Файл: karasik_yazyk_sotsialnogo_statusa.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 428

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

положение в социальных структурах, выражаемое в терминах социального и ситуативного неравенства - отношения между вышестоящим и нижестоящим [Zelditch,1968:250; Robertson,1974:285; Bryant,1984:376]. Отмечается, что субстанциональные характеристики статуса исторически и этнографически изменчивы: для современного индустриального общества такими характеристиками являются род занятий, величина дохода, уровень образования, этническая принадлежность; в условиях иных обществ и иных эпох на первый план могут выйти такие характеристики, как возраст, степень знатности или физическая сила [Lenski,1954:405; Брум,1965:479].

В современных работах по социологии [Lundberg et al.,1968; Phillips,1969; Champion et al.,1984 и др.], социальной психологии [Кон,1967; Ольшанский,1975; Десев,1979 и др.] и социолингвистике [Brown,Gilman,1979; Тарасов,1979; Крысин,1989 и др.] понятие социального статуса человека разрабатывается в нескольких направлениях.

1. Социально-экономический план статуса отражается в жизненных стилях людей. Одним из пионеров изучения социально-экономической стратификации в Великобритании был Ф.Дж.Д'Эт (F.G.D'Aeth). В статье, опубликованной в 1910 г., этот исследователь установил семь жизненных стандартов или ступеней на основе дохода: 1) 18 шиллингов в неделю, 2) 25 шиллингов в неделю, 3) 45 шиллингов в неделю, 4) 3 фунта стерлингов в неделю, 5) 300 фунтов в год, 6) 600 фунтов в год, 7) 2000 фунтов в год и выше. Представляют интерес описания стиля жизни обобщенных типов людей в изложении Ф.Дж.Д'Эта:

- третья ступень ("ремесленник"): доход - 45 шиллингов в неделю; жилище - пятикомнатный дом с гостиной, простая, но удобная мебель; занятия - квалифицированные рабочие, мастера, младшие служащие, клерки; социальные привычки - стол, накрытый для обеда, семейные дети посещают родителей по воскресеньям; способности - технические умения, хорошая общая сообразительность, иногда проницательны, отличаются простотой мышления, не могут следить за последовательной аргументацией;

- четвертая ступень ("лавочник или клерк"): доход - 3 фунта в неделю; жилище - квартира с оплатой до 30 фунтов в год; занятия - клерки, лавочники, торговцы, коммивояжеры, техники, учителя начальной школы, некоторые священнослужители; социальные привычки - меблированные квартиры, визиты по приглашениям, в ряде случаев - прислуга; способности - либо высокая степень технического умения, либо некоторый капитал и предпринимательство, проницательны в частных вопросах, читают журналы, свободно выражают поверхностные мнения по всем вопросам; образование

8


- элементарная школа и в некоторых случаях техническое училище [Abrams,1968:134].

Современные характеристики жизни людей в англоязычном обществе носят иной характер в плане социальной стратификации, но стратификация как таковая сохраняется и описывается в противопоставлении типовых жизненных стилей богатых людей, представителей среднего класса и бедняков (Property-dominated, Occupation-dominated and Povertydominated life styles). Так, жизненный стиль людей, определяемый доминантой собственности, предполагает расширенные семьи-кланы и особую власть старших членов семьи (распорядителей собственности). Браки совершаются не только по взаимному выбору супругов, но представляют собой прежде всего символическую инкорпорацию в большую семьюклан. Оптимальным периодом жизни считается период позднего среднего возраста. Существенную роль играют портреты предков, родовые поместья, передающиеся от отцов к сыновьям личные имена. Жизнь в значительной мере ритуализована и отделена от окружающей среды посредством закрытых школ и клубов.

Жизненный стиль людей среднего класса, определяемый профессиональной доминантой, характеризуется изолированными ядерными семьями, состоящими из супругов и невзрослых детей, отношения между поколениями носят более демократический характер, зрелость осознается как дисциплинированность на рабочем месте. Наилучшим периодом в жизни является период раннего среднего возраста, статусная кульминация для мужчины - это достижение определенной ступени на служебной лестнице, а для неработающей женщины - замужество и рождение детей. Люди этого типа очень ценят свое время и деньги и, как правило, обходятся без прислуги.

Наиболее ярким показателем жизненного стиля бедности и нищеты является "большая семья", опора на родственные связи и доминирующая роль женщин в семье, поскольку мужчина не может заработать на хлеб. Различия между поколениями не существенны, власть поддерживается только силой, наилучшим периодом жизни считается молодость, семья не играет принципиальной роли в жизни, женщины преимущественно общаются с родственниками, мужчины - с друзьями [Zablocki, Kanter,1976:273-279]. Приведенные данные содержат интересные наблюдения для лингвистического осмысления социального статуса человека в англоязычном обществе, подтверждаются и уточняются в других исследованиях [Shepard,1984; Perrucci et al.,1977] и в сжатом виде представлены в таблице 1.

9

Таблица 1.

Социально-экономические параметры стиля жизни

Сопостави-

Богатые люди

Люди среднего

Люди, нахо-

мые призна-

("собствен-

достатка

дящиеся за

ки стиля

ники")

("служащие и

чертой бед-

жизни

 

рабочие")

ности

 

 

 

("нищие")

Централь-

Благородное

Карьера и ус-

Апатия

ные ценно-

происхожде-

пех; респекта-

 

сти жизни

ние; изыс-

бельность

 

 

канный стиль

 

 

Тип семьи

жизни

Ядерная семья

Сообщество

Семья-клан

 

 

(супруги и не

родственни-

Доминирую-

Распорядитель

взрослые дети)

и соседей

Супруги

Женщина,

щая роль

собственности

 

которая ко-

в семье

(обычно стар

 

рмит семью

Лучший

ший в семье)

Ранний сред

Юность и

Поздний сред

возраст

ний возраст

ний возраст

молодость

Отношения

Авторитарные

Демократичные

Построенные

между по-

 

 

на физиче-

колениями

Способ время

Подготовка к

ской силе

Отношение

Отсутствие

к образо-

препровожде

жизни и про

интереса;

ванию

ния; элитар-

фессии; мас-

многие дети

 

ные учебные

совые учебные

не посещают

Отношение

заведения

заведения

школу

Стремление к

Ориентация на

Общение со

к общению,

предельной

престижные

случайными

месту жи-

изоляции от

способы пове-

знакомыми;

тельства

общества в

дения; учас-

неприятие

и досугу

кругу своих

тие в общест-

юридических

 

людей

венных орга-

норм

Яркие ха-

Закрытые шко-

низациях

Спонтанные

Дисциплиниро

рактерис-

лы и клубы;

ванность;

поступки;

тики бытия

ритуальные

строгий учет

сиюминутные

 

мероприятия;

времени и де-

ценности;

 

прислуга

нег; самокон-

неумение

 

 

троль; высо-

избегать

 

 

кая мобиль

конфликтов

 

 

ность; плани-

 

рование жизни

___________________________________________________________

10



Отметим, что люди среднего достатка составляют в современных англоязычных странах около 75 % населения, и поэтому наблюдаются существенные различия по стилю жизни между разновидностями этого основного общественного слоя.

2. Социометрический план статуса представляет собой шкалирование общественных групп и слоев населения на основании ряда критериев, к которым обычно относят род занятий и источник дохода, происхождение, образование, тип жилища и др. Так, например, стратификационная шкала по занимаемой должности - сверху вниз - выглядит следующим образом: 1) высшие профессионалы (лица, занимающие высшие государственные должности, врачи, ученые и университетские профессора) и хозяева крупных предприятий, 2) профессионалы менее высокого уровня (инженеры, юристы и др.), 3) служащие и профессионалы низкого уровня (бухгалтеры, медсестры и др.), 4) квалифицированные рабочие, 5) владельцы маленьких предприятий, 6) полуквалифицированные рабочие, 7) неквалифицированные рабочие [Eysenk,1973:135]. Примером детального измерения престижа профессии или занятия в условных баллах является следующий список: врач - 93, губернатор штата - 93, профессор колледжа - 89, ученый - 89, судья графства - 87, священник - 87, архитектор - 86, юрист - 86, член совета директоров крупной корпорации - 86, инженер -84, владелец фабрики, на которой работает около 100 человек, - 82, капитан в армии - 80, учитель начальной школы - 78, владелец фермы, фермер - 76, электрик - 73, журналист, репортер - 71, бухгалтер, рядовой клерк - 68, полицейский - 67, плотник -65, капрал в армии - 60, парикмахер - 59, продавец - 58, повар - 54, водитель грузовика - 54,работник на ферме - 50, шахтер - 49, официант - 48, докер - 47, бармен - 47, дворник - 34, чистильщик обуви - 33 (Inkeles, Rossi,1956:336-337). Приведенный список подтверждается с незначительными модификациями в детальном исследовании, отражающем динамику предпочтений в обществе на протяжении десятилетий [Hodge et al.,1964]. Социометрическое шкалирование по роду занятий может быть представлено в виде двух пересекающихся шкал: "престиж" и "независимость". Степень престижа соответствует приведенному выше списку, а степень независимости занятия или профессии иллюстрируется следующими примерами: максимум независимости - священник и фермер, минимум независимости - бухгалтер, клерк [Penrod,1986:145]. По источникам дохода шкала, составленная в тридцатые годы нашего века, имела следующий вид (сверху вниз): 1) унаследованное состояние, 2) заработанное состояние, 3) профессиональный гонорар (fees), прибыль, полученная в бизнесе, 4) жалованье служащих (salary), 5) заработная плата (wages), 6) помощь из частных источников, 7) помощь из государственных источников и незаконный доход [Abrahamson,1969:168].

11


Нетрудно заметить, что признак источника дохода неразрывно связан с образованием и происхождением человека: унаследованное состояние предполагает более "высокое" происхождение, не случайно поместье и земля ценятся особенно высоко, гонорар же связан с высоким профессиональным образованием врача, юриста, творческого работника. Критерии шкалирования могут в известной мере не соответствовать друг другу: не всегда высокий образовательный уровень соответствует высокому уровню престижа или дохода (шахтер, плотник или мясник в Англии зарабатывают значительно больше, чем учитель или медсестра). Но в целом и общем шкалы коррелируют, образуя усредненную шкалу социального успеха.

3. Ролевой план статуса проявляется в том, что статус обобщает множество социальных ролей. Под ролью понимается устойчивый шаблон поведения, включающий действия, мысли и чувства человека. Ролевое поведение есть поведение человека, занимающего определенную социальную позицию в соответствии с ожиданиями людей. Ролевое поведение строится по образцу и имеет границы: исполнитель роли наделен определенной степенью свободы действий. Можно говорить о роли родителя, офицера, пассажира, но нет, например, ролей человека вообще, с одной стороны, и зевающего человека, с другой стороны, так как ни чересчур общие характеристики, ни единственный релевантный признак не дают возможности составить роль - "внутренне связанную систему поступков, являющихся реакциями на поведение других людей" [Щепаньский,1969:71]. Говоря об условности выделения ролей, подчеркивают их нормативный характер: исполнители ролей должны следовать определенным нормам поведения. Так, покупатель имеет право рассматривать товар, делать замечания о цене, но не имеет права уйти, не расплатившись [Шибутани,1969:44]. Понятие роли связано со следующими понятиями: позиция - место в системе социальных отношений, занимаемое личностью; сегменты позиции - пучки социальных связей; ролевые ожидания (экспектации) - социальные нормы, ориентированные на личность как владельца конкретной роли; ролевые партнеры - агенты ролевых ожиданий; ролевые предписания - внутренний контроль над ролевой деятельностью [Тарасов,1979:117]. Роли неоднородны: они могут быть обусловлены постоянными и переменными характеристиками человека (мужчина, отец, инженер - жених, покупатель, пациент), могут быть независимыми от говорящего и усвоенными (пол, возраст, национальность - образование и занятия) [Wolf,1989:826]. Выделяются социальные, межличностные и внутригрупповые роли (командир, раб, отец - друг, подопечный, партнер - лидер, чудак, подозрительный) [Доборович,1980:72-74], статусные, позиционные и ситуационные роли (пол, возраст, класс - отношения

12