ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
в ходу одни программы, завтра — другие, а послезавтра будут совсем иные, с иными возможностями. Но зато принцип построения в основе своей останется неизменным. Его-то мы и рассматриваем.
Наша задача - избавиться от неба в кадре с пустыней. Это можно сделать
несколькими способами, но мы рассмотрим только результат. Проведем линию разделения кадра точно по ли-1 нии горизонта. И тем или другим способом, с помощью маски и копирования или
иначе, исключим из кадра пустынное небо. На мес-
152
Рис. 8
те неба в кадре окажется дыра, через которую мы как раз сможем увидеть «наше» небо, снят грозовую погоду, если мы наложим на кадр неба план с пустыней. Так мы и поступаем: наклады сверху, во втором слое, кадр с пустыней, идущей от горизонта. Второй слой по линии гориз закроет нижнюю часть неба и пейзаж умеренного климата. Получится, что грозовое небо нависло пустыней (рис. 8).
Общий фон создан. Теперь нам предстоит расположить объекты согласно эскиза, раскадровки.
Следующим по приближению к наблюдателю или, что тоже самое, к объективу камеры, дол разместиться плывущий парусник. Как вы помните, она у нас снята на голубом фоне, а его сле исключить. Компьютерная обработка позволяет нам удалить все пиксели голубого цвета. В к остается только лодка с парусом. Она имеет цвет дерева, а парус - зелено-розовый. Эти цвета исключение не попадают. В кадре оказывается как бы висящая в простран
стве, «ни в чем», лодка. Ее мы размещаем на тре слое нашего кадра (рис. 9).
Тепе
этом же слое необхо-
димо сделать волну от лодки. Для этого мы закрываем маской всю площадь кадра, кроме участка, где должна бить-
ся волна (рис. 10).
Затем на оставшейся части кадра применяем эффект волны и привязы-
ваем его движение к носу яхты, а после этого снимаем мас- КУ с кадра.
Точно так же, как кадр с лодкой, обрабатываем кадр с зайчем и его барабаном. Про эту операцию по исключению голу-
153
бого цвета из изображения компьютерщики сказали бы: «кадр нужно прокеить». Т. е. с помощью цветового ключа оставить зайца без фона.
После этого косой может занять место на
четвертом слое |
Рис. 10 |
нашего кадра. Здесь главное не забыть, что нужно жестко привязать фигуру циркового артиста к лодке, чтобы не случилось несчастье. Лодка может уплыть, а зайчишка — оказаться на раскаленном песке. Такая ситуация нас не устраивает. Яхта и заяц должны двигаться синхронно и в одном направлении
(рис. 11).
Кадр с кро-
кодилом займет пятый слой. С крокодилом проще. Он не связан жестко с фоном, он свободно летает в кадре и лишь изредка дергается назад после ударов молнии. Чтобы создалось ощущение полета крокодила его лучше
разместить хотя
бы одной ногой
на фоне неба. Тогда не должно возникнуть сомнений в его полете. Так мы и поступаем (рис.
72).
Осталось решить две последних задачи. Ввести в кадр молнию и создать эффект вспышки. Мы помним, что длительность
Рис. 12
молнии в природе составляет доли секунды, что яркая молния способна осветить всю окружающую местность в нашем поле зрения. Вблизи молнии освещение предметов окажется более ярким, а по мере удаления освещенность объектов будет падать. Но для того чтобы возникло на экране впечатление вспышки, прежде не
обходимо создать эффект мрачности кадра. Если это не удалось сделать на съемках, то можно применить специальный фильтр, который позволит несколько за
тенить изображение. Правда при этом и все
155
Рис. 13
яркие места тоже станут притемненными, пожухнут, но общее впечатление мрачности будет достигнуто.
Наши съемки не позволили нам до конца достичь желаемого результата, и поэтому мы вводим фильтр на шестом слое кадра (рис. 13). Таким образом, наш кадр будет начинаться в мрачном состоянии природы и длиться несколько секунд до появления молнии. Заяц будет дубасить по барабану, а крокодил — впустую лязгать зубами.
Различные молнии многократно снимались на кино- и видео пленки. Анализ эффекта молнии по кадрикам показывает, что длительность вспышки занимает всего 2-3 кадрика, т. е. 1/12-1/8 долю секунды. На это время все освещается вокруг и становится светло почти, как днем.
Для выпол-
нения этой задачи в отдельных компьютерных программах суще-ствует специальный эффект, называемый молнией, lightning. Программа позволяет определить место,
начальную и ко-
нечную точки |
Рис. 14 |
вспышки, задать длительность события, амплитуду и яркость — словом, сделать молнию на
любой вкус.1 Она разместится в последнем, самом верхнем слое нашего кадра, и будет сверкать как раз перед каждым отскоком назад головы крокодила. Получится, что аллигатор пугается вспышки и разряда молнии (рис. 14).
Будем считать, что цель достигнута. Как вы думаете: чем мы с вами занимались на последних страницах?________
А.Сарандук, Н. Романова. Секреты компоузинга в Adobe After Effects. — М.:
Изд. «625». 2002.
156
Монтажом!
Писатели и даже чиновники сопоставляют из различных слов целостные фразы, чтобы передать читателю содержание и смысл своего послания. Мы с вами сопоставляли различные пластические образы в одном кадре, чтобы сделать тоже самое — передать зрителю содержание и смысл задуманной нами сцены.
Компоузинг — одна из разновидностей внутрикадрового монтажа, точно также, как множественное изображение в кадре и мизансценирование. С таким его толкование согласны не все специалисты, но от этого суть компоузинга не меняется.
Теперь вы вооружены некоторым знанием принципов создания сложно составленных кадров и можете приступать к разгрызанию орехов профессиональных секретов этого вида монтажа.
бор эпизода «Ад» из фильма «Куда приводят мечты»
Для разбора и анализа мы возьмем большой кусок из фильма Винсента У орда «Куда приводят мечты». Он завоевал «Оскара» как фильм с лучшими визуальными эффектами. Мы не будем рассматривать его художественные достоинства и обсуждать содержание с точки зрения искусства, а попытаемся понять, как и какими средствами режиссер достигал нужных, по его замыслу, эффектов и воздействий на зрителей на основе высокого профессионального мастерства. А его действительно безупречное мастерство не может быть подвергнуто никакому сомнению.
Монтаж внутри кадра требует от его автора напряженной и виртуозной работы воображения. Сложный комбинированный кадр должен сначала родиться в голове режиссера, потом быть нарисован, затем мысленно разложен на составляющие и только после всего этого может быть начата его реализация.
В эпизоде «Ад» более ста кадров. Можете себе представить, сколько потребовалось фантазии, выдумки, изобретательности, чтобы больше ста раз пройти тот же путь, который мы только что прошагали вместе с вами, чтобы создать лишь один абсурдный кадр с зайцем в лодке.
157
Фильм начинается с того, что врач по имени Крис Нильсон встретил в Швейцарии во время отдыха молодую и красивую художницу Энн Коллинз. Они влюбились друг в друга. К тому же, их объединило страстное увлечение живописью. Они вернулись в Америку и поженились. Их счастливый брак подарил им двух детей, которых они безмерно любили. Но случилось несчастье: дети погибли в автомобильной катастрофе. Сыну Эну было лет двенадцать, а дочери — семь-восемь.
Энн и Крис тяжело переживали общее горе. Но однажды Крис оказался на машине в тоннеле, где произошла автокатастрофа. Он тут же выскочил из автомобиля, чтобы помочь пострадавшим, но еще одна машина, водитель которой не подозревал об аварии, на полной скорости влетел в тоннель, лимузин ударился, подскочил и накрыл врача. Крис погиб.
Энн долго пыталась справиться со своим горем и одиночеством, но не выдержала и покончила с собой. Крис и его дети оказались в раю, а его любимая жена — в аду.
И там, на том свете, героя продолжает обуревать чувство любви к жене и детям. Он пытается найти Энн в раю, но безуспешно. Ему поясняют, что самоубийцы попадают только в ад, путь в рай им навсегда закрыт. Тогда Крис решает отправиться в ад на поиски жены. Он верит, что она любит его, что она честнейший и прекраснейший человек, и намеревается вытащить ее оттуда.
Находится проводник, с которым Крис и его спутник, негр Альберт, отправляются в страшную дорогу со множеством ужасов, препятствий и испытаний.
Почему мы для разбора выбрали ад? Очень просто: в этом огромном эпизоде режиссер и его творческая команда проявили чудеса изобретательности, выдумки и игры ума. Ад оказался куда более выразительным и разнообразным по сравнению со слюняво представленным на экране раем. Кошмары один за другим ^Ь сменяют друг друга, взвинчивая ужас и напряжение.
Опираясь на ваши уже полученные знания о компоузинге, можно непосредственно приступить к разбору.
Предваряющая сцена
Перед тем, как пуститься в путешествие, проводник предупреждает Криса, что, если он доберется до жены, она не сможет его понять, что ее нельзя оттуда вытащить, что она даже не смо-
158
жег услышать то, что он ей скажет. Предупреждение служит нагнетанию остроты напряжения. Это — своего рода драматургический упреждающий ход. Он призван служить оттеняющим контрастом к отчаянным поступкам героя и должен сделать выпуклыми положительные качества Криса.
Первая сцена
Разбор последует за описанием.
1 |
Яхта под красным парусом плывет по |
мрачному каналу. |
Точка зрения объектива опускается ближе к воде.
Вступает новая музыкаль-
2
3
4
5
6
ная тема, мрачная, нагнетаю-
щая напряжение.
Спутник Криса, Альберт, на носу лодки освещает путь. Изображение чуть покачивается.
Голос Криса: Не помню его таким участливым. Может...
На фоне музыки слышится плеск воды у бортов лодки.
Крис продолжает говорить в кадре: ...
познакомился слишком поздно?
В левом нижнем углу между парусом и бортом видно пенящуюся воду и уплывающие назад стены канала. Лодка движется вправо.
Лодка разворачивается, из-за паруса появляется проводник и приближается к камере.
Проводник: Ты гордится своими детьми*
Крис в начале кадра смотрит вправо, вперед по ходу лодки, но для ответа поворачивает голову к проводнику.
Крис: Конечно!
Звуковое сопровождение остается прежним: музыка и плеск воды.
Проводник как бы за счет движения лодки продолжает приближаться к камере.
Проводник: О-о-о! Какой бессмысленный ответ!
7 |
Крис поворачивает лицо |
|
к проводнику. |
8 |
Проводник: |
Крис, не хочешь |
|
подумать? |
|
|
Звуковое |
сопровождение |
|
остается прежним: музыка и |
|
|
плеск воды. |
|
9 |
Крис: |
Ямсе |
сказал |
— |
|
конечно! |
|
|
|
|
После |
этих |
слов |
он |
|
поворачивает голову направо, к |
|||
|
носу лодки. |
|
|
|
Проводник: О-о! Люо.'ио больные темы.
Это, как током бьет...
Голос проводника продолжает: ...но подключает...
На общем плане слова проводника звучат с небольшим сопровождением эха, чтобы зритель в звуке ощутил характер пространства канала.
Голос проводника продолжает: ...делает восприимчивым к Энни.