ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 0
воды и хлеба. Он, как выяснилось, не может жить без постоянной подпитки совершенно определенными сведениями.
Главный и ненасытный возбудитель потребности информации — инстинкт самосохранения! Именно он потребовал ее поступления в мозг на первых этапах становления человека. Но в моменты, когда жизни индивида ничто не угрожает, мозг продолжает требовать информацию из окружающего мира, чтобы работать не останавливаясь.
Вдругих экспериментах выяснилось, что информация требуется еще в определенных количествах. Мало — ее голод не будет удовлетворен. Много — мозг начнет защищаться и не сможет ее «переварить».
Уже в каменном веке люди обрели потребность в духовной пище. В периоды, когда их жизни ничто не грозило, они устраивали праздники, создавали украшения, шили изящные костюмы из выделанных шкур, рисовали на стенах пещер и на камнях, писали первые знаки-иероглифы. Духовное общение и потребность в нем стали неотъемлемой составляющей первобытного общества.
Мы унаследовали от них и постоянную физиологическую потребность в обеспечении мозга информацией, и потребность в чисто духовной информации, когда безопасность гарантирована. При этих же условиях, если информация из внешних источников к нам не поступает, мозг сам начинает генерировать информацию — для себя. Мы о чем-то думаем, что-то вспоминаем, что-то сочиняем. Но при этом наши уши и глаза продолжают контролировать окружающую обстановку и в любую секунду готовы подать сигнал об угрозе.
Всовременном мире не только слуховая информация о треске кустов под лапами разъяренного медведя, не только зрительная информация о несущемся прямо на нас автомобиле может быть отнесена к категории информации об опасности. Сообщения об экономическом кризисе, о закрытии завода, на котором мы работаем, о вынужденной посадке самолета, на котором мы летим, и т. п. — все это необходимая для нас информация о нашей безопасности.
Вчем же мы сегодня похожи друг на друга и чем отличаемся как личности, как индивидуальности?
47
Все наши интересы и потребности можно разделить на гри группы: всеобщие, групповые и индивидуальные.
1. Ко всеобщим нужно отнести:
а) отребность информации о безопасности; б) такое понимание хода событий или ситуаций, как «лучше
быть сытым, чем голодным», «лучше быть любимым, чем изгоем»;
в) потребность узнать, угадать, что случится завтра или послезавтра;
г) потребность в общении между людьми. Даже отшельник в уединенном ските, уйдя от общения со смертными, удовлетворяет свою потребность в общении, общаясь с Богом.
Таких всеобщих качеств, потребностей и критериев ценностей у нас много. Обладая ими. мы все одинаковые, похожие друг на друга, как две капли воды. Здесь в одну «кучу» свалены и чисто физиологические, и общепсихологические особенности человека (патологические отклонения в расчет не принимаются). Но общие качества совсем не мешают нам быть индивидуальными в другом.
2. Групповые интересы, потребности и взгляды представляют собой исключительно характеристику личности, являются областью социальной психологической составляющей каждого из нас. Принадлежность к определенной нации, культуре, религии объединяет взгляды и потребности огромных групп людей. Но тут же и начинаются различия.
Если в футбол играют две славянские команды, украинцы и русские, то болельщики разделятся на две группы по национальному признаку. Если сразятся две хоккейные команды из Самары и Екатеринбурга, то группы образуются по признаку проживания в том или другом городе.
Но существуют и другие деления на группы. Например, по уровню образования и культуры. Покажите фильм Ф. Феллини «Восемь с половиной» жителям деревни с образованием в восемь классов — они его не поймут, посчитают неинтересным, уйдут с просмотра или переключатся на другую программу.
По интересам и взглядам отдельно нетрудно выделить возрастные группы:
дети, подростки, взрослые, старики.
Группы могут быть мелкие и крупные. Любители джчи
48
разуют крупную группу, а любители органной музыки — совсем небольшую. Но есть люди, которые любят и ту, и другую музыку. А таких — совсем мало.
Подавляющее большинство считает фашизм и его идеологию античеловеческой. Но есть и такие, которые с фанатичной уверенностью в своей убогой правоте готовы драться за идеалы фашизма.
Больших и малых групп — великое множество. Есть люди, исповедующие идеалы семьи, и есть их отвергающие.
Но как бы ни делились люди на группы, именно групповые интересы и критерии являются главными, определяющими качествами для выбора адреса произведения, будущей зрительской аудитории.
Все групповые интересы и критерии ценностей приобретаются человеком в длительном процессе взросления и формирования личности. Они складываются в сознании человека под воздействием семьи, школы, общественного мнения, телевидения, кинематографа, литературы, окружающей социальной среды, в процессе образования и жизнедеятельности.
Они последовательно закладываются в голову ребенка, взрослеющего подростка, а дальше — юноши или девушки, а потом почти всегда остаются неизменными до конца дней. Те люди, которым удается пересмотреть свои взгляды на жизнь в зрелом возрасте, составляют исключительное меньшинство в сообществе.
За потребностями и интересами, если говорить строгим научным языком, скрываются жизненные цели, мотивы поведения, установки на восприятие окружающей действительности. Есть люди, которые, кроме денег и богатства, ни о чем не мечтают. У них и в глазах, и в голове, и в ушах - только доллары. Ни о чем другом всерьез они думать просто не могут. Увы, но и они составляют определенную группу.
3. Индивидуальные потребности и интересы представляют собой сочетание отдельных групповых интересов. Но так как больших и малых групповых интересов — великое множество, то их различные сочетания представляют собой невообразимо большое число. Наша индивидуальность, уникальность возникает как раз в результате малой вероятности повторения конкретных сочетаний. К этому добавляются генетически унас-
49
ледованные черты характера. Все вместе дает нам неповтори мость личности.
Но для одного человека из шести миллиардов, проживающих на Земле, никто произведения еще не пытался создавать-глупо и неразумно, если это — не ваш лучший друг, не возлюбленная или любимый, или ближайший родственник, у которого день рождения. Наоборот, подавляющее большинство авторов стремится к тому, чтобы плоды его творчества стали достоянием множества людей и зрителей.
К этому же толкает нас экономика — создавать произведения для наибольшего количества людей, чтобы окупить деньги. вложенные в их создание. А кому-то еще принести дополнительный доход.
А теперь попробуем решить «ребус».
Подберем характеристику самой широкой группы зрителей. Составим ее коллективный психологический портрет. Возьмем предполагаемую аудиторию в европейском сообществе, к которому принадлежим и мы.
Абсолютное большинство исповедует христианство или принимает его как норму, а потому признает как ценности поведения в обществе библейские 10 заповедей: «не убий», «не укради» и т.д. Кстати, такие же ценности исповедует ислам и буддизм.
Практически для всех понятны и близки извечные человеческие проблемы: любви, ненависти, добра и зла, жизни и смерти.
Абсолютное большинство получает среднее школьное образование.
По статистике известно, что наибольшее количество посещений кинотеатров приходится на людей в возрасте от 12 до 50 лет.
Теперь приступим к выделению из всеобщей массы небольших групп, которые настолько невелики, что ими можно пренебречь. Из активных зрителей самыми активными являются зрители от 12 до 25 лет. Это — первое определение явной границы группы. Тех, кому стукнуло 26 и больше, можно в расчет не принимать. Они — меньшинство.
Высшее образование получает примерно 10-20"о населения. Их тоже можно выкинуть из определения характеристики интересов.
Те, кто регулярно читает полноценную литературу, х
50
в музеи, смотрит спектакли в театрах, слушает настоящую музыку, тоже составляют 10-20 %. У них повышенные требования к искусству — такие нам не нужны. Их явное меньшинство.
Зато тех, кого высшее образование не «испортило» воспитанием высоких вкусов, вернем обратно в нашу самую массовую группу. Но одновременно исключим тех детей и подростков, культурным воспитанием которых усиленно занимаются родители. Их тоже совсем немного.
Большинство детей школьного возраста да и дошкольного тоже, предоставлено само себе. Родители заняты на работе весь день. Вечером уставшим папе с мамой успеть бы управиться с домашними заботами. Ненаглядные чада смотрят, что покажут по телевидению или в кино, слушают, что говорят вокруг взрослые, подражают этим взрослым с неукротимым желанием быстрее стать такими же взрослыми. Но еще они хотят стать более удачливыми, чем их родители, а потому ищут и впитывают в себя все самое новое — по большей части весьма сомнительное по нравственным и художественным достоинствам,—что предстает перед их глазами и ушами. А все самое «новое» показывают по телевидению.
Телевидение — законодатель моды! «Оно показывает все новейшее! Оно рассказывает о самом интересном! Оно учит всему самому ценному!» — такова психологическая установка десятков миллионов детей и подростков. Под прессом электронного экрана сегодня у безнадзорных детей формируются уродливые и низкопробные вкусы, а подчас — низменные потребности и установки на форму и образ жизни.
Их психика и мозг требуют заполнения пока еще пустых страниц долговременной памяти. И они вписывают на жесткие диски своих извилин то, что еще не видели, не знают, не попробовали.
Какая же информация укореняется на винчестерах формирующейся памяти? В новостях — убийства и нарушения закона. В фильмах —
мордобой, убийства, насилие, культ грубой силы. И все это дети и подростки сохраняют на сложном переплетении нейронное.
2 утра и до вечера говорят о сексе, его привлекательности и необходимости, показывают легко распознаваемые «намеки» на то, как это делается. И они впитывают это своим серым веществом навсегда и тут же пытаются все попробовать.
51
Им рассказывают о «запретном плоде» наркотиков, и поэтому они стремятся во что бы то ни стало его отведать.
Махровое хамство, глупость и невоспитанность с ножом у горла навязывает реклама. И они принимают это за норму поведения. Жуют жвачку на уроках и лекциях. Надувают жвачные пузыри в лицо пассажирам, переполнивших трамвай. Пьют из горла пиво в вагоне метро, сидя, не уступая место, стоящими над ними старикам, и тут же, рядом, бросают пустую бутылку.
И не может быть иначе. Им вдалбливают, что без пива жизни нет, что не пьющий пиво мальчик не станет мужчиной. И они пьют и пьют пиво.
Им навязывают мерзкий образ жизни. И они его воссоздают по образу и подобию в своей реальной жизни.
Им беспрерывно вбивают в голову превосходство богатой жизни. И они начинают к ней стремиться всеми недозволенными путями, становясь преступниками, потому что им твердят о полной свободе. О какой свободе идет речь — им не разъясняют.
Можно было бы назвать конкретные примеры на конкретных каналах и в конкретных передачах, но тогда в учебнике не хватит места для разговора о драматургии.
Таков психологический портрет современного подрастающего поколения, его установок на жизнь, его мотивов поведения, его критериев ценностей и предпочтений.
Возможно, если кто-нибудь прочитает эти строки через пятьдесят лет, то содрогнется от ужаса: неужели такое могло быть9
Но, увы, сегодня это так! Таков психологический портрет самого массового зрителя — того, которого Пушкин называл толпой. И таков психологический портрет самого телевидения.
Если бы не было запрета на порнографию, она бы пользовалась огромным спросом у этой социальной группы зрителей и давала бы бешеный рейтинг. Цивилизованному человечеству потребовалось несколько тысячелетий, чтобы выработать нормы социальной морали, определить границы дозволенного, правила общения друг с другом, сотворить культуру в узком и широком смыслах этого понятия, создать и заложить в сознание многих поколений национальные традиции и обычаи. Сегодня мы на пороге полного падения нравов -того самого, которое пережила Великая Римская империя. Пе-
решагнув через этот порог, она не смогла никому противостоять и канула в небытие.
Информационные предложения современного телевидения воздействуют на инстинкты, а не на сознание. Это телевидение потакает отступлению от норм здравого социального поведения и национальных традиций, потакает толпе и ее сниженным, если ни сказать низменным, потребностям и вкусам, в которых верховодят инстинкты. Все это оправдывается сверхциничным аргументом: «А они (зрители) хотят это видеть!» Более чудовищного оправдания с нравственной точки зрения невозможно придумать.
На протяжении всей человеческой истории от первобытно-о общества до третьего тысячелетия, 600-800 веков, люди пу-гем самоорганизации боролись с пагубными проявлениями инстинктов, чтобы выжить, не погибнуть, чтобы совершенствовать цивилизацию, развивать технику, чтобы дети жили лучше отцов. Целям прогресса и выживания служило формирование высоких духовных потребностей и нравственных устоев.
В сообществах всех видов животных существуют жесткие законы природы сожительства, обеспечивающие существование вида. Даже крокодилы не пожирают друг друга.
Так или иначе, со сбоями и отклонениями искусство всегда служило тем же целям. Первые произведения живописи в Каповой пещере на Урале и в Альтамире на Пиренеях, лучшие произведения литературы от Гомера до Толстого.
Всем известный и знаменитый реформатор театра режиссер В. Мейерхольд в 1901 году писал в дневнике: «Самое опасное для театра - служить буржуазным вкусам толпы. Не надо прислушиваться к ее голосу. Иначе можно свалиться с «горы» в «долину». Театр тогда велик, когда поднимает толпу до себя и, если не поднимает, так, по крайней мере, тащит ее на высоты»1.
Кого-кого, а В. Мейерхольда никак нельзя заподозрить ни в косности, ни в консерватизме. Очень было бы хорошо зарубить себе на носу этот постулат руководителям и заправилам телевидения.
Раскрывая дальше психологические механизмы «управления» интересом зрителей, хочу напомнить о нравственной ответственности перед своим отечеством тех, кто принимает решения о том, что выйдет в эфир «сейчас и завтра»: думать 1 К. Рудницкий. Режиссер Мейерхольд. М: Наука, 1969, стр. 18.
53
о последствиях (правда, для этого требуется высокая внутренняя и художественная культура и просто умение думать).
Чем же характеризуется психологический портрет массовой аудитории, какими чертами?
1.Нравственной неустойчивостью. Представители этой группы, как правило, не проявляют твердо повторяющихся критериев оценки в различных ситуациях. Они могут легко сбиться на смакование пошлости, подражать безвкусице, принять за образцы примеры низкого уровня культуры. Уже давно правоохранительные органы твердят о том, что подростки, совершая преступления, копируют примеры с экрана. Грабеж — по схеме, как в известном фильме, насилие — как показали в новостях, жестокость и бесчеловечность - как в последнем сериале, убийство — как в показанной месяц назад по телевидению криминальной трагедии.
Свеликой грустью приходится констатировать, что так называемые высокие рейтинги низкопробным фильмам и таким же передачам приносит именно эта многочисленная зрительская группа.
Но, вместе с тем, эта группа готова воспринять и полноценные произведения искусства с высоким нравственным потенциалом, но не очень сложные по своему содержанию и форме. Потому данная группа и получила характеристику
неустойчивой.
Отсюда и возникает ответственность того, кто берет на себя право вступать в общение со зрителями посредством массовых коммуникаций.
2.Низким уровнем воспитания. Можно только сожалеть.
что основная масса населения не может получить достойное воспитание ни в школе, ни в семье. Такова действительность, и в ближайшее время существенных изменений в деле воспитания ждать нельзя. Когда-то важную роль здесь играли религия и церковь. Позже — школа. Но сегодня — не то и не другое.
3. Недостатком образования, — образования в области культуры, искусства и национальных традиций. Конечно, и среди образованных людей встречаются циники, пошляки и преступники. Но в массе образованному человеку в процессе становления личности удается сформировать устойчивые взгляды на жизнь и критерии нравственности.
4. Самое главное — у ?той группы не сформирована потребность, установка на приобретение, освоение всего по-
54