Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нормированного светофильтра — отношением общей светочувстви­ тельности кинопленки к ее эффективной светочувствительности:

Чем меньше кратность светофильтра, тем выше чувствительность кинопленки к цвету светофильтра.

Иногда цветочувствительность черно-белых кинопленок оценива­ ют по изображению ц в е т н о й т а б л и ц ы (рис. II. 16) на испытуе­ мом материале. Применяют различные цветные таблицы. По одним из них определяют качественную характеристику цветочувствитель­ ности кинопленок, так как действие различных цветов оценивают визуально по плотностям, которыми вос­ произведены цветные поля таблицы. Чем чувствитель­ нее кинопленка к данному цвету, тем большей плотпостью он будет воспроизведен

на изображении.

По другим таблицам по­ лучают количественные ха­ рактеристики цветочувстви­ тельности кинопленки. В этих таблицах рядом с каждой цветной полосой расположе­

на серая, ступени которой обозначены условными процентами или другими показателями. Цифра у серой ступени таблицы, совпавшей с цветной полосой, показывает цветочувствительность кинопленки.

Условность количественной оценки, а также зависимость оцен­ ки от свойств используемых при изготовлении таблиц красок и мно­ гих других причин ограничивают применение табличных методов при испытании кинопленок.

Более точная характеристика цветочувствительности кинопленок может быть получена путем фотографирования спектра. Этот метод определения, называемый с п е к т р а л ь н о й сенситометрией, осно­ ван на применении спектрографов, объединенных с сенситометром. В таком приборе — спектросенситометре — спектр источника света фотографируют несколько раз на кинопленку с разными экспозиция­ ми. В результате получают с п е к т р о с е н с и т о г р а м м у (рис. 11.17). После измерения спектросенситограммы на денситомет­ ре строят монохроматические кривые, по которым определяют чув­ ствительность кинопленки к излучению длины волны (Я) источника света (рис. 11.18).

Спектральную сенситометрию применяют на заводах, изготовляю­ щих кинопленки, и в исследовательских институтах, так как метод этот сложен и трудоемок.

При оценке цветных кинопленок оценивают ц в е т о д е л и т е л ь *

58

н ы е свойства. Наилучшее цветоделение будет в случае, когда каж­ дый частичный светочувствительный слой кинопленки регистрирует только одно цветоделенное изображение. Так, при съемке на цветную негативную кинопленку: синие детали должны регистрироваться только в синечувствительном слое, зеленые — только в зеленочувствительном слое и красные — только в красночувствительном слое.

Каждое однокрасочное негативное изображение также должно было бы регистрироваться только в одном из трех частичных свето­ чувствительных слоев позитивной кинопленки.

Для достижения такого цветоделения необходимы кинопленки с частичными слоями, имеющими строго определенную по ширине и расположению зон спектральную чувствительность, и образующих в этих слоях однокрасочные изображения из красителей, поглощаю­ щих излучения лишь одной спектральной зоны.

В действительности частичные светочувствительные слои кино­ пленок имеют сенсибилизацию и красители с побочными спектраль­ ными свойствами (рис. 11.19 и 11.20). В результате этих побочных свойств возникают ц в е т о д е л и т е л ь н ы е и с к а ж е н и я .

§ 13. Структурометрия

Структурометрия позволяет характеризовать кинопленки по зерни­ стости, по воспроизведению мелких деталей и по резкости края у крупных деталей изображения.

При испытаниях кинопленок определяют следующие структурометрические характеристики: зернистость, ореольность, разрешаю­ щую способность, резкость, острость и ча­

стотно-контрастную характеристику.

З е р н и с т о с т ь — визуально обнару­ живаемая на кинопленках структура (пят­

нистость) на изображении

однородной и

равномерно

экспонированной детали объ­

екта съемки.

 

 

 

В

процессе проявления

кинопленок

микрокристаллы галогенида

серебра прев­

ращаются в

з е р н а

металлического се­

ребра.

Серебряные

зерна

представляют

собой, как правило, клубки нитей толщи­ ной около 10 нм. В отличие от геометриче­ ски правильных микрокристаллов зерна больше по размеру, непохожи по форме и склонны к образованию комков.

Зернистость, образованная отдельными зернами серебра, видимыми в микроскоп при очень больших увеличе­ ниях (около 1000х), названа м и к р о з е р н и с т о с т ь ю . Микрозер­ нистость — первичная форма зернистости. Оценивается она средним размером зерен металлического серебра, образующего изображение (рис. 11.21).

Зернистость, возникающая в процессе проявления за счет слия­

ния зерен и комков, расположенных в фотографическом слое бес­ порядочно во много рядов, взаимно перекрывающих друг друга в толще слоя в направлении, перпендикулярном к поверхности под­ ложки кинопленки, носит название м а к р о з е р н и с т о с т и (рис. 11.22). Макрозернистость — вторичная форма зернистости на равномерном и проявленном участке кинопленки, обнаруживаемая при увеличении изображения. Фактор зернистости (GBa3) — величи­ на, обратная минимальному линейному увеличению (|3) в позитив­ ном изображении, при котором наблюдатель обнаружи­ вает макрозернистость, при­ сущую негативному изобра­ жению:

Д и н а м и ч е с к о й зернистостью называют такую, которую видно на экране из-за несовпадения зернистой структуры одинако­ вых изображений, последовательно налагаемых при проекции филь­ ма. Фактор динамической зернистости (GAim) — величина, обратная минимальному угловому увеличению {г) изображения на экране, при котором наблюдатель обнаруживает временные флуктации яркости, присущие движущемуся изображению при проекции фильма:

Зернистость присуща не только черно-белым, но и цветным кино­ пленкам. Объясняется это тем, что пространственное распределение красителей в слоях обусловлено структурой первичного изображе­ ния, состоявшего из серебряных зерен, полученных при проявлении цветных кинопленок.

Оценку динамической зернистости, характеризующей изображе­ ние в фильме, наиболее часто ведут по показателю минимального расстояния между наблюдателем и экраном, на котором зернистость изображения почти неразличима. Величину минимального расстоя­ ния устанавливают по среднему числу, полученному при рассматри­ вании изображения несколькими наблюдателями при строго опреде­ ленных условиях кинопроекции.

Методы, основанные на субъективной оценке зернистости, тру­ доемки и часто приводят к неверным выводам. Поэтому распростра­ нение нашли методы, использующие измерительные приборы. Они

позволяют получить более точную

характеристику неоднородности

фотографического слоя, названную

г р а н у л я р н о с т ь ю (а).

Для измерения гранулярности кинопленки пользуются методи­ кой, заимствованной из техники радиоэлектроники и телевидения. Существуют различные методы оценки гранулярности. Отечествен­ ный метод заключается в следующем: образец кинопленки экспони­ руют в сенситометре, модулятор которого не имеет структурного

61

60



строения. После фотографической обработки кинопленки, проявлен­ ной до заданной контрастности, гранулограмму промеряют на ми­ крофотометре при равномерном перемещении относительно нормируе­ мой щели прибора, например 400—2000 мкм2. Затем определяют гра­ нулярность и строят кривую зависимости a — f(D). Эта кривая позво­ ляет определить гранулярность для различных плотностей, так, для

Чем меньше показатель G, тем лучше качество

кинопленки по гранулярности.

Иногда гранулярность кинопленки показывают в логарифмичес­ ком масштабе.

Ореол — почернение, образуемое рассеянием света в светочув­

ствительном слое или отражением света от подложки кинопленки (рис. 11.23). Ореольность — вели­

чина, характеризующая ореол ки­ нопленки.

Почернение, возникшее от дей­ ствия света, рассеянного в свето­ чувствительном слое при воспро­ изведении ярких деталей объекта съемки,называют ореолом рас­ с е я н и я . Он представляет собой размытую кайму, окружающую яркие детали изображения. В по­ зитиве этот ореол создает впечат­ ление, что яркая деталь излучает свет и не имеет резкого края.

Почернение, возникшее от дей­ ствия света, отраженного подлож-

кой кинопленки, называют ореолом о т р а ж е н и я .

Вид ореола и его плотность зависят от многих факторов, напри­ мер от свойств светочувствительного слоя: чем крупнее микрокри­ сталлы галогенида серебра, тем сильнее они рассеивают свет в боко­ вом направлении; чем больше мутность и толщина светочувствитель­ ного слоя, тем меньше он пропускает света и больше оказывается плотность ореола. Влияет на степень ореола экспозиция при съем­ ке: чем она болыне5 тем сильнее рассеивается свет микрокристалла­ ми галогенида серебра; чем ярче деталь, тем больше света отража­ ется подложкой кинопленки и выше плотность ореола.

Предложены различные способы определения ореольности кино­ пленки:

по и з о б р а ж е н и ю под о п т и ч е с к и м к л и н о м . Для этого светочувствительный слой экспонируют под оптическим кли­ ном, закрытым черной бумагой или станиолью с узкой продольной прорезью. После фотографической обработки кинопленки на сенсито­ грамме отсчитывают порог почернения и порог начала ореола в от­ носительных значениях светочувствительности. Частное от деления

этих двух значений дает

относительную величину противоореоль-

ности;

 

по и з о б р а ж е н и ю

к р а я л е з в и я б р и т в ы (рис. II.24).

1Светочувствительный слой кинопленки, частично закрытый лезвием бритвы, равномерно экспонируют и подвергают фотографической об­ работке. Изображения края лезвия, находящегося в контакте со све­ точувствительным слоем, как правило, оказывается нерезким. Ми­ крофотографические снимки или микроденситометрические кривые этого изображения позволяют определить противоореольные свойст­ ва кинопленки, т. е. ее резкость.

Р а з р е ш а ю щ а я с п о с о б н о с т ь — способность кинопленок воспроизводить мелкие детали объекта съемки.

Для определения разрешающей способности на испытуемую ки­ нопленку фотографируют миру (рис. 11.25). Как правило, кино­ пленку экспонируют в специальных приборах — р е з о л ь в о м е т - р а х, оптическая система которых обеспечивает равномерное освеще­ ние миры и точную установку объектива на резкость. Эта система должна иметь разрешающую способность значительно выше, чем у испытуемой кинопленки.

Кинопленка, экспонированная в резольвометре с несколькими дозированными экспозициями и затем фотографически обработанная, называется р е з о л ь в о г р а м м о й . Она содержит ряд изображений миры. Кинопленку проявляют до контрастности, нормированной для данного вида материала.

Резольвограмму рассматривают в микроскоп при небольшом уве­ личении (40—100х ) . Степень увеличения обусловлена применяемой методикой испытания. Величина разрешающей способности кино­ пленки определяется той группой линий, в которой они еще различаются. Кривая зависимости разрешающей способности от экс-

62

63


позиций, действовавших на кинопленку, позволяет определить ее резольвометрическую широту и максимальное число.

Черно-белые кинопленки характеризуются одним числом R, цвет­ ные — четырьмя; R — общая разрешающая способность при источни­

ке света, предназначенном

для испытуемой кинопленки; Rc, R3) Лк

разрешающая способность

каждого

из светочувствительных слоев,

полученная за синим, зеленым и красным светофильтрами.

 

Ч а с т о т н о - к о н т р а с т н а я

х а р а к т е р и с т и к а (ЧКХ)

свойство кинопленки воспроизводить мелкие детали фотографическим слоем. Эта характеристика связана со светорассеянием в светочув­ ствительном слое кинопленки.

Есть несколько методов определения ЧКХ кинопленки. Различа­ ются они по типу миры, уровню освещенности, условиям проявления, математической обработке результатов измерения и др. Пока методы трудоемки, сложны и не всегда показатели, полученные разными методами могут быть взаимно переводимыми.

Отечественный метод определения ЧКХ предусматривает съемку миры, используемой в резольвометре. Съемка ведется в специальном приборе, обеспечивающем точную наводку объектива на резкость и равномерное освещение миры. Экспонированную кинопленку под­ вергают фотографической обработке при режимах, установленных для данного материала. Полученную регистрограмму промеряют на микрофотометре, и получают кривую зависимости коэффициента

(Т) передачи контраста от пространственной частоты миры (V). Чем больше показатель Т при одной и той же частоте, тем выше ка­ чество кинопленки по ЧКХ.

У цветной кинопленки обычно оценивается ЧКХ двух слоев: зе­ лено- и красночувствительного.

Зарубежные фирмы в большинстве случаев дают кривые ЧКХ в логарифмическом масштабе.

И н ф о р м а ц и о н н а я е м к о с т ь (/) — максимальное коли­ чество информации, которая может быть зарегистрирована киноплен­ кой на единице площади изображения.

Для оценки информационной емкости кинопленки есть разные методы, например с е н с и р е з о л ь в о м е т р и ч е с к и й . По этому методу с помощью сенситометра на кинопленку печатают миры раз­ личного контраста. "Миры могут состоять из штрихов с частотой от 1,25 до 2 мм- 1 и фугур разпой формы и таких размеров, которые можно вписать в круг диметром 2,5 мм. После экспонирования и проявления кинопленки на каждом поле сенсирезольвограммы кроме миры окажется изображение мелких фигур. Рассматривая сенсирезольвограмму в микроскоп, определяют число линий на миллиметр, при которых еще воспроизводятся мелкие детали.

4 О с т р о с т ь — показатель субъективно воспринимаемой резкости контуров изображения.

Почти все предложенные методы оценки острости основаны на сложных математических расчетах, требующих специальной аппара­ туры и трудоемких операций. Поэтому острость измеряют, как пра-

вило, при научно-исследовательских работах, посвященных свойст­ вам кинопленок и процессам, в которых они используются.

Структурометрические характеристики зависят от очень многих свойств кинопленок, таких, как размер, форма микрокристаллов галогенида серебра, их размещения в светочувствительном слое и упа­ ковки в слое, от химического состава микрокристаллов и связующей среды, от степени противоореольной защиты кинопленки и других. На структурометрические характеристики оказывают влияние про­ цессы экспонирования, проявления, печатания и проекции изобра­ жения.

О ц е н к а по и з о б р а ж е н и ю тест-объекта. В некоторых сту­ диях вместо сенситометрического испытания кинопленки или парал­ лельно с ним оценивают ее свойства по изображению специального тест-объекта.

Тест-объект, в большинстве случаев состоит из ряда предметов, различных по цвету и размеру. В центре тест-объекта помещается человек, часто— двое: мужчина и женщина; в случае съемки одного человека предпочтение отдается мужчине, так как по изображению мужского лица легче оценить качество цветного изображения. Рядом располагают миру в виде полосы, состоящей из линий с постепенно изменяющейся частотой. Ниже миры помещают таблицу, содержа­ щую несколько ахроматических ступеней, от черных до белых. Наи­ более распространена восьмиступенная таблица с постоянной кон­ стантой 0,3. Тогда ее ступени отличаются друг от друга по экспози­ ции в два раза.

Во время съемки на испытуемую кинопленку тест-объект должен быть освещен равномерно светом со спектральным составом, отве­ чающим виду кинопленки, т. е. иметь T c = 5500 или 3200 К. Обычно тест-объект экспонируют при нескольких диафрагмах объектива, что­ бы получить экспонограмму. После фотографической обработки ки­ нопленки, проведенной в производственных условиях, в экспонограмме выбирают оптимальное изображение и по нему определяют свой­ ства кинопленок.

Иногда на испытуемой кинопленке фотографируют д и а п о з и ­ тив, применяемый на телевидении. Цветной диапозитив имеет набор цветных деталей, миру в виде полос с постепенно изменяющейся ча­ стотой и таблицы с несколькими ахроматическими ступенями, с кон­ стантой 0,15 и общим интервалом яркостей 1 : 3, что соответствует интервалу яркостей среднего объекта съемки. Во время съемки диа­ позитив равномерно освещается с задней стороны через матовое стекло двумя лампами, имеющими спектральное излучение T c = 5500 или 3200 К в зависимости от вида испытуемой кинопленки.

Оценивают кинопленку по позитивному изображению. Поэтому, если проверяется негативная кинопленка, то оптимальный по плот­ ности негатив рассматривают в цветоанализаторе (§ 25) или с опти­ мального негатива в экспонограмме изготовляют ряд позитивов на сбалансированной кинопленке и обрабатывают в производственных условиях.

По портрету и цветным деталям в позитиве устанавливают:

64

65

3—456


качество кинопленки по цветовоспроизведению, по количеству вос­ произведенных ступеней таблицы — градационные характеристики, по мире — разрешающую способность, по оптически увеличенной сту­ пени таблицы — зернистость, по плотности ступеней — светочувстви­ тельность.

Изображение таблицы с ахроматическими ступенями позволяет оценить кинопленку по балансу частичных слоев. При субтрактивном синтезе изображения серые ступени будут воспроизводиться се­ рыми в том случае, когда однокрасочные изображения строго согла­ сованы по плотности и градационным характеристикам. Если все сту­ пени таблицы оказались одинаково окрашенными, то это означает, что нарушен баланс по светочувствительности частичных слоев. Не­ согласованность характеристических кривых по прямолинейному участку, например, в зеленочувствительном слое использован лишь прямолинейный участок, а в двух других слоях и криволинейные, создает изображение цветоискаженным, особенно на деталях, экспо­ нированных на криволинейных участках характеристических кривых.

§ 14. Физико-механические свойства кинопленок

При оценке физико-механических свойств кинопленок определяют: нанос слоев на подложку, состояние поверхностей, температуру пла­ вления слоев, ударную прочность, скручиваемость, хрупкость, изно­ состойкость, сопротивляемость фрикциям и эаряду электростатиче­ ским электричеством. Наиболее важными из них являются следую­ щие характеристики:

н а н о с слоев на п о д л о ж к у — проверяют по образцам из рулонов кинопленки. Одни образцы просматривают при белом ос­ вещении на монтажном столе, иногда на экране. Другие образцы склеивают в рулон и производят равномерную засветку: кинопленки для съемки — в съемочном аппарате, кинопленки для печатания —

вкопировальном аппарате, до нормированной плотности, например,

впределах 1,0—2,0. Засвеченные образцы обрабатывают в проявоч­ ной машине при режиме, установленном для данного вида киноплен­ ки. После фотографической обработки образцы просматривают на монтажном столе и на экране.

Образцы не должны иметь по ширине и длине рулона: полос на светочувствительном слое и на подложке; неровного наноса свето­ чувствительного слоя на подложку, приводящего к изменению плот­ ности или цвета; пузырьков; подслойных и наружных царапин; загрязнений в светочувствительном слое и подложке; отслаивания светочувствительного слоя от подложки или его пузырения; перфора­ ционной пыли.

Т е м п е р а т у р а п л а в л е н и я

светочувствительного слоя

оп­

ределяется по следующей методике:

на светочувствительный

слой

образца кинопленки наносят мягким карандашом сетку. После чего образец помещают на 10 мин в дистиллированную воду с темпера-

турой 18—20°. Набухший образец подвешивают в стакане с водой, которую нагревают со скоростью повышения температуры на 1° в минуту. При этом нижний конец термометра должен находиться на уровне середины заштрихованного участка образца, полностью по­ груженного в воду. Начало плавления оценивают по появлению пер­ вых струек расплавленной эмульсии или по искривлению прямых линий сетки. Температуру плавления определяют с точностью до 1°. За результат испытания принимают среднеарифметическое зна­ чение двух параллельных определений.

У д а р н а я п р о ч н о с т ь кинопленки оценивается так: в зави­ симости от размера кинопленки ножом вырезают в продольном на­ правлении несколько образцов шириной 5, 10 или 15 мм и длиной 200—210 мм. Образцы помещают на 16—20 ч в эксикатор с относи­ тельной влажностью 65%. После чего на образцах с помощью маят­ никовых или других подобных приборов определяют ударную проч­ ность кинопленки. За результат испытаний принимают среднеариф­ метическое значение величин ударной прочности у всех образцов, при условии что ни одна из величин не вышла за пределы ±40% от среднеарифметического.

С к р у ч и в а е м о с т ь ,

х р у п к о с т ь ,

м и к р о т в е р д о с т ь ,

и з н о с о с т о й к о с т ь ,

ф р и к ц и о н н ы е х а р а к т е р и с т и к и

и д и э л е к т р и ч е с к и е

с в о й с т в а определяют с помощью спе­

циальных приборов и методов, часто неодинаковых на разных пред­ приятиях.

§ 15. Размеры кинопленок

Размеры кинопленок характеризуют ширину кинопленок, расположе­ ние перфорационных отверстий, их форму, расстояние от края да ближайшей кромки перфорации и другие свойства.

Погрешности в размерах кинопленки могут быть причиной не­ полноценного изображения, а часто и полного брака при съемке, пе­ чатании и проекции фильмовых материалов. Изображение может оказаться нерезким, неустойчивым на экране, кинопленки могут

Рис. 11.26. Основные размеры кинопленки

66

67