ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 0
тем самым предохраняет изображение от полос, возникающих из-за неравномерного освещения кинопленки. Исключение засветки упро щает и сокращает процесс обработки кинопленок. Недостатком сокра щенного процесса служит то, что он не позволяет регулировать плот ность и контрастность обращенного позитивного изображения.
Ф и к с и р о в а н и е — удаление галогенидов серебра, которые мог ли остаться в кинопленке после двух проявлений. Такого серебра бы вает очень мало, однако оно может во время хранения испортить изображение.
Для удаления галогенида серебра применяют фиксирующие рас творы разного состава: кислые, быстрые или дубящие. Фиксирование идет очень быстро и заканчивается через 2—4 мин.
В о д н а я п р о м ы в к а — обработка кинопленки водой с целью удаления компонентов обрабатывающих растворов и веществ, возник ших во время обработки.
Большинство технологических процессов предусматривает водную промывку кинопленок после каждой операции. Эти промывки предо храняют растворы от воздействия друг на друга и от веществ, могу щих испортить растворы. Наиболее тщательная промывка осущест вляется проточной водой. Особенно важна окончательная промывка, удаляющая серебряные соли, возникающие при фиксировании. Эти соли могут разрушить изображение во время хранения кинопленок.
В табл. 24, 25 и 26 приведены режимы и рецепты для обработки черно-белых обращаемых кинопленок.
Ц в е т н ы е обращаемые кинопленки обрабатывают по процессам, рекомендованным фирмами. Эти процессы различны, так как различ ны и кинопленки. Многие процессы относятся к у с к о р е н н ы м , они осуществляются при повышенной температуре растворов.
Некоторые цветные обращаемые кинопленки допускают форсиро ванную обработку, повышающую их светочувствительность. Однако, как сообщают фирмы, повышение светочувствительности кинопленки путем форсированной обработки приводит к ухудшению качества изображения: повышается зернистость и несколько искажается цвет.
Общими для всех процессов обработки цветных обращаемых ки нопленок являются операции, перечисленные ниже.
П е р в о е п р о я в л е н и е — в процессе его образуются чернобелые частичные негативные изображения из металлического сереб ра в слоях кинопленки.
Первые проявители относятся к энергично работающим фенидонгидрохиноновым или метолгидрохиноновым растворам. От постоян ства состава и температуры раствора и способа обработки киноплен ки в значительной степени зависит качество конечного цветного позитивного изображения. Во время первого проявления закладыва ются основные характеристики окончательного цветного изображе ния. Снижение концентрации проявляющих веществ, а также падение показателя рН раствора приводят к резкому понижению светочувст вительности обрабатываемой кинопленки, к увеличению контрастно сти и часто к заметному повышению плотностей, которыми воспроиз водятся яркие детали в позитиве, как бы вуалируя изображение.
156
Завышенная концентрация проявляющих веществ или увеличение показателя рН раствора служит причиной перепроявления киноплен ки, что приводит к понижению плотности, насыщенности цвета в цветном позитиве. В наибольшей степени перепроявление отражается па верхнем светочувствительном слое, в котором при дальнейшей обработке образуется изображение из желтого красителя. В верхнем слое диффузия компонентов проявителя и продуктов реакции из слоя идет быстрее, чем в других, вследствие более выгодного расположе ния верхнего слоя в кинопленке. При перепроявлении верхнего слоя в нем расходуется серебра больше, чем следует. В результате серебра будет недостаточно для образования желтого красителя, что приведет к нарушению цветного баланса. В позитивном изображении станет преобладать синий цвет.
В первый проявитель вводят роданистые и йодистые соли. Роль их в образовании черно-белых серебряных изображений весьма зна чительна. Роданистые соли существенно ускоряют процесс за счет усиления физического проявления, протекающего одновременно с химическим. Помимо общего ускорения процесса проявления и по вышения светочувствительности обрабатываемых кинопленок при сутствующие в первом проявителе роданистые соли способствуют зна чительному уменьшению минимальных плотностей, образующих изображение ярких деталей в цветном позитиве. Объясняется это тем, что сильно экспонированные участки кинопленки, соответствую щие ярким деталям объекта съемки, всегда содержат мелкие мало чувствительные и неспособные восстановиться во время первого проявления микрокристаллы галогенида серебра. Эти микрокристал лы после интенсивной засветки и второго проявления восстанавли ваются и как бы вуалируют изображение. Роданистые соли в первом проявителе растворяют мелкие микрокристаллы, тем самым препят ствуя их восстановлению и вуалированию изображения.
Однако повышенная концентрация роданистых солей в проявите ле ухудшает качество изображения — понижая минимальные плотно сти и контрастность в цветном позитиве. Наоборот, пониженная кон центрация роданистых солей в проявителе повышает максимальные плотности и контрастность в цветном позитиве.
Концентрация роданистых солей в проявителе неодинаково дей ствует на светочувствительные слои кинопленок. Соли сильнее влия ют на средний слой, чем на два других, что отражается на цветном
позитиве.
На качество цветного позитива оказывают большое влияние йодис тые соли, вводимые в очень малых количествах в первый прояви тель. Основное их назначение — затормозить проявление верхнего светочувствительного слоя, склонного к перепроявлению. Йодистые соли, адсорбируясь на микрокристаллах галогенида серебра, образу ют на их поверхности труднорастворимые комплексы, замедляющие процесс проявления в верхнем слое.
Повышенная концентрация йодистых солей в растворе приводит к значительному торможению проявления верхнего слоя, что служит причиной увеличенного выхода желтого красителя в цветном позити-
160
ве. Чрезмерно большое количество йодистых солей (по сравнению с рецептом) препятствует проявлению и других светочувствительных слоев, в результате чего позитив оказывается очень плотным, с плохо различимыми деталями. Кроме того, йодистые соли в зависимости от концентрации в проявителе могут влиять на каждый светочувстви тельный слой, в результате позитив получится цветоискаженным.
Пониженное количество йодистых солей способствует ускорению проявления верхнего слоя и уменьшает выход желтого красителя в позитиве.
О с т а н о в к а п р о я в л е н и я — прерывает проявление негатив ных изображений и способствует вымыванию проявителя из кино пленок. Останавливающий раствор содержит вещества, создающие кислую среду, например уксусную кислоту, метабисульфит калия или натрия, борную кислоту и др.
В останавливающие растворы часто вводят тиосульфат натрия, и тогда раствор называют о с т а н а в л и в а ю щ е - ф и к с и р у ю щ и м . Он, по существу, представляет собой слабокислый фиксирующий рас твор, который, прерывая проявление, одновременно переводит галогениды серебра в растворимые серебряные комплексы. Этот раствор обычно используют после второго проявления кинопленок, заменяя операцию фиксирования.
З а с в е т к а — экспонирование кинопленок перед вторым проявле нием. Роль ее аналогична засветке при обработке черно-белых обра щаемых кинопленок. Во время засветки возникает скрытое изображе ние в каждом светочувствительном слое обращаемой цветной кино пленки. Экспонирование осуществляют белым светом, обычно с обеих сторон кинопленки. Часто засветку совмещают с водной промывкой кинопленки.
Второе п р о я в л е н и е — восстановление галогенидов серебра, оставшихся после первого проявления и экспонированных при засвет ке кинопленки. Одновременно с восстановлением галогенида серебра в металлическое второй проявитель переводит краскообразующие компоненты, размещенные в светочувствительных слоях, в красители, точно воспроизводящие частичные серебряные изображения. В ре зультате второго проявления создаются три частичных позитивных изображения из металлического серебра и три из красителей — жел того, пурпурного и голубого.
Задача второго проявления — восстановить оставшиеся галогениды серебра и на участках кинопленок, не экспонированных при съем ке, образовать из красителей нейтральное по цвету почернение. На доброкачественных кинопленках, при правильной фотографиче ской обработке, не освещенные при съемке участки должны иметь бесцветную плотность не ниже 2,0.
Между первым и вторым проявлением кинопленок существует определенная зависимость. Исследования показывают, что первый, черно-белый проявитель в значительно большей степени, чем вто рой — цветной проявитель, определяет качество окончательного изо бражения. При изменении рН первого проявителя меняется форма кривых спектрального поглощения красителей. Колебания в темпе-
161
ратуре первого проявителя сказываются на форме кривых спектраль ного поглощения красителя, причем эти изменения у разных краси телей неодинаковы. Сильно и влияние состава первого проявителя, например концентрации роданистых и йодистых солей в растворе. По этому очень важно соблюдать заводские рекомендации по обработке кинопленки, предусматривающие должную согласованность операций.
Второй проявитель в некоторых процессах образует цветное обра щенное позитивное изображение без засветки кинопленки до ее обра ботки в растворе. Такие проявители содержат специальные вуалирую щие вещества. Эти вещества восстанавливают галогениды серебра без участия света и образуют красители в фотографических слоях из краскообразующих компонент.
Для улучшения цветовоспроизведения используют эффект взаим ного влияния светочувствительных слоев цветной обращаемой кино пленки. Этот эффект заключается в том, что при проявлении верхние слои оказывают влияние на нижние, и, наоборот, нижние на верхние. Например, вследствие влияния нижнего, красночувствительного слоя уменьшается вредная регистрация голубого изображения зеленочув-
ствительным и особенно синечувствительным |
слоями кинопленки. |
В результате улучшаются их цветоделительные |
характеристики. |
Степень действия эффекта зависит от первого проявления кино пленки. Так, повышение температуры первого проявляющего раство ра с 25 до 30° при соответствующем сокращении времени проявления, улучшает цветоделительные характеристики кинопленки. Дальней шее увеличение температуры раствора заметно ухудшает цветоделе ние и уменьшает плотность окончательного изображения. Отрица тельно сказывается и снижение температуры раствора. Поэтому, под бирая режимы обработки кинопленок в первом проявителе, можно в некоторой степени влиять на цветоделительные характеристики изо бражения.
Второе проявление практически не оказывает влияния на цвето делительные характеристики. Это проявление должно обеспечить пол ное восстановление галогенидов серебра, оставшихся после первого проявления, иначе нельзя будет получить доброкачественное по плот ности цветное позитивное изображение.
О т б е л и в а н и е — обработка кинопленок раствором окислителя с целью перевода в серебряную соль всего металлического серебра, т. е. серебра, составляющего негативное и позитивное изображение, а также серебра во вспомогательных слоях кинопленки.
Основой отбеливающего раствора является железосинеродистый калий, двухромовокислый калий, соль трехвалентного железа и этилендиаминтетрауксусной кислоты и др.
Растворы с железосинеродистым калием наиболее реакционноспособны и быстро окисляют металлическое серебро. Будучи слабокис лыми или нейтральными, эти растворы не разрушают красители в цветном изображении. Растворы с двухромовокислым калием окисля ют серебро медленнее, реакция ускоряется при увеличении кислой среды. Однако при повышении кислотности возникает опасность в ослаблении красителей, составляющих цветное позитивное изображе-
162
Если съемка велась с недостаточной экспозицией (недодержка)» то галогенидов серебра, способных к восстановлению первым прояви телем, окажется меньше 50%. Следовательно, при нормально прове денном первом проявлении на негативное изображение будет исполь зовано меньше 50% галогепидов серебра. В результате в кинопленке будет избыток галогенида серебра, подлежащего восстановлению вто рым проявителем. За счет этого избытка образуется позитивное изо бражение повышенной плотности. Чем сильнее недодержка при съем ке, тем плотнее будет позитивное изображение на обращаемой кино пленке.
Если съемка велась с избыточной экспозицией (передержка), га логенидов серебра, способных к восстановлению первым проявителем, будет больше 50%. При нормально проведенном первом проявлении на негативное изображение будет использовано больше 50% серебра. В результате после второго проявления позитивное изображение ока жется пониженной плотности. Чем больше будет передержка при съемке, тем меньшей плотности станет позитивное изображение на обращаемой кпнопленке.
Рассмотренная схема получения обращенного изображения на чер но-белой кинопленке может быть распространена и на цветное обра щенное изображение. В этом случае схема усложняется, так как цвет ное изображение строится в трех светочувствительных слоях кино пленки, на каждый из которых экспозиция может действовать различно.
Для телевидения, которое широко пользуется обращаемыми кино пленками, объект съемки должен иметь интервал яркостей не боль ше, чем 1,4, это значит, что самая темная деталь отражает 3%, а наиболее светлая —60% света. Такого интервала яркостей объекта достигают выбором его освещения, подбором деталей в объекте, исключением излишне черных и белых элементов и другими сред ствами. При съемке предпочтение отдают крупным и средним пла нам, так как общие планы плохо воспроизводятся на экране теле визора.
Обращаемые кинопленки имеют повышенную контрастность и небольшую фотографическую широту, поэтому большие трудности возникают при воспроизведении вечерних и ночных объектов, особен но если снимают портрет и экспонируют по яркости лица, если сни мают на черно-белую пленку. При съемке на цветную кинопленку та кое экспонирование может привести к значительному нарушению баланса в изображении. Поэтому съемку вечерних и ночных эпизодов предпочитают вести при дневном освещении, создавая эффект ночного освещения включением в кадр деталей, создающих впечатление о вечернем или ночном изображении.
В результате неправильной общей экспозиции на обращенном изо бражении возникают детали с пониженной или повышенной плот ностью.
Склонные при монтаже разные по плотности или контрасту изо бражения портят впечатление зрителя о фильме.
§ 32. Копии с обращенного изображения
Копии с обращенного позитива изготовляют во многих случаях: для монтажа фильма с целью сохранения первичного изображения, для получения фильма, выравненного по плотности и выправленного по цвету, для перевода изображения с одного формата кадра на другой, для тиражирования фильма и т. д.
Копии изготовляют на специальных обращаемых кинопленках для печатания изображения. Эти кинопленки мелкозернистые, имеют ма лую светочувствительность, близкую к обычным позитивным кино пленкам; высокую разрешающую способность, контрастность их — около 1,0. Некоторые из этих кинопленок снабжены магнитной до рожкой для записи фонограммы.
В большинстве случаев фотографическая обработка обращаемых кинопленок для печатания копий ведется по технологическим процес сам, рекомендованным для обычных обращаемых кинопленок.
Печатание копий производят контактными или оптическими копи ровальными аппаратами. При печатании контактным способом экс понирование ведется через подложку первичного изображения, чтобы оно не оказалось зеркально перевернутым. Такое печатание несколько снижает резкость копии, но если экспонирование осуществлять на правленным пучком света без рассеивателя, то потери будут очень небольшими.
Оптическое печатание позволяет получать с первичного изобра жения на 16-мм обращаемой кинопленке копии фильмов на 35-, 16- и 8-мм кинопленках. При иммерсионном печатании эти копии оказыва ются вполне доброкачественными.
Определение режима печатания копий осуществляют путем ви зуальной оценки изображения или с помощью цветоанализатора. Любой из способов много проще, чем применяемый при негативнопозитивном процессе.
Если печатание копий ведут копировальным аппаратом с аддитив ной светооптической системой, режим печатания подбирают по схеме (табл. 30).
Таблица 30 Корректирование изображения по аддитивному способу
В копии излишне |
Следует увеличить при экспонировании |
||
много цвета |
количество света |
||
|
|
||
синего |
зеленого -+- красного |
||
зеленого |
синего |
-J- |
красного |
красного |
синего |
-f |
зеленого |
желтого |
синего |
|
|
пурпурного |
зеленого |
||
голубого |
красного |
||
|
|
|
|
Когда печатают копии по субтрактивному способу, при экспони ровании используют корректирующие светофильтры повышенной
168 |
169 |