Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тем самым предохраняет изображение от полос, возникающих из-за неравномерного освещения кинопленки. Исключение засветки упро­ щает и сокращает процесс обработки кинопленок. Недостатком сокра­ щенного процесса служит то, что он не позволяет регулировать плот­ ность и контрастность обращенного позитивного изображения.

Ф и к с и р о в а н и е — удаление галогенидов серебра, которые мог­ ли остаться в кинопленке после двух проявлений. Такого серебра бы­ вает очень мало, однако оно может во время хранения испортить изображение.

Для удаления галогенида серебра применяют фиксирующие рас­ творы разного состава: кислые, быстрые или дубящие. Фиксирование идет очень быстро и заканчивается через 2—4 мин.

В о д н а я п р о м ы в к а — обработка кинопленки водой с целью удаления компонентов обрабатывающих растворов и веществ, возник­ ших во время обработки.

Большинство технологических процессов предусматривает водную промывку кинопленок после каждой операции. Эти промывки предо­ храняют растворы от воздействия друг на друга и от веществ, могу­ щих испортить растворы. Наиболее тщательная промывка осущест­ вляется проточной водой. Особенно важна окончательная промывка, удаляющая серебряные соли, возникающие при фиксировании. Эти соли могут разрушить изображение во время хранения кинопленок.

В табл. 24, 25 и 26 приведены режимы и рецепты для обработки черно-белых обращаемых кинопленок.

Ц в е т н ы е обращаемые кинопленки обрабатывают по процессам, рекомендованным фирмами. Эти процессы различны, так как различ­ ны и кинопленки. Многие процессы относятся к у с к о р е н н ы м , они осуществляются при повышенной температуре растворов.

Некоторые цветные обращаемые кинопленки допускают форсиро­ ванную обработку, повышающую их светочувствительность. Однако, как сообщают фирмы, повышение светочувствительности кинопленки путем форсированной обработки приводит к ухудшению качества изображения: повышается зернистость и несколько искажается цвет.

Общими для всех процессов обработки цветных обращаемых ки­ нопленок являются операции, перечисленные ниже.

П е р в о е п р о я в л е н и е — в процессе его образуются чернобелые частичные негативные изображения из металлического сереб­ ра в слоях кинопленки.

Первые проявители относятся к энергично работающим фенидонгидрохиноновым или метолгидрохиноновым растворам. От постоян­ ства состава и температуры раствора и способа обработки киноплен­ ки в значительной степени зависит качество конечного цветного позитивного изображения. Во время первого проявления закладыва­ ются основные характеристики окончательного цветного изображе­ ния. Снижение концентрации проявляющих веществ, а также падение показателя рН раствора приводят к резкому понижению светочувст­ вительности обрабатываемой кинопленки, к увеличению контрастно­ сти и часто к заметному повышению плотностей, которыми воспроиз­ водятся яркие детали в позитиве, как бы вуалируя изображение.

156


Завышенная концентрация проявляющих веществ или увеличение показателя рН раствора служит причиной перепроявления киноплен­ ки, что приводит к понижению плотности, насыщенности цвета в цветном позитиве. В наибольшей степени перепроявление отражается па верхнем светочувствительном слое, в котором при дальнейшей обработке образуется изображение из желтого красителя. В верхнем слое диффузия компонентов проявителя и продуктов реакции из слоя идет быстрее, чем в других, вследствие более выгодного расположе­ ния верхнего слоя в кинопленке. При перепроявлении верхнего слоя в нем расходуется серебра больше, чем следует. В результате серебра будет недостаточно для образования желтого красителя, что приведет к нарушению цветного баланса. В позитивном изображении станет преобладать синий цвет.

В первый проявитель вводят роданистые и йодистые соли. Роль их в образовании черно-белых серебряных изображений весьма зна­ чительна. Роданистые соли существенно ускоряют процесс за счет усиления физического проявления, протекающего одновременно с химическим. Помимо общего ускорения процесса проявления и по­ вышения светочувствительности обрабатываемых кинопленок при­ сутствующие в первом проявителе роданистые соли способствуют зна­ чительному уменьшению минимальных плотностей, образующих изображение ярких деталей в цветном позитиве. Объясняется это тем, что сильно экспонированные участки кинопленки, соответствую­ щие ярким деталям объекта съемки, всегда содержат мелкие мало­ чувствительные и неспособные восстановиться во время первого проявления микрокристаллы галогенида серебра. Эти микрокристал­ лы после интенсивной засветки и второго проявления восстанавли­ ваются и как бы вуалируют изображение. Роданистые соли в первом проявителе растворяют мелкие микрокристаллы, тем самым препят­ ствуя их восстановлению и вуалированию изображения.

Однако повышенная концентрация роданистых солей в проявите­ ле ухудшает качество изображения — понижая минимальные плотно­ сти и контрастность в цветном позитиве. Наоборот, пониженная кон­ центрация роданистых солей в проявителе повышает максимальные плотности и контрастность в цветном позитиве.

Концентрация роданистых солей в проявителе неодинаково дей­ ствует на светочувствительные слои кинопленок. Соли сильнее влия­ ют на средний слой, чем на два других, что отражается на цветном

позитиве.

На качество цветного позитива оказывают большое влияние йодис­ тые соли, вводимые в очень малых количествах в первый прояви­ тель. Основное их назначение — затормозить проявление верхнего светочувствительного слоя, склонного к перепроявлению. Йодистые соли, адсорбируясь на микрокристаллах галогенида серебра, образу­ ют на их поверхности труднорастворимые комплексы, замедляющие процесс проявления в верхнем слое.

Повышенная концентрация йодистых солей в растворе приводит к значительному торможению проявления верхнего слоя, что служит причиной увеличенного выхода желтого красителя в цветном позити-

160

ве. Чрезмерно большое количество йодистых солей (по сравнению с рецептом) препятствует проявлению и других светочувствительных слоев, в результате чего позитив оказывается очень плотным, с плохо различимыми деталями. Кроме того, йодистые соли в зависимости от концентрации в проявителе могут влиять на каждый светочувстви­ тельный слой, в результате позитив получится цветоискаженным.

Пониженное количество йодистых солей способствует ускорению проявления верхнего слоя и уменьшает выход желтого красителя в позитиве.

О с т а н о в к а п р о я в л е н и я — прерывает проявление негатив­ ных изображений и способствует вымыванию проявителя из кино­ пленок. Останавливающий раствор содержит вещества, создающие кислую среду, например уксусную кислоту, метабисульфит калия или натрия, борную кислоту и др.

В останавливающие растворы часто вводят тиосульфат натрия, и тогда раствор называют о с т а н а в л и в а ю щ е - ф и к с и р у ю щ и м . Он, по существу, представляет собой слабокислый фиксирующий рас­ твор, который, прерывая проявление, одновременно переводит галогениды серебра в растворимые серебряные комплексы. Этот раствор обычно используют после второго проявления кинопленок, заменяя операцию фиксирования.

З а с в е т к а — экспонирование кинопленок перед вторым проявле­ нием. Роль ее аналогична засветке при обработке черно-белых обра­ щаемых кинопленок. Во время засветки возникает скрытое изображе­ ние в каждом светочувствительном слое обращаемой цветной кино­ пленки. Экспонирование осуществляют белым светом, обычно с обеих сторон кинопленки. Часто засветку совмещают с водной промывкой кинопленки.

Второе п р о я в л е н и е — восстановление галогенидов серебра, оставшихся после первого проявления и экспонированных при засвет­ ке кинопленки. Одновременно с восстановлением галогенида серебра в металлическое второй проявитель переводит краскообразующие компоненты, размещенные в светочувствительных слоях, в красители, точно воспроизводящие частичные серебряные изображения. В ре­ зультате второго проявления создаются три частичных позитивных изображения из металлического серебра и три из красителей — жел­ того, пурпурного и голубого.

Задача второго проявления — восстановить оставшиеся галогениды серебра и на участках кинопленок, не экспонированных при съем­ ке, образовать из красителей нейтральное по цвету почернение. На доброкачественных кинопленках, при правильной фотографиче­ ской обработке, не освещенные при съемке участки должны иметь бесцветную плотность не ниже 2,0.

Между первым и вторым проявлением кинопленок существует определенная зависимость. Исследования показывают, что первый, черно-белый проявитель в значительно большей степени, чем вто­ рой — цветной проявитель, определяет качество окончательного изо­ бражения. При изменении рН первого проявителя меняется форма кривых спектрального поглощения красителей. Колебания в темпе-

161



ратуре первого проявителя сказываются на форме кривых спектраль­ ного поглощения красителя, причем эти изменения у разных краси­ телей неодинаковы. Сильно и влияние состава первого проявителя, например концентрации роданистых и йодистых солей в растворе. По­ этому очень важно соблюдать заводские рекомендации по обработке кинопленки, предусматривающие должную согласованность операций.

Второй проявитель в некоторых процессах образует цветное обра­ щенное позитивное изображение без засветки кинопленки до ее обра­ ботки в растворе. Такие проявители содержат специальные вуалирую­ щие вещества. Эти вещества восстанавливают галогениды серебра без участия света и образуют красители в фотографических слоях из краскообразующих компонент.

Для улучшения цветовоспроизведения используют эффект взаим­ ного влияния светочувствительных слоев цветной обращаемой кино­ пленки. Этот эффект заключается в том, что при проявлении верхние слои оказывают влияние на нижние, и, наоборот, нижние на верхние. Например, вследствие влияния нижнего, красночувствительного слоя уменьшается вредная регистрация голубого изображения зеленочув-

ствительным и особенно синечувствительным

слоями кинопленки.

В результате улучшаются их цветоделительные

характеристики.

Степень действия эффекта зависит от первого проявления кино­ пленки. Так, повышение температуры первого проявляющего раство­ ра с 25 до 30° при соответствующем сокращении времени проявления, улучшает цветоделительные характеристики кинопленки. Дальней­ шее увеличение температуры раствора заметно ухудшает цветоделе­ ние и уменьшает плотность окончательного изображения. Отрица­ тельно сказывается и снижение температуры раствора. Поэтому, под­ бирая режимы обработки кинопленок в первом проявителе, можно в некоторой степени влиять на цветоделительные характеристики изо­ бражения.

Второе проявление практически не оказывает влияния на цвето­ делительные характеристики. Это проявление должно обеспечить пол­ ное восстановление галогенидов серебра, оставшихся после первого проявления, иначе нельзя будет получить доброкачественное по плот­ ности цветное позитивное изображение.

О т б е л и в а н и е — обработка кинопленок раствором окислителя с целью перевода в серебряную соль всего металлического серебра, т. е. серебра, составляющего негативное и позитивное изображение, а также серебра во вспомогательных слоях кинопленки.

Основой отбеливающего раствора является железосинеродистый калий, двухромовокислый калий, соль трехвалентного железа и этилендиаминтетрауксусной кислоты и др.

Растворы с железосинеродистым калием наиболее реакционноспособны и быстро окисляют металлическое серебро. Будучи слабокис­ лыми или нейтральными, эти растворы не разрушают красители в цветном изображении. Растворы с двухромовокислым калием окисля­ ют серебро медленнее, реакция ускоряется при увеличении кислой среды. Однако при повышении кислотности возникает опасность в ослаблении красителей, составляющих цветное позитивное изображе-

162


Если съемка велась с недостаточной экспозицией (недодержка)» то галогенидов серебра, способных к восстановлению первым прояви­ телем, окажется меньше 50%. Следовательно, при нормально прове­ денном первом проявлении на негативное изображение будет исполь­ зовано меньше 50% галогепидов серебра. В результате в кинопленке будет избыток галогенида серебра, подлежащего восстановлению вто­ рым проявителем. За счет этого избытка образуется позитивное изо­ бражение повышенной плотности. Чем сильнее недодержка при съем­ ке, тем плотнее будет позитивное изображение на обращаемой кино­ пленке.

Если съемка велась с избыточной экспозицией (передержка), га­ логенидов серебра, способных к восстановлению первым проявителем, будет больше 50%. При нормально проведенном первом проявлении на негативное изображение будет использовано больше 50% серебра. В результате после второго проявления позитивное изображение ока­ жется пониженной плотности. Чем больше будет передержка при съемке, тем меньшей плотности станет позитивное изображение на обращаемой кпнопленке.

Рассмотренная схема получения обращенного изображения на чер­ но-белой кинопленке может быть распространена и на цветное обра­ щенное изображение. В этом случае схема усложняется, так как цвет­ ное изображение строится в трех светочувствительных слоях кино­ пленки, на каждый из которых экспозиция может действовать различно.

Для телевидения, которое широко пользуется обращаемыми кино­ пленками, объект съемки должен иметь интервал яркостей не боль­ ше, чем 1,4, это значит, что самая темная деталь отражает 3%, а наиболее светлая —60% света. Такого интервала яркостей объекта достигают выбором его освещения, подбором деталей в объекте, исключением излишне черных и белых элементов и другими сред­ ствами. При съемке предпочтение отдают крупным и средним пла­ нам, так как общие планы плохо воспроизводятся на экране теле­ визора.

Обращаемые кинопленки имеют повышенную контрастность и небольшую фотографическую широту, поэтому большие трудности возникают при воспроизведении вечерних и ночных объектов, особен­ но если снимают портрет и экспонируют по яркости лица, если сни­ мают на черно-белую пленку. При съемке на цветную кинопленку та­ кое экспонирование может привести к значительному нарушению баланса в изображении. Поэтому съемку вечерних и ночных эпизодов предпочитают вести при дневном освещении, создавая эффект ночного освещения включением в кадр деталей, создающих впечатление о вечернем или ночном изображении.

В результате неправильной общей экспозиции на обращенном изо­ бражении возникают детали с пониженной или повышенной плот­ ностью.

Склонные при монтаже разные по плотности или контрасту изо­ бражения портят впечатление зрителя о фильме.

§ 32. Копии с обращенного изображения

Копии с обращенного позитива изготовляют во многих случаях: для монтажа фильма с целью сохранения первичного изображения, для получения фильма, выравненного по плотности и выправленного по цвету, для перевода изображения с одного формата кадра на другой, для тиражирования фильма и т. д.

Копии изготовляют на специальных обращаемых кинопленках для печатания изображения. Эти кинопленки мелкозернистые, имеют ма­ лую светочувствительность, близкую к обычным позитивным кино­ пленкам; высокую разрешающую способность, контрастность их — около 1,0. Некоторые из этих кинопленок снабжены магнитной до­ рожкой для записи фонограммы.

В большинстве случаев фотографическая обработка обращаемых кинопленок для печатания копий ведется по технологическим процес­ сам, рекомендованным для обычных обращаемых кинопленок.

Печатание копий производят контактными или оптическими копи­ ровальными аппаратами. При печатании контактным способом экс­ понирование ведется через подложку первичного изображения, чтобы оно не оказалось зеркально перевернутым. Такое печатание несколько снижает резкость копии, но если экспонирование осуществлять на­ правленным пучком света без рассеивателя, то потери будут очень небольшими.

Оптическое печатание позволяет получать с первичного изобра­ жения на 16-мм обращаемой кинопленке копии фильмов на 35-, 16- и 8-мм кинопленках. При иммерсионном печатании эти копии оказыва­ ются вполне доброкачественными.

Определение режима печатания копий осуществляют путем ви­ зуальной оценки изображения или с помощью цветоанализатора. Любой из способов много проще, чем применяемый при негативнопозитивном процессе.

Если печатание копий ведут копировальным аппаратом с аддитив­ ной светооптической системой, режим печатания подбирают по схеме (табл. 30).

Таблица 30 Корректирование изображения по аддитивному способу

В копии излишне

Следует увеличить при экспонировании

много цвета

количество света

 

 

синего

зеленого -+- красного

зеленого

синего

-J-

красного

красного

синего

-f

зеленого

желтого

синего

 

пурпурного

зеленого

голубого

красного

 

 

 

 

Когда печатают копии по субтрактивному способу, при экспони­ ровании используют корректирующие светофильтры повышенной

168

169