ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 329
Скачиваний: 2
тельными приборами трудно точно воспроизвести характер осве щения какого-либо конкретного бытового светильника. А вовторых, главным предметом изображения в кинокадре является актерская игра, и все изобразительные средства оператора долж ны быть направлены на показ актера и его действий, но не в форме информационных фотографий, а в виде художественно оформленных кадров.
Поэтому при построении освещения в павильоне оператор в первую очередь исходит из содержания драматического дейст вия, своеобразия мизансцены и задач актерской игры и исполь зует следующие виды света.
Р и с у ю щ и й с в е т . Для того чтобы устранить серое однообразие и пестроту, разработана техника рисующего осве щения, которая состоит в том, что, сохраняя эффект освещения, например, от окна или лампы, усиливают освещенность фигуры актера на съемке и яркость ее на экране. Такое освещение не про тиворечит жизненной правде, но создает возможность опти ческого выделения фигуры актера и акцентации на ней зритель ного внимания.
При работе над освещением кинокадра никогда не следует забывать, что внимание зрителя должно быть сосредоточено на содержании действия, что зритель должен ясно видеть актера, мимику его лица, фигуру и жест.
Известно, что если картинная плоскость кадра решена в темных тонах, а фигура выделена светом, то кадр как картина выглядит оптически более организованным. Кроме того, рисую щее (усиленное) освещение фигур порождает пространственную иллюзию. Если фигура освещена более ярко, чем фон, то создается дополнительная, помимо линейной и тональной перспективы, иллюзия глубины пространства в изображении на экране.
М о д е л и р у ю щ и й с в е т . Посредством световых пучков прожекторов на фигуры можно направить световые пятна и блики. Если эти световые пятна и блики распределить таким образом, чтобы темное проецировалось на светлом фоне, а светлое — на темном фоне, то мы достигнем светотонального моделирования объемных форм фигуры и лица актера. Яркость световых пятен
ибликов моделирующего света на фигуре балансируется относи тельно яркости пятен на фонах. Таким образом, светотональная моделировка при съемке крупных и средних актерских планов необходима для выявления пластических объемных форм фигуры
иее рельефной обрисовки в пространстве декораций.
К о н т у р н ы й с в е т . Если световые лучи прожекторов направить на фигуры или предметы сзади, то на объекте возни кает световой контур, обрисовывающий линейную форму фигуры и отделяющий ее от фона. Световые блики, выявляющие объемные формы головы и фигуры, также наносятся сзади.
Контурный свет обычно применяется и для обрисовки архи тектурных форм и рельефов декорации — лестниц, колонн, пиляст-
132
ров и т. п., для освещения из проемов окон, дверей, так как именно в этом случае достигается большая яркость световых пятен. Контурным светом выявляют светотень, рельефы на дета лях обстановки, например на драпировках.
З а п о л н я ю щ и й с в е т . В каждой точке пространства декораций возникает некоторый уровень освещенности в ре зультате рассеяния света поверхностями декораций, отражений арматурой осветительных приборов или от специально установ ленных приборов рассеянного света. Такая пространственная освещенность может быть достаточно высокой, для того чтобы, например, при цветовой съемке воспроизводились цвета и тени. При черно-белой съемке уровень пространственной освещенности регулируется в зависимости от светового эффекта и желаемой тональности изображения. Заполняющий свет в павильоне может быть сравним с рассеянным светом от неба на натуре. Наличие достаточной для экспозиции освещенности в каждой точке пространства декораций помогает воспроизведению пласти ческих форм движущихся фигур и улучшает фотографические
качества негатива |
как |
черно-белого, так и цветного. |
Ф о н о в ы й |
с в е т . |
Освещение поверхностей, фонов и |
заспинников в декорации осуществляется отдельными приборами рассеянного и направленного света. Задача фонового освещения состоит в том, чтобы создать живописный фон для фигур актеров, обрисовать архитектурные формы декораций и выявить глубину пространства. Фоновое освещение в павильоне устанав ливается таким образом, чтобы можно было снимать общие, средние и крупные планы актеров без перестановки освети тельных приборов.
Количественные нормы павильонного освещения устанавли ваются в зависимости от свойств светочувствительного мате риала (пленки), от величины съемочной экспозиции, от характера необходимого по художественному замыслу светового эффекта и тональности.
Обычно операторы пользуются системой ключевого света, при которой за исходную величину принимается освещенность в световом ряду для лица актера, а освещенности в теневом ряду устанавливаются в зависимости от эффекта. Для конт роля освещенности (яркости) в различных точках декорации применяется как зрительный, так и инструментальный контроль.
2. Освещение декораций
При построении освещения объекта в павильоне освещают раздельно: декорации (стены, пол, потолок, архитектурные рельефы и проемы, двери, окна и т. д.); предметы обстановки (столы, шкафы, стулья и т. д.); фона за проемами, писаные и рельефные; пространство декораций, в котором движутся фигу ры актеров; и, наконец, фигуры актеров.
133
Система раздельного освещения позволяет обработать светом поверхности и архитектурные формы декораций, чтобы пока зать их форму, цвет и фактуру, наложить на них световые пятна и блики белым или цветным светом, создать тени, отту шевать рельефы, отмоделировать и выявить их объемно-пла стическую форму.
Раскладка света по поверхности декораций, которые особенно на общих планах занимают большую часть кадра, играет важную роль в решении тональности и колорита изображения.
Иногда при распределении света и тени по поверхности стен, полов и предметов оператору важно подчеркнуть, что эти света
итени легли от того или иного определенного источника света. Но каковы бы ни были побочные задания, оператор всегда дол жен компоновать расположение светов и теней в связи с дей ствиями актеров в кадре, согласовывая раскладку световых пятен и затенений с движениями и остановками фигур. Во всех случаях недопустима случайность и неряшливость в освещении. Кинокомпозиция всегда требует четкой планировки движения актеров в кадре и соответственно четкого распределения светотени
ицвета на поверхности декораций, являющихся фоном для фигур и актеров.
Для освещения декораций в павильоне оператор использует кинопрожекторы, установленные на осветительных лесах, све тильники, подвешенные над декорацией, и осветительные при боры, установленные на полу павильона.
При установке приборов на осветительных лесах оператор дает светотехникам (осветителям) необходимые указания от носительно предмета освещения, величины развода пучка и раз мера пятна, а также применения сетки или фильтра.
При конструкторской разработке декорации оператор указы вает расположение осветительных лесов. В случае, если для установки приборов требуются особые постройки, то заранее определяется место и характер этих построек. Оператор передает в осветительный цех схему-план установки осветительных при боров, согласно принятой на студии форме.
Система установки осветительных приборов на подвесных лесах является удобной и рациональной. Она дает возможность легко маневрировать приборами, направляя световой пучок в нужное пространство декораций. Световой пучок, направленный на объект сверху под углом 30—45°, хорошо освещает фигуры и предметы, не дает теней на стенах. Свет сверху позволяет вести локальное освещение отдельных фигур, архитектурных элементов декораций и предметов обстановки.
На полу на треногах устанавливаются приборы для освеще ния крупных планов актеров или для создания специальных световых эффектов.
При освещении фигур в декорации, как мы уже говорили, применяют основные виды света: заполняющий, рисующий, мо-
134
делирующий, контурный и фоновый. Каждый из данных видов света выполняется специально установленными осветительными приборами, работающими в определенном направлении и осве щающими определенные элементы декорации и фигуры. Так, на пример, контурный свет выполняется приборами, расположен ными напротив камеры.
Если в одной и той же декорации меняются направления съемки, то изменяется и схема освещения. В этих случаях оператор должен предусмотреть соответственно разное распре деление света осветительных приборов, а иногда и иное их раз мещение. Поэтому при установке света оператор дает схему света как для основных, так и для обратных точек съемки.
На производстве имеются нормы на мощность устанавливае мой в декорации осветительной аппаратуры и на расход электро энергии при съемке. В соответствии с этим оператор должен использовать для съемки необходимое и достаточное коли чество осветительной аппаратуры и экономно расходовать электроэнергию. Однако при этом необходимо учитывать, что рациональность использования осветительной аппаратуры не связана с уменьшением количества приборов. На съемке прежде всего важна экономия времени и, следовательно, быстрая уста новка освещения для каждого кадра.
Для работы со светом в павильоне оператор имеет набор осветительных приборов с оптической системой (прожекторы) и приборов общезаполняющего света. Кинопрожекторы со сту пенчатыми линзами различных диаметров применяются для направленного освещения поверхностей декораций и фигур.
Каждый осветительный прибор прожекторного типа дает в декорации два потока света: световой пучок, собранный и оформленный оптической системой, т.е. направленный свет (НС); световой поток, рассеянный поверхностями линзы, арматуры или рассеивателя, надетого на прибор, т.е. рассеянный свет (PC).
Направленным светом накладываются световые пятна на поверхности фигур и декораций. Освещенности, получаемые в световых пятнах, зависят от мощности и фокусировки прибора, его расстояния до освещаемой поверхности, направления света и свойств фактуры предмета или фигуры.
Рассеянный свет не учитывается в светотехнической харак теристике прибора. Однако при построении освещения павильон ных объектов нельзя пренебрегать освещенностью, создаваемой в пространстве декорации рассеянным светом так же, как и нельзя пренебрегать светом, рассеянным поверхностями деко рации. При съемке на высокочувствительных черно-белых плен ках этот рассеянный свет создает в пространстве декорации ос вещенности, часто вполне достаточные для экспозиции как светлых поверхностей, так и теневых элементов.
В тех случаях, когда в светлой декорации установлено боль шое количество прожекторов, рассеянный арматурой свет создает
135
весьма высокую пространственную освещенность. Это обстоятель ство обязательно следует принимать во внимание при экспонометрических расчетах.
Особенно важно учитывать рассеянный свет при переходе от общих планов к средним, так как когда выключается часть осве тительных приборов, пространственная освещенность может зна чительно снизиться и ослабнет заполняющий свет. В резуль тате может усилиться контраст между световыми и теневыми элементами, потеряется проработка цвета и фактуры в тенях, ухудшится воспроизведение пластических форм.
Необходимо учесть, что в павильоне, так же как и на натуре, освещенность в светах — это суммарная освещенность направленного и рассеянного света.
Рассеянный, заполняющий пространство свет освещает все элементы фигуры, движущейся в пространстве. Это имеет самое существенное значение для освещения фактуры одежды и кожи лица как в светах, так и в тенях.
Чем расчлененнее декорация и чем разнообразнее архитектур ные рельефы и проемы, чем сложнее по движению мизансцена и чем темнее костюмы актеров, тем больше осветительных при боров требуется при съемке. Наибольшего количества света требует массовка, одетая в темные костюмы, ибо фигуры, одетые в темное, взаимно затеняют друг друга, в этих случаях необходим особенно высокий уровень заполняющего света.
При определении необходимого для освещения павильонных объектов количества осветительной аппаратуры и расходуемой электроэнергии следует принимать во внимание, что необходи мая освещенность элементов объекта зависит, во-первых, от светочувствительности пленки и принятой съемочной экспози ции, а во-вторых, от эффекта освещения, от размеров, плани ровки и архитектурных рельефов декораций, от фактуры и цвета декораций и костюмов и от сложности мизансцены.
Правильное построение освещения интерьеров требует сочета ния направленного и рассеянного света.
Общий уровень рассеянного света, как известно, складывает ся аддитивно: из света, рассеянного всеми включенными в мо мент съемки осветительными приборами, и из света, отраженно го поверхностями декораций. Но основную освещенность все же дает специально установленный, так называемый в е р х н и й с в е т , заполняющий пространство декораций.
Свет от верхних подвесных приборов в павильоне как бы заменяет свет неба на натуре и необходим для создания доста точного уровня пространственной освещенности в каждой точке декорации и на каждом элементе объекта.
При съемке движущегося в пространстве объекта особенно необходимо иметь в тенях достаточную и равномерную освещен ность. Только это условие обеспечит нормальное воспроизве дение теневых элементов.
136