Файл: Управление конфликтом в проектной среде.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует и благоприятная форма разрешения конфликтов в виде компромисса, когда уровень взаимоотношений позволяет одной из сторон принять мнение другой стороны и согласиться с ее доводами за счет его замены на общий компромиссный интерес. Неантагонистический компромиссный конфликт предполагает возможность поиска сознательного компромисса между конфликтными целями, а следовательно, и компромисса между группами, пытающимися достичь этих целей [7].

В конфликте важное место занимает эмоциональность. Эмоциональное состояние оппонентов в значительной степени определяют ту стратегию, которую они избирают в преодолении конфликта. Участники конфликта могут быть более или менее активными, а также в большей или меньшей степени отстаивать собственные интересы. Кроме того, оппоненты могут стремиться или не стремиться к совместным с противоположной стороной действиям. Выходами из эмоционального конфликта могут быть: а) эмоциональная разрядка оппонентов – возможность выплеснуть «до дна» своих эмоций, открытое выражение своего мнения; б) шоковая терапия, когда резко изменяется предмет конфликта, условия протекания конфликта и разведение его сторон. Когда конфликт протекает без эмоциональной окраски – он проходит в скрытой форме [6].

Главная задача руководителя по предупреждению конфликта – прояснение предмета конфликта, его участников, механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем. В этом плане руководитель должен освободиться от чувственного восприятия конфликта настолько, насколько это возможно. Для создания творческой обстановки в коллективе предприятия позволяющей добиться выполнения поставленных перед предприятием целей, требуется постоянно знать обстановку в коллективе и уметь предвидеть и вовремя предупредить возникающие конфликты, принять правильную позицию с точки зрения задач предприятия, определить пути выхода из конфликтной ситуации и добиться их неукоснительного исполнения. Конфликт можно «заморозить», то есть приостановить [9].

Завершить конфликт можно институционализированным способом (спорт, соревнование), а также договором, относительно норм и правил поведения. Сама технология разрешения конфликта предполагает четыре этапа.

Первый этап. Изучение параметров конфликта: а) исследование степени остроты конфликта; б) определение стадии развития конфликта; в) определение основных действующих сил; г) выявление стереотипов восприятия и механизмов конфликтного поведения [8].


Второй этап требует: а) установить его действительных участников; б) изучить их характеристики; в) выявить их отношения в предконфликтной фазе; г) выявить главные различия интересов, которые привели к конфликту; д) узнать намерения участников и приемлемые для них способы преодоления конфликта; е) разобраться во всех возможных путях преодоления конфликта; ж) оценить тип конфликта и составить план действий по его разрешению [8].

Третий этап предполагает: а) создание атмосферы диалога; б) снижение психологической напряженности; в) рефлексия социальных и психологических мифов, предрассудков и стереотипов; г) создание у оппонентов позитивных установок; д) преодоление явлений «замкнутости» сознания; е) освоение оппонентами эмпатического видения позиции другого оппонента; ж) помощь в разработке договора между оппонентами; з) удаление (увольнение) из коллектива одного или обоих оппонентов [21].

Четвертый этап технологии разрешения конфликта включает: а) диалог с бывшими оппонентами по заключению договора; б) оценка результатов воздействия; в) принятие решения о новом изучении ситуации, если поставленные цели недостигнуты [21].

В практике производственной деятельности важно понимать, что конфликт такая же форма взаимодействия между людьми, как и любая другая. Следует только заметить, что конфликт обладает как отрицательными, так и положительными качествами. Из них и стоит исходить, решая начинать конфликт или нет, участвовать в уже существующем конфликте в качестве оппонента или нет, принимать на себя функции посредника или нет.

При разрешении конфликтов имеют место типичные ошибки. Среди них [17]:

1. Попытки разрешить конфликт без выяснения его истинных причин, то есть без проведения диагностики. Администрация гасит конфликт на личном уровне, добиваясь примирения оппонентов, что не приводит к положительным результатам, так как не решена базовая проблема, приведшая к конфликту. Вынужденные взаимодействовать оппоненты каждый раз все вновь «спотыкаются» о базовую проблему и воспроизводят конфликт.

2. «Замораживание» конфликта. Простое разведение сторон и разграничение областей их деятельности может иметь определенный положительный эффект. Но даже замена действующих субъектов, осуществленная при сохранении объективных причин конфликта, приведет к его возобновлению с другим действующим составом.

3. Неверное определение предмета конфликта и реальных оппонентов. Иногда активно действующие в конфликте оппоненты на самом деле не являются самостоятельными игроками и действуют по наводке реальных оппонентов, предпочитающих по тем или иным причинам находиться в «тени». Для избежания ошибки диагностика должна производиться по максимально развернутой схеме, в которой ведущим вопросом, является «Кому это выгодно?»


4. Запаздывание в принятии мер. Даже если конфликт был задан объективными причинами, он имеет тенденцию к распространению на межличностные отношения и переходит в хроническую форму [6].

5. Бессистемность и односторонность мер: силовых или дипломатических.

6. Неудачный выбор посредника, ведущего переговоры с обеими сторонами. Он не может быть случайным, а равноудаленным от оппонентов и одновременно равно приближен к ним [2].

7. Попытки посредника разыграть свою собственную «карту», в то время как оппоненты должны быть уверены в том, что помыслы посредника направлены исключительно в сторону разрешения конфликта.

8. Пассивность оппонентов. Оппоненты не достигнут желаемого компромисса, если будут ограничивать свою активность в его поисках.

9. Нет работы с эмоциями и напряжением, между тем конфликту всегда сопутствуют большое напряжение и эмоциональные переживания. Очень опасно, если эмоции возьмут верх над разумом.

10. Нет работы со стереотипами. Эмоциональные перегрузки могут приводить к активизации стереотипного восприятия, упрощающего картину мира и социальных отношений. Проявляется так называемый эффект «туннельного» видения, при котором из поля зрения оппонентов выпадают целые области реальности, видимое лишается оттенков, становится черно-белым [14].

11. Завершение конфликтов – должно находить отражение в изменениях и дополнениях в свод корпоративных правил, корпоративной культуры.

12. Генерализация конфликта (неприменение мер по его ограничению и локализации). Естественное стремление конфликтующих сторон состоит в усилении своих позиций. Одно из направлений такого усиления – привлечение на свою сторону сильных сторонников. Если не остановить этого явления, может произойти качественное расширение зоны конфликта, привлечение в него все новых оппонентов. Поэтому одной из первых договоренностей должна стать договоренность об ограничении зоны конфликта и его оппонентов [12].

Таким образом, проведя анализ научной литературы по выбранной теме исследования, можно сделать следующие выводы.

Конфликт – возникновение напряженности в межличностных отношениях внутри коллектива между его членами и группами или с руководством. Причины конфликтов в коллективе предприятия кроются в неправильной организации предприятия и управлении со стороны менеджмента. Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в творчестве А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанова. Многие западные теоретики и практики менеджмента считают, что с точки зрения эффективного управления организациями некоторые конфликты могут быть не только полезными, но и желательными. Антагонистический конфликт бескомпромиссен и развивается по принципу «все или ничего». Его разрешение возможно только в том случае, если все противники откажутся от своих целей в пользу одной. Также существует благоприятная форма разрешения конфликта в виде компромисса.


2. Исследование проектной среды в ООО «ДВ-Упак Сервис»

2.1 Общая характеристика ООО «ДВ-Упак Сервис»

Общество с ограниченной ответственностью «ДВ – Упак Сервис» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, которое учитывается на его самостоятельном балансе. ООО «ДВ – Упак Сервис» расположено по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Косникова, д. 48 – Б.

ООО «ДВ – Упак Сервис» вправе осуществлять любые виды экономической деятельности,кроме запрещенных действующим российским законодательством.

На рисунке 1 представлена организационная структура управления ООО «ДВ – Упак Сервис».

Генеральный директор

Бухгалтерия

Отдел управления персоналом

Финансовый отдел

Отдел логистики

Технический отдел

Производственный отдел

Отдел материально-технического снабжения

Рисунок 1 – Организационная структура управления

ООО «ДВ – Упак Сервис»

В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности ООО «ДВ – Упак Сервис» за 2017 – 2019 гг. [24].

В 2018 году выручка увеличилась на 2626 тыс. руб., а в 2019 году увеличилась на 2972 тыс. руб. Среднесписочная численность персонала увеличивается в 2018 году на 5 человек, а в 2019 году сокращается на 7 человек и составляет на конец 2019 года 81 человек. Под влиянием этих изменений в 2018 году производительность труда сократилась, а в 2019 году увеличилась.

Таблица 1 – Основные технико – экономические показатели деятельности ООО «ДВ – Упак Сервис» за 2017 – 2019 гг. [24]

Показатель

2017 год

2018 год

2019 год

Изменение 2018/2017 (+; -)

Изменение 2019/2018 (+; -)

абсол.

относ.

абсол.

относ.

Выручка, тыс. руб.

57256

59882

62854

2626

4,6

2972

5,0

Среднесписочная численность персонала, чел.

83

88

81

5

6,0

-7

-8,0

Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб.

689,83

680,48

775,98

-9,35

-1,4

95,5

14,0

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

2312

2345

2404

33

1,4

59

2,5

Фондоотдача, руб.

24,8

25,5

26,1

0,7

2,8

0,6

2,4

Себестоимость продаж, тыс. руб.

50855

52486

56160

1631

3,2

3674

7,0

Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб.

0,89

0,88

0,89

-0,01

-1,1

0,01

1,1

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

2071

2082

2157

11

0,5

75

3,6

Коэффициент оборачиваемости, обороты

27,6

28,8

29,1

1,2

4,3

0,3

1,0

Продолжительность одного оборота, дни

13,0

12,5

12,4

-0,5

-3,8

-0,01

-0,01

Прибыль от продаж, тыс. руб.

6401

7396

6694

995

15,5

-702

-9,5

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

6401

7396

6694

995

15,5

-702

-93,5

Рентабельность продукции, %

12,6

14,1

11,9

1,5

11,9

-2,2

-15,6

Рентабельность продаж, %

11,2

12,4

10,7

1,2

10,7

-1,7

-13,7


В организации ежегодно увеличивается среднегодовая стоимость ОПФ и фондоотдача, следовательно, основные производственные фонды используются эффективно.

Себестоимость продаж увеличивается ежегодно, но так как в 2018 году себестоимость продаж увеличивалась медленными темпами по сравнению с выручкой, то в 2018 году наблюдается сокращение затрат на 1 рубль продукции, а в 2019 год – рост.

Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличивается в течение всего периода исследования. За счет роста выручки и среднегодовой стоимости оборотных средств, увеличивается коэффициент оборачиваемости оборотных средств и, соответственно, сокращается период их оборота.

Прибыль от продаж и прибыль до налогообложения в 2018 году увеличились на 995 тыс. руб., а в 2019 году – сократились на 702 тыс. руб.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж в 2018 году увеличиваются, а в 2019 году сокращаются – на 2,2% и на 1,7% соответственно.

2.2 Анализ кадрового состава ООО «ДВ-Упак Сервис»

В таблице 2 приведена динамика численности и состава сотрудников ООО «ДВ-Упак Сервис» в 2017 – 2019 годах.

Таблица 2 – Анализ численности персонала ООО «ДВ-Упак Сервис», чел. [24]

Персонал

2017

2018

2019

Отклонение (+; -)

Темп роста, %

2018/2017

2019/2018

2018/2017

2019/2018

Общая численность

83

88

81

5

-7

106,0

92,0

- управленческий персонал

14

14

13

-

-1

-

92,9

- специалисты

26

26

26

-

-

100,0

100,0

- служащие

17

19

16

2

-3

111,8

84,2

- рабочие

19

21

18

2

-3

110,5

85,7

- вспомогательный персонал

7

8

8

1

-

114,3

100,0