Файл: karasik_yazyk_sotsialnogo_statusa.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 429

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

взаимного неравенства по восходящей и нисходящей линии - специфические и диффузные характеристики типа "пассажир", "порядочный человек", "гость") [Тарасов,1979:130-133; ван Дейк,1989:23], микросоциальные и макросоциальные роли [Аврорин,1975:69; Vick,1974:44]. Сопоставление роли и статуса позволяет выделить стабильность и векторную направленность ("выше - ниже") в качестве основных характеристик статуса. Ролевые и личностные качества людей разворачиваются в диапазоне сознательного и бессознательного (неосознаваемого) поведения [Hare, Blumberg, 1988:10].

В условиях официального (институционального) общения существенным оказывается разграничение двух типовых участников общения - агентов и клиентов. Агенты - это представители социальных институтов (врачи, юристы, преподаватели и др.), клиенты - это люди, не связанные (в коммуникативной диаде) с социальными институтами (пациенты, клиенты адвокатов, учащиеся и др.). Агенты играют активную роль в подобных статусно-ролевых ситуациях общения, противопоставление агентов и клиентов позволяет выделить специальный и обыденный тип общения [Rehbein,1988:1186].

При всей важности статусно-ролевых характеристик человека не следует абсолютизировать эти характеристики. Как пишет Д.Ронг, социологи потратили немало усилий для того. чтобы показать несостоятельность таких абсолютизированных абстракций, как "человек экономический", искатель прибыли в понимании политэкономов, "человек политический", искатель власти в традиции Макиавелли, "человек самосохраняющийся", искатель безопасности в традиции Гоббса и Дарвина, "человек сексуальный", искатель удовольствия по Фрейду, "человек религиозный", искатель Бога в теологической традиции. Было бы смешно после этого прийти к очередной абстракции вроде "человек социализованный", искатель статуса [Wrong, 1980:33-34]. Главный недостаток модели "человека статусного" заключается в том, что эта модель недостаточно учитывает культурнопсихологические характеристики человеческой сущности, категории морали и национально-этническую специфику культуры. Заметим в этой связи, что лингвистический анализ статусных отношений по природе своей не может отрываться от национально-культурных, психологических и других особенностей, отраженных в значении языковых единиц.

4. Социальный статус человека выражается в виде социальной дистанции между участниками общения. Основоположник проксемики Эдвард Холл установил и измерил четыре типа коммуникативной дистанции между людьми: интимная, персональная, социальная и публичная дистанция [Hall,1969:116-125]. Эти дистанции соотносятся с выделенными ранее пятью стилями общения - интимным,

13


непринужденным, консультативным, формальным и ледяным [Joos,1962:13]. Чем больше различие между социальным положением участников общения, тем более вероятно увеличение социальной дистанции между ними. В условиях кастового общества формализация общения между представителями различных каст носит особенно выраженный характер [Mehrotra,1985; Beeman,1986]. Социальная дистанция динамична, переключение дистанции, как правило, является прерогативой вышестоящего участника коммуникации [Grayshon,1977:61].

Дистанционный план статуса выражается в "погашении" индивидуальных характеристик человека, занимающего определенную социальную позицию, и в актуализации отношений неравноправия между участниками общения. Дистанцированность как показатель статуса может также выражаться в особом отношении человека к своей роли и статусу. Так, хирург, который во время операции непринужденно беседует или шутит с коллегами, производит обычно впечатление более компетентного специалиста, чем врач с напряженновнимательным неподвижным лицом [Giddens,1987:120]. Существуют различные показатели дистанцированности: территория, ритуалы, церемониальное поведение, объяснение очевидных вещей, намеренно грубое или провокационное поведение и др. [Goffman,1972:111; 1974:43-55]. Дистанционный аспект статуса выражается также в субъективной оценке своего статуса и статуса партнера: человек фактически может занимать позицию вышестоящего, но относиться к партнеру как к равному, либо фактически быть нижестоящим, однако вести себя так, будто его социальный статус весьма высок [Lyons,1981:576]. Иначе говоря, в общении пересекаются субъективные и объективные статусные оценки и самооценки. Отмечено, что в субъективной статусной оценке (и самооценке) на первый план выдвигается чувство принадлежности к определенному сообществу. Усвоенные характеристики статуса (образование, профессия, экономический уровень жизни) не меняют статусную оценку людей с низким статусом по независимым характеристикам (раса, национальность, возраст): негр-врач как для белых, так и для афроамериканцев - прежде всего негр [Jackman, Jackman,1973:580].

Этнографическое описание статусных отношений в той или иной культуре обычно является характеристикой дистанционного аспекта статуса. Например, в Монголии ходить со сцепленными за спиной руками, поддерживая правой рукой запястье левой, имел право только тот мужчина, у которого умер отец и который стал главой семьи. Молодежи такая походка не рекомендовалась [Жуковская,1988:118].

Психологические характеристики неравноправия анализируются в литературе, посвященной манипуляциям

14


(патологическим трансакциям), когда говорящий намеренно ставит адресата в унизительное положение, либо обманывает адресата. По мнению Э.Фромма, стремление к несвободе и неравенству вызвано садомазохистскими тенденциями: желанием поставить людей в зависимость от себя, эксплуатировать людей, причинять им страдание, либо желанием нанести вред себе, унижаться и подчиняться [Фромм,1989:126]. Проблема неравенства людей составляет предмет многих этических теорий, высказаны аргументированные суждения как в пользу всеобщего равенства, так и за сохранение неравенства; неравенство людей всегда имеет место в определенных условиях и позициях и обычно сопровождается при этом эмоционально-оценочным фоном [Morner,1988:6]. Исследователи отмечают, что homo hierarchicus и homo equalis cуществуют в каждом человеческом обществе и даже в каждом человеке. Неравенство между хозяевами и слугами отражается, в частности, в том, что и у слуг есть своя иерархия, которая воспроизводит иерархию хозяев [Beteille,1983:40].

5. Нормативный (оценочный) план статуса раскрывается в понятиях привилегий, престижа и уважения. Различие в положении людей предполагает приличествующее тому или иному общественному слою поведение, особые права и обязанности, с которыми ассоциируется место на ценностной шкале в конкретном обществе. Престижное поведение - это поведение, которое считается положительным образцом для той или иной общественной группы или общества в целом. Престиж не тождественен уважению, поскольку связан с определенной позицией в социальной иерархии, в то время как уважение относится к проявлению необходимых для занимаемой должности качеств [Wolf,1989:643]. Под привилегиями понимаются особые права, которых нет у представителей непрестижных общественных слоев.

Универсальным фактом общественной жизни является распределение различных социальных вознаграждений (social rewards) среди людей, занимающих различное общественное положение. Эти социальные вознаграждения сводятся к трем типам - власть. богатство и престиж и проявляются в трех способах - непосредственное потребление, символическое потребление и обмен. Выражением символического потребления является стиль жизни с его выделенностью, отнесенностью к определенным группам людей так, что сами формы потребления символизируют групповую исключительность. Престиж является базовым символом социального статуса [Guy,1988:37]. Непосредственное выражение престижа носит символический характер - это уважение, оказываемое людям, награждение их медалями, присвоение им почетных званий или соблюдение определенной дистанции относительно тех, кто пользуется престижем. Выделяются три основания престижа: 1) членство в каком-либо обществе, 2) контролирование коллектива и 3)

15


формирование порядка жизни коллектива; обычно те, кто определяет порядок жизни в коллективе на основе политических, культурных или религиозных установлений, пользуется максимальным престижем [Eisenstadt,1968:67-68]. Конфигурация престижа образуется пересечением двух осей: внешнее/ внутреннее проявление и нормативное/ условное основание. Соответственно выделяются четыре базовых типа престижа: политический, солидарно-интеграционный, экономический и моральный. Отмечено, что престиж - это, с одной стороны, субъективная оценка и субъективное переживание своего статуса индивидом и, с другой стороны, это - социальная величина, структурирующая общество [Wegener,1988:17].

Оценочный аспект статуса выражается и как уважение. Уважение связано с такими понятиями, как престиж, честь, слава, достоинство, стыд, бесчестье, бесславье. Уважение определяется характеристиками, которые являются социальными правами на уважение (deference entitlements): 1) занятием, 2) богатством и его типом, 3) доходом и способом его получения, 4) стилем жизни, 5) уровнем образования, 6) политической или корпоративной властью, 7) близостью к лицам или позициям, пользующимся политической или корпоративной властью, 8) родственными отношениями, 9) представительскими функциями от имени своего сообщества по отношению к внешним сообществам, 10) владением "объективными свидетельствами" уважения, такими, как титул или ранг. Наиболее уважаемыми занятиями в обществе являются те занятия или должности, которые связаны с властью над телом и духом людей. Богатство требует уважения только в том случае, если оно связано с определенным стилем жизни. Стиль жизни вызывает уважение в силу того, что он является наиболее разработанной системой проявления символических ценностей общества. Максимальная символизация жизни свойственна королевским дворам, где все действия и поведенческие акты имеют ритуальное значение. Образование внушает уважение отчасти потому, что позволяет человеку занять престижную должность, но и в большей мере потому, что оно связано с культурными ценностями, определяющими стиль жизни [Shils,1968:106-110]. Доводы Э.Шилза относительно уважения к образованию человека ставит под сомнение писатель О.Хаксли: "...for the great majority of men and women, there obviously is nothing in culture. Nothing at all - neither in spiritual satisfaction, nor in social rewards. Under a system of universal education, social rewards will tend to go only to those who have talent as well as schooling. The schooled but untalented many find themselves just as badly off as they were before.1 1A.Huxley. Music at Night. Hamburg: Albatros,1935. - 216 p. (P.164-165). - "Для огромного большинства мужчин и

16


женщин в культуре явно ничего нет. Совершенно ничего - ни в духовном удовлетворении, ни в общественном признании. В условиях всеобщего образования общественное признание приходит только к тем, у кого есть талант наряду с образованием. Образованные, но лишенные талантов массы оказываются в таком же плохом положении, в каком они и были раньше." На наш взгляд, О.Хаксли прав в том отношении, что статус есть величина соотносительная: статус образованного человека зависит от числа образованных людей. На определенной стадии образовательного насыщения общества этот статус оценочно нейтрализуется. Становится важным не наличие образования, а степень образованности, и в этом смысле мнение профессора Э.Шилза представляется более обоснованным.

Уважение проявляется в поведении и находит свое концентрированное выражение в особых поведенческих актах - приветствиях, обращениях, автохарактеристиках. Различным людям, группам людей и обществам свойственна различная степень чувствительности к знакам уважения. В замкнутых строго иерархических системах существуют нормативно закрепленные сложные системы знаков уважения, например, в армии. Оценочный аспект социального статуса человека вариативно представлен в языке.

Социальный статус многомерен и объединяет в себе характеристики трех типов действий по Ю.Хабермасу, а именно: нормативное, драматургическое и коммуникативное действия, противопоставляемые телеологическому (целенаправленному) действию [Habermas,1984:85]. Целенаправленные действия сориентированы на внешний мир, его преобразование или отражение; нормативные действия сориентированы на сообщество людей, подчиняющих свое поведение общим ценностям; драматургические действия сориентированы не на индивида и не на сообщество в целом, а на участников взаимодействия, представляющих собой как бы публику друг для друга, прежде всего - это этикетные действия; коммуникативные действия сориентированы на участников взаимодействия, поддерживающих между собой вербальное или невербальное общение.

6. Этнокультурный план социального статуса активно разрабатывается в этнографии, антропологии и культурологии. Выражение статусных отношений весьма специфично в различных культурах и языках. Эта специфика проявляется, в частности, в эксплицитности/ имплицитности выражения статусного неравенства, в особых формах общения, например, в общении посредством адресата-ретранслятора между вождем и собранием [Firth,1975:35; Г.Г.Почепцов,1986:11-15], в правилах этикета, предписывающих ту или иную длительность фатической речи [Keenan,1983:237], в наличии в некоторых языках особых показателей почтения/ самоуничижения [Алпатов,1973:13;

17