ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
шенно различными по тону изображениями. Будет искажен и харак тер освещения объекта съемки.
Контратип, полученный по второй схеме, напоминает репродук цию, сделанную с цветного позитива. Благодаря тому что цветной по зитив выравнен по плотности и цвету, печатание на панхроматиче скую дубльнегативную кинопленку ведут при одной экспозиции ко пировального аппарата.
Изображения, контратипированные с цветного негатива, всегда отличаются от изображений, сделанных на черно-белых негативных кинопленках, по тональности и по резкости. Особенно оно обедняет ся, если цветное изображение печатают на несенсибилизированную черно-белую кинопленку.
Сильные искажения в изображении возникают и потому, что опе ратор освещает объект при съемке на черно-белую кинопленку ина че, чем при съемке на цветную.
Как правило, печатание черно-белого изображения с цветного ведут для фильма, который готовят к дублированию.
§ 38. Сквозной фотографический контроль
При фотографической обработке кинопленки применяют с к в о з н о й ф о т о г р а ф и ч е с к и й к о н т р о л ь , цель которого — повысить ка чество изображения в фильме путем исключения недоброкачествен ных негативов. Кроме того, этот контроль стандартизирует качество рабочих, контрольных, эталонных и промежуточных позитивов, а также контратипов и фильмокопий.
Есть много систем сквозного фотографического контроля, каж дая из которых основана на повышении внимания к экспозиции при съемке, к стабильности негативных, позитивных и контратипных ки нопленок, к постоянству процессов печатания изображения и фото графической обработке всех материалов.
Отечественная система контроля, предложенная НИКОИ, требу ет отбраковки недоброкачественных негативов по экспозиционному паспорту, с которым печатался рабочий позитив; нормирования всех j позитивных и контратипных кинопленок, участвующих в процессе; стабильной работы копировальных аппаратов и проявочных машин. Для контроля используют специальную шкалу (см. рис. IV. 2), обыч- I но называемую п о к а д р о в о й . Эта шкала отличается от сенсито граммы тем, что способ изготовления ее позволяет получить задан ный уровень плотности, идеальный цветовой баланс и линейное со отношение плотностей в каждом слое.
Контрольную шкалу вклеивают в защитный ракорд рулона нега тива, поступающего по одному заказу для печатания рабочего пози тива. Экспонирование шкалы ведут при обусловленном световом режиме в зависимости от типа копировального аппарата. Эта экспо зиция, как правило, близка к наиболее распространенным номерам экспозиционного паспорта. Поля шкалы в рабочем позитиве должны иметь плотности, нормированные техническими условиями.
182
Просматривая рабочий позитив, правильно отпечатанный и фото графически обработанный, контролер изымает те негативы, которые требуют экспозиций копировального аппарата, вне норм, предусмот ренных техническими условиями. Исключение составляют негативы, снятые специально, о чем оператор ставит в известность контролера.
В результате такого контроля рабочего позитива в смонтирован ный негатив фильма не могут быть включены изображения повы шенной или пониженной плотности и с большим нарушением цвето вого баланса.
Контрольный и эталонный позитивы печатают со смонтированно го негатива, имеющего стандартный ракорд с вклеенной контроль ной шкалой. В экспозиционном паспорте для печатания каждой ча сти фильма должна быть отдельная экспозиция, нормированная для контрольной шкалы у определенных полей с заданной плотностью.
Экспозиция, балансный светофильтр и плотности полей в напеча танной контрольной шкале зависят от используемых кинопленок и копировального аппарата. Поэтому кинопленки и копировальный аппарат должны быть приведены к нормированным значениям с по мощью светофильтров или других устройств.
Эталонный позитив с нормированными значениями показателей контрольной шкалы и сенситограммы, отвечающими техническим условиям, передается вместе со смонтированным негативом для из готовления фильмокопий.
При тиражировании фильма с участием процесса контратипирования промежуточный позитив и контратип изготовляют с примене нием шкалы и сенситограмм, отпечатанных на контрольной кино пленке. Они вклеиваются в стандартный ракорд негатива. Контроль ные шкалы промежуточного позитива и контратипа измеряют в величинах копировальных плотностей.
Так в промежуточном позитиве, изготовленном на отечественных кинопленках, максимальная {D\) и минимальная (Ds) плотности контрольной шкалы должны соответствовать плотностям на прямо
линейном |
участке характеристических кривых контратипной кино |
||
пленки, |
а |
отношение величин коэффициентов контрастности |
|
(у |
ПрС03мпоз |
) к величинам градиентов промежуточного позитива |
|
{g |
прс03м-поз |
) |
должно быть равно единице с допусками не более 0,15. |
Отдельные части фильма в промежуточном позитиве не должны различаться между собой по величине AD более чем на 0,10.
В контратипе максимальная (Ds) и минимальная {D\) плотности контрольной шкалы должны соответствовать прямолинейным участ кам характеристических кривых контратипной кинопленки, а отно
шение величин коэффициентов контрастности |
(у к "*а |
) к |
величи |
нам градиентов контратипа (^-Рко-па) Д° л ж н о |
быть равным |
единице |
с допусками, не более 0,15.
Отдельные части фильма в контратипе не могут различаться между собой по величине AD более чем на 0,15.
С цветного контратипа изготовляют контрольную фильмокопию на нормированной цветной позитивной кинопленке. Все части филь-
183
мокопии печатают на одной оси позитивной кинопленки и с одним и ] тем же балансным светофильтром. Фотографическую обработку ча стей фильмокопии производят незамедлительно на одной проявочной машине при строгом соблюдении технологического процесса. Затем ] по контрольной сенситограмме фильмокопии определяют градацион ные характеристики.
В каждой части контрольной фильмокопии должны быть отпечат ки шкалы. Режимы печатания шкалы нормируются технологическим процессом, принятым на предприятии.
Оценка контрольной фильмокопии ведется по плотностям в сен- ! ситограмме и по шкале, измеряемым в величинах ВЭСП. Затем по этим плотностям строят характеристические кривые и оценивают градационные характеристики.
Визуально контрольная фильмокопия с контратипа по плотно сти, цветовоспроизведению и прочим характеристикам должна быть близкой к эталонному позитиву, изготовленному с негатива.
При процессе со сквозным фотографическим контролем могут I возникнуть некоторые затруднения, если фильм смонтирован из не гативов из отечественной и зарубежной кинопленок или если в цвет- I ной фильм включены черно-белые фрагменты. Отступление от норм, I установленных сквозным контролем, допустимо в случаях, когда 3 фильмокопии изготовляют на нестандартных позитивных кино- | пленках.
При сквозном фотографическом контроле используется расчет- I иый способ. Рациональнее этот контроль осуществлять с помощью I автоматических систем управления технологическим процессом. Та- I кая система (АСУТП) разрабатывается НИКФИ. Она позволит 1 сделать сквозной фотографический контроль оперативным и более про- I изводительным. Система нормирует цепь: кинопленка — копироваль ный аппарат — проявочная машина — на основании сенситометриче ских испытаний всех кинопленок, участвующих в процессе, цветоделительных систем копировальных аппаратов, цветоанализаторов, | денситометров и другой аппаратуры. Система предусматривает груп- I пирование кинопленок, распределение их по частям фильма и копи- | ровальным аппаратам и комплектацию фильмокопий. Осуществляет- 1 ся система средствами автоматики, сопряженными с вычислительны- 1 ми комплексами.
В некоторой степени к контратипированию можно отнести съем- 1 ку изображения с экрана кинескопа, запись изображения электрон- I ным лучом на кинопленку, перевод изображения с магнитной ленты I на кинопленку и, наоборот, с кинопленки на магнитную ленту.
Эти электронно-фотографические и фотографическо-электронные процессы необходимы во многих случаях. Например, когда фильм ну жен для повторных телепередач, или фильм, записанный на магнит ную ленту, из-за различий в стандартах телевизионных систем не мо жет быть использован при международном обмене, или фильм на магнитной ленте требуется для показа в кинотеатре и т. д.
Технология получения этих изображений различна и пока сложна. Однако она очень перспективна для кинематографии и телевидения.
В фильмах нередко есть трансформированные изображения, имити рующие графику, барельеф и др. Техника их изготовления весьма различна и обычно связана с контратипированием изображения.
Создание трансформированных изображений требует большой изобретательности и трудоемкой экспериментальной работы. Далеко* не каждый объект съемки пригоден для трансформированного изо бражения.
Приводим краткий обзор способов получения трансформирован ных изображений.
И з о г е л и я — изображение, в котором объект съемки воспроиз веден ступенчато, с небольшим количеством тонов и по манере вы полнения напоминает плакат.
Для изогелии необходим негатив, имеющий хорошую резкость, по вышенный контраст и крупные детали. Освещение объекта должно способствовать разделению деталей.
Есть много способов изготовления изогелии. В большинстве слу чаев используют многократное контратипирование с использованием контрастных кинопленок, в частности позитивных. Первоначально с негатива делают промежуточный позитив, затем с него контратин. Контратипирование последовательно повторяют несколько раз, под бирая экспозицию для печатания с таким расчетом, чтобы в каждом из изображений постепенно исчезали полутона, имевшиеся в нега тиве. Например, при трехкратном контратипировании первое изобра жение должно быть напечатано с небольшим недоэкспонированием, второе изображение — с еще большей недодержкой и третье — с такой недодержкой, при которой прорабатываются лишь самые яркие дета ли. Экспозиции для печатания устанавливаются по предварительным экспонограммам.
С промежуточных позитивов последовательной печатью изобра жение экспонируют на дубльнегативную кинопленку, затем обраба тываемую при негативном режиме. Полученный контратип вклеива ют в смонтированный негатив фильма.
Процесс изготовления промежуточных позитивов и контратипов требует высокой устойчивости изображения, вследствие чего печата ние этих материалов осуществляют копировальными аппаратами, имеющими контргрейфер. Поэтому все контратипирование и печата ние окончательного изображения проводят на одних и тех же кино пленках и на одном копировальном аппарате, предварительно про веренном на устойчивость кадра.
П с е в д о с о л я р и з а ц и я — изображение, в котором |
одновре |
менно присутствуют н е г а т и в н ы е и п о з и т и в н ы е |
детали, |
отделенные друг от друга прозрачной каймой. Чтобы получить такое изображение, негативную кинопленку во время проявления освеща ют белым или цветным светом. Галогениды серебра, экспонирован-» ные через проявляемое изображение, становятся способными к вое* становлению и проявляются одновременно с первичным изображе нием. В результате на кинопленке будет два изображения;
185
184
негативное и позитивное. Доля каждого из них зависит от плотности первоначально проявленного изображения, степени засветки кино пленки и ее последующего проявления. Подбирая режимы каждого из проявлений и засветки кинопленки, можно получить весьма раз личные изображения. Как правило, этот процесс осуществляют в проявочной машине, имеющей фонарь для засветки (рис. VI. 4).
Перемещая фонарь вдоль лентопротяжного механиз ма машины, устанавливают его на том участке обра батываемой кинопленки, который обеспечивает полу чение заданного изображения.
Подбирать режимы обработки негативной кино пленки можно только в том случае, если имеются дубли для экспериментирования. Чтобы исключить порчу рабочего материала, процесс обычно ведут на контратипе, что, естественно, снижает качество изо бражения. Можно использовать для засветки и про межуточный позитив с последующим его контратипированием.
|
|
|
|
|
П с е в д о б а р е л ь е ф — изображение, |
кажущее |
||||
•Рис. |
VI.4. |
Схема |
ся рельефным. Этот эффект создает контур вокруг де |
|||||||
фонаря |
для |
за |
талей изображения. Чтобы получить такое изображе- |
|||||||
светки |
киноплен |
вие, негатив и позитив с него печатают, несколько |
||||||||
ки во время про |
||||||||||
явления: 1 — ко |
смещая их относительно |
друг друга. |
От |
величины |
||||||
жух, |
2 |
— |
зерка |
контура зависит впечатление от рельефа. Печатание |
||||||
ло, |
3 |
— |
источ |
|||||||
ник |
света, |
4 |
— |
|||||||
конденсор, |
5 |
— |
ведут оптическим копировальным аппаратом, позво |
|||||||
рамка для |
свето |
ляющим смещать изображения. |
|
|
|
|||||
фильтров, |
6 |
— |
Процесс осуществляют |
одностадийным |
контрати- |
|||||
переменная |
щель |
|||||||||
для |
регулирова |
пированием, при котором сначала с негатива делают |
||||||||
ния |
экспозиции, |
|||||||||
7 — заслонка |
для |
промежуточный позитив, |
|
а затем негатив печатают |
||||||
предохранения |
от |
с этим позитивом на обращаемую |
контратипную |
|||||||
постороннего све |
||||||||||
та, 8 — киноплен |
кинопленку. При двухстадийном контратипировании |
|||||||||
ка, 9 |
— барабан |
|||||||||
проявочной |
ма |
с негатива изготовляют |
промежуточный |
позитив, с | |
||||||
шины |
|
|
|
|
него — контратип. После чего контратип печатают с |
|||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
промежуточным позитивом |
на |
контратипную кино- | |
|||
пленку. Этот контратип и монтируют с рабочим |
негативом фильма. I |
Регулируя в промежуточном позитиве или в контратипе изображение 1 по плотности, контрастности и цвету, можно создавать весьма различные изображения.
Д в у х ц в е т н о е с ч е р н о - б е л ы х и з о б р а ж е н и й . В не-1 которых случаях с черно-белых изображений изготовляют «цветное». 1 Разумеется, это весьма условное цветное изображение. Техника изго-1 товления таких изображений складывается из следующих операций. I Первоначально с черно-белого негатива делают маску на высоко- 1
контрастной позитивной кинопленке. Затем изготовляют позитив — контрмаску на той же кинопленке. Маску и контрмаску обрабатыва- | ют до контрастности 1,5 и с максимальной плотностью 2,0—2,5. Изо бражения должны иметь хорошую проработку деталей, прозрачность в светах и достаточную плотность для маскирования. Изготовив эти материалы, делают экспонограмму на цветной негативной киноплен-
ке или дубльнегативной с применением маски и контрмаски для оп ределения экспозиционного режима под выбранными светофильтрами.
Экспонограмму обрабатывают при нормальном негативном режи ме. Выбрав условия экспонирования, приступают к изготовлению
окончательного изображения. |
|
|
|
Печатание экспонограмм |
и окончательного |
изображения |
ведут |
на копировальном аппарате — трюкмашине. В |
съемочный аппарат |
||
машины заряжают цветную |
негативную или |
контратипную |
кино |
пленку, а в проекционный аппарат — черно-белые маски, затем в со ответствии с установленным режимом и выбранным светофильтром производят первую экспозицию, по окончании которой негативную — дубльнегативную кинопленку возвращают в исходное положение.
Маску в проекторе заменяют контрмаской и производят вторую экспозицию под другим светофильтром. После чего кинопленку под вергают фотографической обработке. Используя несколько разных светофильтров во время первой и второй экспозиций, можно создать весьма различные изображения.
Ввиду того что изображение маски (негативное) по отношению
кцветной дубльнегативной кинопленке расположено глянцевой сто роной, во время печатания возникает явление дифракции, образую щее контур вокруг деталей, напоминающий эффект соляризации. Меняя контрастность контрмаски, можно получать дополнительный графический эффект в изображении.
186
Глава VII ПРОЦЕСС ФИЛЬМОКОПИРОВАНИЯ
Фильмокопией называется позитив, получаемый в процессе тиражи рования фильма и предназначаемый для проката.
Фильмокопии состоят из рулонов (частей), имеющих стандарт ные начальный и конечный ракорды со специальными знаками или наклейками, по которым производится переключение кинопроекци онных аппаратов для непрерывного демонстрирования фильма. Ча сто фильмокопии имеют увеличенные по длине рулоны, содержащие несколько частей или весь фильм.
Фильмокопии для демонстрации на языке, отличающемся от ори гинала фильма, имеют фонограмму, дублированную на другой язык, или субтитры в кадре.
Фильмокопии изготовляют студийные цехи обработки киноплен ки, специальные предприятия, обслуживающие несколько студий или киНокопировальные фабрики.
Важнейшее требование к фильмокопии — максимальное воспро изведение эталонного позитива фильма по изображению и звуку.
§ 40. Изображение в фильмокопии
Фильмокопии могут быть цветными или черно-белыми. Изготовляют фильмокопии с негатива, контратипа и обращенного позитива.
Тиражирование фильма — процесс чисто технический, проводи мый по строгому технологическому режиму.
Малый тираж фильмокопий делают с первичных изображений: негатива или обращенного позитива — при тех же режимах печата ния и фотографической обработки кинопленки, что и при изготовле нии эталонных позитивов с первичных материалов.
Фильмокопии с негатива или обращенного позитива по фотогра фическому изображению лучше сделанных с контратипа, так как в
.этом случае отсутствует промежуточный процесс — контратипирование,— понижающий резкость, увеличивающий зернистость, иска жающий цветопередачу и т. д.
С негатива и с обращенного позитива можно изготовить ограни ченное количество фильмокопий из-за износа первичных изображе ний. Поэтому негатив и обращенный позитив используют для филь-
мокопий, которые проецируются в первоэкранных кинотеатрах, при переводе изображения на больший формат, для изготовления фести вальных фильмокопий и т. д.
Негатив и обращенный позитив фильма представляют собой уни кальный материал, имеющий много склеек, разные по плотности и цвету изображения, иногда с боковыми просечками между фрагмен тами, сложный экспозиционный паспорт и другие параметры, свой ственные смонтированному изображению. Для печатания фильмоко пий с этих первичных материалов необходим особый технологический процесс, исключающий механическое повреждение кинопленки.
Негатив или обращенный позитив, предназначенные для печата ния фильмокопий, должны иметь склейки повышенной прочности и чистоты, увеличенные по длине защитные ракорды, неповрежденные края кинопленок и т. д.
Для печатания применяют копировальные аппараты небольшой производительности, имеющие иммерсионную приставку, пылеочистительные устройства, кассеты или магазины, исключающие холо стую перемотку печатаемых кинопленок. Также повышенной надеж ности должны быть и другие узлы копировального аппарата, например механизм для переключения экспозиционного паспорта, фильмовый канал и др.
Массовый тираж фильмокопий печатают, как правило, с контратипа и обычно на копировальных фабриках.
Кинокопировальные фабрики имеют высокопроизводительные од нотипные копировальные аппараты, проявочные машины, кинопро екционные установки и т. д. Технологические процессы на фабриках предусматривают стандартность операций и режимов; например, все копировальные аппараты одинаковы по условиям экспонирования во время печатания, поэтому лампы предварительно эталонируют и питают стабилизированным током; все проявочные машины, рабо тающие по одному процессу, имеют объединенные системы раство ров. Стандартизированы и условия контроля фильмокопий по осве щенности экрана, спектральному составу света и другим показа телям.
Разумеется, важнейшим фактором является стандартность пози тивных кинопленок по фотографическим и физико-техническим свой
ствам.
Большие студийные цехи обработки кинопленки и кинокопиро вальные фабрики применяют автоматизированные системы контроля и управления организационно-технологическими, химико-фотографи ческими, копировальными и другими операциями. Системы использу ют вычислительную технику, позволяющую значительно повышать качество продукции и снижать себестоимость.
Полной автоматизации процесса тиражирования можно достиг нуть в случае, когда все операции по производству фильмокопий осу ществляют в одном агрегате. Такой агрегат состоит из копироваль ного аппарата, проявочной машины, кинопроекционной установки и вычислительного устройства для оперативной обработки информа ции по управлению и контролю за всем процессом. При безостано-
188 |
189 |