ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
|
|
173 |
Другие виды съемок в павильоне |
|
|
|
|
|
Применяемая для репродуцирова- |
Репродукционно - увеличительная |
|
ния фотокамера должна иметь навод- |
установка «Беларусь-2» использует- |
|
ку на резкость по матовому стеклу, |
ся как универсальный прибор, так |
|
растяжение меха не менее двойного |
как приспособлена для репродуциро- |
|
фокусного расстояния |
основного |
вания на 35-миллиметровую пленку |
репродукционного объектива. Камера |
и на пластинки и пленки размером |
|
должна быть устойчивой, обладать |
9x12 см. Съемка на ролевую пленку |
|
уклонами объективной доски и мато- |
производится с использованием спе- |
|
вого стекла, передняя и задняя части |
циальной приставки. Она представля- |
|
камеры должны легко перемещаться |
ет собой пластмассовый корпус, за- |
|
и надежно закрепляться после уста- |
ряжаемый стандартными кассетами. |
|
новки, а доска с объективом — пере- |
Наводка на резкость и определение |
|
мещаться в горизонтальном и верти- |
границ кадра производятся по мире. |
|
кальном направлении. К камере не- |
Мирой является стекло с нанесен- |
|
обходимы сменные объективы. Кас- |
ными на него четкими штрихами, |
|
сеты должны легко вставляться на |
размеры миры соответствуют мало- |
|
место матового стекла и легко выни- |
форматному кадру—2,4x3,6 см. |
|
маться из камеры. |
фотографии |
В корпусе зажигают лампу и проеци- |
В репродукционной |
руют в затемненном помещении изо- |
|
очень важно, чтобы наводка на рез- |
бражение миры на экран, на который |
|
кость была совершенно точной, а |
уложен оригинал. Перемещая корпус |
|
светочувствительный материал нахо- |
увеличителя вдоль штанги, находят |
|
дился при съемке точно в плоскости |
положение, при котором проецируе- |
|
резкого изображения |
на матовом |
мые границы миры несколько пере- |
стекле. При репродуцировании очень |
кроют размеры оригинала. После это- |
|
важно, чтобы передняя и задняя |
го производят наводку на резкость |
|
стенки камеры были совершенно па- |
по изображению штрихов миры, про- |
|
раллельны между собой, а также |
ецируемых на поверхность оригина- |
|
параллельны плоскости экрана, на |
ла, гасят лампу, закрывают объектив |
|
котором укреплен оригинал. |
светофильтром и перемещают по на- |
95. Полиграфическая репродукционная установка ФГУ-М
96. Репродукционная камера ФКР ЗОх40
|
|
|
|
|
|
174 |
|
Павильонная фотосъемка |
|
|
|
|
|
||
|
|
||||||
правляющим на место миры корпус |
кадрирующую рамку, входящую в |
||||||
аппарата с пленкой. Пленку экспони- |
комплект установки, или лист высо- |
||||||
руют, включая четыре светильника, |
кокачественного стекла. |
|
|
||||
укрепленных с двух сторон стола, и |
Репродуцирование малоформатны- |
||||||
убирая |
на время экспонирования |
ми камерами намного ускоряет рабо- |
|||||
светофильтр. Светильники гасят и |
ту сравнительно со съемкой на фото- |
||||||
заменяют камеру на миру. Нажимом |
пластинки. Особенно быстро можно |
||||||
на тросик освобождают блокировку, |
репродуцировать книги, журналы, |
||||||
посредством рукоятки пленку протя- |
альбомы. |
|
|
|
|
||
гивают на величину одного кадра (до |
Для репродукционных работ удоб- |
||||||
упора), и рабочий цикл повторяется. |
нее всего пользоваться однообъек- |
||||||
При репродуцировании на фото- |
тивными зеркальными камерами ти- |
||||||
пластинки размером 9x12 см вместо |
па «Зенит». Дальномерные камеры |
||||||
конденсора устанавливают приставку |
типа «Зоркий» и ФЭД используют |
||||||
размером 9 X 12 см с матовым стеклом |
вместе с универсальной репродукци- |
||||||
и зеркалом. Зеркало служит для от- |
онной установкой (УРУ). К зеркаль- |
||||||
ражения |
изображения, получаемого |
ной камере необходимы удлинитель- |
|||||
на матовом стекле, что удобно, в осо- |
ные кольца, кронштейн для крепле- |
||||||
бенности при поднятой вверх уста- |
ния фотоаппарата к вертикальной |
||||||
новке. Приставку заменяют кассетой, |
стойке фотоувеличителя, тросик и |
||||||
выключают светильники, открывают |
осветительные приборы. |
|
фотообъ- |
||||
крышку кассеты и включением све- |
Оправы |
универсальных |
|||||
тильников экспонируют материал. |
ективов зеркальных камер позволяют |
||||||
Максимальный размер оригинала |
вести съемку не ближе 45—65 см, |
||||||
60 X 80 см. В качестве оригиналодер- |
примерно в масштабе 1:5 и меньше. |
||||||
жателя используют универсальную |
Удлиняющие кольца позволяют вести |
||||||
|
|
съемку в масштабах от 1:5 до 1:1. |
|||||
|
|
Вместо колец |
можно использовать |
||||
|
|
приставку для |
макрофотографирова- |
||||
|
|
ния. Она представляет собой раз- |
|||||
|
|
движной (до 20 см) мех и дает воз- |
|||||
|
|
можность фотографировать в мас- |
|||||
|
|
штабе от 1:1,5 до 4:1. |
|
|
|||
|
|
Репродукционные объективы кор- |
|||||
|
|
ригируют для работы на близких |
|||||
|
|
расстояниях. Объективы дают конт- |
|||||
|
|
растное, |
геометрически |
с |
подобное |
||
|
|
оригиналу |
изображение |
высокой |
|||
|
|
степенью резкости в центре и по кра- |
|||||
|
|
ям поля изображения. Особенно тща- |
|||||
|
|
тельно в объективах устранена хро- |
|||||
|
|
матическая аберрация, чтобы при |
|||||
|
|
последовательной съемке |
многоцвет- |
||||
|
|
ного оригинала за тремя фильтрами |
|||||
97 Репродукционно- |
основных цветов (красным, зеленым |
||||||
и синим) получались три негатива с |
|||||||
увеличителъная установка |
|||||||
((Беларусь» |
|
одинаковыми размерами изображе- |
175
Другие виды съемок в павильоне
ния. Это очень важно для трехцветной печати в полиграфии. В названии репродукционных объективов имеется приставка «апо» (апохромат).
Отечественная промышленность выпускает апохроматы марки «Инду- стар-11» с фокусными расстояниями
30, 36, 45, 60, 75, 90 и 120 см. Отно-
сительное отверстие 1:9, разрешающая сила — 35 лин./мм в центре и 14 лин./мм по краям поля изображения. Шкала диафрагм 1:9, 1:11, 1:16, 1:22, 1:32, 1:64, 1:90. Наилучшая рез-
кость достигается при 1:22.
При отсутствии репродукционного объектива можно пользоваться универсальным объективом с относительным отверстием 1:4,5, а для малоформатных камер — не выше 1:3,5, так как в таких объективах недостатки исправлены лучше, чем в более светосильных объективах. Фокусное расстояние объектива должно равняться или быть больше диагонали фотоматериала, на который производят съемку. Предпочтительнее просветленные объективы, а среди них лантановые, дающие наиболее резкое и контрастное изображение.
ла и желаемого характера копии. Фотопластинки и фотопленки общего назначения применяют для копирования полутоновых одноцветных и многоцветных оригиналов. Однако предпочтительнее пользоваться специальными, так как они имеют меньшую величину вуали, дают менее зернистые изображения, передают большее количество подробностей оригинала и их можно подобрать в соответствии со спецификой оригинала.
Репродукционные штриховые пластинки по степени контрастности подразделяются на контрастные, особо контрастные и сверхконтрастные. Полутоновые пластинки бывают нормальными и контрастными. По спектральной чувствительности контрастные фотопластинки бывают несенсибилизированными и изоортохроматическими, полутоновые— несенсибилизированными, изоортохроматическими и панхроматическими. Диапозитивные пластинки близки по свойствам, штриховым контрастным материалам. Они характеризуются следующими данными:
Контрастность |
Светочувствитель- |
Плотность вуали |
Максимальная опти- |
Максимальный коффициент |
|
ность, ед. ГОСТ |
(не выше) |
ческая плотность |
контрастности |
|
Репродукционные фотопластинки |
|
||
Нормальные |
2,2 |
0,12 |
2,5 |
1,2-1,6 |
Контрастные |
1,8 |
0,12 |
2,8 |
1,7-2,0 |
Особо контрастные |
1,4 |
0,12 |
3,0 |
2,4-3,0 |
Свархконтрастные |
1,0 |
0,12 |
3,0 |
3,6 ивыше |
|
Диапозитивные фотопластинки |
|
||
Контрастные |
0,18—0,7 |
0,08 |
2,8 |
1,7-2,0 |
Особо контрастные |
0,18—0,7 |
0,08 |
3,0 |
2,4-3,0 |
Сверхконтрастные |
0,18—0,7 |
0,08 |
3,0 |
3,6 ивыше |
Для целей репродуцирования мож- |
Фототехнические и позитивные |
но использовать материалы общего |
пленки, чаще других используемые в |
назначения и специальные. Выбор |
работе, характеризуются следующи- |
материала зависит от вида оригина- |
ми данными: |
176
Павильонная фотосъемка
Контрастность |
Сенсибилизация |
Светочувствитель- |
Коэффициент |
Разрешающаяспо- |
|
|
ность, ел ГОСТ |
контрастности |
собность, лин./мм |
|
|
|
|
|
Нормальная |
|
|
|
|
ФТ-10 |
Несенсибилизированная |
11,0 |
1,3 |
100 |
ФТ-11 |
Изоорто |
22,0 |
1,0 |
130 |
ФТ-12 |
Изопан |
22,0 |
1,0 |
140 |
Контрастная: |
|
|
|
|
ФТ-20 |
Несенсибилизированная |
4,0 |
2,3 |
120 |
ФТ-21 |
Изоорто |
8,0 |
2,3 |
120 |
ФТ-22 |
Изопан |
8,0 |
2,3 |
100 |
Особо контрастная: |
|
|
|
|
ФТ-30 |
Несенсибилизированная |
2,0 |
3,0 |
120 |
ФТ-31 |
Изоорто |
5,5 |
3,0 |
120 |
ФТ-32 |
Изопан |
11,0 |
3,0 |
120 |
Позитивная |
Несенсибилизированная |
0,7-1,0 |
1,8-2,0 |
100 |
Для равномерного освещения оригиналов применяют симметричное расположение ламп, заключенных в софиты. Оригиналы до размера 13 X X 18 см можно освещать двумя лампами размером 18x24 см, а крупнее — четырьмя и более. Равномерность освещения экрана проверяют предварительно, установив перпендикулярно ему карандаш. Плотности и размеры теней от карандаша должны быть одинаковыми. Для контроля используют также люксметр или фотоэлектрический экспонометр.
Чтобы избежать возможных бликов при репродуцировании оригиналов угол падения света должен быть в пределах 25—35° по отношению к ближайшему краю оригинала. При освещении оригиналов с матовой поверхностью, а также фотографий на тисненых бумагах угол падения света должен быть 45—50°.
Прямой свет от ламп с прозрачными колбами повышает контраст и скрадывает мягкие тональные переходы. Рассеянный свет способствует сохранению мелких деталей оригинала и тональных переходов.
Влияет на характер передачи оригинала и величина диафрагмы. Боль-
шая диафрагма дает негатив с хорошей градацией, малая диафрагма повышает контрастность изображения. Сильное диафрагмирование (1:90) ухудшает резкость вследствие дифракционных явлений.
Репродуцирование штриховых оригиналов производят на контрастные фотоматериалы. Если контраст между штрихами и фоном мал, то репродуцируют на контрастный материал, обрабатывают негатив в «контрастном проявителе и изготовляют дубликат негатива.
Негативный материал, характер освещения, режим обработки негативов подбирают исходя из особенностей оригиналов и требований, которым должны отвечать копии. Съемку полутоновых оригиналов с целью сохранения их особенностей предпочтительнее производить на нормальный или даже мягкий материал. Смягчению контрастов способствует мягкий рассеянный свет, освещающий оригинал.
Съемка комбинированных оригиналов производится в зависимости от желаемой контрастности копии по способу съемки штриховых или тоновых оригиналов. При репродуцирова-
|
177 |
Другие виды съемок в павильоне |
|
|
|
нии фотографий из книг и газет |
ной основой. В таких случаях поль- |
(автотипных оригиналов), изображе- |
зуются сенсибилизированными — |
ние которых построено из различных |
изохроматическими и изопанхрома- |
по размеру точек, копии лучше де- |
тическими — материалами и подби- |
лать с уменьшением. С увеличением |
рают соответствующий светофильтр. |
снимка структура становится слиш- |
Для увеличения контраста цвет све- |
ком заметной и мешает восприятию |
тофильтра должен совпадать с цве- |
снимка в целом. Оригиналы и нега- |
том фона, на котором выполнен ри- |
тивы с автотипными изображениями |
сунок. Для уменьшения светлоты |
иногда тщательно ретушируют. При |
цветного участка цвет применяемого |
съемке объектив не диафрагмируют, |
светофильтра должен быть дополни- |
оригинал освещают сильным, но |
тельным к цвету участка. Негатив- |
мягким и рассеянным светом, дают |
ный фотоматериал и светофильтр при |
передержку, проявляют негатив в |
репродуцировании с оригинала, вы- |
мягком проявителе. |
полненного цветной краской или на |
Иногда оригиналы бывают пожел- |
цветной подложке, подбирают по |
тевшими от времени или с окрашен- |
следующей таблице: |
Цвет линий рисунка |
Цвет фона, на котором |
или чертежа |
.выполнен рисунок |
Черный |
Белый |
|
Синий |
|
Голубой |
|
Зеленый |
|
Желтый |
|
Красный |
Синий, голубой, |
Белый |
или фиолетовый |
Зеленый |
|
|
|
Желтый |
|
Красный |
Зеленый |
Белый |
|
Синий |
|
Голубой |
|
Желтый |
|
Красный |
Желтый |
Белый |
|
Синий |
|
Голубой |
Красный |
Белый |
|
Голубой, синий |
|
Зеленый |
|
Желтый |
Белый |
Синий |
Необходимый светофильтр |
Тип негативного материала |
|
Безфильтра |
Любой |
|
Синий |
» |
|
» |
» |
|
Зеленый |
Изохром |
|
Желтый |
Изоорто, изохром |
|
Красный |
Панхром, изопанхром |
|
Оранжевый |
Панхром, изохром |
|
Зеленый |
Изохром |
|
Желтый |
Изохром, изоорто |
|
Оранжевый |
Изохром, панхром, изопан- |
|
Красный |
хром |
|
Панхром, изопанхром |
||
|
||
Синий |
Панхром |
|
Несенсибилизированный |
||
Голубой |
||
|
||
Оранжевый |
Панхром |
|
Красный |
||
|
||
Синий или голубой |
Любой |
|
Синий или голубой |
||
|
||
Синий или голубой |
|
|
Безфильтра |
Несенсибилизированный |
|
Синий |
||
Любой |
||
Зеленый |
||
Изохром, изопанхром |
||
Желтый |
||
Изоорто |
||
Оранжевый |
||
Изохром, панхром, изопан- |
||
|
||
|
хром |