Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

плотности того цвета, который следует ослабить в изображении. Под­ бор светофильтров ведут по схеме, указанной в табл. 31.

Таблица 31 Корректирование изображения по субтрактивному способу

В копии излишне

Следует увеличить при экспонировании

много цвета

плотность светофильтра

 

 

 

синего

желтого

 

зеленого

пурпурного

красного

голубого

 

желтого

пурпурного

+

голубого

пурпурного

желтого

-f

голубого

голубого

желтого

4-

пурпурного

 

 

 

 

§ 33. Исправление обращенного изображения

Изображение на обращаемых кинопленках чаще, чем на других ки­ нопленках, оказывается неполноценным по плотности, контрастно­ сти, тональности и цвету.

Разноплотность, разноконтрастность и разноцветность изображе­ ния зависят от вида объекта съемки и его освещения, от общего и внутрикадрового экспонирования при съемке, от свойств кинопленок и от технологического процесса обработки. Степень дефекта тем силь­ нее, чем больше нарушены условия, предусмотренные процессом обращения.

Дефекты особенно заметны, если фильм смонтирован из первич­ ных изображений, проецируемых непосредственно на экран.

Возможности исправить цветное изображение путем обработки в фотографических растворах практически нет, так как большинство рекомендованных растворов во время обработки кинопленок дейст­ вуют на все слои. Степень ослабления или усиления частичных изо­ бражений зависит от многих трудно управляемых факторов. В ре­ зультате редко удается сбалансировать цветное изображение. Также невозможно равномерно ослабить или усилить цветное изображе­ ние.

Первичные изображения исправляют печатанием на обращаемые или контратипные кинопленки. Разноплотность и разноцветность изображения легко устранить во время печатания, подбирая экспо­ зиции и спектральный состав печатающего света в копировальном аппарате.

Изображения на черно-белых обращаемых кинопденках можно исправить по плотности и контрастности обработкой в ослабляющих или усиливающих растворах.

Ослабляющие растворы позволяют сделать изображение более прозрачным, понизить или повысить контрастность и удалить почер­ нения на светлых деталях в позитиве.

Усиливающие растворы применяют для повышения плотности и изменения контрастности изображения.

Усиливающие растворы применяют редко, потому что большин­ ство из них окрашивает изображение и незначительно повышает плотность деталей.

Характер действия растворов зависит от их состава, продолжи­ тельности обработки и свойств кинопленки. Некоторые растворы из­ меняют тон обработанного изображения — оно может оказаться ко­ ричневатым, красноватым и т. д. В результате чего позитив, исправ­ ленный по плотности или контрастности, будет недоброкачественным по тону.

Поэтому, подбирая процесс для исправления, следует оценивать его не только по создаваемой плотности или контрастности, но и по тону, в который окрашивается изображение.

Процессы исправления ведут в машинах, подобных проявочным, как правило, в малогабаритных, требующих небольшого количества растворов, которые быстро портятся. Режимы обработки кинопленок устанавливают по пробам.

§ 34. Монтаж обращенных позитивов

Монтаж обращенных позитивов аналогичен монтажу режиссерских позитивов, однако имеет некоторые технические особенности. Эти особенности обусловлены тем, что между кадриками на 16- и 18-мм кинопленках очень небольшие расстояния, и тем, что обращенное изображение является оригиналом и его порча недопустима. Вслед­ ствие этого монтаж обращенных позитивов ведут в условиях, иск­ лючающих возможность каких-либо повреждений кинопленки. Это сложно, так как при монтаже кинопленку многократно перематы­ вают, отбирая нужные фрагменты и устанавливая их длину.

Монтаж осуществляют на монтажном столе с кинопроекционным устройством, которое имеет оптический компенсатор, позволяющий просматривать изображение на маленьком экране при непрерывном движении кинопленки. Большинство монтажных столов снабжены звуковыми блоками, позволяющими одновременно с просмотром изо­ бражения прослушивать фонограмму, записанную на магнитную ленту.

Просматривая кинопленку на монтажном столе, монтажница от­ бирает фрагменты. Точно подрезанные по длине куски кинопленки размещает в монтажном порядке, а затем склеивает их в общий ру­ лон. Склеивание выполняют на прессах, с помощью липкой ленты или электросвариванием. Предпочтение следует отдать электросва­ риванию кинопленки, так как этот способ обеспечивает чистые и прочные склейки.

Склеивание фрагментов обычно производят с конца части. Пер­ вым на стандартную бобышку — сердечник — наматывают защит­ ный ракорд, затем к нему поочередно подклеивают все остальные фрагменты. Заканчивают монтаж подклейкой защитного ракорда к первому фрагменту.

Монтируя фильм, снятый на 16-мм обращаемой кинопленке, не­ обходимо следить за тем, чтобы не включались изображения, сделан-

171

170


Глава VI КОНТРАТИПИРОВАНИЕ

Контратипирование — процесс получения дубликатов изображения. Потребность в контратипировании возникает при создании ком­ бинированных изображений, использовании хроникально-докумен­ тальных материалов, при переводе изображения с одного формата кадра на другой, при дублировании, тиражировании фильма и т. д. Процесс контратипирования может быть о д н о с т а д и й н ы м ,

при котором непосредственно с негатива или обращенного позитива

изготовляют

к о н т р а т и п — негативное изображение

(рис. VI. 1),

и д в у х с т а д и й н ы м , когда с негатива

делают п р о м е ж у т о ч ­

ный позитив, затем с него — к о н т р а т и п

(рис. VI. 2).

Задача

процесса контратипирования — получить

изображение,

идентичное

первичному по градационным

характеристикам, цвето­

воспроизведению и передаче мелких деталей. Эта задача может быть решена, если:

174

используемые для контратипирования кинопленки мелкозерни­ сты, а цветные сбалансированы по контрастности светочувствитель­ ных слоев;

копировальные аппараты обеспечивают резкость в напечатанных изображениях;

контратипированные изображения разместятся на прямолиней­ ных участках характеристических кривых кинопленок;

фотографическая обработка кинопленок не вызовет появления эффектов направленного проявления, нарушения баланса слоев и других дефектов.

Практически удается выполнить три последних требования: подо­ брать кинопленки и экспозиции для печатания, чтобы весь интервал плотностей изображения размещался на прямолинейном участке характеристических кривых кинопленок; проявить промежуточный позитив и контратип при таком режиме, который обеспечит произве­ дение контрастности, равное единице (уПром. позХуконтР= 1,0); проя­ вить обращаемые контратипные кинопленки до контрастности, рав­ ной единице (уобр=1,0).

В целях создания оптимальных условий контратипирования ис­ пользуют наиболее мелкозернистые кинопленки, применяют преци­

зионную

копировальную

аппара­

 

 

 

туру и проявочные машины с наи­

 

 

 

меньшим

 

выявлением

эффектов

 

 

 

проявления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако в позитиве, напечатан­

 

 

 

ном

с

контратипа,

почти

всегда

/'// ff

 

заметно ухудшение тоновоспроиз- «• •''' ' '• '

 

ведения в черно-белом и цветовос­

 

 

 

произведения — в цветном изобра­

 

 

 

жениях, а также в деталированно-

 

 

 

сти

и

зернистости.

 

Ухудшения

 

 

 

происходят из-за градационных

 

 

 

искажений,

вызванных

влиянием

 

 

 

смежных

мест;

цветоделительных

 

 

 

искажений, из-за неполноценно­

 

 

 

сти цветных кинопленок, несовер­

 

 

 

шенства

кривых поглощения

кра­

 

 

 

сителями,

образующими

цветное

 

 

 

изображение;

уменьшения

разре­

 

 

 

шения мелких

деталей

изображе­

Рис.

VI.3.

Градационные искажения

ния вследствие применения много­

при

использовании криволинейного

участка характеристической кривой

слойных систем кинопленок, недо­

в процессе

контратипирования

статочного

контакта

между

печа­

 

 

 

таемыми слоями или неточностью фокусирования оптических изобра­ жений, увеличения зернистости, обусловленной структурным строе­ нием изображения.

Процесс контратипирования снижает качество изображения, осо­ бенно деталей в светах и тенях, если при печатании используют и криволинейные участки характеристических кривых кинопленок

175


(рис. VI. 3). Еще более заметными становятся градационные и цветоделительные искажения, когда контрастируют цветное изобра­ жение с использованием начальных и конечных криволинейных уча­ стков характеристических кривых кинопленки.

Каждый повторный процесс контратипирования снижает качест­ во изображения. Дефекты усиливаются непропорционально сильно по отношению к количеству повторных процессов контратипирова­ ния, т. е. когда окончательный контратип изготовляют путем ряда последовательных операций: негатив — промежуточный позитив — контратип — промежуточный позитив — контратип и т. д. Чем боль­ ше операций участвует в процессе контратипирования, тем заметнее ухудшается изображение. В результате оно может походить на кли­ шированное, состоящее из полос и пятен. Поэтому многократное контратипирование применяют в исключительных случаях.

Как правило, при контратипирования изображение исправляют по плотности и цветовоспроизведению. Выправленные промежуточ­ ные позитивы и контратипы удобны для последующего использова­ ния, например для тиражирования фильма. С таких изображений можно вести печатание с одной экспозицией копировального аппара­ та, что упрощает работу и исключает ошибки, возможные из-за пор­ чи паспортного механизма копировального аппарата, экспозицион­ ного паспорта и т. д.

При контратипировании принимают меры, чтобы кинопленки не запылялись, не царапались, не терлись и т. д., так как эти дефекты пропечатываются в последующие изображения. Негатив, промежу­ точный позитив и контратип периодически подвергают чистке, а в случае необходимости — и реставрации. Повышенные требования предъявляют и к печатанию изображения. Почти всегда пользуются копировальными аппаратами с иммерсионным способом печатания, отдавая предпочтение аппаратам с прерывистым передвижением ки­ нопленок, чтобы избежать их скольжения относительно друг друга

вмомент экспонирования.

§36. Контратипирование черно-белого изображения

Для контратипирования черно-белых изображений пользуются ком­ плектом из двух кинопленок: дубльпозитивной и дубльнегативной, подобранных по характеристическим кривым так, чтобы результи­ рующий, коэффициент контрастности (упром. позХуконтр) был равен единице. Исходя из этого требования, промежуточный позитив дол­ жен иметь Y= 1,65—1,75; контратип — у = 0,Ь§—0,65. Обе киноплен­ ки относятся к особомелкозернистым и малочувствительным. Дубльпозитивные кинопленки чувствительны до 560—580 нм, дубльнегативные — до 600 нм. Эта сенсибилизация позволяет делать кинопленки весьма малой светочувствительности и зернистости, так как за счет сенсибилизации увеличивается коэффициент полезного

.действия лампы в копировальном аппарате.

176


Светочувствительность контрактных кинопленок и другие их ха­ рактеристики определяются по ГОСТу 10691—3—73.

Отечественные кинопленки для контратипирования имеют сле­ дующие характеристики:

дубльпозитивная А-2 — светочувствительность 1,5—3,0 ед. ГОСТ, коэффициент контрастности — 1,4—2,0; плотность вуали — не бо­ лее 0,05; оптическая плотность в начале прямолинейного участка ха­ рактеристической кривой — не более 0,8; фотографическая широта — не менее 1,05; разрешающая способность — не менее 215 мм- 1;

дубльнегативная А-2 — светочувствительность 0,6—1,0 ед. ГОСТ, ' коэффициент контрастности — 0,65; плотность вуали — не бо­ лее 0,05; оптическая плотность в начале прямолинейного участка характеристической кривой — не более 0,7; фотографическая широ­ та — не менее 1,8; разрешающая способность — не менее 180 мм- 1 . Подобные характеристики имеют зарубежные контрактные ки­

нопленки (табл. 33).

Для печатания промежуточного позитива и контратипа экспози­ ции определяют по пробным изображениям, оцениваемым визуаль­ но или с помощью денситометра. Экспозиции подбирают с таким рас­ четом, чтобы изображение размещалось на прямолинейном участке характеристической кривой и воспроизводило максимальное количе­ ство деталей.

В промежуточном позитиве изображение должно быть несколько плотнее и менее контрастно, чем в позитиве для кинопроекции. Контратип также не должен иметь совершенно прозрачных участ­ ков даже в том случае, если они имелись в негативе.

Дубльнозитивные и дубльнегативные кинопленки обрабатывают в выравнивающих проявляющих растворах, к которым относятся не­ гативные проявители.

При контратипировании черно-белого обращенного изображения, т. е. позитивного, изготовляют только контратип. Его делают на дубльнегативной кинопленке, проявляемой до Y = 0»55—0,60.

§ 37. Контратипирование цветного изображения

Контратипирование Цветного изображения можно вести по трем технологическим схемам:

цветной негатив — цветной контратип на обращаемой дубльнега­ тивной кинопленке;

цветной негатив — промежуточный позитив на универсальной контратипной кинопленке — контратип на такой же кинопленке;

цветной позитив на обращаемой кинопленке — цветной контратип на дубльнегативной кинопленке.

Отечественная универсальная контрактная кинопленка КП-б имеет следующие характеристики: общая светочувствительность — не менее 0,10 ед. ГОСТ; баланс светочувствительности — не более 2,0; коэффициент контрастности каждого слоя — 1,0—1,15; баланс контрастности — не более 0,10; суммарная плотность вуали и маски для красночувствительного слоя — не менее 0,25, для зеленочувст-

вительного — не менее 0,55,

для синечувствительного — не менее

1,10; фотографическая широта для синечувствительного

слоя — не

менее 1,2; для зелено- и

красночувствительного — не

менее 1,5;

среднеквадратичная гранулярность за зеленым светофильтром — не более 1,3; за красным — 1,6; частотно-контрастная характеристика зеленочувствительного слоя — не менее 0,45, красночувствительно­ го — не менее 0,30.

В табл. 34 приведены кинопленки для контратипирования цвет­ ного изображения.

По первой технологической схеме, предусматривающей односта­ дийное контратипирование, цветной негатив печатается на цветную обращаемую дубльнегативную кинопленку, имеющую сенсибилиза­ цию слоев, близкую цветной позитивной кинопленке, с краскообразующими компонентами, подобными применяемым в негативных кинопленках. Цветные обращаемые дубльнегативные кинопленки относятся к особомелкозернистым материалам с весьма низкой свето­ чувствительностью. Эти кинопленки с классическим строением име­ ют в двух светочувствительных слоях краскообразующие компонен­ ты, создающие частичные маскированные изображения, что повы­ шает цветоделение в контратипе.

Для приведения спектрального состава экспонирующего света копировального аппарата к свойствам кинопленки подбирают ба­ лансные светофильтры. Одновременно устанавливают и общую экс­ позицию, обеспечивающую размещение изображения на прямоли­ нейных участках характеристических кривых кинопленки с макси­ мальной проработкой деталей в контратипе.

Обращаемую дубльнегативную кинопленку проявляют до у0бр = = 1,0, определяемой по контрольной сенситограмме, впечатанной в первую часть фильма перед начальным ракордом.

Чтобы в контратипе не оказалось зеркального изображения по отношению к негативу, печатание ведут оптическим копировальным аппаратом. Если применяют контактный копировальный аппарат, то для уменьшения потери резкости изображения из-за печатания через подложку негатива экспонирование должно осуществляться направ­ ленным пучком света, без рассеивателя.

Вторая схема рассчитана на двухстадийное контратипирование. Первоначально с негатива изготовляют промежуточный позитив, за­ тем с этого позитива делают контратип. Для промежуточного пози­ тива и контратипа используют одну и ту же универсальную контра­ ктную кинопленку с классическим строением. Эта кинопленка строго сбалансирована по контрастности слоев, два из которых име­ ют маскирующие краскообразующие компоненты.

Промежуточный позитив и контратип проявляют до одинакового значения у =1,0. Контроль проявления ведут по сенситограмме, впе­ чатанной в первую часть фильма, перед начальным ракордом.

Для печатания промежуточного позитива с негатива пользуются экспозиционным паспортом, с которым был изготовлен эталонный озитив фильма. Печатают в копировальном аппарате с балансным светофильтром, согласующим спектральный состав экспонирующего

179

7*

 


света со свойствами универсальной цветной контратипной киноплен­ ки. Общая экспозиция в сочетании с балансным светофильтром дол­ жна обеспечить размещение изображения на прямолинейных участ­ ках характеристических кривых кинопленки с максимальным вос­ произведением деталей в промежуточном позитиве.

С выправленного по плотности и цветовоспроизведению проме­ жуточного позитива печатают контратип с одной экспозицией и с ба­ лансным светофильтром, подобранными к экспонируемой киноплен­ ке. Если промежуточный позитив не полностью выправлен, печата­ ние контратипа ведут с экспозиционным паспортом лишь для фрагментов, требующих корректирования. К общей экспозиции при печатании контратипа предъявляют те же требования, что и к про­ межуточному позитиву.

Третья схема — одностадийная: контратип изготовляют непо­ средственно с цветного обращенного позитива. В этом случае первич­ ный обращенный позитив выполняет функцию промежуточного по­ зитива. Для печатания контратипа используют контратипную кино­ пленку.

Изображение на цветной обращаемой кинопленке часто бывает разным по плотности и цветовоспроизведению. Чтобы получить вы­ правленный контратип, позволяющий печатать фильмокопии с одной экспозицией, необходимо составить экспозиционный паспорт. Его со­ ставляют по визуальной оценке изображения на обращенном пози­ тиве или с помощью цветоанализатора. Экспозиции должны обеспе­ чивать размещение изображения на прямолинейных участках харак­ теристических кривых контратипной кинопленки. Экспозиционный паспорт используется с балансным светофильтром, приводящим пе­ чатающий свет копировального аппарата к свойствам используемой кинопленки.

В исключительных случаях в процессе контратипирования пыта­ ются исправить изображение по контрастности, например выровнять по контрастности объекты, снятые при очень пасмурном или очень контрастном освещении. Для этого с неполноценного фрагмента изго­ товляют промежуточный позитив или контратип, подбирая для каж­ дого фрагмента специальный режим обработки, не нарушающий баланс светочувствительных слоев. Затем эти фрагменты вклеива­ ют в промежуточный позитив или контратип вместо неполноцен­ ных.

При переводе цветного изображения в черно-белое пользуются од­

ной из следующих схем:

 

 

п е р в а я — цветной негатив—>-черно-белый

промежуточный

по­

зитив на панхроматической дубльпозитивной

кинопленке—>-черно-

белый контратип на дубльнегативной кинопленке;

 

в т о р а я — цветной позитив—>-черно-белый

контратип на

пан­

хроматической дубльнегативной кинопленке.

 

 

Контратип, сделанный по первой схеме, будет иметь наибольшие тональные искажения, особенно заметные, если в контратипе и в монтируемом рядом с ним черно-белом негативе будет одно изобра­ жение. Например, один и тот же букет цветов будет передан совер-

181