Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 332

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

творчества советских кинематографистов. Наглядным примером этой новой тенденции съемки в натуральных интерьерах может служить работа оператора Вадима Юсова в фильме «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Данелия) и работа М. Пилихиной в фильме «Мне двадцать лет» (реж. М. Хуциев).

Искусство освещения не потеряло своего значения в цвет­ ном фильме и стало важнейшим средством решения киноизобра­ зительных и колористических задач. Цвет обогатил художест­ венные возможности операторского искусства, повысил впечат­ ляющую силу и достоверность киноизображения.

В цветном фильме требования к искусству освещения стали строже и точней как в художественном, так и в фотографи­ ческом смысле.

Работая над цветным фильмом, оператор никогда не должен забывать слов Карла Маркса о том, что «чувство цвета является наиболее популярной формой эстетического чувства вообще»1.

В натуре цвет предметов складывается в результате чрез­ вычайно разнообразных сочетаний основных цветов, бликов, рефлексов, цветных и простых теней. Редко предмет бывает освещен одноцветным или однообразным белым светом. Пред­ ставьте себе обычную комнату днем: из окна пробивается и сине­ ватый свет неба и желтоватый свет солнца, здесь имеется и отражение от стен, почти всегда цветных, и рефлексы от предме­ тов обстановки. Все освещает друг друга, все заимствует цвет друг от друга. Кроме того, тени, бесчисленные и разнообразные,

расположенные не в

виде геометрических фигур на плоскости,

а в виде оттенений

и переходов, дополняют цветовую картину

обычной комнаты.

 

Еще богаче колорит на натуре. В солнечную погоду все освещено не только белым светом, возникающим в результате смешения света солнца и неба, но, кроме того, тени освещаются синим небом и на белых и слабонасыщенных цветных плос­ костях возникают дополнительные цветные оттенки. Воздух, воздушная дымка окрашивает даль в синеву, изменяет цвета красного и зеленого, и в результате чисто белое исчезает...

Человек воспринимает эту картину сквозь толщу воздуха, непрерывно меняющегося по составу и плотности, в котором цвет ни на мгновение не остается неподвижным, а как бы льет­ ся непрерывным потоком в богатейших сочетаниях переливов

иоттенков.

Вкино можно воспроизвести цвет натуры во всем этом его многообразии, сложности, движении. Цвет, возникший на поверхности тела в результате поглощения, отражения и рассея-

1 К. М а р к с, К критике политической экономии, М., Госполитиздат, 1949, стр. 155.

121


ния света, достигает камеры также отчасти поглощенным, отчасти рассеянным воздухом, изменяющимся непрерывно, то угасающим, то разгорающимся, но этот живой, богатый движени­ ем цвет, воспроизведенный на экране, и составляет художест­ венную и эстетическую прелесть кинокартины.

Возможность показывать цвет и свет в движении, в потоке, в переливах и оттенках составляет одну из характерных и цен­ нейших особенностей кинематографа, недоступную другим изоб­ разительным искусствам.

В цветном кино, как и в черно-белом, можно достигать как светотеневого, так и светотонального рисунка изображения.

При светотеневом освещении четко обозначаются света и тени, цвета могут высветляться или притемняться. Рисунок изображения приобретает объемность, пластичность, простран¬ ственность. Фигуры «читаются» на фонах не только по цветно­ му контрасту, но и по светотени. Красочная палитра оператора расширяется, появляется возможность передавать не только локальный цвет предметов, но и все возможные оттенки цвета в светах и тенях, воспроизводить световые эффекты. Моделировка форм светотенью, оттенки цвета, блики, полутона придают осо­ бую достоверность и убедительность изображению.

Но опыт работы над цветными фильмами показал, что и сплошной пространственный свет имеет свои изобразительные достоинства при съемке цветных фильмов.

Цветное киноизображение, снятое при пространственном (бестеневом) освещении, создает полное впечатление о предмете,

оего фактуре, цвете, материале.

Впервых цветных съемках операторы столкнулись с тем фактом, что цвет на экране выглядел локальным, ощущался как цвет пленки, а не цвет предмета. Это происходило в результате ошибок экспонирования при передержках (выбеливание) и при недодержках. Кроме того, сказывалось отсутствие действия воздушной среды. В жизни человек наблюдает предметы сквозь воздушную сферу, которая сглаживает яркость цветов, излишний блеск краски и т. д. На первых порах в кино при съемках на натуре в солнечную погоду, когда воздух чист и прозрачен, или в павильоне с близкого расстояния этой воздушной среды не ощущалось, и в результате, цвет на экране приобретал сухость и локальность.

Схематизация цвета явилась результатом и недостаточного использования колористических возможностей освещения.

Ка к известно, освещая объекты для цветной съемки, оператор может применять как белое, так и цветное освещение.

При белом освещении воспроизводятся собственные цвета объекта. Цветным светом можно придать предмету съемки любой цветной оттенок.

Воспроизведение собственной окраски предмета — это только одна из возможных, но частных задач оператора. Создание реали-

122


Оператор Л. Косматов (стоит слева) на съемках фильма «Суд сумасшедших»

стической, убедительной картины действительности со всем богатством цветовых оттенков и переливов, где цвет и колорит помогают художественному образному осмыслению, усиливают впечатляющую силу изображения — вот цель работы оператора в цветном кино. Эти задачи в большой степени связаны с осве­ щением. Освещение позволяет не только воспроизводить све­ товые эффекты, но и определяет колорит монтажной картины, придает предметам и фигурам на экране живой, естественный вид.

Улучшение качества воспроизведения цвета на пленке и экране было связано с цветным освещением. Будучи применен­ ным творчески, цветное освещение явилось могущественным средством создания колорита фильма, повышения его эмоцио­ нального воздействия на зрителей.

С помощью цветного освещения удалось решать сложнейшие киноживописные задачи — передачу эффектов освещения, соз­ дание определенного настроения в кадре, углубление психоло­ гических характеристик героев и т. д.

Одним из первых цветное освещение успешно применил оператор Л. Косматов.

Наглядным примером удачной работы цветным светом является эпизод «смерть жены» из фильма «Мичурин» (операторы Л. Косматов и Ю. Кун, режиссер А. Довженко).

123

У ж е на общем плане мы видим три источника света, каждый своей окраски. Мичурин сидит за столом — на столе горит лампа, дающая скудный желтоватый свет; на лампу надет зеленый абажур, бросающий зеленый оттенок на стены и зеленоватые блики на лицо Мичурина. В глубине комнаты в окно проникает холодный синеватый свет луны, а в углу теплится лампада красноватого стекла.

Каждый источник света оправдан, но в итоге возникла сложнейшая картина сочетания различных цветов и светов.

Оператор должен был всю эту сложность решить не только изобразительно, но и фотографически (экспозиционно).

Каждый из источников света, показанных в кадре — и лампа, и лампада, — слабо освещает небольшое пространство вокруг себя. Лунный свет, перекрытый оконной шторой, локализован также небольшим пятном. Подобное сложное освещение требует точности в раскладке бликов — по освещенности и по яркости.

Напомним также, что световые пучки дуговых осветитель­ ных приборов превосходят размеры бликов и световых пятен, которые нужно получить в кадре. Поэтому каждому прибору отводится точный участок работы.

Затенить или локализовать пучок лучей осветительного при­ бора — трудная задача. Так, например, прибор, воссоздающий желтяший свет лампы, был затенен сверху, чтобы не освещать лицо там, где должна быть зеленая тень абажура; эта часть лица освещалась прибором с зеленоватым фильтром, который одно­ временно освещал и тень на стене рядом с желтоватым светом лампы. Голубой блик лунного света от прибора с голубым филь­ тром был положен на стену таким образом, чтобы не осветить пространство и не внести цветоискажений в окраску декорации.

Для проработки деталей в тенях весь объект, вся комната была, кроме того, освещена белым светом необходимой интен­ сивности.

Красный рефлекс от лампады был наложен еще одним при­ бором под цветным фильтром, его свет был сконцентрирован в углу комнаты, для этого на приборе была применена бленда, сужающая его световой пучок.

Система освещения, которую мы описали в основных чертах, отличалась гармоничностью сочетания цветных бликов и реф­ лексов.

Существенную роль для качества воспроизведения цвета предметов в глубине пространства сыграло применение задым­ ления и тюлей.

Задымление создает воздушную перспективу в кадре. Зате­ няя или высветляя пространство с помощью задымления, можно работать над тональностью фонов.

Задымление применяют для съемки декораций «под натуру» или при съемке писаных фонов неба или пейзажа.

124


В павильоне, если нет разности температур и токов воздуха (сквозняков), задымление держится довольно стойко, что зависит от свойств пиротехнических материалов.

Работа со светом при задымлении требует особой техники. При наличии воздушной среды освещение объекта ведется с учетом ослабления яркости в глубине пространства, так как воздух рассеивает свет прожекторов и свет, отраженный пред­ метом съемок. Учитывая сглаживающее влияние дымки, необхо­ димо усиление контраста освещения.

Дымка видна в кадре, если она просвечена. Яркость дымки зависит от направления света. Контровый свет выявляет дымку.

Пучки концентрированного света от прожекторов прораба­ тываются в мутной воздушной среде и след их ясно виден. Поэтому эффекты вечерних сцен с видимыми в кадре источ­ никами света (например, уличные фонари) снимаются с за­ дымлением.

Другим средством создания эффектов воздушной среды в павильоне служат специальные «театральные» тюли, которые устанавливают в пространстве декораций и перед фонами. При применении нескольких (двух-трех) тюлей, натянутых на разных расстояниях от съемочного аппарата, создается эффект воздуш-

Оператор С. Урусевский на съемках фильма «Первый эшелон»

ной перспективы в декорациях и без применения задымления. Тюли применяются различных цветов: черные, серые, белые, голубые, синие.

Воздушная дымка в природе имеет холодный голубоватый тон, поэтому в павильоне применяют голубые и серые тюли.

Посредством тюлей, натянутых перед декоративными фонами, смягчается резкость контуров и создается эффект глубины в кадре. Поверхность тюля может быть освещена или затемнена и тем самым установлена тональность фона для актерских сцен. При воспроизведении эффекта света от светильника, видимого в кадре (лампы, фонари), подсвечивают тюль, имитируя тем самым свет от определенного источника света.

«Задымление» в павильоне является частью киноизобразитель­ ной работы оператора.

Метод «задымлений», как мы уже говорили, был достаточно известен в операторской практике при съемке черно-белых филь­ мов. Одним из первых творчески применил его как средство киноизобразительных решений в цветном фильме оператор С. Урусевский.

Урусевский доказал на практике, что метод задымления помогает решать две важные задачи, возникающие при съемке цветных фильмов. С помощью задымления обеспечивается жи­ вописность воспроизведения фактуры материалов и глубины пространства, а кроме того, воздух создает фактурность изобра­ жения, устраняя такой неприятный для цветного кино фактор, как «фотографизм».

Интересно и творчески применялось задымление для решения разнообразных художественных задач оператором С. Урусевским. Его фильмы — «Кавалер Золотой звезды», «Урок жизни», «Сорок первый» — могут служить образцом новаторской работы кинооператора над съемкой цветного фильма.

О манере творческого осмысления и практического осу­ ществления задуманного, которой следует С. Урусевский, мож­ но судить по его рассказу о подготовке и съемке эпизода из фильма «Урок жизни» — «объяснение в любви Сергея и Наташи», который признан настоящим шедевром колористического реше­ ния в кино.

«По сценарию эпизод объяснения в любви должен был про­ исходить на берегу Волги, вечером.

Н а м казалось более естественным и органичным перенести место действия на строительство. Именно на строительство Сергей должен был привести Наташу. Именно строительство, как свое детище, должен был показать Сергей любимому челове­ ку. Хотелось извечно существующей лунной дорожке на реке с традиционным объяснением на ее фоне противопоставить со­ временную эстетику, эстетику сегодняшнего дня.

Кроме того, хотелось для этой сцены в хаосе стройки найти романтику и даже лиризм. С одной стороны, это реальная строй-

126


ка, которую показывает Сергей Наташе: «Мощно, а ? . . » А с другой — это фон, на котором происходит сцена объяснения в любви.

Очень хотелось сделать этот фон, эту среду, лиричной, роман­ тичной и даже слегка «космической», очень хотелось, чтобы воз­ никли ассоциации и вспыхивающие огни электросварки воспри­ нимались как мерцающие звезды на темном небе, на фоне которо­ го и шли влюбленные. «Вот так бы и шагать нам вместе всю жизнь! А, Наташа?! .. »

Было задумано, что в конце панорамы, прослеживающей проход героев, они должны были перекрываться как бы шлейфами комет. Эффект этот мог быть создан электросваркой на специально поставленной на первом плане металлической конструкции.

Может быть, и не все получилось на экране, но такова была основная изобразительная задача, основное изобразительное решение этого эпизода»1.

По этому отрывку из письма видно, какие сложные и разно­ образные творческие задачи ставил перед собой оператор.

Е м у было важно найти оригинальную, нестандартную форму изобразительного решения этой в общем-то традиционной сцены — объяснение в любви, и оттенить лирическую взвол­ нованную атмосферу происходящего, и подчеркнуть досто­ верность окружающей обстановки, и, наконец, создать красоч­ ное зрелище.

Этот замысел был блестяще осуществлен в процессе съемки. Съемка велась режимная на пленке ДС - 2 при фильтре ней­

трально-сером, оттененном «на нет» средней плотности.

Для усиления эффекта вспышек огней были подобраны специ­ альные электроды. Количество огней, освещающих стройку, было увеличено. Это рождало ощущение непрекращающейся и ночью работы на строительстве, а также создавало и большую про­ странственную глубину.

Чередование ламп, специально поставленных на пути про­ хода Сергея и Наташи, создавало световой ритм — чередование света и тени на проходящих фигурах (от полного силуэта до яркой освещенности). Это помогало дополнительно передать ощу­ щение более длинного прохода.

При пиротехническом задымлении объекта съемки дополни­ тельно возникла пространственная глубина, многоплановость. Исчезла назойливо выпирающая в иных фильмах натуралистиче­ ская документальность, деталировка. Все стало романтичнее, даже слегка таинственнее и, безусловно, обобщеннее.

Эта сцена исключительно интересна и по колориту. С помо­ щью задымления удалось как бы накинуть световой валер, сгладить блеск различных цветов, создать киноизобразительную

1 Из письма оператора С. Урусевского А. Головне.

127