ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 0
нормированного светофильтра — отношением общей светочувстви тельности кинопленки к ее эффективной светочувствительности:
Чем меньше кратность светофильтра, тем выше чувствительность кинопленки к цвету светофильтра.
Иногда цветочувствительность черно-белых кинопленок оценива ют по изображению ц в е т н о й т а б л и ц ы (рис. II. 16) на испытуе мом материале. Применяют различные цветные таблицы. По одним из них определяют качественную характеристику цветочувствитель ности кинопленок, так как действие различных цветов оценивают визуально по плотностям, которыми вос произведены цветные поля таблицы. Чем чувствитель нее кинопленка к данному цвету, тем большей плотпостью он будет воспроизведен
на изображении.
По другим таблицам по лучают количественные ха рактеристики цветочувстви тельности кинопленки. В этих таблицах рядом с каждой цветной полосой расположе
на серая, ступени которой обозначены условными процентами или другими показателями. Цифра у серой ступени таблицы, совпавшей с цветной полосой, показывает цветочувствительность кинопленки.
Условность количественной оценки, а также зависимость оцен ки от свойств используемых при изготовлении таблиц красок и мно гих других причин ограничивают применение табличных методов при испытании кинопленок.
Более точная характеристика цветочувствительности кинопленок может быть получена путем фотографирования спектра. Этот метод определения, называемый с п е к т р а л ь н о й сенситометрией, осно ван на применении спектрографов, объединенных с сенситометром. В таком приборе — спектросенситометре — спектр источника света фотографируют несколько раз на кинопленку с разными экспозиция ми. В результате получают с п е к т р о с е н с и т о г р а м м у (рис. 11.17). После измерения спектросенситограммы на денситомет ре строят монохроматические кривые, по которым определяют чув ствительность кинопленки к излучению длины волны (Я) источника света (рис. 11.18).
Спектральную сенситометрию применяют на заводах, изготовляю щих кинопленки, и в исследовательских институтах, так как метод этот сложен и трудоемок.
При оценке цветных кинопленок оценивают ц в е т о д е л и т е л ь *
58
н ы е свойства. Наилучшее цветоделение будет в случае, когда каж дый частичный светочувствительный слой кинопленки регистрирует только одно цветоделенное изображение. Так, при съемке на цветную негативную кинопленку: синие детали должны регистрироваться только в синечувствительном слое, зеленые — только в зеленочувствительном слое и красные — только в красночувствительном слое.
Каждое однокрасочное негативное изображение также должно было бы регистрироваться только в одном из трех частичных свето чувствительных слоев позитивной кинопленки.
Для достижения такого цветоделения необходимы кинопленки с частичными слоями, имеющими строго определенную по ширине и расположению зон спектральную чувствительность, и образующих в этих слоях однокрасочные изображения из красителей, поглощаю щих излучения лишь одной спектральной зоны.
В действительности частичные светочувствительные слои кино пленок имеют сенсибилизацию и красители с побочными спектраль ными свойствами (рис. 11.19 и 11.20). В результате этих побочных свойств возникают ц в е т о д е л и т е л ь н ы е и с к а ж е н и я .
§ 13. Структурометрия
Структурометрия позволяет характеризовать кинопленки по зерни стости, по воспроизведению мелких деталей и по резкости края у крупных деталей изображения.
При испытаниях кинопленок определяют следующие структурометрические характеристики: зернистость, ореольность, разрешаю щую способность, резкость, острость и ча
стотно-контрастную характеристику.
З е р н и с т о с т ь — визуально обнару живаемая на кинопленках структура (пят
нистость) на изображении |
однородной и |
|||
равномерно |
экспонированной детали объ |
|||
екта съемки. |
|
|
|
|
В |
процессе проявления |
кинопленок |
||
микрокристаллы галогенида |
серебра прев |
|||
ращаются в |
з е р н а |
металлического се |
||
ребра. |
Серебряные |
зерна |
представляют |
собой, как правило, клубки нитей толщи ной около 10 нм. В отличие от геометриче ски правильных микрокристаллов зерна больше по размеру, непохожи по форме и склонны к образованию комков.
Зернистость, образованная отдельными зернами серебра, видимыми в микроскоп при очень больших увеличе ниях (около 1000х), названа м и к р о з е р н и с т о с т ь ю . Микрозер нистость — первичная форма зернистости. Оценивается она средним размером зерен металлического серебра, образующего изображение (рис. 11.21).
Зернистость, возникающая в процессе проявления за счет слия
ния зерен и комков, расположенных в фотографическом слое бес порядочно во много рядов, взаимно перекрывающих друг друга в толще слоя в направлении, перпендикулярном к поверхности под ложки кинопленки, носит название м а к р о з е р н и с т о с т и (рис. 11.22). Макрозернистость — вторичная форма зернистости на равномерном и проявленном участке кинопленки, обнаруживаемая при увеличении изображения. Фактор зернистости (GBa3) — величи на, обратная минимальному линейному увеличению (|3) в позитив ном изображении, при котором наблюдатель обнаружи вает макрозернистость, при сущую негативному изобра жению:
Д и н а м и ч е с к о й зернистостью называют такую, которую видно на экране из-за несовпадения зернистой структуры одинако вых изображений, последовательно налагаемых при проекции филь ма. Фактор динамической зернистости (GAim) — величина, обратная минимальному угловому увеличению {г) изображения на экране, при котором наблюдатель обнаруживает временные флуктации яркости, присущие движущемуся изображению при проекции фильма:
Зернистость присуща не только черно-белым, но и цветным кино пленкам. Объясняется это тем, что пространственное распределение красителей в слоях обусловлено структурой первичного изображе ния, состоявшего из серебряных зерен, полученных при проявлении цветных кинопленок.
Оценку динамической зернистости, характеризующей изображе ние в фильме, наиболее часто ведут по показателю минимального расстояния между наблюдателем и экраном, на котором зернистость изображения почти неразличима. Величину минимального расстоя ния устанавливают по среднему числу, полученному при рассматри вании изображения несколькими наблюдателями при строго опреде ленных условиях кинопроекции.
Методы, основанные на субъективной оценке зернистости, тру доемки и часто приводят к неверным выводам. Поэтому распростра нение нашли методы, использующие измерительные приборы. Они
позволяют получить более точную |
характеристику неоднородности |
фотографического слоя, названную |
г р а н у л я р н о с т ь ю (а). |
Для измерения гранулярности кинопленки пользуются методи кой, заимствованной из техники радиоэлектроники и телевидения. Существуют различные методы оценки гранулярности. Отечествен ный метод заключается в следующем: образец кинопленки экспони руют в сенситометре, модулятор которого не имеет структурного
61
60
строения. После фотографической обработки кинопленки, проявлен ной до заданной контрастности, гранулограмму промеряют на ми крофотометре при равномерном перемещении относительно нормируе мой щели прибора, например 400—2000 мкм2. Затем определяют гра нулярность и строят кривую зависимости a — f(D). Эта кривая позво ляет определить гранулярность для различных плотностей, так, для
Чем меньше показатель G, тем лучше качество
кинопленки по гранулярности.
Иногда гранулярность кинопленки показывают в логарифмичес ком масштабе.
Ореол — почернение, образуемое рассеянием света в светочув
ствительном слое или отражением света от подложки кинопленки (рис. 11.23). Ореольность — вели
чина, характеризующая ореол ки нопленки.
Почернение, возникшее от дей ствия света, рассеянного в свето чувствительном слое при воспро изведении ярких деталей объекта съемки,называют ореолом рас с е я н и я . Он представляет собой размытую кайму, окружающую яркие детали изображения. В по зитиве этот ореол создает впечат ление, что яркая деталь излучает свет и не имеет резкого края.
Почернение, возникшее от дей ствия света, отраженного подлож-
кой кинопленки, называют ореолом о т р а ж е н и я .
Вид ореола и его плотность зависят от многих факторов, напри мер от свойств светочувствительного слоя: чем крупнее микрокри сталлы галогенида серебра, тем сильнее они рассеивают свет в боко вом направлении; чем больше мутность и толщина светочувствитель ного слоя, тем меньше он пропускает света и больше оказывается плотность ореола. Влияет на степень ореола экспозиция при съем ке: чем она болыне5 тем сильнее рассеивается свет микрокристалла ми галогенида серебра; чем ярче деталь, тем больше света отража ется подложкой кинопленки и выше плотность ореола.
Предложены различные способы определения ореольности кино пленки:
по и з о б р а ж е н и ю под о п т и ч е с к и м к л и н о м . Для этого светочувствительный слой экспонируют под оптическим кли ном, закрытым черной бумагой или станиолью с узкой продольной прорезью. После фотографической обработки кинопленки на сенсито грамме отсчитывают порог почернения и порог начала ореола в от носительных значениях светочувствительности. Частное от деления
этих двух значений дает |
относительную величину противоореоль- |
ности; |
|
по и з о б р а ж е н и ю |
к р а я л е з в и я б р и т в ы (рис. II.24). |
1Светочувствительный слой кинопленки, частично закрытый лезвием бритвы, равномерно экспонируют и подвергают фотографической об работке. Изображения края лезвия, находящегося в контакте со све точувствительным слоем, как правило, оказывается нерезким. Ми крофотографические снимки или микроденситометрические кривые этого изображения позволяют определить противоореольные свойст ва кинопленки, т. е. ее резкость.
Р а з р е ш а ю щ а я с п о с о б н о с т ь — способность кинопленок воспроизводить мелкие детали объекта съемки.
Для определения разрешающей способности на испытуемую ки нопленку фотографируют миру (рис. 11.25). Как правило, кино пленку экспонируют в специальных приборах — р е з о л ь в о м е т - р а х, оптическая система которых обеспечивает равномерное освеще ние миры и точную установку объектива на резкость. Эта система должна иметь разрешающую способность значительно выше, чем у испытуемой кинопленки.
Кинопленка, экспонированная в резольвометре с несколькими дозированными экспозициями и затем фотографически обработанная, называется р е з о л ь в о г р а м м о й . Она содержит ряд изображений миры. Кинопленку проявляют до контрастности, нормированной для данного вида материала.
Резольвограмму рассматривают в микроскоп при небольшом уве личении (40—100х ) . Степень увеличения обусловлена применяемой методикой испытания. Величина разрешающей способности кино пленки определяется той группой линий, в которой они еще различаются. Кривая зависимости разрешающей способности от экс-
62 |
63 |
позиций, действовавших на кинопленку, позволяет определить ее резольвометрическую широту и максимальное число.
Черно-белые кинопленки характеризуются одним числом R, цвет ные — четырьмя; R — общая разрешающая способность при источни
ке света, предназначенном |
для испытуемой кинопленки; Rc, R3) Лк |
— |
|
разрешающая способность |
каждого |
из светочувствительных слоев, |
|
полученная за синим, зеленым и красным светофильтрами. |
|
||
Ч а с т о т н о - к о н т р а с т н а я |
х а р а к т е р и с т и к а (ЧКХ) |
— |
свойство кинопленки воспроизводить мелкие детали фотографическим слоем. Эта характеристика связана со светорассеянием в светочув ствительном слое кинопленки.
Есть несколько методов определения ЧКХ кинопленки. Различа ются они по типу миры, уровню освещенности, условиям проявления, математической обработке результатов измерения и др. Пока методы трудоемки, сложны и не всегда показатели, полученные разными методами могут быть взаимно переводимыми.
Отечественный метод определения ЧКХ предусматривает съемку миры, используемой в резольвометре. Съемка ведется в специальном приборе, обеспечивающем точную наводку объектива на резкость и равномерное освещение миры. Экспонированную кинопленку под вергают фотографической обработке при режимах, установленных для данного материала. Полученную регистрограмму промеряют на микрофотометре, и получают кривую зависимости коэффициента
(Т) передачи контраста от пространственной частоты миры (V). Чем больше показатель Т при одной и той же частоте, тем выше ка чество кинопленки по ЧКХ.
У цветной кинопленки обычно оценивается ЧКХ двух слоев: зе лено- и красночувствительного.
Зарубежные фирмы в большинстве случаев дают кривые ЧКХ в логарифмическом масштабе.
И н ф о р м а ц и о н н а я е м к о с т ь (/) — максимальное коли чество информации, которая может быть зарегистрирована киноплен кой на единице площади изображения.
Для оценки информационной емкости кинопленки есть разные методы, например с е н с и р е з о л ь в о м е т р и ч е с к и й . По этому методу с помощью сенситометра на кинопленку печатают миры раз личного контраста. "Миры могут состоять из штрихов с частотой от 1,25 до 2 мм- 1 и фугур разпой формы и таких размеров, которые можно вписать в круг диметром 2,5 мм. После экспонирования и проявления кинопленки на каждом поле сенсирезольвограммы кроме миры окажется изображение мелких фигур. Рассматривая сенсирезольвограмму в микроскоп, определяют число линий на миллиметр, при которых еще воспроизводятся мелкие детали.
4 О с т р о с т ь — показатель субъективно воспринимаемой резкости контуров изображения.
Почти все предложенные методы оценки острости основаны на сложных математических расчетах, требующих специальной аппара туры и трудоемких операций. Поэтому острость измеряют, как пра-
вило, при научно-исследовательских работах, посвященных свойст вам кинопленок и процессам, в которых они используются.
Структурометрические характеристики зависят от очень многих свойств кинопленок, таких, как размер, форма микрокристаллов галогенида серебра, их размещения в светочувствительном слое и упа ковки в слое, от химического состава микрокристаллов и связующей среды, от степени противоореольной защиты кинопленки и других. На структурометрические характеристики оказывают влияние про цессы экспонирования, проявления, печатания и проекции изобра жения.
О ц е н к а по и з о б р а ж е н и ю тест-объекта. В некоторых сту диях вместо сенситометрического испытания кинопленки или парал лельно с ним оценивают ее свойства по изображению специального тест-объекта.
Тест-объект, в большинстве случаев состоит из ряда предметов, различных по цвету и размеру. В центре тест-объекта помещается человек, часто— двое: мужчина и женщина; в случае съемки одного человека предпочтение отдается мужчине, так как по изображению мужского лица легче оценить качество цветного изображения. Рядом располагают миру в виде полосы, состоящей из линий с постепенно изменяющейся частотой. Ниже миры помещают таблицу, содержа щую несколько ахроматических ступеней, от черных до белых. Наи более распространена восьмиступенная таблица с постоянной кон стантой 0,3. Тогда ее ступени отличаются друг от друга по экспози ции в два раза.
Во время съемки на испытуемую кинопленку тест-объект должен быть освещен равномерно светом со спектральным составом, отве чающим виду кинопленки, т. е. иметь T c = 5500 или 3200 К. Обычно тест-объект экспонируют при нескольких диафрагмах объектива, что бы получить экспонограмму. После фотографической обработки ки нопленки, проведенной в производственных условиях, в экспонограмме выбирают оптимальное изображение и по нему определяют свой ства кинопленок.
Иногда на испытуемой кинопленке фотографируют д и а п о з и тив, применяемый на телевидении. Цветной диапозитив имеет набор цветных деталей, миру в виде полос с постепенно изменяющейся ча стотой и таблицы с несколькими ахроматическими ступенями, с кон стантой 0,15 и общим интервалом яркостей 1 : 3, что соответствует интервалу яркостей среднего объекта съемки. Во время съемки диа позитив равномерно освещается с задней стороны через матовое стекло двумя лампами, имеющими спектральное излучение T c = 5500 или 3200 К в зависимости от вида испытуемой кинопленки.
Оценивают кинопленку по позитивному изображению. Поэтому, если проверяется негативная кинопленка, то оптимальный по плот ности негатив рассматривают в цветоанализаторе (§ 25) или с опти мального негатива в экспонограмме изготовляют ряд позитивов на сбалансированной кинопленке и обрабатывают в производственных условиях.
По портрету и цветным деталям в позитиве устанавливают:
64 |
65 |
3—456 |
качество кинопленки по цветовоспроизведению, по количеству вос произведенных ступеней таблицы — градационные характеристики, по мире — разрешающую способность, по оптически увеличенной сту пени таблицы — зернистость, по плотности ступеней — светочувстви тельность.
Изображение таблицы с ахроматическими ступенями позволяет оценить кинопленку по балансу частичных слоев. При субтрактивном синтезе изображения серые ступени будут воспроизводиться се рыми в том случае, когда однокрасочные изображения строго согла сованы по плотности и градационным характеристикам. Если все сту пени таблицы оказались одинаково окрашенными, то это означает, что нарушен баланс по светочувствительности частичных слоев. Не согласованность характеристических кривых по прямолинейному участку, например, в зеленочувствительном слое использован лишь прямолинейный участок, а в двух других слоях и криволинейные, создает изображение цветоискаженным, особенно на деталях, экспо нированных на криволинейных участках характеристических кривых.
§ 14. Физико-механические свойства кинопленок
При оценке физико-механических свойств кинопленок определяют: нанос слоев на подложку, состояние поверхностей, температуру пла вления слоев, ударную прочность, скручиваемость, хрупкость, изно состойкость, сопротивляемость фрикциям и эаряду электростатиче ским электричеством. Наиболее важными из них являются следую щие характеристики:
н а н о с слоев на п о д л о ж к у — проверяют по образцам из рулонов кинопленки. Одни образцы просматривают при белом ос вещении на монтажном столе, иногда на экране. Другие образцы склеивают в рулон и производят равномерную засветку: кинопленки для съемки — в съемочном аппарате, кинопленки для печатания —
вкопировальном аппарате, до нормированной плотности, например,
впределах 1,0—2,0. Засвеченные образцы обрабатывают в проявоч ной машине при режиме, установленном для данного вида киноплен ки. После фотографической обработки образцы просматривают на монтажном столе и на экране.
Образцы не должны иметь по ширине и длине рулона: полос на светочувствительном слое и на подложке; неровного наноса свето чувствительного слоя на подложку, приводящего к изменению плот ности или цвета; пузырьков; подслойных и наружных царапин; загрязнений в светочувствительном слое и подложке; отслаивания светочувствительного слоя от подложки или его пузырения; перфора ционной пыли.
Т е м п е р а т у р а п л а в л е н и я |
светочувствительного слоя |
оп |
ределяется по следующей методике: |
на светочувствительный |
слой |
образца кинопленки наносят мягким карандашом сетку. После чего образец помещают на 10 мин в дистиллированную воду с темпера-
турой 18—20°. Набухший образец подвешивают в стакане с водой, которую нагревают со скоростью повышения температуры на 1° в минуту. При этом нижний конец термометра должен находиться на уровне середины заштрихованного участка образца, полностью по груженного в воду. Начало плавления оценивают по появлению пер вых струек расплавленной эмульсии или по искривлению прямых линий сетки. Температуру плавления определяют с точностью до 1°. За результат испытания принимают среднеарифметическое зна чение двух параллельных определений.
У д а р н а я п р о ч н о с т ь кинопленки оценивается так: в зави симости от размера кинопленки ножом вырезают в продольном на правлении несколько образцов шириной 5, 10 или 15 мм и длиной 200—210 мм. Образцы помещают на 16—20 ч в эксикатор с относи тельной влажностью 65%. После чего на образцах с помощью маят никовых или других подобных приборов определяют ударную проч ность кинопленки. За результат испытаний принимают среднеариф метическое значение величин ударной прочности у всех образцов, при условии что ни одна из величин не вышла за пределы ±40% от среднеарифметического.
С к р у ч и в а е м о с т ь , |
х р у п к о с т ь , |
м и к р о т в е р д о с т ь , |
и з н о с о с т о й к о с т ь , |
ф р и к ц и о н н ы е х а р а к т е р и с т и к и |
|
и д и э л е к т р и ч е с к и е |
с в о й с т в а определяют с помощью спе |
циальных приборов и методов, часто неодинаковых на разных пред приятиях.
§ 15. Размеры кинопленок
Размеры кинопленок характеризуют ширину кинопленок, расположе ние перфорационных отверстий, их форму, расстояние от края да ближайшей кромки перфорации и другие свойства.
Погрешности в размерах кинопленки могут быть причиной не полноценного изображения, а часто и полного брака при съемке, пе чатании и проекции фильмовых материалов. Изображение может оказаться нерезким, неустойчивым на экране, кинопленки могут
Рис. 11.26. Основные размеры кинопленки
66 |
67 |