Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельными приборами трудно точно воспроизвести характер осве­ щения какого-либо конкретного бытового светильника. А вовторых, главным предметом изображения в кинокадре является актерская игра, и все изобразительные средства оператора долж­ ны быть направлены на показ актера и его действий, но не в форме информационных фотографий, а в виде художественно оформленных кадров.

Поэтому при построении освещения в павильоне оператор в первую очередь исходит из содержания драматического дейст­ вия, своеобразия мизансцены и задач актерской игры и исполь­ зует следующие виды света.

Р и с у ю щ и й с в е т . Для того чтобы устранить серое однообразие и пестроту, разработана техника рисующего осве­ щения, которая состоит в том, что, сохраняя эффект освещения, например, от окна или лампы, усиливают освещенность фигуры актера на съемке и яркость ее на экране. Такое освещение не про­ тиворечит жизненной правде, но создает возможность опти­ ческого выделения фигуры актера и акцентации на ней зритель­ ного внимания.

При работе над освещением кинокадра никогда не следует забывать, что внимание зрителя должно быть сосредоточено на содержании действия, что зритель должен ясно видеть актера, мимику его лица, фигуру и жест.

Известно, что если картинная плоскость кадра решена в темных тонах, а фигура выделена светом, то кадр как картина выглядит оптически более организованным. Кроме того, рисую­ щее (усиленное) освещение фигур порождает пространственную иллюзию. Если фигура освещена более ярко, чем фон, то создается дополнительная, помимо линейной и тональной перспективы, иллюзия глубины пространства в изображении на экране.

М о д е л и р у ю щ и й с в е т . Посредством световых пучков прожекторов на фигуры можно направить световые пятна и блики. Если эти световые пятна и блики распределить таким образом, чтобы темное проецировалось на светлом фоне, а светлое — на темном фоне, то мы достигнем светотонального моделирования объемных форм фигуры и лица актера. Яркость световых пятен

ибликов моделирующего света на фигуре балансируется относи­ тельно яркости пятен на фонах. Таким образом, светотональная моделировка при съемке крупных и средних актерских планов необходима для выявления пластических объемных форм фигуры

иее рельефной обрисовки в пространстве декораций.

К о н т у р н ы й с в е т . Если световые лучи прожекторов направить на фигуры или предметы сзади, то на объекте возни­ кает световой контур, обрисовывающий линейную форму фигуры и отделяющий ее от фона. Световые блики, выявляющие объемные формы головы и фигуры, также наносятся сзади.

Контурный свет обычно применяется и для обрисовки архи­ тектурных форм и рельефов декорации — лестниц, колонн, пиляст-

132


ров и т. п., для освещения из проемов окон, дверей, так как именно в этом случае достигается большая яркость световых пятен. Контурным светом выявляют светотень, рельефы на дета­ лях обстановки, например на драпировках.

З а п о л н я ю щ и й с в е т . В каждой точке пространства декораций возникает некоторый уровень освещенности в ре­ зультате рассеяния света поверхностями декораций, отражений арматурой осветительных приборов или от специально установ­ ленных приборов рассеянного света. Такая пространственная освещенность может быть достаточно высокой, для того чтобы, например, при цветовой съемке воспроизводились цвета и тени. При черно-белой съемке уровень пространственной освещенности регулируется в зависимости от светового эффекта и желаемой тональности изображения. Заполняющий свет в павильоне может быть сравним с рассеянным светом от неба на натуре. Наличие достаточной для экспозиции освещенности в каждой точке пространства декораций помогает воспроизведению пласти­ ческих форм движущихся фигур и улучшает фотографические

качества негатива

как

черно-белого, так и цветного.

Ф о н о в ы й

с в е т .

Освещение поверхностей, фонов и

заспинников в декорации осуществляется отдельными приборами рассеянного и направленного света. Задача фонового освещения состоит в том, чтобы создать живописный фон для фигур актеров, обрисовать архитектурные формы декораций и выявить глубину пространства. Фоновое освещение в павильоне устанав­ ливается таким образом, чтобы можно было снимать общие, средние и крупные планы актеров без перестановки освети­ тельных приборов.

Количественные нормы павильонного освещения устанавли­ ваются в зависимости от свойств светочувствительного мате­ риала (пленки), от величины съемочной экспозиции, от характера необходимого по художественному замыслу светового эффекта и тональности.

Обычно операторы пользуются системой ключевого света, при которой за исходную величину принимается освещенность в световом ряду для лица актера, а освещенности в теневом ряду устанавливаются в зависимости от эффекта. Для конт­ роля освещенности (яркости) в различных точках декорации применяется как зрительный, так и инструментальный контроль.

2. Освещение декораций

При построении освещения объекта в павильоне освещают раздельно: декорации (стены, пол, потолок, архитектурные рельефы и проемы, двери, окна и т. д.); предметы обстановки (столы, шкафы, стулья и т. д.); фона за проемами, писаные и рельефные; пространство декораций, в котором движутся фигу­ ры актеров; и, наконец, фигуры актеров.

133


Система раздельного освещения позволяет обработать светом поверхности и архитектурные формы декораций, чтобы пока­ зать их форму, цвет и фактуру, наложить на них световые пятна и блики белым или цветным светом, создать тени, отту­ шевать рельефы, отмоделировать и выявить их объемно-пла­ стическую форму.

Раскладка света по поверхности декораций, которые особенно на общих планах занимают большую часть кадра, играет важную роль в решении тональности и колорита изображения.

Иногда при распределении света и тени по поверхности стен, полов и предметов оператору важно подчеркнуть, что эти света

итени легли от того или иного определенного источника света. Но каковы бы ни были побочные задания, оператор всегда дол­ жен компоновать расположение светов и теней в связи с дей­ ствиями актеров в кадре, согласовывая раскладку световых пятен и затенений с движениями и остановками фигур. Во всех случаях недопустима случайность и неряшливость в освещении. Кинокомпозиция всегда требует четкой планировки движения актеров в кадре и соответственно четкого распределения светотени

ицвета на поверхности декораций, являющихся фоном для фигур и актеров.

Для освещения декораций в павильоне оператор использует кинопрожекторы, установленные на осветительных лесах, све­ тильники, подвешенные над декорацией, и осветительные при­ боры, установленные на полу павильона.

При установке приборов на осветительных лесах оператор дает светотехникам (осветителям) необходимые указания от­ носительно предмета освещения, величины развода пучка и раз­ мера пятна, а также применения сетки или фильтра.

При конструкторской разработке декорации оператор указы­ вает расположение осветительных лесов. В случае, если для установки приборов требуются особые постройки, то заранее определяется место и характер этих построек. Оператор передает в осветительный цех схему-план установки осветительных при­ боров, согласно принятой на студии форме.

Система установки осветительных приборов на подвесных лесах является удобной и рациональной. Она дает возможность легко маневрировать приборами, направляя световой пучок в нужное пространство декораций. Световой пучок, направленный на объект сверху под углом 30—45°, хорошо освещает фигуры и предметы, не дает теней на стенах. Свет сверху позволяет вести локальное освещение отдельных фигур, архитектурных элементов декораций и предметов обстановки.

На полу на треногах устанавливаются приборы для освеще­ ния крупных планов актеров или для создания специальных световых эффектов.

При освещении фигур в декорации, как мы уже говорили, применяют основные виды света: заполняющий, рисующий, мо-

134


делирующий, контурный и фоновый. Каждый из данных видов света выполняется специально установленными осветительными приборами, работающими в определенном направлении и осве­ щающими определенные элементы декорации и фигуры. Так, на­ пример, контурный свет выполняется приборами, расположен­ ными напротив камеры.

Если в одной и той же декорации меняются направления съемки, то изменяется и схема освещения. В этих случаях оператор должен предусмотреть соответственно разное распре­ деление света осветительных приборов, а иногда и иное их раз­ мещение. Поэтому при установке света оператор дает схему света как для основных, так и для обратных точек съемки.

На производстве имеются нормы на мощность устанавливае­ мой в декорации осветительной аппаратуры и на расход электро­ энергии при съемке. В соответствии с этим оператор должен использовать для съемки необходимое и достаточное коли­ чество осветительной аппаратуры и экономно расходовать электроэнергию. Однако при этом необходимо учитывать, что рациональность использования осветительной аппаратуры не связана с уменьшением количества приборов. На съемке прежде всего важна экономия времени и, следовательно, быстрая уста­ новка освещения для каждого кадра.

Для работы со светом в павильоне оператор имеет набор осветительных приборов с оптической системой (прожекторы) и приборов общезаполняющего света. Кинопрожекторы со сту­ пенчатыми линзами различных диаметров применяются для направленного освещения поверхностей декораций и фигур.

Каждый осветительный прибор прожекторного типа дает в декорации два потока света: световой пучок, собранный и оформленный оптической системой, т.е. направленный свет (НС); световой поток, рассеянный поверхностями линзы, арматуры или рассеивателя, надетого на прибор, т.е. рассеянный свет (PC).

Направленным светом накладываются световые пятна на поверхности фигур и декораций. Освещенности, получаемые в световых пятнах, зависят от мощности и фокусировки прибора, его расстояния до освещаемой поверхности, направления света и свойств фактуры предмета или фигуры.

Рассеянный свет не учитывается в светотехнической харак­ теристике прибора. Однако при построении освещения павильон­ ных объектов нельзя пренебрегать освещенностью, создаваемой в пространстве декорации рассеянным светом так же, как и нельзя пренебрегать светом, рассеянным поверхностями деко­ рации. При съемке на высокочувствительных черно-белых плен­ ках этот рассеянный свет создает в пространстве декорации ос­ вещенности, часто вполне достаточные для экспозиции как светлых поверхностей, так и теневых элементов.

В тех случаях, когда в светлой декорации установлено боль­ шое количество прожекторов, рассеянный арматурой свет создает

135


весьма высокую пространственную освещенность. Это обстоятель­ ство обязательно следует принимать во внимание при экспонометрических расчетах.

Особенно важно учитывать рассеянный свет при переходе от общих планов к средним, так как когда выключается часть осве­ тительных приборов, пространственная освещенность может зна­ чительно снизиться и ослабнет заполняющий свет. В резуль­ тате может усилиться контраст между световыми и теневыми элементами, потеряется проработка цвета и фактуры в тенях, ухудшится воспроизведение пластических форм.

Необходимо учесть, что в павильоне, так же как и на натуре, освещенность в светах — это суммарная освещенность направленного и рассеянного света.

Рассеянный, заполняющий пространство свет освещает все элементы фигуры, движущейся в пространстве. Это имеет самое существенное значение для освещения фактуры одежды и кожи лица как в светах, так и в тенях.

Чем расчлененнее декорация и чем разнообразнее архитектур­ ные рельефы и проемы, чем сложнее по движению мизансцена и чем темнее костюмы актеров, тем больше осветительных при­ боров требуется при съемке. Наибольшего количества света требует массовка, одетая в темные костюмы, ибо фигуры, одетые в темное, взаимно затеняют друг друга, в этих случаях необходим особенно высокий уровень заполняющего света.

При определении необходимого для освещения павильонных объектов количества осветительной аппаратуры и расходуемой электроэнергии следует принимать во внимание, что необходи­ мая освещенность элементов объекта зависит, во-первых, от светочувствительности пленки и принятой съемочной экспози­ ции, а во-вторых, от эффекта освещения, от размеров, плани­ ровки и архитектурных рельефов декораций, от фактуры и цвета декораций и костюмов и от сложности мизансцены.

Правильное построение освещения интерьеров требует сочета­ ния направленного и рассеянного света.

Общий уровень рассеянного света, как известно, складывает­ ся аддитивно: из света, рассеянного всеми включенными в мо­ мент съемки осветительными приборами, и из света, отраженно­ го поверхностями декораций. Но основную освещенность все же дает специально установленный, так называемый в е р х н и й с в е т , заполняющий пространство декораций.

Свет от верхних подвесных приборов в павильоне как бы заменяет свет неба на натуре и необходим для создания доста­ точного уровня пространственной освещенности в каждой точке декорации и на каждом элементе объекта.

При съемке движущегося в пространстве объекта особенно необходимо иметь в тенях достаточную и равномерную освещен­ ность. Только это условие обеспечит нормальное воспроизве­ дение теневых элементов.

136