ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
История отечественного кино как научная дисциплина
Периодизация истории отечественного кино
I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры
История отечественного кино и другие специальные дисциплины
Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)
Советское киноискусство в послевоенный период
Советское киноискусство 1950-1960-х годов
Творческий вклад факсов в обогащение изобразительно-выразительных возможностей киноискусства.
Я.Протазанов (1881-1945). Первые фильмы, созданные по возращении на родину: «Аэлита» (1924) и «Его призыв» (1925). Изображение советской жизни и использование традиционных приемов дореволюционного кино. Образы красноармейца Гусева (Н.Баталов - «Аэлита»), работницы Кати (В.Попова - «Его призыв»).
Веселые и занимательные кинокомедии «Закройщик из Торжка» (1925) и «Дон Диего и Пелагея» (1927). Критика мещанства и бюрократизма. Оптимизм и занимательность фильмов.
Социальная сатира в фильмах на зарубежном материале «Процесс о трех миллионах» (1926) и «Праздник святого Йоргена» (1930). Комедийное мастерство режиссера и актеров И.Ильинского, А.Кторова, М.Климова. Роль Я.Протазанова в становлении и развитии советской кинокомедии.
Историко-революционный фильм Я.Протазанова «Сорок первый» (1926, ВЭ 1927, по одноименной повести Б.Лавренёва, авт. сцен. Б.Лавренев, Б.Леонидов). Социально-психологический конфликт фильма. Образы Марютки (А.Войцик) и Говорухи-Отрока (И.Коваль-Самборский).
«Чины и люди» («Чеховский альманах», 1929) - интерпретация наследия А.П. Чехова и традиции МХАТа.
Отражение характеров и конфликтов дооктябрьской России в фильмах «Человек из ресторана» (1927, по повести И.Шмелева, авт. сцен. Я.Протазанов, О.Леонидов) и «Белый орел» (1928, по рассказу Л.Андреева «Губернатор», авт. сцен. О.Леонидов, Я.Уринов, Я.Протазанов). Участие в этих фильмах актеров М.Чехова («Человек из ресторана»), В.Качалова и В.Мейерходьда («Белый орел»).
А.Роом (1884-1976). Историко-революционная тема в фильмах 1926 года «Бухта смерти» и «Предатель». Особенности жанрового решения.
«Третья Мещанская» («Любовь втроем», 1927, авт. сцен. В.Шкловский и А.Роом). Новаторское решение морально-этической темы. Своеобразие поэтики фильма. Актерский ансамбль: Н.Баталов, В.Фогель, Л.Семенова. Дискуссии о фильме.
Фильм А.Роома «Привидение, которое не возвращается» (1929, по мотивам новеллы Анри Барбюса «Свидание, которое не состоялось», авт. сцен. В.Туркин). Особенности драматургии, режиссуры и актерского исполнения (М.Штраух, Б.Фердинандов, О.Жизнева).
Б.Барнет (1902-1965). Роль Джедди в фильме Л.Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924). Участие в качестве сорежиссера (совм. с Ф.Оцепом) и актера в многосерийном приключенческом «боевике» «Мисс Менд» (1926) по роману М.Шагинян «Месс Менд.
Фильм Б.Барнета «Москва в Октябре» («Борьба и победа», 1927). Иллюстративность, инсценировка под хронику исторических событий.
Бытовые лирические комедии Б.Барнета «Девушка с коробкой» (1927, авт. сцен.
В.Туркин, В.Шершеневич) и «Дом на Трубной» (1928, авт. сцен. Б.Зорич, А.Мариенгоф, В.Шершеневич, В.Шкловский, Н.Эрдман). Своеобразие комедийного дарования Б.Барнета. Актерские работы А.Стэн, В.Фогеля, И.Коваль-Самборского, В.Марецкой и др. Начало творческого пути режиссеров Г.Васильева (1899-1946) и С.Васильева (1900-1959), И.Пырьева (1901-1968), Ю.Райзмана (1903-1994), Г.Рошапя (1898-1983), Е.Червякова (1899-1942), С.Юткевича (1904-1985) и др.
Развитие киноискусства в республиках
Украинское кино
Социальное прозрение «маленького» человека под воздействием революционных событий в фильмах «Два дня» (1927, авт. сцен. С.Лазурин, реж. Г.Стабовой) и «Ночной извозчик» (1928, ВЭ - 1929, авт. сцен. М.Зац, реж. Г.Тасин). Драматическое решение темы. Творческое влияние фильма В.Пудовкина «Мать». Образы, созданные в этих фильмах актерами И.Замычковским и А.Бучмой.
«Ливень» (1929, авт. сцен., режиссер и художник И.Кавалеридзе). Особенности замысла и воплощения. Споры о фильме.
Сотрудничество В.Маяковского с ВУФКУ. Своеобразие сценариев В.Маяковского и их экранная судьба.
А.Довженко (1894-1956). Начало творческого пути. Первые работы в кино: «Вася-реформатор» (1926), «Ягодка любви» (1926) и «Сумка дипкурьера» (1927).
«Звенигора» (1928). Новизна темы и стиля. Особенности композиции и фольклорные мотивы фильма. Роль изобразительной метафоры.
«Арсенал» (1929). Своеобразие художественного решения темы гражданской войны на Украине. Поэтическая символика в образном строе «Арсенала». Влияние украинского народного творчества на содержание и изобразительное решение фильма (опер. Д.Демуцкий).
«Земля» (1930). Философско-поэтическая концепция фильма. Социальное и «биологическое» в его художественно-смысловой структуре. Образы украинских крестьян Опанас (С.Шкурат) и его сын Василь (С.Свашенко). Изобразительное решение (опер. Д.Демуцкий). Национальная укорененность фильма. Дискуссии о «Земле». Значение творчества А.Довженко 20-х годов для развития советского и мирового кино.
Белорусское кино
Создание Белгоскино (1924). Производственная база Белгоскино в Ленинграде.
История и современность в фильмах «Кастусь Калиновский» (1928) режиссера В.Гардина, «Его превосходительство» (1928) режиссера Г.Рошаля, «В большом городе» (1928) режиссера М.Донского (1901-1981), «Суд должен продолжаться» (1931) режиссера Е.Дзигана (1898-1981).
Историко-революционная тема в фильмах «Лесная быль» (1927), «До завтра» (1929) режиссера Ю.Тарича (1885-1967), «В огне рожденная» (1930) режиссера В.Корш-Саблина (1900-1974).
Грузинское кино
Историко-революционная тема в фильмах И.Перестиани (1870-1959) «Арсен Джорджиашвили» (1921, авт. сцен. Ш.Дадиани и И.Перестиани, опер. А.Дигмелов) и «Красные дьяволята» (1923, авт. сцен. П.Бляхин, опер. А.Дигмелов). Жанровые особенности фильма. Успех на всесоюзном экране.
Фильм Н.Шенгелая (1903-1943) «Элисо» (1928, по одноименной повести А.Казбеги, авт. сцен. С.Третьяков, Н.Шенгелая). Творческое развитие опыта типажно-монтажного кинематографа. Индивидуальные характеры и образ народа. Образы Элисо и Важия. Особенности изобразительного решения (опер. В.Кереселидзе).
Фильмы М.Чиаурели (1894-1974). «Саба» (1929, авт. сцен. Ш.Алхазишвили и А.Аравский) и «Хабарда» (1931, авт. сцен. С.Третьяков и М.Чиаурели). Публицистическое
15
16
и сатирическое начало в творчестве режиссера.
Заключение
Многообразие жанровых и стилевых форм в советском многонациональном искусстве 20-х годов.
Успехи режиссуры. Школа монтажа, внимание к пластической выразительности фильма. Особенности работы с актером. Развитие драматургии. Новаторство принципов сюжетосложения в эпических фильмах 20-х годов. Выдающееся значение творчества Л.Кулешова, Д.Вертова, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко.
Утверждение творческой роли оператора в создании фильма. «Ленинградская» (А.Москвин, Е.Михайлов и др.) и «московская» (Э.Тиссэ, А.Головня и др.) операторские школы.
Развитие искусства художника в кино (Е.Еней, С.Козловский, В.Рахальс и др.).
Значение творческой практики и теоретических трудов ведущих мастеров 20-х годов для становления и последующего развития отечественного и мирового киноискусства.
СОВЕТСКОЕ КИНОИСКУССТВО 1930-Х ГОДОВ
Кинематограф первой половины 1930-х годов Рождение звукового кино
Негативное влияние эстетики РАППа (Российской Ассоциации Пролетарских Писателей) на киноискусство. Резолюция ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».
Реконструкция технической базы кинематографии. Системы звукозаписи И.Тагера и А.Шорина. Переход от немого к звуковому кино - важнейший качественный скачок в развитии киноискусства. Изобразительно-монтажный и звукозрительный образ. Теоретические споры вокруг проблем звукового кино. «Будущее звуковой фильмы. Заявка» (1928) С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Г.Александрова.
Экспериментальные работы со звуком в документальном кино: «План великих работ» (1930) А.Роома, «Олимпиада искусств» (1930) В.Ерофеева, «Симфония Донбасса» (1930) Д.Вертова.
Первые опыты по озвучиванию игровых фильмов: «Земля жаждет» (1930, реж. Ю.Райзман, авт. сцен. С.Ермолинский). Схематизм драматургии. Выразительность монтажно-изобразительного решения и иллюстративность музыкального сопровождения «Одна» (1931, реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг). Обращение к современной теме. Поиски звукозрительных образных решений. Роль музыки Д.Шостаковича в образной системе фильма.
Первый звуковой фильм «Путевка в жизнь» (1931, реж. Н.Экк, авт. сцен. Н.Экк, Р.Янушкевич, А.Столпер). Образы беспризорников Мустафы (И.Кырля), Кольки (Н.Джагофаров) и руководителя коммуны Сергеева (Н.Баталов). Актерская работа М.Жарова (Жиган). Выразительная функция речи, шумов, музыки (комп. Я.Столляр). Элементы монтажно-изобразительной поэтики в пластическом решении (опер. В.Пронин) и проблемы звукозаписи.
«Производственная» психологическая драма «Встречный» (1932, реж. Ф.Эрмлер и С.Юткевич, авт. сцен. Л.Арнштам, Д.Дэль, Ф.Эрмлер, С.Юткевич). Питерский рабочий Бабченко в исполнении В.Гардина. Психологическая разработка характера. Роль музыки Д.Шостаковича. Элементы театральности в образном строе фильма. Влияние рапповских рецептов «живого человека».
«Иван» (1932, реж. А.Довженко). Эволюция поэтики монтажно-типажного кинематографа в звуковом фильме. Символическая обобщенность образов героев и среды. Эксперименты в области звуко-зрительной выразительности. Дискуссия об «Иване» и «Встречном».
Историко-революционная тема в первых звуковых фильмах. «Златые горы» (1931, реж. С.Юткевич, авт. сцен. А.Михайловский, В.Недоброво, Л.Арнштам) Приемы
монтажного кино и психологическая разработка образа Петра в исполнении Б.Пославского. Новаторство звукового решения фильма, роль музыки Д.Шостаковича.
«Окраина» (1933, реж. Б.Барнет, авт. сцен. К.Финн, Б.Барнет, опер. М.Кириллов, А.Спиридонов, худ. С.Козловский) - одно из самых значительных кинопроизведений начала 30-х годов. Трогательная, человечная киноповесть о судьбах рядовых людей на фоне большой истории. Сюжетная камерность и ощущение исторического времени. Психологическая разработка характеров, выразительность образа бытовой среды, атмосферы действия. Органичность сочетания драматизма, юмора и лиризма. Элементы метафорической поэтики. Актерский ансамбль: С.Комаров, А.Чистяков, Р.Эрдман, Н.Боголюбов, Е.Кузьмина, Н.Крючков и др.
Фильмы об антифашистской борьбе немецких рабочих - «Дезертир» (1933, реж. В.Пудозкин), «Конвейер смерти» (1933, реж. И.Пырьев). Схематизм драматургии Творческие обретения и просчеты на пути поисков звукозрительной выразительности.
Экранизация произведений литературной классики. «Петербургская ночь» (1934, по мотивам ранних произведений Ф.Достоевского, реж. Г.Рошаль, В.Строева). Издержки вульгарно-социологического подхода к творчеству писателя. Образ крепостного музыканта Ефимова (Б.Добронравов). Выразительность пластического решения фильма (опер. Д.Фельдман, худ. И.Шпинель). Роль музыки Д.Кабалевского.
«Гроза» (1934, по одноименной драме А.Островского, реж. и авт. сцен. В.Петров (1896-1966). Образ «темного царства» в фильме. Актерский ансамбль - А.Тарасова, В.Массалитинова, М.Жаров, И.Зарубина, М.Царев, М.Тарханов и др. Особенности изобразительного решения (опер. В.Горданов, худ. Н.Суворов). Влияние театральных традиций на стиль фильма.