Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

Обычно эмульсионный слой толщиною в 4-5 микрон уменьшает количество проходящего через него света таким образом, что нижележащий слой оказывается по чувствительности в 1,4-1,7 раза меньше вышележащего.

Это в том случае, если два слоя равноценны. Но в пленке они не совсем равноценны, поскольку верхний слой должен быть синечувствительным, а следующий за ним - зеленочувствительным. В средний слой для придания чувствительности к зеленым лучам вводится ортохроматический сенсибилизатор. За счет введения сенсибилизатора у эмульсии появляется дополнительная светочувствительность в зеленой зоне спектра и общая чувствительность возрастает примерно в 2 раза.

Теперь средний слой по чувствительности оказывается выше несенсибилизированного верхнего слоя. Однако мы не учли, что перед зеленочувствительным слоем находится желтый фильтровый слой; он частично гасит поток синих лучей, которые могут достичь поверхности зеленочувствительного слоя. Гашение происходит лишь частичное, желтый фильтровый слой в ДС-4 имеет сравнительно невысокую плотность (примерно 1/3 синих лучей все же проходит).

Приняв во внимание все эти факторы, мы увидим, что сине- и зеленочувствительный слои уравнялись по чувствительности. И теперь осталось разрешить проблемы лишь красночувствительного слоя. Учтя влияние желтого фильтрового слоя и то, что красночувствительный слой расположен в самом низу, следует ожидать много трудностей с подъемом чувствительности этого слоя до необходимого уровня, ведь света туда доходит меньше всего. Но тут на помощь приходит одна закономерность сенсибилизации материалов: чем длиннее волна, к которой необходимо очувствить эмульсию, тем эффективнее может быть сенсибилизатор. И хотя к этому закону можно найти приличное количество исключений, в общих чертах в пределах лучей видимого спектра он выполняется (см. табл. 26).

Введения панхроматического сенсибилизатора с максимумом кривой фотоактиничного потока около 660-665 нм оказывается достаточно, чтобы этот слой догнал по чувствительности два других вышележащих.

Таблица 26. Влияние максимума сенсибилизации панхроматического сенсибилизатора на добавочную чувствительность в красной зоне для среднечувствительной эмульсии

Используемый

Ориентировочный

Светочувствительность

панхроматический

максимум

в красной зоне

сенсибилизатор

сенсибилизации

 

 

 

 

4012

635

45

 

 

 

3554

660

70

 

 

 

3912

680

90

 

 

 

Вот в общих чертах способ балансирования по светочувствительности трех слоев немаскированного кинофотоматериала под дневной свет. Он несколько отличается от способа балансирования светочувствительных слоев под лампы накаливания.

Изготавливая пленку типа ЛН-8 (то есть маскированную, но без полуслоев), мы должны изменить соотношение светочувствительностей слоев таким образом, чтобы синечувствительный слой в абсолютном значении (относительно равноэнергетического белого света) был самым высоким, зеленочувствительный слой - ниже по чувствительности в 2 раза, а красночувствительный слой - в 4 раза ниже синечувствительного. Но, как ни покажется это странным, опять для всех трех слоев берется тот же тип эмульсии одинаковой светочувствительности. И в этом имеется определенный резон: одинаковая эмульсия обеспечивает стабильность и повторяемость результатов, поскольку во всех трех слоях одна и та же эмульсия

69


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

ведет себя одинаково. И если, например, сваренная эмульсия оказалась меньшей чувствительности, то уменьшение чувствительности сразу произойдет во всех трех слоях, и это не повлияет на баланс слоев по чувствительности.

Правда, следует добавить, что в каждом слое применяется не один тип эмульсии, а, как правило, два. Будь то пленка ДС-4, ДС-5м или ЛН-8 (все они состоят из трех основных слоев), в каждом слое обязательно смешаны два типа эмульсий: высокочувствительная и малочувствительная, примерно в соотношении 70% к 30% (или 80% к 20%).

Малочувствительная эмульсия, которая примерно раза в 3-4 уступает по чувствительности основной эмульсии, достраивает прямолинейный участок в верхней части характеристической кривой. Без этой добавки характеристическая кривая одной высокочувствительной эмульсии не достигла бы высоких плотностей, загнулась бы слишком рано, и своим внешним видом напоминала бы характеристические кривые, которые обычно приводят в книгах начала ХХ века.

Если бы пленка ЛН-8 была сделана по принципу ДС-4, то мы получили бы три слоя равной чувствительности при дневном свете, а проэкспонировав эту пленку на сенситометре при лампах накаливания, где много красных лучей (по сравнению с синими), получили бы в красночувствительном слое большую плотность. Красночувствительный слой оказался бы самым высокочувствительным, а синечувствительный — самым низким. Зеленочувствительный слой по значению чувствительности — где-то посередине.

Поскольку у нас нет простого способа повышения чувствительности «синего» слоя в 4 раза, чтобы догнать красночувствительный, то главная задача теперь состоит в том, чтобы снизить чувствительность двух нижележащих слоев. Отчасти это можно сделать с помощью стабилизатора СТА-47, подавляющего центры светочувствительности.

Таблица 27. Влияние стабилизатора СТА-47 на светочувствительность для среднечувствительной эмульсии

Количество стабилизатора

Светочувствительность

СТА-47 на 1 кг эмульсии

однослойного образца

 

 

72

 

 

10 мл (0,1 % р-ра)

55

 

 

30 мл (0,1 % р-ра)

2

 

 

Даже небольшие концентрации этого вещества оказывают существенное влияние. Однако СТА-47 может легко диффундировать в соседние слои и оказывать нежелательный эффект на всю пленку. И хотя возможность использования СТА47 в технологическом регламенте предусмотрена, ею пользуются очень редко.

Как правило, никаких специальных усилий по снижению чувствительности нижнего слоя не предпринимается, как ни покажется это странным. Весь процесс сведения чувствительностей к одному значению происходит «автоматически» — при введении в слой маскирующей компоненты.

В средний слой кинопленки вводится желтая маскирующая компонента 187-М. Поскольку она желтого цвета, то и весь слой оказывается окрашенным в интенсивный желтый цвет. Этот цвет препятствует проникновению синих лучей не только в расположенный ниже красночувствительный слой, но отчасти и в сам зеленочувствительный слой. То есть желтая окрашенная компонента с одной стороны выступает как маскирующая компонента, а с другой стороны — как прекрасный желтый фильтр. Причем эффективность этой прокраски равносильна дополнительному желтому фильтру. Поэтому экспонируя маскированную кинопленку через узкозональный синий фильтр, мы, в принципе, добиваемся того, что экс-

70



Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

понируется только один верхний, синечувствительный слой. Благодаря этому на маскированных кинопленках стало возможным качественное выполнение комбинированных съемок методом «синего экрана» — можно получить весьма качественное сепарирование цвета.

Если же через узкозональный синий фильтр проэкспонировать немаскированную фотопленку ДС-4, то синие лучи легко проникнут не только в зеленочувствительный, но и в красночувствительный слой, и вместо чистого желтого красителя на пленке появится буро-коричневое (грязно-желтое) изображение, что давно замечено многими фотолюбителями.

Желтая маскирующая компонента отсекает все синие лучи, которые смогли пройти через желтый фильтровый слой, поэтому синечувствительная часть зеленочувствительного слоя будет полностью отключена12. Из двух зон чувствительности, собственной (за счет бромистого серебра) и дополнительной (за счет сенсибилизатора), рабочей остается только одна зона. Это, естественно, приводит к общему уменьшению светочувствительности среднего слоя.

Если светочувствительность среднего слоя для баланса под лампы накаливания необходимо уменьшить где-то раза в 2, то светочувствительность нижнего слоя предстоит снизить в 4 раза.

Существенное падение чувствительности происходит при введении в нижний слой оранжево окрашенной маскирующей компоненты Н-400. Эта компонента обладает сильным десенсибилизирующим свойством, что видно из таблицы 27.

Таблица 27. Влияние маскирующей компоненты Н-400 на светочувстви-тельность для среднечувствительной эмульсии

Количество компоненты Н-400

Светочувствительность однослойного образца

на 1 кг эмульсии

в красной зоне

 

 

160

 

 

60 мл (3 % р-ра)

90

 

 

120 мл (3 % р-ра)

58

 

 

180 мл (3 % р-ра)

25

 

 

Итак, часть избыточной светочувствительности «красного» слоя пленки ЛН убирается за счет того, что этот слой расположен под двумя слоями (правда, здесь нельзя чисто механически перемножить степень поглощения одного вышележащего слоя на другой) это во-первых. Во-вторых, часть светочувствительности гасится за счет десенсибилизирующего влияния маскирующей компоненты. И в-третьих, есть еще один рычаг управления светочувствительностью: количество сенсибилизирующего вещества. В пленку ДС-5м, в нижний слой, вводится 200 мл спиртового раствора панхроматического сенсибилизатора 3554 концентрацией 0,05% (из расчета на 1 кг эмульсии), а в пленку ЛН-8

— 130 мл того же сенсибилизатора концентрацией 0,035%, то есть, в пересчете на сухое вещество, — в 2 с лишним раза меньше. Таким образом, изменяя количество сенсибилизирующего вещества, можно в каких-то, не столь широких пределах, влиять на чувствительность в данной зоне спектра.

Количество маскирующей компоненты 80 г/л, указанное в рецептуре нижнего слоя пленки ЛН-8, не является результатом каких-либо теоретических выкладок. Это количество выбрано разработчиками пленок именно для того, чтобы снизить чувствительность нижнего слоя до необходимого уровня. На самом деле маскирующая компонента должна быть не та и вообще другого цвета. Как было показано в статье о недомаскировании («Не рубите с плеча»-2), введение оранжевой мас-

12 Только при очень большой экспозиции наступает так называемый «пробой».

71


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

кирующей компоненты Н-400 не привело к улучшению цветопередачи красных тонов, наоборот — только ухудшило.

В том, что количество компоненты выбрано исключительно из соображений изменений чувствительности слоя, а не степени маскирования голубого красителя (для улучшения цветопередачи), как нельзя лучше подтверждает кинопленка ДС-5м. В кино-пленке ДС-5м, так же, как и в пленках ЛН-8 и ЛН-9, в нижнем, красночувствительном слое образовывается один и тот же голубой краситель — из компоненты 654. И логично предположить, что если каким-то образом была обоснована необходимость использования в пленке именно оранжевой маскирующей компоненты Н-400, то эта маскирующая компонента должна применяться во всех пленках, где используется голубая компонента 654 (Г-2). Однако в ЛН-8 и ЛН-9 маскирующая компонента Н-400 применяется (в отношении кинопленки ЛН-8 вернее сказать «применялась», поскольку ЛН-8 с 1989 года не производится), а в пленку ДС-5м ее даже и не пытались вводить. Ведь ее введение в ДС-5м потребует увеличения светочувствительности первоначальной несенсибилизированной эмульсии в 4-4,5 раза. Только в этом случае можно добиться того, что пленка будет сбалансирована на дневной свет и в то же время голубой краситель пленки окажется маскирован. Если в верхнем слое используется эмульсия со средней светочувствительностью около 50 единиц, то в нижний слой должна быть введена эмульсия с чувствительностью 200-220 единиц в красном слое, поскольку раза в два чувствительность в красной зоне тут же уменьшит маскирующая компонента и еще часть света задержится вышележащими слоями.

Эмульсия (рассчитанная. на работу с контрастами 0,5-0,6) светочувствительностью 200-220 единиц имеет весьма крупное зерно. К тому же введение другого типа эмульсии с другой чувствительностью делает пленку менее управляемой в вопросе баланса по чувствительности всех слоев.

Можно, конечно, ввести в слой не более 10-15 мл маскирую-щей компоненты (поскольку большее количество уже заметно повлияет на светочувствительность слоя), но это количество на фоне, например, 120 мл Н-400 в дубль-позитивной пленке КП-Ш будет выглядеть пародией на маскирование. Поэтому выход — как ввести маскирующую компоненту, не вводя ее — был найден довольно просто. (Прошу прощения у разработчиков, если этот путь на самом деле был тернист и долог.) Взглянув на проявленную пленку ДС-5м, вы с трудом обнаружите следы оранжевой маскирующей компоненты. У маски кинопленки ДС-5м практически чисто желтый цвет. А это — окраска лишь желтой маскирующей компоненты в среднем слое. Но если посмотреть в рецептуру ДС-5м, то можно увидеть, что маскирующая компонента в нижний слой вводится. Целых 60 мл! Но не Н-400, а 152-М.

152-М действительно маскирующая компонента. Она также разрушается по мере образования голубого красителя и так же, как и другая маскирующая компонента Н-400, «отдав» окраску, становится голубым красителем. Однако такое маскирование малоэффективно, и вклад в общий цвет маски весьма незначителен. Влияние на чувствительность не существенно.

Этот набор неточностей маскирования (когда маскирующая компонента вводится в нижний слой не столько для улучшения спектральных характеристик красителя, сколько для того, чтобы «сбить» чувствительность, ухудшив при этом сам краситель) устранен в фотопленке ДС-100, которую в небольших количествах выпускает «Свема». В нижнем слое используется окрашенная в розовый цвет маскирующая компонента Н-616. Обладая большей эффективностью маскирования, чем Н-400 или 152-М, она, вместе с тем, оказывает значительно меньшее влияние на светочувствительность слоя (не обладает столь сильным десенсибилизирующим эффектом), что делает ее приемлемой как для пленок ДС, так и ЛН. Наконец, через 30 лет рассуждений появилась такая маскирующая компонента,

72