ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 331
Скачиваний: 2
картину, в которой беловато-голубые вспышки огней на фоне серого тумана объединялись в единое красочное целое желтящим светом прожекторов.
Кадры этого эпизода поражают тем, что в них все как бы живет, дышит, ощущается как реальность.
СВЕТОТОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ КАДРА
Кинематографическое изображение на пленке и экране со здается шкалой ахроматических (бесцветных) тонов, если фильм снят на черно-белой пленке, и шкалой хроматических (цветовых) тонов, если фильм снят на цветной пленке.
Шкала тонов или цветов создает общую тональность или колорит киноизображения как на пленке, так и на экране.
Шкала цветов или тонов может быть использована в какойлибо одной своей части, например, в высокой (светлой), в низкой (темной) и в средней (серой). В этих случаях говорят, что изо бражение построено в высоком, низком или среднем тональном ключе.
Практика операторской работы со светом породила чисто
профессиональные термины — т о н а л ь н ы й |
или с в е т о в о й |
ключ. |
|
В фотографической практике словом т о н |
обозначают сте |
пень светлоты или темноты ахроматической шкалы. Иногда понятием т о н заменяется понятие ц в е т , ибо часто говорят
«белый цвет», «черный цвет», «серый цвет», хотя эти |
обозначения |
и относятся к ахроматическому, т . е . бесцветному |
ряду тонов |
(светлот).
Понятие с в е т о в о й к л ю ч появилось в кинооператорской практике для обозначения с т е п е н и о с в е щ е н н о с т и в главной точке объекта съемки, обычно лица и фигуры актера. Степень освещенности в главной или сюжетной точке кадра предопределяет и характер тональности изображения на пленке и затем на экране. Поэтому световой ключ можно читать и как тональный ключ, т . е . как степень светлоты тонального ряда, в котором решалось киноизображение на пленке.
Отсюда ключевым светом начали называть освещенность на лице и фигуре актера.
Одновременно термином ключевой свет обозначают и осве щенность в люксах, установленную в световом ряду кадра.
Пленка в состоянии воспроизвести все возможные в природе оттенки тона и цвета или, иначе говоря, всю шкалу яркостей объекта съемки.
Передача оттенков тона или цвета объекта в кино, его общее тональное решение зависят от свойств и качеств фотографиче ского материала и его обработки, от точности съемочной экспози ции и особенно — от характера его освещения.
128
Собственная тональность или цвет объекта передаются толь ко при сплошном рассеянном освещении. Использование иных видов освещения может коренным образом переменить светотональный рисунок при кинематографическом изображении объекта.
В павильоне, комбинируя различные виды света от многих осветительных приборов, можно получить характер освещения:
с в е т о т е н е в |
о й , |
с в е т о т о н а л ь н ы й , |
а также л о - |
к а л ь н ы й и |
с и л у э т н ы й . |
|
С в е т о т е н е в о е освещение подобно освещению на натуре, когда солнце освещает объект направленным светом, формирует свет и тени, а рассеянный свет неба подсвечивает упавшие и собственные тени объекта.
Такое освещение, несмотря на кажущуюся простоту, является весьма сложным для воспроизведения в павильоне. Трудность состоит в том, что в распоряжении кинооператора нет столь мощных источников света, которыми можно было бы получить поток направленного света, создать равномерную освещенность в тени, удовлетворяющую экспозиционным требованиям. Практи чески для построения светотеневого освещения в павильоне оператор пользуется многочисленными киноосветительными при борами, посредством которых устанавливается освещение в световом и в теневом ряду, по возможности, конечно, равномер ной освещенности, но без точно обрисованных падающих и собственных теней.
Т о н а л ь н о е освещение требует равномерной освещенности
впространстве объекта съемки, где расположены фигуры, пред меты и декорации. Эта система воспроизводит натурное освещение
впасмурную погоду, когда рассеянный атмосферой свет равно
мерно заполняет пространство и освещает все точки объекта.
В изображении, снятом при сплошном равномерном осве щении, хорошо воспроизводятся собственные тональные (светлотные) контрасты объекта, но объемные формы выявлены менее четко.
Построение тонального освещения в павильоне не представ ляет особых трудностей, оно осуществляется светильниками и прожекторами, освещающими объект с разных направлений и в первую очередь сверху.
Л о к а л ь н о е (местное) освещение подобно ночному осве щению от искусственных источников, например, уличных фона рей, которые освещают ограниченную часть пространства. Это освещение световыми пятнами осуществляется направленным светом прожекторов.
С и л у э т н о е изображение возникает в том случае, если фигуры и предметы на первом плане затенены и освещается
только глубина |
кадра. |
Однако, независимо то того, какого рода изображения хотят |
|
добиться, важно |
помнить при построении освещения, что при |
9 |
129 |
кинематографической съемке пространственная освещенность должна быть достаточной для фотографической экспозиции каж дой точки поверхности объекта как в свету, так и в тени. Только
это условие обеспечивает воспроизведение на |
снимке рельефов |
|
и |
объемов движущихся фигур и предметов, |
а также фактуры |
и |
цвета материалов. |
|
|
РАБОТА СО СВЕТОМ В ПАВИЛЬОНЕ |
|
|
1. |
Освещение фигур |
В результате освещения в павильоне на фигурах актеров, на поверхности декораций и предметов возникают световые пятна и блики различной яркости, образуются тени и теневые пятна (слабо освещенные участки). В пространстве декораций создается освещенность, меняющаяся от точки к точке в зависимости от того, как освещен данный участок. Поэтому на движущихся в пространстве декораций фигурах актеров могут возникнуть весь ма яркие блики или образоваться теневые провалы.
Все это разнообразие светов и теней оператор организует в кадре так, чтобы создать определенную светотональную ком позицию кадра. Оператор может определенным образом сбаланси ровать образовавшиеся яркости, регулируя освещенности и нап равленность световых пучков как в световом, так и в теневом ряду предметного пространства кадра.
На плоскости экрана сопоставляются фигуры и предметы, ко торые физически не лежат в одной плоскости, а движутся в про странстве. Для того чтобы ясно и четко обрисовать объемные формы фигур, отделить предметы друг от друга, создать иллюзию глубины пространства, необходимы различия в яркости поверх ностей объекта и фона. Различия в яркости достигаются осве щением и воспроизводятся на пленке как различия в силе тона, что позволяет выделить на плоскости экрана отдельные фигуры или предметы.
Характер киноосвещения определяется краткостью времени демонстрации монтажных кадров на экране — это специфика киноискусства, которая имеет существенное значение для реше ния светотональных и цветовых задач.
В кино большая роль отводится светотени, рисующей формы предметов и определяющей яркость тонов. Раскладкой света и тени оператор помогает зрителю в краткие мгновения демон страции отдельных монтажных кадров на экране ясно видеть сюжетный объект — лицо и фигуру актера.
Фигура действующего актера выделяется обычно не только расположением на первом плане, но и тем, что она изображается более яркой по тону или цвету. Организация в кинокадре посред ством тона или цвета внимания зрителя на актерском действии — самая важная творческая задача оператора. Кадры, где фигуры и фон даны в однообразной тональности, значительно теряют
130
в актерской выразительности. Если фигура актера плохо разли чается на пестром фоне, то это также снижает воздействие актер ской игры на зрителя.
При работе со светом в павильоне оператору необходимо посредством светотени отмоделировать объемную форму пред метов, отработать рельефы декораций, выявить контурную форму фигур, очертить их в пространстве, а кроме того, создать ощущение определенного эффекта освещения.
По характеру распределения световых пятен, бликов и теней, по яркости пятен и бликов и контрастности теней, по цветности света и т. д. — можно узнать и источник света. Например, эффект освещения свечи узнается по желтоватому тону и ко леблющемуся свету от пламени, по резкому спаду освещенности в глубину, по контрасту светотени, по радиальному расхожде нию теней.
Воспроизводя характерные признаки освещения, оператор создает определенный эффект, возникающий при освещении объекта тем или иным реальным источником света.
Точное выполнение эффектов освещения играет большую роль в изобразительной трактовке актерских сцен. Эффект освещения конкретизирует время действия (день, ночь и т. д.) и является характерным признаком обстановки действия. Эффект освещения определяет характер цветового и тонального решения кадра, его композиционные и колористические особенности. Кроме того, от эффекта освещения во многом зависит и создание определен ного настроения снятой сцены на экране.
Для того чтобы найти наилучшие способы построения света, правильнее всего обратиться к природе и изучить, как освещают ся фигуры людей и предметы на натуре естественными источни ками света — солнцем и небом.
В солнечный день объект освещен прямым солнечным све том и рассеянным светом неба. Падающий на объект поток солнечного света образует света и тени. Тени подсвечиваются светом неба, который смягчает контрасты между светами и теня ми. Сочетание светов и теней обрисовывают форму предмета, его объем, рельефы.
Кроме того, на предметах можно наблюдать блики и рефлексы, которые образуются в результате того, что объекты подсвечи ваются и отраженным от окружающих поверхностей солнечным светом.
Таким образом, вид предмета, его форма, цвет, фактура выявляются в основном сочетаниями света и тени, бликов и рефлексов.
Следовательно, если мы хотим изобразить на экране фигуру человека или предмет, то мы должны осветить их в павильоне примерно так же, как они освещались бы днем на природе.
Однако киноосвещение в павильоне не может и не должно быть точной копией натурального освещения. Во-первых, освети-
9* 131