Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шенно различными по тону изображениями. Будет искажен и харак­ тер освещения объекта съемки.

Контратип, полученный по второй схеме, напоминает репродук­ цию, сделанную с цветного позитива. Благодаря тому что цветной по­ зитив выравнен по плотности и цвету, печатание на панхроматиче­ скую дубльнегативную кинопленку ведут при одной экспозиции ко­ пировального аппарата.

Изображения, контратипированные с цветного негатива, всегда отличаются от изображений, сделанных на черно-белых негативных кинопленках, по тональности и по резкости. Особенно оно обедняет­ ся, если цветное изображение печатают на несенсибилизированную черно-белую кинопленку.

Сильные искажения в изображении возникают и потому, что опе­ ратор освещает объект при съемке на черно-белую кинопленку ина­ че, чем при съемке на цветную.

Как правило, печатание черно-белого изображения с цветного ведут для фильма, который готовят к дублированию.

§ 38. Сквозной фотографический контроль

При фотографической обработке кинопленки применяют с к в о з н о й ф о т о г р а ф и ч е с к и й к о н т р о л ь , цель которого — повысить ка­ чество изображения в фильме путем исключения недоброкачествен­ ных негативов. Кроме того, этот контроль стандартизирует качество рабочих, контрольных, эталонных и промежуточных позитивов, а также контратипов и фильмокопий.

Есть много систем сквозного фотографического контроля, каж­ дая из которых основана на повышении внимания к экспозиции при съемке, к стабильности негативных, позитивных и контратипных ки­ нопленок, к постоянству процессов печатания изображения и фото­ графической обработке всех материалов.

Отечественная система контроля, предложенная НИКОИ, требу­ ет отбраковки недоброкачественных негативов по экспозиционному паспорту, с которым печатался рабочий позитив; нормирования всех j позитивных и контратипных кинопленок, участвующих в процессе; стабильной работы копировальных аппаратов и проявочных машин. Для контроля используют специальную шкалу (см. рис. IV. 2), обыч- I но называемую п о к а д р о в о й . Эта шкала отличается от сенсито­ граммы тем, что способ изготовления ее позволяет получить задан­ ный уровень плотности, идеальный цветовой баланс и линейное со­ отношение плотностей в каждом слое.

Контрольную шкалу вклеивают в защитный ракорд рулона нега­ тива, поступающего по одному заказу для печатания рабочего пози­ тива. Экспонирование шкалы ведут при обусловленном световом режиме в зависимости от типа копировального аппарата. Эта экспо­ зиция, как правило, близка к наиболее распространенным номерам экспозиционного паспорта. Поля шкалы в рабочем позитиве должны иметь плотности, нормированные техническими условиями.

182

Просматривая рабочий позитив, правильно отпечатанный и фото­ графически обработанный, контролер изымает те негативы, которые требуют экспозиций копировального аппарата, вне норм, предусмот­ ренных техническими условиями. Исключение составляют негативы, снятые специально, о чем оператор ставит в известность контролера.

В результате такого контроля рабочего позитива в смонтирован­ ный негатив фильма не могут быть включены изображения повы­ шенной или пониженной плотности и с большим нарушением цвето­ вого баланса.

Контрольный и эталонный позитивы печатают со смонтированно­ го негатива, имеющего стандартный ракорд с вклеенной контроль­ ной шкалой. В экспозиционном паспорте для печатания каждой ча­ сти фильма должна быть отдельная экспозиция, нормированная для контрольной шкалы у определенных полей с заданной плотностью.

Экспозиция, балансный светофильтр и плотности полей в напеча­ танной контрольной шкале зависят от используемых кинопленок и копировального аппарата. Поэтому кинопленки и копировальный аппарат должны быть приведены к нормированным значениям с по­ мощью светофильтров или других устройств.

Эталонный позитив с нормированными значениями показателей контрольной шкалы и сенситограммы, отвечающими техническим условиям, передается вместе со смонтированным негативом для из­ готовления фильмокопий.

При тиражировании фильма с участием процесса контратипирования промежуточный позитив и контратип изготовляют с примене­ нием шкалы и сенситограмм, отпечатанных на контрольной кино­ пленке. Они вклеиваются в стандартный ракорд негатива. Контроль­ ные шкалы промежуточного позитива и контратипа измеряют в величинах копировальных плотностей.

Так в промежуточном позитиве, изготовленном на отечественных кинопленках, максимальная {D\) и минимальная (Ds) плотности контрольной шкалы должны соответствовать плотностям на прямо­

линейном

участке характеристических кривых контратипной кино­

пленки,

а

отношение величин коэффициентов контрастности

ПрС03мпоз

) к величинам градиентов промежуточного позитива

{g

прс03м-поз

)

должно быть равно единице с допусками не более 0,15.

Отдельные части фильма в промежуточном позитиве не должны различаться между собой по величине AD более чем на 0,10.

В контратипе максимальная (Ds) и минимальная {D\) плотности контрольной шкалы должны соответствовать прямолинейным участ­ кам характеристических кривых контратипной кинопленки, а отно­

шение величин коэффициентов контрастности

к "*а

) к

величи­

нам градиентов контратипа (^-Рко-па) Д° л ж н о

быть равным

единице

с допусками, не более 0,15.

Отдельные части фильма в контратипе не могут различаться между собой по величине AD более чем на 0,15.

С цветного контратипа изготовляют контрольную фильмокопию на нормированной цветной позитивной кинопленке. Все части филь-

183



мокопии печатают на одной оси позитивной кинопленки и с одним и ] тем же балансным светофильтром. Фотографическую обработку ча­ стей фильмокопии производят незамедлительно на одной проявочной машине при строгом соблюдении технологического процесса. Затем ] по контрольной сенситограмме фильмокопии определяют градацион­ ные характеристики.

В каждой части контрольной фильмокопии должны быть отпечат­ ки шкалы. Режимы печатания шкалы нормируются технологическим процессом, принятым на предприятии.

Оценка контрольной фильмокопии ведется по плотностям в сен- ! ситограмме и по шкале, измеряемым в величинах ВЭСП. Затем по этим плотностям строят характеристические кривые и оценивают градационные характеристики.

Визуально контрольная фильмокопия с контратипа по плотно­ сти, цветовоспроизведению и прочим характеристикам должна быть близкой к эталонному позитиву, изготовленному с негатива.

При процессе со сквозным фотографическим контролем могут I возникнуть некоторые затруднения, если фильм смонтирован из не­ гативов из отечественной и зарубежной кинопленок или если в цвет- I ной фильм включены черно-белые фрагменты. Отступление от норм, I установленных сквозным контролем, допустимо в случаях, когда 3 фильмокопии изготовляют на нестандартных позитивных кино- | пленках.

При сквозном фотографическом контроле используется расчет- I иый способ. Рациональнее этот контроль осуществлять с помощью I автоматических систем управления технологическим процессом. Та- I кая система (АСУТП) разрабатывается НИКФИ. Она позволит 1 сделать сквозной фотографический контроль оперативным и более про- I изводительным. Система нормирует цепь: кинопленка — копироваль­ ный аппарат — проявочная машина — на основании сенситометриче­ ских испытаний всех кинопленок, участвующих в процессе, цветоделительных систем копировальных аппаратов, цветоанализаторов, | денситометров и другой аппаратуры. Система предусматривает груп- I пирование кинопленок, распределение их по частям фильма и копи- | ровальным аппаратам и комплектацию фильмокопий. Осуществляет- 1 ся система средствами автоматики, сопряженными с вычислительны- 1 ми комплексами.

В некоторой степени к контратипированию можно отнести съем- 1 ку изображения с экрана кинескопа, запись изображения электрон- I ным лучом на кинопленку, перевод изображения с магнитной ленты I на кинопленку и, наоборот, с кинопленки на магнитную ленту.

Эти электронно-фотографические и фотографическо-электронные процессы необходимы во многих случаях. Например, когда фильм ну­ жен для повторных телепередач, или фильм, записанный на магнит­ ную ленту, из-за различий в стандартах телевизионных систем не мо­ жет быть использован при международном обмене, или фильм на магнитной ленте требуется для показа в кинотеатре и т. д.

Технология получения этих изображений различна и пока сложна. Однако она очень перспективна для кинематографии и телевидения.

В фильмах нередко есть трансформированные изображения, имити­ рующие графику, барельеф и др. Техника их изготовления весьма различна и обычно связана с контратипированием изображения.

Создание трансформированных изображений требует большой изобретательности и трудоемкой экспериментальной работы. Далеко* не каждый объект съемки пригоден для трансформированного изо­ бражения.

Приводим краткий обзор способов получения трансформирован­ ных изображений.

И з о г е л и я — изображение, в котором объект съемки воспроиз­ веден ступенчато, с небольшим количеством тонов и по манере вы­ полнения напоминает плакат.

Для изогелии необходим негатив, имеющий хорошую резкость, по­ вышенный контраст и крупные детали. Освещение объекта должно способствовать разделению деталей.

Есть много способов изготовления изогелии. В большинстве слу­ чаев используют многократное контратипирование с использованием контрастных кинопленок, в частности позитивных. Первоначально с негатива делают промежуточный позитив, затем с него контратин. Контратипирование последовательно повторяют несколько раз, под­ бирая экспозицию для печатания с таким расчетом, чтобы в каждом из изображений постепенно исчезали полутона, имевшиеся в нега­ тиве. Например, при трехкратном контратипировании первое изобра­ жение должно быть напечатано с небольшим недоэкспонированием, второе изображение — с еще большей недодержкой и третье — с такой недодержкой, при которой прорабатываются лишь самые яркие дета­ ли. Экспозиции для печатания устанавливаются по предварительным экспонограммам.

С промежуточных позитивов последовательной печатью изобра­ жение экспонируют на дубльнегативную кинопленку, затем обраба­ тываемую при негативном режиме. Полученный контратип вклеива­ ют в смонтированный негатив фильма.

Процесс изготовления промежуточных позитивов и контратипов требует высокой устойчивости изображения, вследствие чего печата­ ние этих материалов осуществляют копировальными аппаратами, имеющими контргрейфер. Поэтому все контратипирование и печата­ ние окончательного изображения проводят на одних и тех же кино­ пленках и на одном копировальном аппарате, предварительно про­ веренном на устойчивость кадра.

П с е в д о с о л я р и з а ц и я — изображение, в котором

одновре­

менно присутствуют н е г а т и в н ы е и п о з и т и в н ы е

детали,

отделенные друг от друга прозрачной каймой. Чтобы получить такое изображение, негативную кинопленку во время проявления освеща­ ют белым или цветным светом. Галогениды серебра, экспонирован-» ные через проявляемое изображение, становятся способными к вое* становлению и проявляются одновременно с первичным изображе­ нием. В результате на кинопленке будет два изображения;

185

184


негативное и позитивное. Доля каждого из них зависит от плотности первоначально проявленного изображения, степени засветки кино­ пленки и ее последующего проявления. Подбирая режимы каждого из проявлений и засветки кинопленки, можно получить весьма раз­ личные изображения. Как правило, этот процесс осуществляют в проявочной машине, имеющей фонарь для засветки (рис. VI. 4).

Перемещая фонарь вдоль лентопротяжного механиз­ ма машины, устанавливают его на том участке обра­ батываемой кинопленки, который обеспечивает полу­ чение заданного изображения.

Подбирать режимы обработки негативной кино­ пленки можно только в том случае, если имеются дубли для экспериментирования. Чтобы исключить порчу рабочего материала, процесс обычно ведут на контратипе, что, естественно, снижает качество изо­ бражения. Можно использовать для засветки и про­ межуточный позитив с последующим его контратипированием.

 

 

 

 

 

П с е в д о б а р е л ь е ф — изображение,

кажущее­

•Рис.

VI.4.

Схема

ся рельефным. Этот эффект создает контур вокруг де­

фонаря

для

за­

талей изображения. Чтобы получить такое изображе-

светки

киноплен­

вие, негатив и позитив с него печатают, несколько

ки во время про­

явления: 1 — ко­

смещая их относительно

друг друга.

От

величины

жух,

2

зерка­

контура зависит впечатление от рельефа. Печатание

ло,

3

источ­

ник

света,

4

конденсор,

5

ведут оптическим копировальным аппаратом, позво­

рамка для

свето­

ляющим смещать изображения.

 

 

 

фильтров,

6

Процесс осуществляют

одностадийным

контрати-

переменная

щель

для

регулирова­

пированием, при котором сначала с негатива делают

ния

экспозиции,

7 — заслонка

для

промежуточный позитив,

 

а затем негатив печатают

предохранения

от

с этим позитивом на обращаемую

контратипную

постороннего све­

та, 8 — киноплен­

кинопленку. При двухстадийном контратипировании

ка, 9

— барабан

проявочной

ма­

с негатива изготовляют

промежуточный

позитив, с |

шины

 

 

 

 

него — контратип. После чего контратип печатают с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промежуточным позитивом

на

контратипную кино- |

пленку. Этот контратип и монтируют с рабочим

негативом фильма. I

Регулируя в промежуточном позитиве или в контратипе изображение 1 по плотности, контрастности и цвету, можно создавать весьма различные изображения.

Д в у х ц в е т н о е с ч е р н о - б е л ы х и з о б р а ж е н и й . В не-1 которых случаях с черно-белых изображений изготовляют «цветное». 1 Разумеется, это весьма условное цветное изображение. Техника изго-1 товления таких изображений складывается из следующих операций. I Первоначально с черно-белого негатива делают маску на высоко- 1

контрастной позитивной кинопленке. Затем изготовляют позитив — контрмаску на той же кинопленке. Маску и контрмаску обрабатыва- | ют до контрастности 1,5 и с максимальной плотностью 2,0—2,5. Изо­ бражения должны иметь хорошую проработку деталей, прозрачность в светах и достаточную плотность для маскирования. Изготовив эти материалы, делают экспонограмму на цветной негативной киноплен-

ке или дубльнегативной с применением маски и контрмаски для оп­ ределения экспозиционного режима под выбранными светофильтрами.

Экспонограмму обрабатывают при нормальном негативном режи­ ме. Выбрав условия экспонирования, приступают к изготовлению

окончательного изображения.

 

 

 

Печатание экспонограмм

и окончательного

изображения

ведут

на копировальном аппарате — трюкмашине. В

съемочный аппарат

машины заряжают цветную

негативную или

контратипную

кино­

пленку, а в проекционный аппарат — черно-белые маски, затем в со­ ответствии с установленным режимом и выбранным светофильтром производят первую экспозицию, по окончании которой негативную — дубльнегативную кинопленку возвращают в исходное положение.

Маску в проекторе заменяют контрмаской и производят вторую экспозицию под другим светофильтром. После чего кинопленку под­ вергают фотографической обработке. Используя несколько разных светофильтров во время первой и второй экспозиций, можно создать весьма различные изображения.

Ввиду того что изображение маски (негативное) по отношению

кцветной дубльнегативной кинопленке расположено глянцевой сто­ роной, во время печатания возникает явление дифракции, образую­ щее контур вокруг деталей, напоминающий эффект соляризации. Меняя контрастность контрмаски, можно получать дополнительный графический эффект в изображении.

186


Глава VII ПРОЦЕСС ФИЛЬМОКОПИРОВАНИЯ

Фильмокопией называется позитив, получаемый в процессе тиражи­ рования фильма и предназначаемый для проката.

Фильмокопии состоят из рулонов (частей), имеющих стандарт­ ные начальный и конечный ракорды со специальными знаками или наклейками, по которым производится переключение кинопроекци­ онных аппаратов для непрерывного демонстрирования фильма. Ча­ сто фильмокопии имеют увеличенные по длине рулоны, содержащие несколько частей или весь фильм.

Фильмокопии для демонстрации на языке, отличающемся от ори­ гинала фильма, имеют фонограмму, дублированную на другой язык, или субтитры в кадре.

Фильмокопии изготовляют студийные цехи обработки киноплен­ ки, специальные предприятия, обслуживающие несколько студий или киНокопировальные фабрики.

Важнейшее требование к фильмокопии — максимальное воспро­ изведение эталонного позитива фильма по изображению и звуку.

§ 40. Изображение в фильмокопии

Фильмокопии могут быть цветными или черно-белыми. Изготовляют фильмокопии с негатива, контратипа и обращенного позитива.

Тиражирование фильма — процесс чисто технический, проводи­ мый по строгому технологическому режиму.

Малый тираж фильмокопий делают с первичных изображений: негатива или обращенного позитива — при тех же режимах печата­ ния и фотографической обработки кинопленки, что и при изготовле­ нии эталонных позитивов с первичных материалов.

Фильмокопии с негатива или обращенного позитива по фотогра­ фическому изображению лучше сделанных с контратипа, так как в

.этом случае отсутствует промежуточный процесс — контратипирование,— понижающий резкость, увеличивающий зернистость, иска­ жающий цветопередачу и т. д.

С негатива и с обращенного позитива можно изготовить ограни­ ченное количество фильмокопий из-за износа первичных изображе­ ний. Поэтому негатив и обращенный позитив используют для филь-

мокопий, которые проецируются в первоэкранных кинотеатрах, при переводе изображения на больший формат, для изготовления фести­ вальных фильмокопий и т. д.

Негатив и обращенный позитив фильма представляют собой уни­ кальный материал, имеющий много склеек, разные по плотности и цвету изображения, иногда с боковыми просечками между фрагмен­ тами, сложный экспозиционный паспорт и другие параметры, свой­ ственные смонтированному изображению. Для печатания фильмоко­ пий с этих первичных материалов необходим особый технологический процесс, исключающий механическое повреждение кинопленки.

Негатив или обращенный позитив, предназначенные для печата­ ния фильмокопий, должны иметь склейки повышенной прочности и чистоты, увеличенные по длине защитные ракорды, неповрежденные края кинопленок и т. д.

Для печатания применяют копировальные аппараты небольшой производительности, имеющие иммерсионную приставку, пылеочистительные устройства, кассеты или магазины, исключающие холо­ стую перемотку печатаемых кинопленок. Также повышенной надеж­ ности должны быть и другие узлы копировального аппарата, например механизм для переключения экспозиционного паспорта, фильмовый канал и др.

Массовый тираж фильмокопий печатают, как правило, с контратипа и обычно на копировальных фабриках.

Кинокопировальные фабрики имеют высокопроизводительные од­ нотипные копировальные аппараты, проявочные машины, кинопро­ екционные установки и т. д. Технологические процессы на фабриках предусматривают стандартность операций и режимов; например, все копировальные аппараты одинаковы по условиям экспонирования во время печатания, поэтому лампы предварительно эталонируют и питают стабилизированным током; все проявочные машины, рабо­ тающие по одному процессу, имеют объединенные системы раство­ ров. Стандартизированы и условия контроля фильмокопий по осве­ щенности экрана, спектральному составу света и другим показа­ телям.

Разумеется, важнейшим фактором является стандартность пози­ тивных кинопленок по фотографическим и физико-техническим свой­

ствам.

Большие студийные цехи обработки кинопленки и кинокопиро­ вальные фабрики применяют автоматизированные системы контроля и управления организационно-технологическими, химико-фотографи­ ческими, копировальными и другими операциями. Системы использу­ ют вычислительную технику, позволяющую значительно повышать качество продукции и снижать себестоимость.

Полной автоматизации процесса тиражирования можно достиг­ нуть в случае, когда все операции по производству фильмокопий осу­ ществляют в одном агрегате. Такой агрегат состоит из копироваль­ ного аппарата, проявочной машины, кинопроекционной установки и вычислительного устройства для оперативной обработки информа­ ции по управлению и контролю за всем процессом. При безостано-

188

189