Файл: Feldman_-_Tehnika_i_tehnologiya_fotosyemki.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

178

Б. Внепавильонная съемка

I. Репортажная съемка

1. Принципы фоторепортажа

Перед фоторепортажем, одним из информационных жанров журналистики, ставится задача — оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой и доступной форме сообщать о каком-либо событии или жизненном явлении.

Фотографический снимок может представлять собой убедительную иллюстрацию к литературному тексту. Сделанный на месте и по ходу события, он воспроизводит подлинную картину происходящего (рис. 98, 99). Однако фотоснимок может быть и вполне самостоятельным жанром — фоторепортажем, не нуж-

98. Пример передачи движения

дающимся в подробном текстовом пояснении.

Фоторепортаж располагает двумя методами съемки — репортажным и постановочным. При репортажном методе фотограф не пытается влиять на ход происходящих событий, он лишь фиксирует момент подлинного события, которое происходит независимо от того, фотографируют его или нет. При репортажном методе съемки далеко не безразлична фаза запечатленного события. Поэтому фотограф фиксирует наиболее выразительные моменты, делая разнообразные дубли. Просматривая затем отснятый материал, он выбирает наиболее удачные кадры.

Сильная сторона фоторепортажа состоит в его правдивости, не вызывающей сомнений в достоверности изображенного события. Подлинность, документальность фоторепортажа превращает его в мощное средство агитации и пропаганды.

Постановочный метод заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходит фиксация заранее подготовленного эпизода. Это близко к особенностям съемки кинофильма, съемки в театре, в фотопавильоне.

Элементы профессиональной организации события, которое снимают, не означают его фальсификации — это только приспособление для съемки и получения наилучших выразительных результатов. Подлинное событие может быть хроникальным или в какой-то мере подготовленным, что, в общем, не нарушит его подлинности.

179

Репортажная съемка

С точки зрения совершенства формы фотографического снимка постановочный метод несомненно обладает значительно большими возможностями. Поэтому если фотограф одаренный человек, хорошо владеет технологией фотографической съемки, если он еще и умелый режиссер, и владеет композиционным мастерством, то о таком мастере говорят, что он фотограф-художник, т. е. умеет создавать высокохудожественные фотоснимки.

Фоторепортер часто не имеет возможности найти лучшее освещение и композиционное решение, выбрать лучшую, выигрышную точку съемки ввиду быстротечности события или иных условий. Его снимки могут быть протокольны, а порой недостаточно осмыслены, потому что

99. Репортажные снимки

часто на это не хватает времени. Они могут проигрывать в художественном отношении, но выигрывают в подлинности факта. Это дает основание некоторым искусствоведам утверждать, что фоторепортаж нельзя относить к категории художественной фотографии.

Здесь нет однозначного ответа, так как событийный кадр может быть снят в условиях, благоприятствующих получению художественного снимка. О таком репортажном снимке можно будет сказать, что он репортажный и художественный одновременно. Но и нехудожественный информационный снимок может представить собой ценность как документ.

Правда, говоря о профессиональной фотографии, где единственный метод — постановка сюжета, мы не так уж часто встречаем подлинно худо-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

180

Внепавильонная

съемка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жественные снимки. Причиной тому

все это имеет прямое отношение к

является порой погрешность в рабо-

репортажу.

 

 

 

 

 

те некоторых фотографов. При этом

Снимок может быть сделан репор-

они не имеют времени осмыслить сю-

тажно, но если выбран неудачный

жет, закончить инсценировку. Этому

момент съемки и освещения, то сни-

способствует и разделение фотогра-

мок будет выглядеть неправдиво,

фического процесса, когда фотограф

противоестественно.

 

 

 

не принимает участия в изготовлении

Однако не

следует рассматривать

фотоснимков

и

лишен возможности

репортажность с точки зрения скру-

контролировать этот процесс.

 

пулезной передачи всех подробно-

Снимая репортаж, разные мастера

стей обстановки, при которых запе-

могут показать по-разному один и

чатлено событие. Такое точное со-

тот же сюжет, ибо всякое художест-

ответствие не смогло бы выразить

венное творчество, в том числе и

субъективного

отношения

фотогра-

фотография, субъективно. Манера

фа к событию, к факту. Так, напри-

снимать, или то, что мы подразуме-

мер, оправданный ракурс, позволяю-

ваем под понятием «стиль», так или

щий подчеркнуть

величественность

иначе зависит

от

индивидуальности

человека, усилить впечатление бла-

фоторепортера, его творческих спо-

годаря перспективе, может не пол-

собностей и добросовестности.

ностью совпасть с действитель-

Допустимы

различные

варианты

ностью. Все это говорит о субъектив-

трактовки темы, но все они должны

ных наклонностях

фоторепортера,

отвечать

критерию правдивости.

его мастерстве и способностях.

В этом случае, по-разному отражая

Репортажная

съемка

требует от

события, фоторепортеры в своих

фотожурналиста больших знаний во

снимках не исказят факта изобрази-

всех областях жизни, так как репор-

тельными приемами, ракурсами, не-

теров узкого профиля у нас почти

естественной перспективой и проч.

нет. Перед каждой съемкой, если

Субъективность

творчества

— это

фоторепортеру

не

ясна

технология

творческая интерпретация события и

производства, если он не знаком со

его изобразительного решения.

спортом при съемке спорта, с архи-

Репортажный

 

метод

утрачивает

тектурой — при съемке архитектуры

правдивость, если люди, изображен-

и строительства, мимикой и жес-

ные в кадре, реагируют на присут-

том — при съемке в театре, то фото-

ствие фотографа. Поэтому лучшим

репортер не может рассчитывать на

методом

работы

является

съемка

успех. И хотя событие подлинное,

«скрытой камерой» с применением

отображение

его

может

оказаться

длиннофокусной оптики. Однако ес-

неубедительным, неверным. Отсюда

ли Это невозможно, то фотографу не

ясно, что фоторепортер должен по-

следует торопиться; он должен

стоянно изучать действительность и

дать возможность фотографируемым

углублять свои знания.

 

 

адаптироваться, привыкнуть к нему.

Репортаж, особенно газетный, свя-

Репортаж ценен прежде всего прав-

зан с большой оперативностью. Если

дивостью изображенного. Это отно-

фоторепортер

 

опоздает

с

передачей

сится к правдивости световой обста-

информации о событии, она утрачи-

новки, правдивости движения, жеста,

вает всякий смысл.

 

 

 

правдивости эмоциональной фазы,

Развитие фотографической техни-



 

 

 

 

 

181

Репортажная

съемка

 

 

 

 

 

 

ки, средств связи (фототелетайп, пе-

екта съемки. Однако при фотографи-

редача фотографий по радио) уже в

ровании движущихся объектов могут

настоящее время создали возмож-

встречаться случаи, когда легкая

ность для самой оперативной инфор-

смазка объекта или фона, на кото-

мации.

 

 

 

 

рой проецируется объект, будет спо-

Фактор оперативности в известной

собствовать лучшей передаче эффек-

мере отражается на качестве фото-

та движения на снимке. Подобны-

снимков как в плане художествен-

ми приемами широко пользуются при

ном, так и в техническом. Например,

фотографировании спорта.

происходит

спортивное

соревнова-

Для получения резкого изображе-

ние — первенство страны, континен-

ния требуется устойчивое положение

та, мира, олимпийские игры — и прес-

фотоаппарата в момент съемки, а так-

се требуется большая оперативность,

же небольшое время экспонирования

сокращается время работы над сним-

при перемещении объекта съемки.

ком. Первые кадры матча, который

Положение фотоаппарата в руках не

длится 1,5 ч, должны быть отсняты

может считаться абсолютно устойчи-

буквально в первые минуты, обрабо-

вым. Поэтому одно из первых требо-

таны, поставлены на телетайп и пере-

ваний к фотографирующему — уме-

даны информационным

агентствам.

ние правильно держать фотоаппарат

Это значит, что для оперативной

во время съемки. Спуск затвора дол-

съемки

такого

события

отводится

жен происходить уже при слабом

несколько первых минут.

 

нажатии на спусковую кнопку. При

Оперативность касается не только

съемке с рук рекомендуется время

больших и важных событий. Опера-

экспонирования не более 1/20—1/30 с.

тивность информации — это первая

Устойчивость фотоаппарата с тяже-

заповедь фоторепортера. Это отража-

лым и длинным объективом ухудша-

ется на методике съемки. Все — от

ется, поэтому резкость изображения

первого до последнего кадра — долж-

(степень «смазки») зависит также от

но быть снято высокотехнично.

массы объектива и величины его

Более подробные сведения о фото-

фокусного расстояния. Чем больше

репортаже можно получить из имею-

масса объектива, чем длиннее его

щейся литературы. Наша задача

фокусное расстояние, тем меньше

описать технологию работы.

должно быть время экспонирования

 

 

 

 

 

при съемке с рук. Фотографам хоро-

2. Съемка движущихся объектов

шо известно, что с объективом

Сюжеты

фоторепортажа всегда

МТО-500 (фокусное расстояние 50 см)

не всегда удается получить резкий

должны быть динамичны, так как

снимок даже при скорости затвора в

каждый кадр снимается во время

1/100 с. В подобных случаях под ап-

движения объекта. Съемка движу-

паратом или объективом желательна

щихся объектов требует от фотогра-

опора. Фоторужье «Фотоснайпер» с

фа умения фиксировать выразитель-

объективом «Таир-3» (фокусное рас-

ные фазы движения.

 

стояние 30 см) снабжено плечевым

Принято считать, что конечной

упором.

целью

получения фотографического

Объект съемки и фотоаппарат в

изображения

является

снимок с

момент экспонирования могут пере-

четким изображением главного объ-

мещаться в различных направлениях


182

Внепавилъонная съемка

относительно друг друга. Резкость изображения зависит от взаимной скорости перемещения фотоаппарата и объекта и угла перемещения объекта относительно фотоаппарата.

Резким в фотографии принято считать такое изображение, на котором величина сдвига изображения отдельно взятой точки не превышает 0,1 мм. Поэтому данная величина считается в большинстве случаев предельно допустимой для кружков нерезкости на негативах, печать с которых производится контактным способом. Для малоформатных негативов кружок нерезкости принят рав-

ным 0,025—0,03 мм.

Зная скорость перемещения объекта или фотоаппарата, расстояние до объекта съемки и угол, под которым объект перемещается относительно оптической оси объектива, можно рассчитать необходимое время экспонирования затвора, при съемке с которым изображение объекта будет резким. Для расчетов удобнее всего пользоваться формулой

t=(z/f) (R/v),

где t — искомое время экспонирования затвора; z — допустимый кружок нерезкости изображения (0,01 или 0,0025 см); f-—фокусное расстояние объектива, см; R — расстояние от фотоаппарата до объекта съемки, м; v — скорость перемещения объекта, м/с.

При расчетах учитывается не абсолютное перемещение фотоаппарата и объекта в пространстве, а взаимное — относительно друг друга. При совпадении направления учитывается только разница в скорости, а при движении в противоположных направлениях скорости суммируются. На практике удобнее считать, что перемещается только объект, как это чаще всего и бывает.

Рассмотрим пример. На расстоянии 10 м от фотоаппарата движется (параллельно положению пленки) объект со скоростью 5 м/с. Съемка производится объективом с фокусным расстоянием 5 см. В этом случае скорость срабатывания затвора (в с) определится по формуле

t=(z/f`) (R/v)=(0,0025/5) (10/5) = =0,025/25=1/1000.

10O. Схемы, поясняющие трансформацию изображения движущегося объекта

183

Репортажная съемка

Чем длиннее фокусное расстояние съемочного объектива, тем меньше время экспонирования. При f '=8,5 см потребуется время экспонирования, равное

t=(z/f) (R/v)=(0,0025/8,5)- •(10/5)=0,025/42,5=1/1700.

Так как подобной скорости затвора на фотоаппарате нет, то определим расстояние (в м), с которого

Если движение объекта направлено на фотоаппарат, равно как и от фотоаппарата, или под малым углом (в пределах 15°), то допустимое время экспонирования можно увеличить в 2—4 раза. Причем чем дальше находится объект и чем короче фокусное расстояние объектива, тем кратность больше.

101. Съемка <с проводкой» по горизонтали

можно произвести данную съемку с

Приведенные соображения каса-

предельно коротким временем экспо-

ются

только вопросов получения

нирования, например в 1/500 с:

резкого изображения. Но когда же-

R=(f'/z) vt=(8,5/0,0025) (10/500) =

лательно сохранение пропорциональ-

=85/1,25=68.

ности размеров объекта съемки, то

Можно самостоятельно рассчитать

тогда необходимо съемку произво-

таблицы для наиболее часто встре-

дить

фотоаппаратом с центральным

чающихся случаев съемки примени-

затвором. Пропорции быстродвижу-

тельно к имеющимся объективам ли-

щегося объекта при фотографирова-

бо пользоваться уже готовыми таб-

нии аппаратом со шторным затвором

лицами, приводимыми в фотографи-

искажаются различно в зависимости

ческой литературе. (Показания от-

от направления движения объекта

дельных таблиц могут отличаться,

и шторок (рис. 100).

так как за основу расчетов в них при-

Изображение на пленке получается

нята различная величина кружка не-

зеркальным и перевернутым. Поэ-

резкости— 0,0025; 0,0033; 0,005 см.)

тому под а обозначено направление