ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 0
ности, близкой к величине полезной плотности неэкспонированного образца (Амин) и на 10—15 полях этой же сенситограммы — полезные плотности от Ашга до Дмин+1,ь Фотографическая обработка сенсито грамм должна соответствовать режимам, установленным для испы туемой кинопленки.
Цветоделенная сенситограмма (желтая, пурпурная и голубая) промеряется на денситометре поочередно под тремя светофильтрами.
По результатам измерений на миллиметровой бумаге строят кривые, придерживаясь следующего правила: на оси абсцисс отмечают плот ности в зонах полезных поглощений с красителем (ППол): в синей зоне — для желтой сенситограммы (Dc ), в зеленой — для пурпурной сенситограммы (D3), в красной—для голубой сенситограммы (DK), По оси ординат отмечают соответствующие им плотности в зонах вредных поглощений красителей (DBp): в зеленой и красной зонах — для желтой сенситограммы (D3, DK), в синей и зеленой — для голубой сенситограммы (Dc, D3 ).
В табл. 6 приведены наиболее распространенные цветные кино пленки.
Особым видом цветных негативных кинопленок являются спек- т р о з о н а л ь н ы е . В большинстве случаев такие кинопленки имеют два различно сенсибилизированных слоя, например верхний инфрахроматический с максимальной чувствительностью к излучению 740 нм и нижний — ортохроматический или панхроматический, мак симально чувстительный соответственно к излучению 550 или 650 нм (рис. III. 3).
В светочувствительные слои введены разные по природе краскообразующие компоненты, создающие после фотографической обработ ки цветоделенные изображения. В позитиве с такого негатива крас ные детали объекта съемки могут оказаться зелеными, зеленые — пурпурными и т. д.
Спектрозональные кинопленки позволяют получать не только иреальные по цвету изображения, но и расшифровывать неразличи мые для глаза объекты, если одни из них отражают инфракрасные лу чи, а другие — видимые. Съемка на эти кинопленки в зависимости от
их строения ведется через желтый, оранжевый или красный свето фильтры. Такими кинопленками пользуются для создания сказочных сюжетов и других необычных изображений в фильме.
§ 17. Гиперсенсибилизация и латенсификация кинопленок
Светочувствительность черно-белых и цветных негативных кинопле нок можно повысить специальной обработкой.
Повышение светочувствительности кинопленок до съемки назы вается г и п е р с е н с и б и л и з а ц и е й .
Повышение светочувствительности кинопленок после съемки на зывается л а т е н с и ф и к а ц и е й .
Гиперсенсибилизацию и латенсификацию осуществляют разными способами, например купанием кинопленок в воде и в специальных растворах, обработкой парами ртути и действием света (засветкой) на кинопленку.
Купание кинопленки в воде и в растворах применяют редко, так как практически трудно выполнить такую операцию и сушку без рис ка повредить светочувствительный слой. Кроме того, кинопленки пос ле такой обработки быстро вуалируются.
При обработке парами ртути кинопленку помещают в герметиче ски закрытый сосуд с ртутью. В этом сосуде кинопленку выдержи вают при комнатной температуре несколько дней, а при повышенной температуре — несколько часов. Ртутью пользуются редко из-за ток сичности процесса и нестабильности результатов.
Наибольшее распространение нашли процессы, использующие действие света на кинопленку. Засветку ведут различными аппара тами, обеспечивающими равномерное и строго дозированное действие света на светочувствительный слой кинопленки. Например, для за светки применяют различные перемоточные устройства, копироваль ные аппараты с непрерывным движением кинопленки и т. д. Необ ходимо лишь, чтобы в этих устройствах можно было регулировать скорость транспортирования кинопленки и количество света.
Полагают, что при гиперсенсибилизации свет, действуя на микро кристаллы галогенида серебра, повышает светочувствительность их центров. Во время латенсификации свет доращивает субцентры скрытого изображения до центров проявления.
Эти процессы могут быть выполнены: длительной засветкой (не сколько минут) малым количеством света и, наоборот, короткой за светкой (доли секунды) большим количеством света. Предпочтение отдают засветке, осуществляемой малым количеством света при дли тельном его действии.
Действие гиперсенсибилизации и латенсификации в основном сказывается на нижней части характеристических кривых кинопле нок. Они становятся более светочувствительными и менее контраст ными (рис. III. 4). Приобретенные свойства сохраняются недолго. Поэтому засвеченные до съемки кинопленки следует использовать как можно быстрее; также нельзя хранить кинопленки, засвеченные
on |
81 |
4—456 |
после съемки, — их необходимо обработать непосредственно после экспонирования. Есть сведения, что эффект засветки кинопленок со храняется несколько часов. Наибольший эффект засветки будет в том случае, если кинопленки проявляют до контрастности, меньшей мак симальной для данного типа.
Устанавливая светофильтр перед ис точником света, действующим во время засветки цветных кинопленок, можно изменять баланс их слоев и добиваться различного цветовоспроизведения объек та съемки. Цвет светофильтра и его плотность зависят от задаваемого ба ланса кинопленки. С помощью свето фильтра можно снизить насыщенность цвета в изображении и сделать его пас-
Рис. |
Ш.4. Действие |
засветки |
ТвЛЬНЫМ |
' |
на |
характеристическую кри- |
^ |
||
вую |
кинопленки: |
1 — до за- |
СШСПОЗИЦИЯ заСВвТКИ ДИКТувТСЯ СВОИ- |
|
светки, г — после засветки |
ствами кинопленок и желаемым эффек |
том в изображении. Ее устанавливают по сенситограммам, по пробам с изображением, а также по сенсито граммам и пробам с изображением одновременно.
При гиперсенсибилизации отрезки кинопленок первоначально за свечивают с несколькими разными экспозициями, затем отрезки экс понируют в сенситометре и обрабатывают в проявочной машине до контрастности, рекомендованной для данных кинопленок. Сопостав ляя сенситометрические характеристики засвеченной кинопленки и незасвеченной, оценивают степень гиперсенсибилизации и выбирают режим для производственной работы.
Устанавливая режим гиперсенсибилизации по пробам с изобра жением, поступают так: на различно засвеченных отрезках кино пленки и на кинопленке, которая не засвечивалась, делают экспонограммы эталонного или рабочего объекта. Предпочтение отдают экспонограммам эталонного объекта. Экспонограммы, обработанные в проявочной машине, покажут действие каждой засветки на изобра жение.
Одновременное использование сенситограмм и экспонограмм поз воляет более точно определить условия гиперсенсибилизации ки нопленки, так как помимо визуальной оценки изображения бу дут и количественные характеристики. Техника изготовления сенситограмм и экспонограмм аналогична ранее рассмотренным спо собам.
Для определения режима латенсификации отрезки кинопленки, одинаково экспонированные в сенситометре, засвечивают при раз ных экспозициях. Затем отрезки обрабатывают в проявочной машине при производственных режимах. По сенситометрическим характери стикам отрезков можно установить действие каждой засветки.
Если засветку определяют по пробным изображениям, тогда оди наковые экспонограммы эталонного или рабочего объекта засвечи вают при различных экспозициях. По обработанным в проявочной
82
машине экспонограммам легко определить нужную экспозицию для засветки кинопленки.
Сенситограммы и экспонограммы, использованные для оценки эффекта латенсификации, гарантируют наилучшие результаты.
При выборе экспозиции для засветки кинопленки по любому из процессов ориентируются по проработке в изображении темных де талей объекта съемки и по плотности вуали, которая возникла от засветки кинопленки. Плотность вуали должна быть в пределах нормы.
Когда сенситограммы и экспонограммы делают на половине пло щади кинопленки, тогда эффект гиперсенсибилизации или латенси фикации легче обнаружить. Наилучшим образом оценивается влия ние засветки кинопленки, если на экран проецируют позитивы, одно временно напечатанные с обеих половинок экспонограмм.
Засветкой кинопленки можно выявить детали, которые невиди мы в обычном изображении, например в ночной сцене, в затемнен ных помещениях и т. д. Однако засветка не оказывает никакого влияния при съемке объектов с хорошо освещенными деталями, на пример при дневном освещении.
Засветка с цветными светофильтрами применяется в тех случаях, когда объекты чрезмерно насыщены по цвету или когда по творче ским соображениям необходимо воспроизвести объект в мягкой то нальности.
Наибольшее распространение нашел процесс латенсификации. Он дает более ощутимое повышение светочувствительности кино пленки, изменение тональности в изображении, нагляднее для оцен ки и легче по управлению процессом.
§ 18. Фотографическая обработка негативных кинопленок
По мере производства съемок по фильму экспонированные негатив ные кинопленки поступают в студийный цех или на специальное предприятие для фотографической обработки.
Важнейшей операцией при фотографической обработке кинопле нок является проявление.
Черно-белые негативные кинопленки обрабатывают в растворах, составленных по рецептам фирм, изготовляющих эти материалы (табл. 7). Чтобы проявить кинопленки, необходимо установить про должительность их обработки в растворе. Есть несколько способов определения продолжительности проявления кинопленок. Наиболее
распространенным является |
способ проявления до з а д а н н о г о |
з н а ч е н и я коэффициента |
контрастности (у) или среднего гради |
ента (g) кинопленки. |
|
Если фильм снят на стандартной негативной кинопленке, а фото графическая обработка ведется при технологическом режиме, реко мендованном фирмой, продолжительность проявления соответствует времени, указанному в паспорте на кинопленку. Эта продолжитель
ность проявления гарантирует получение негатива |
с постоянными |
83 |
4* |
сенситометрическими характеристиками. Такие негативы при пра вильном экспонировании во время съемки обеспечивают изготовле ние позитивов в стандартных условиях и оптимального качества. Одинаковое проявление негативов особенно необходимо для тиражи рования фильма (§ 40).
Как правило, для негативных кинопленок устанавливают одно значение коэффициента контрастности (у) или среднего градиен та (g), например 0,65—0,70.
Режим проявления для достижения заданного значения контра стности определяют по кривым кинетики проявления, построенным при испытании каждой партии негативных кинопленок в производ ственных условиях.
Если фильм снимают на негативных кинопленках с разными сен ситометрическими характеристиками, необходим подбор времени проявления для достижения необходимых параметров. Также нуж но определять время проявления, если фотографическая обработка кинопленок происходит при режимах, отличающихся от рекомендо ванных фирмой, например, по составу проявителя, его температуре или способу проявления. В таких случаях фотографическую обработ ку кинопленок ведут по сенситометрическим показателям, гаранти рующим стандартность проявления, что способствует уверенной ра боте оператора во время съемки.
Для контроля режима фотографической обработки в конце руло на оставляют 25—30 см неэкспонированной кинопленки. На этот участок печатается оптический клин сенситометра. При отсутствии неэкспонированной кинопленки в конце рулона контрольную сенси тограмму делают на такой же кинопленке и прикрепляют ее к обра батываемому рулону. Иногда в целях уточнения режима проявле ния кинопленки дополнительно к прежним испытаниям строят кри вую кинетики проявления по сенситограммам, сделанным на этой кинопленке.
Путем подбора продолжительности проявления можно получить заданное значение контрастности кинопленки и не в стандартном растворе — истощенном, при пониженной или повышенной темпера туре и т. д. В этом случае показатель контрастности будет правиль ным, а плотность изображения окажется недостаточной или повы шенной.
Чтобы исключить появление недоброкачественных негативов изза нарушений в технологическом процессе, принято одновременно с определением контрастности по сенситограмме измерять и плот ность ее среднего поля. Плотность этого поля, т. е. номер поля, выби рают такую, которая близка плотности сюжетно важной детали изо бражения. Совпадение показателей контрастности и плотности среднего поля у всех сенситограмм свидетельствует о стандартности обработки кинопленок.
При оценке режима обработки кинопленок показатель контраст ности негатива может несколько отличаться от нормированного зна чения. Как правило, допуск по коэффициенту контрастности или среднему градиенту не превышает ±0,05. Такое колебание в контра-
85
стности практически не сказывается на изображении. Величину плотности среднего поля сенситограммы устанавливают для каждой партии негативной кинопленки в зависимости от ее светочувствитель ности. Колебания по плотности могут быть в пределах ±10%-
Хроникальные события, научные исследования и некоторые дру гие объекты часто снимают при неблагоприятных условиях по осве щению. Бывает, что по отдельным объектам съемки в фильме доби ваются специальных эффектов за счет искажения яркостей деталей или других характеристик. Экспонированные в таких условиях кино пленки допустимо обрабатывать по пробе от с н я т о г о изо б р а ж е н и я . В таких случаях на коробке с экспонированной кино пленкой указывается, где находится проба — в начале или в конце рулона. Проба может служить правильным ориентиром лишь в том случае, если по экспозиции, характеру освещения и прочим показа телям она соответствует рабочему изображению.
Чтобы определить продолжительность проявления, часть пробы обрабатывают в проявочной машине такое время, которым наиболее часто пользуются в производственных условиях для данного типа кинопленок. При наличии проб от нескольких коробок с киноплен кой, экспонированной различно, все пробы соединяют в рулон и обрабатывают в машине одновременно. Просматривая обработанные в стандартных условиях пробы, мастер визуально оценивает изобра жение и по каждой пробе устанавливает режим проявления рабочего
материала.
Если по пробе трудно определить продолжительность проявления кинопленки (изображение очень плотное, прозрачное, контрастное и т. д.), то обрабатывают вторую пробу при режиме, близком к пред полагаемому. При сложных по характеру освещения объектах, на пример при закате солнца, в тумане и т. д., делают не только несколь ко проб, обрабатываемых разное время, но и приглашают автора съемок для консультации.
Способ обработки рабочего материала по пробам не следует пере оценивать, так как возможности исправления экспозиционных оши бок или характера освещения объекта регулированием продол жительности проявления негативных кинопленок весьма ограни ченны. Исправлению поддаются очень незначительные погрешности
съемки.
Недостатком этого способа фотографической обработки является то, что при рассматривании пробы изображение оценивают субъек тивно, в основном ориентируясь на плотность негатива. В резуль тате негативы одного и того же объекта съемки, обработанные в раз ное время или разными мастерами, могут значительно различаться по плотности и контрастности. Это различие оказывается еще боль шим, если сняты сложные по содержанию объекты. Также непра вильно будут обработаны негативы, если режим проявления для нескольких материалов, экспонированных различно, установить по одной пробе. В результате негативы по-разному воспроизведут интер вал яркостей объекта, причем искажения в них могут быть настолько большими и отличными друг от друга, что получить доброкачествен-
ный и ровный позитив фильма со смонтированного изображения не будет возможности.
Нестандартность режима обработки негативной кинопленки при ее обработке по пробам дезориентирует оператора в определении экс позиции, в характере освещения объекта съемки, а также препятст вует выявлению подлинных причин недоброкачественности негатива
Цветные негативные кинопленки обрабатывают при режимах, ре комендованных фирмами (табл. 8, 9, 10). Эти режимы обеспечивают баланс светочувствительных слоев кинопленки.
Практически цветные негативные кинопленки не всегда точно сбалансированы по светочувствительным слоям. Поэтому баланса слоев достигают проявлением кинопленки. Обычно балансируют све точувствительные слои по контрастности, так как нарушения по ба лансу светочувствительности легко устраняют во время печатания негатива подбором спектрального состава света в копировальном ап парате.
Чтобы определить продолжительность проявления, при которой светочувствительные слои негативных кинопленок будут сбаланси рованы по контрастности, в проявочной машине обрабатывают три сенситограммы испытуемых кинопленок. Сенситограммы проявляют с различной продолжительностью, близкой к производственным усло виям. На основании промера сенситограмм строят характеристиче ские кривые. По каждой сенситограмме получают три характеристи ческие кривые — соответствующие трем красителям, образующим цветное негативное изображение. Определив для каждой характери стической кривой контрастность (у или g), переносят ее значение на полулогарифмический бланк или миллиметровую бумагу, согла совывая показатель контрастности с продолжительностью проявле ния сенситограммы. Затем строят кривые кинетики проявления по частичным светочувствительным слоям. Перпендикуляр, опущенный из точки пересечения трех кривых на шкалу времени проявления, укажет продолжительность обработки кинопленки, при которой бу дет получен баланс слоев по контрастности.
Режим проявления часто определяют по одной характеристиче ской кривой, полученной при промере сенситограммы на денситомет ре за зеленым светофильтром, так как качество цветного изображе ния сильно зависит от доли участия в нем пурпурного красителя, образуемого в зеленочувствительном слое кинопленки.
В проявочной машине обрабатывают три сенситограммы разное время. Затем эти сенситограммы промеряют на денситометре за зе леным светофильтром, строят характеристические кривые, опреде ляют значение контрастности и по кривой кинетики проявления находят, при какой продолжительности обработки будет получено заданное значение контрастности.
Контроль режима обработки рабочего материала ведут по сенси тограммам, впечатанным в рулон кинопленки. По этим сенситограм мам определяют: контрастность (у или g), плотность среднего по ля (D x) и плотность маски (D маск.). Эти параметры должны быт
87
86