен-

следующей таблице:

Цвет линий рисунка

Цвет фона, на котором

или чертежа

.выполнен рисунок

Черный

Белый

 

Синий

 

Голубой

 

Зеленый

 

Желтый

 

Красный

Синий, голубой,

Белый

или фиолетовый

Зеленый

 

 

Желтый

 

Красный

Зеленый

Белый

 

Синий

 

Голубой

 

Желтый

 

Красный

Желтый

Белый

 

Синий

 

Голубой

Красный

Белый

 

Голубой, синий

 

Зеленый

 

Желтый

Белый

Синий

Необходимый светофильтр

Тип негативного материала

Безфильтра

Любой

Синий

»

»

»

Зеленый

Изохром

Желтый

Изоорто, изохром

Красный

Панхром, изопанхром

Оранжевый

Панхром, изохром

Зеленый

Изохром

Желтый

Изохром, изоорто

Оранжевый

Изохром, панхром, изопан-

Красный

хром

Панхром, изопанхром

 

Синий

Панхром

Несенсибилизированный

Голубой

 

Оранжевый

Панхром

Красный

 

Синий или голубой

Любой

Синий или голубой

 

Синий или голубой

 

Безфильтра

Несенсибилизированный

Синий

Любой

Зеленый

Изохром, изопанхром

Желтый

Изоорто

Оранжевый

Изохром, панхром, изопан-

 

 

хром