ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 0
плотности того цвета, который следует ослабить в изображении. Под бор светофильтров ведут по схеме, указанной в табл. 31.
Таблица 31 Корректирование изображения по субтрактивному способу
В копии излишне |
Следует увеличить при экспонировании |
||
много цвета |
плотность светофильтра |
||
|
|
|
|
синего |
желтого |
|
|
зеленого |
пурпурного |
||
красного |
голубого |
|
|
желтого |
пурпурного |
+ |
голубого |
пурпурного |
желтого |
-f |
голубого |
голубого |
желтого |
4- |
пурпурного |
|
|
|
|
§ 33. Исправление обращенного изображения
Изображение на обращаемых кинопленках чаще, чем на других ки нопленках, оказывается неполноценным по плотности, контрастно сти, тональности и цвету.
Разноплотность, разноконтрастность и разноцветность изображе ния зависят от вида объекта съемки и его освещения, от общего и внутрикадрового экспонирования при съемке, от свойств кинопленок и от технологического процесса обработки. Степень дефекта тем силь нее, чем больше нарушены условия, предусмотренные процессом обращения.
Дефекты особенно заметны, если фильм смонтирован из первич ных изображений, проецируемых непосредственно на экран.
Возможности исправить цветное изображение путем обработки в фотографических растворах практически нет, так как большинство рекомендованных растворов во время обработки кинопленок дейст вуют на все слои. Степень ослабления или усиления частичных изо бражений зависит от многих трудно управляемых факторов. В ре зультате редко удается сбалансировать цветное изображение. Также невозможно равномерно ослабить или усилить цветное изображе ние.
Первичные изображения исправляют печатанием на обращаемые или контратипные кинопленки. Разноплотность и разноцветность изображения легко устранить во время печатания, подбирая экспо зиции и спектральный состав печатающего света в копировальном аппарате.
Изображения на черно-белых обращаемых кинопденках можно исправить по плотности и контрастности обработкой в ослабляющих или усиливающих растворах.
Ослабляющие растворы позволяют сделать изображение более прозрачным, понизить или повысить контрастность и удалить почер нения на светлых деталях в позитиве.
Усиливающие растворы применяют для повышения плотности и изменения контрастности изображения.
Усиливающие растворы применяют редко, потому что большин ство из них окрашивает изображение и незначительно повышает плотность деталей.
Характер действия растворов зависит от их состава, продолжи тельности обработки и свойств кинопленки. Некоторые растворы из меняют тон обработанного изображения — оно может оказаться ко ричневатым, красноватым и т. д. В результате чего позитив, исправ ленный по плотности или контрастности, будет недоброкачественным по тону.
Поэтому, подбирая процесс для исправления, следует оценивать его не только по создаваемой плотности или контрастности, но и по тону, в который окрашивается изображение.
Процессы исправления ведут в машинах, подобных проявочным, как правило, в малогабаритных, требующих небольшого количества растворов, которые быстро портятся. Режимы обработки кинопленок устанавливают по пробам.
§ 34. Монтаж обращенных позитивов
Монтаж обращенных позитивов аналогичен монтажу режиссерских позитивов, однако имеет некоторые технические особенности. Эти особенности обусловлены тем, что между кадриками на 16- и 18-мм кинопленках очень небольшие расстояния, и тем, что обращенное изображение является оригиналом и его порча недопустима. Вслед ствие этого монтаж обращенных позитивов ведут в условиях, иск лючающих возможность каких-либо повреждений кинопленки. Это сложно, так как при монтаже кинопленку многократно перематы вают, отбирая нужные фрагменты и устанавливая их длину.
Монтаж осуществляют на монтажном столе с кинопроекционным устройством, которое имеет оптический компенсатор, позволяющий просматривать изображение на маленьком экране при непрерывном движении кинопленки. Большинство монтажных столов снабжены звуковыми блоками, позволяющими одновременно с просмотром изо бражения прослушивать фонограмму, записанную на магнитную ленту.
Просматривая кинопленку на монтажном столе, монтажница от бирает фрагменты. Точно подрезанные по длине куски кинопленки размещает в монтажном порядке, а затем склеивает их в общий ру лон. Склеивание выполняют на прессах, с помощью липкой ленты или электросвариванием. Предпочтение следует отдать электросва риванию кинопленки, так как этот способ обеспечивает чистые и прочные склейки.
Склеивание фрагментов обычно производят с конца части. Пер вым на стандартную бобышку — сердечник — наматывают защит ный ракорд, затем к нему поочередно подклеивают все остальные фрагменты. Заканчивают монтаж подклейкой защитного ракорда к первому фрагменту.
Монтируя фильм, снятый на 16-мм обращаемой кинопленке, не обходимо следить за тем, чтобы не включались изображения, сделан-
171
170
Глава VI КОНТРАТИПИРОВАНИЕ
Контратипирование — процесс получения дубликатов изображения. Потребность в контратипировании возникает при создании ком бинированных изображений, использовании хроникально-докумен тальных материалов, при переводе изображения с одного формата кадра на другой, при дублировании, тиражировании фильма и т. д. Процесс контратипирования может быть о д н о с т а д и й н ы м ,
при котором непосредственно с негатива или обращенного позитива
изготовляют |
к о н т р а т и п — негативное изображение |
(рис. VI. 1), |
|
и д в у х с т а д и й н ы м , когда с негатива |
делают п р о м е ж у т о ч |
||
ный позитив, затем с него — к о н т р а т и п |
(рис. VI. 2). |
||
Задача |
процесса контратипирования — получить |
изображение, |
|
идентичное |
первичному по градационным |
характеристикам, цвето |
воспроизведению и передаче мелких деталей. Эта задача может быть решена, если:
174
используемые для контратипирования кинопленки мелкозерни сты, а цветные сбалансированы по контрастности светочувствитель ных слоев;
копировальные аппараты обеспечивают резкость в напечатанных изображениях;
контратипированные изображения разместятся на прямолиней ных участках характеристических кривых кинопленок;
фотографическая обработка кинопленок не вызовет появления эффектов направленного проявления, нарушения баланса слоев и других дефектов.
Практически удается выполнить три последних требования: подо брать кинопленки и экспозиции для печатания, чтобы весь интервал плотностей изображения размещался на прямолинейном участке характеристических кривых кинопленок; проявить промежуточный позитив и контратип при таком режиме, который обеспечит произве дение контрастности, равное единице (уПром. позХуконтР= 1,0); проя вить обращаемые контратипные кинопленки до контрастности, рав ной единице (уобр=1,0).
В целях создания оптимальных условий контратипирования ис пользуют наиболее мелкозернистые кинопленки, применяют преци
зионную |
копировальную |
аппара |
|
|
|
||||||
туру и проявочные машины с наи |
|
|
|
||||||||
меньшим |
|
выявлением |
эффектов |
|
|
|
|||||
проявления. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Однако в позитиве, напечатан |
|
|
|
||||||||
ном |
с |
контратипа, |
почти |
всегда |
/'// ff |
|
|||||
заметно ухудшение тоновоспроиз- «• •''' ' '• ' |
|
||||||||||
ведения в черно-белом и цветовос |
|
|
|
||||||||
произведения — в цветном изобра |
|
|
|
||||||||
жениях, а также в деталированно- |
|
|
|
||||||||
сти |
и |
зернистости. |
|
Ухудшения |
|
|
|
||||
происходят из-за градационных |
|
|
|
||||||||
искажений, |
вызванных |
влиянием |
|
|
|
||||||
смежных |
мест; |
цветоделительных |
|
|
|
||||||
искажений, из-за неполноценно |
|
|
|
||||||||
сти цветных кинопленок, несовер |
|
|
|
||||||||
шенства |
кривых поглощения |
кра |
|
|
|
||||||
сителями, |
образующими |
цветное |
|
|
|
||||||
изображение; |
уменьшения |
разре |
|
|
|
||||||
шения мелких |
деталей |
изображе |
Рис. |
VI.3. |
Градационные искажения |
||||||
ния вследствие применения много |
при |
использовании криволинейного |
|||||||||
участка характеристической кривой |
|||||||||||
слойных систем кинопленок, недо |
в процессе |
контратипирования |
|||||||||
статочного |
контакта |
между |
печа |
|
|
|
таемыми слоями или неточностью фокусирования оптических изобра жений, увеличения зернистости, обусловленной структурным строе нием изображения.
Процесс контратипирования снижает качество изображения, осо бенно деталей в светах и тенях, если при печатании используют и криволинейные участки характеристических кривых кинопленок
175
(рис. VI. 3). Еще более заметными становятся градационные и цветоделительные искажения, когда контрастируют цветное изобра жение с использованием начальных и конечных криволинейных уча стков характеристических кривых кинопленки.
Каждый повторный процесс контратипирования снижает качест во изображения. Дефекты усиливаются непропорционально сильно по отношению к количеству повторных процессов контратипирова ния, т. е. когда окончательный контратип изготовляют путем ряда последовательных операций: негатив — промежуточный позитив — контратип — промежуточный позитив — контратип и т. д. Чем боль ше операций участвует в процессе контратипирования, тем заметнее ухудшается изображение. В результате оно может походить на кли шированное, состоящее из полос и пятен. Поэтому многократное контратипирование применяют в исключительных случаях.
Как правило, при контратипирования изображение исправляют по плотности и цветовоспроизведению. Выправленные промежуточ ные позитивы и контратипы удобны для последующего использова ния, например для тиражирования фильма. С таких изображений можно вести печатание с одной экспозицией копировального аппара та, что упрощает работу и исключает ошибки, возможные из-за пор чи паспортного механизма копировального аппарата, экспозицион ного паспорта и т. д.
При контратипировании принимают меры, чтобы кинопленки не запылялись, не царапались, не терлись и т. д., так как эти дефекты пропечатываются в последующие изображения. Негатив, промежу точный позитив и контратип периодически подвергают чистке, а в случае необходимости — и реставрации. Повышенные требования предъявляют и к печатанию изображения. Почти всегда пользуются копировальными аппаратами с иммерсионным способом печатания, отдавая предпочтение аппаратам с прерывистым передвижением ки нопленок, чтобы избежать их скольжения относительно друг друга
вмомент экспонирования.
§36. Контратипирование черно-белого изображения
Для контратипирования черно-белых изображений пользуются ком плектом из двух кинопленок: дубльпозитивной и дубльнегативной, подобранных по характеристическим кривым так, чтобы результи рующий, коэффициент контрастности (упром. позХуконтр) был равен единице. Исходя из этого требования, промежуточный позитив дол жен иметь Y= 1,65—1,75; контратип — у = 0,Ь§—0,65. Обе киноплен ки относятся к особомелкозернистым и малочувствительным. Дубльпозитивные кинопленки чувствительны до 560—580 нм, дубльнегативные — до 600 нм. Эта сенсибилизация позволяет делать кинопленки весьма малой светочувствительности и зернистости, так как за счет сенсибилизации увеличивается коэффициент полезного
.действия лампы в копировальном аппарате.
176
Светочувствительность контрактных кинопленок и другие их ха рактеристики определяются по ГОСТу 10691—3—73.
Отечественные кинопленки для контратипирования имеют сле дующие характеристики:
дубльпозитивная А-2 — светочувствительность 1,5—3,0 ед. ГОСТ, коэффициент контрастности — 1,4—2,0; плотность вуали — не бо лее 0,05; оптическая плотность в начале прямолинейного участка ха рактеристической кривой — не более 0,8; фотографическая широта — не менее 1,05; разрешающая способность — не менее 215 мм- 1;
дубльнегативная А-2 — светочувствительность 0,6—1,0 ед. ГОСТ, ' коэффициент контрастности — 0,65; плотность вуали — не бо лее 0,05; оптическая плотность в начале прямолинейного участка характеристической кривой — не более 0,7; фотографическая широ та — не менее 1,8; разрешающая способность — не менее 180 мм- 1 . Подобные характеристики имеют зарубежные контрактные ки
нопленки (табл. 33).
Для печатания промежуточного позитива и контратипа экспози ции определяют по пробным изображениям, оцениваемым визуаль но или с помощью денситометра. Экспозиции подбирают с таким рас четом, чтобы изображение размещалось на прямолинейном участке характеристической кривой и воспроизводило максимальное количе ство деталей.
В промежуточном позитиве изображение должно быть несколько плотнее и менее контрастно, чем в позитиве для кинопроекции. Контратип также не должен иметь совершенно прозрачных участ ков даже в том случае, если они имелись в негативе.
Дубльнозитивные и дубльнегативные кинопленки обрабатывают в выравнивающих проявляющих растворах, к которым относятся не гативные проявители.
При контратипировании черно-белого обращенного изображения, т. е. позитивного, изготовляют только контратип. Его делают на дубльнегативной кинопленке, проявляемой до Y = 0»55—0,60.
§ 37. Контратипирование цветного изображения
Контратипирование Цветного изображения можно вести по трем технологическим схемам:
цветной негатив — цветной контратип на обращаемой дубльнега тивной кинопленке;
цветной негатив — промежуточный позитив на универсальной контратипной кинопленке — контратип на такой же кинопленке;
цветной позитив на обращаемой кинопленке — цветной контратип на дубльнегативной кинопленке.
Отечественная универсальная контрактная кинопленка КП-б имеет следующие характеристики: общая светочувствительность — не менее 0,10 ед. ГОСТ; баланс светочувствительности — не более 2,0; коэффициент контрастности каждого слоя — 1,0—1,15; баланс контрастности — не более 0,10; суммарная плотность вуали и маски для красночувствительного слоя — не менее 0,25, для зеленочувст-
вительного — не менее 0,55, |
для синечувствительного — не менее |
|
1,10; фотографическая широта для синечувствительного |
слоя — не |
|
менее 1,2; для зелено- и |
красночувствительного — не |
менее 1,5; |
среднеквадратичная гранулярность за зеленым светофильтром — не более 1,3; за красным — 1,6; частотно-контрастная характеристика зеленочувствительного слоя — не менее 0,45, красночувствительно го — не менее 0,30.
В табл. 34 приведены кинопленки для контратипирования цвет ного изображения.
По первой технологической схеме, предусматривающей односта дийное контратипирование, цветной негатив печатается на цветную обращаемую дубльнегативную кинопленку, имеющую сенсибилиза цию слоев, близкую цветной позитивной кинопленке, с краскообразующими компонентами, подобными применяемым в негативных кинопленках. Цветные обращаемые дубльнегативные кинопленки относятся к особомелкозернистым материалам с весьма низкой свето чувствительностью. Эти кинопленки с классическим строением име ют в двух светочувствительных слоях краскообразующие компонен ты, создающие частичные маскированные изображения, что повы шает цветоделение в контратипе.
Для приведения спектрального состава экспонирующего света копировального аппарата к свойствам кинопленки подбирают ба лансные светофильтры. Одновременно устанавливают и общую экс позицию, обеспечивающую размещение изображения на прямоли нейных участках характеристических кривых кинопленки с макси мальной проработкой деталей в контратипе.
Обращаемую дубльнегативную кинопленку проявляют до у0бр = = 1,0, определяемой по контрольной сенситограмме, впечатанной в первую часть фильма перед начальным ракордом.
Чтобы в контратипе не оказалось зеркального изображения по отношению к негативу, печатание ведут оптическим копировальным аппаратом. Если применяют контактный копировальный аппарат, то для уменьшения потери резкости изображения из-за печатания через подложку негатива экспонирование должно осуществляться направ ленным пучком света, без рассеивателя.
Вторая схема рассчитана на двухстадийное контратипирование. Первоначально с негатива изготовляют промежуточный позитив, за тем с этого позитива делают контратип. Для промежуточного пози тива и контратипа используют одну и ту же универсальную контра ктную кинопленку с классическим строением. Эта кинопленка строго сбалансирована по контрастности слоев, два из которых име ют маскирующие краскообразующие компоненты.
Промежуточный позитив и контратип проявляют до одинакового значения у =1,0. Контроль проявления ведут по сенситограмме, впе чатанной в первую часть фильма, перед начальным ракордом.
Для печатания промежуточного позитива с негатива пользуются экспозиционным паспортом, с которым был изготовлен эталонный озитив фильма. Печатают в копировальном аппарате с балансным светофильтром, согласующим спектральный состав экспонирующего
179 |
7* |
|
света со свойствами универсальной цветной контратипной киноплен ки. Общая экспозиция в сочетании с балансным светофильтром дол жна обеспечить размещение изображения на прямолинейных участ ках характеристических кривых кинопленки с максимальным вос произведением деталей в промежуточном позитиве.
С выправленного по плотности и цветовоспроизведению проме жуточного позитива печатают контратип с одной экспозицией и с ба лансным светофильтром, подобранными к экспонируемой киноплен ке. Если промежуточный позитив не полностью выправлен, печата ние контратипа ведут с экспозиционным паспортом лишь для фрагментов, требующих корректирования. К общей экспозиции при печатании контратипа предъявляют те же требования, что и к про межуточному позитиву.
Третья схема — одностадийная: контратип изготовляют непо средственно с цветного обращенного позитива. В этом случае первич ный обращенный позитив выполняет функцию промежуточного по зитива. Для печатания контратипа используют контратипную кино пленку.
Изображение на цветной обращаемой кинопленке часто бывает разным по плотности и цветовоспроизведению. Чтобы получить вы правленный контратип, позволяющий печатать фильмокопии с одной экспозицией, необходимо составить экспозиционный паспорт. Его со ставляют по визуальной оценке изображения на обращенном пози тиве или с помощью цветоанализатора. Экспозиции должны обеспе чивать размещение изображения на прямолинейных участках харак теристических кривых контратипной кинопленки. Экспозиционный паспорт используется с балансным светофильтром, приводящим пе чатающий свет копировального аппарата к свойствам используемой кинопленки.
В исключительных случаях в процессе контратипирования пыта ются исправить изображение по контрастности, например выровнять по контрастности объекты, снятые при очень пасмурном или очень контрастном освещении. Для этого с неполноценного фрагмента изго товляют промежуточный позитив или контратип, подбирая для каж дого фрагмента специальный режим обработки, не нарушающий баланс светочувствительных слоев. Затем эти фрагменты вклеива ют в промежуточный позитив или контратип вместо неполноцен ных.
При переводе цветного изображения в черно-белое пользуются од
ной из следующих схем: |
|
|
п е р в а я — цветной негатив—>-черно-белый |
промежуточный |
по |
зитив на панхроматической дубльпозитивной |
кинопленке—>-черно- |
|
белый контратип на дубльнегативной кинопленке; |
|
|
в т о р а я — цветной позитив—>-черно-белый |
контратип на |
пан |
хроматической дубльнегативной кинопленке. |
|
|
Контратип, сделанный по первой схеме, будет иметь наибольшие тональные искажения, особенно заметные, если в контратипе и в монтируемом рядом с ним черно-белом негативе будет одно изобра жение. Например, один и тот же букет цветов будет передан совер-
181