ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 445
Скачиваний: 0
признаковыми комплексами модальности, оценки, стилистического регистра, эмотивности, экспрессивности, дейксиса, а также другими модусными признаковыми комплексами. Внутренняя организация признаков социального статуса раскрывается как совокупность признаков статусного индекса, т.е. обращенности говорящего к адресату либо третьему лицу, статусного вектора, т.е. отношения вышестоящего к нижестоящему либо нижестоящего к вышестоящему, и статусной репрезентации, т.е. выражения отношения нижестоящего к вышестоящему посредством возвышения позиции вышестоящего и/или посредством принижения позиции нижестоящего. Внутренняя организация признаков социального статуса имеет оппозитивную природу. Системообразующим статусным признаком является признак статусного вектора.
Категориальный признак социального статуса человека объективно выделяется в лексической семантике на основании дедуктивного, индуктивно-формального и индуктивносодержательного моделирования языковых категорий. Дедуктивное моделирование определяет логику исследования категориальных признаков, индуктивно-формальное моделирование направлено на выявление способов выражения категориальных признаков, индуктивно-содержательное моделирование раскрывает содержательную организацию категориальных признаков. Категориальный признак социального статуса получает различные способы выражения в лингвистической семантике: грамматическая категоризация (в некоторых языках с формантами статусных отношений), лексико-грамматическая организация (в системах обращения), лексико-семантическая и лексико-стилистическая категоризация (в значении слов, описывающих и выражающих отношения неравенства между участниками общения).
В семиотической модели описания значения слова разграничиваются содержательные признаки и аспекты их изучения. Трем сторонам знака - семантике, синтактике и прагматике - соответствуют три аспекта рассмотрения лексического значения - классификация, трансформация и интерпретация. Установлены классификационные, трансформационные и интерпретационные типы компонентов в толковании значения слова.
Совокупность признаков социального статуса человека выступает как целостное образование, как единый признак на уровне лексической семантики. Этот признак включается в качестве компонента значения в словозначение, имеет различный вес в значении разных слов, может быть ядерной либо периферийной частью словозначения, может быть усилен либо нейтрализован контекстуально. Разграничивается специализированное и компонентное выражение признака социального статуса в лексической семантике.
319
Специализированное выражение категориального признака может быть грамматическим и лексико-грамматическим, компонентное выражение - лексическим, лексико-семантическим и лексикостилистическим.
Специализированное выражение признака социального статуса в английском языке проявляется как парадигма вокативности. Вокативы выполняют функцию установления и поддержания контакта между участниками общения. Выделяются стандартные и нестандартные вокативы, критерием стандартности вокатива выступают формальные и содержательные (семантические и прагматические) ограничения. Стандартные вокативы разбиваются на пять групп: неопределенные, статусные, дейктические, антропонимические и эмотивные вокативы. Статусные вокативы могут быть общими и специальными, последние распадаются на прямые и опосредованные. Для английского языка типична слабая степень статусной репрезентации, т.е. возвышение статуса адресата без принижения собственного статуса.
Компонентное выражение признака социального статуса проявляется в комбинаторике соответствующего признака в составе словозначения. Типология компонентного выражения признака социального статуса строится на основании трех критериев: 1) степень выраженности (прямое, непосредственно и опосредованно ассоциируемое выражение признака), 2) комбинаторная обусловленность (статусный, статусносвязанный и статусно-нейтральный признак), 3) тематика статусно-связанных признаков (модальные, персональные, оценочные и стилистические признаки).
Словозначения с модально-статусным признаковым комплексом обнаруживают определенное сходство со словозначениями, в составе которых выделяется статусный признак. По комбинаторной обусловленности выделяются модальные, модально-связанные и модально-нейтральные признаки. Модально-связанные признаки могут иметь структурную и понятийную природу, один из типов модальносвязанного понятийного признака является признаком статуса. В модально-статусном комплексе модальные признаки выступают как пресуппозиции актуального и претендуемого права, вынужденного и намеренного поведения. Преобладающим признаком является признак актуального права. Признак социального статуса проявляется как официальность/ неофициальность ситуации и фиксированность/ нефиксированность агенса в глагольном значении. Статусный признак соотносится с активным источником действия и с особыми способностями/ неспособностями человека к совершению действия. Инструментальная, потенционная и персональная модальность выступают в качестве системного контекста для модально-статусного признакового комплекса.
320
Персонально-статусное значение представляет собой признаковый комплекс социального статуса и одного из признаков персональности - одушевленности, числа, рода и дейксиса. Персонально-статусное значение часто комбинируется с оценочным значением. Дейктический признак лица связан с перформативностью, возможностью употребления в императиве и эпистемической модальностью.
Оценочно-статусное значение, моделируемое в работе на материале существительных-пейоративов, представляет собой конкретизацию норм аксиологического кодекса, зафиксированного в языке. Этот кодекс эксплицируется в оценочных суждениях - пословицах, сентенциях, правилах поведения. Слова пейоративного значения предназначены прежде всего для употребления в функции инвективы, оскорбления. Выделяются общие и специальные пейоративы, последние разбиваются на группы слов объективной и субъективной отрицательной оценки. Отрицательная оценка объекта мотивируется двумя принципиальными факторами: несостоятельность человека и неуважительное отношение человека к другим людям. Установлены типовые субъекты и объекты отрицательной оценки в английском языке. Противоречивость ценностных норм, отраженных в языке, объясняется многообразием типовых словарных субъектов оценки.
Стилистико-статусное значение прослеживается в употреблениях слов, относящихся к суперстандартному и субстандартному типу общения. Маркированный статусный признак устанавливается в употреблениях слов с повышенной и пониженной точностью обозначения, в модных, манерных и формальных оборотах речи, в развертывании и свертывании текста. В свернутом тексте основная информация передается через подтекст при помощи недосказанности, неясности и символизации. Использование символического подтекста выражает позицию говорящего, присваивающего себе статус носителя общественных норм.
321
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Язык социального статуса представляет собой сложную систему значений соотносительного неравенства между участниками общения. Эти значения выражаются в жизненных стилях людей, культурных ценностях и нормах поведения и поэтому многообразно представлены в языке как средстве общения.
Возможны различные подходы к изучению социального статуса человека. В данной работе была сделана попытка комплексного рассмотрения социального статуса в лингвистике, а именно в социолингвистическом, прагмалингвистическом и лингвосемантическом аспектах.
Изучение социального статуса человека в социолингвистическом аспекте дает возможность установить многомерные отношения статуса как категории социологии, психологии, этнографии и лингвистики. Наиболее важные, на наш взгляд, междисциплинарные характеристики понятия социального статуса человека сводятся к следующим положениям: 1) общественно значимые различия между людьми имеют биологическую и социальную природу и типизируются в системе социальных признаков индивида, 2) социальные признаки индивида образуют иерархию в соответствии с ценностями определенного сообщества в определенный период, 3) социальные признаки индивида неоднородны в различных отношениях, группируются в признаковые комплексы и могут быть измерены, 4) социальный статус человека раскрывается в ролевых, дистанционных и нормативных характеристиках поведения, обусловленных социально-экономическими и культурно-этическими факторами общественной жизни, 5) ролевые, дистанционные и нормативные характеристики поведения отражаются в стратегиях и средствах невербального и вербального общения.
Ролевые, дистанционные и нормативные характеристики поведения составляют концептуальное ядро категории социального статуса человека в социолингвистике и раскрываются в признаках речевого поведения, стратификационной позиции и стиля жизни.
Выделены два плана анализа социального статуса человека как категории социолингвистики: индикация и оценка социального статуса.
В качестве индексов социального статуса выступают особенности одежды, жилья, манер, способов времяпрепровождения тех или иных групп населения. Индексы социального статуса имеют знаковую природу, и поэтоиу тот или иной индекс престижного либо избегаемого стиля жизни может абсолютизироваться и терять свое исходное содержание, превращаясь в формальный показатель принадлежности людей к определенной группе общества. Статусные индексы играют
322
важную роль в формировании социальных стереотипов, в частности, при создании образа врага, в практике политического, педагогического, терапевтического и рекламного воздействия.
Индикация статуса прослеживается в непосредственных и опосредованных человеческих контактах, т.е. в соблюдении дистанции между участниками общения (при этом вышестоящий участник общения более свободен в установлении, поддержании и изменении дистанции, чем нижестоящий участник общения) и в социальных нормах межличностного общения (представителям различных социальных групп свойственны различные, порой диаметрально противоположные, понимания своей личной территории, своего права вступать в контакт с другими людьми и т.д.).
Статусная индикация речи показывает, что невербальные индексы статуса имеют приоритетное значение в нормальном общении; в случае рассогласования вербальных и невербальных статусных индексов люди испытывают серьезные трудности в общении. Статусная индикация речи прослеживается в произношении, выборе слов и соблюдении правил нормативной грамматики со стороны представителей разных групп населения. Выделяются специфические характеристики речи образованных и менее образованных людей, мужчин и женщин, взрослых и детей, людей, говорящих на родном и неродном языке, использующих развернутый и ограниченный речевой код.
Оценка социального статуса проявляется в демонстрации уважения и соблюдении вежливости.
Уважение как показатель оценки социального статуса проявляется в речи посредством частого использования вежливых обращений, описательных выражений уважения, модальных операторов снижения категоричности высказывания. Нижестоящий участник общения в меньшей мере свободен в выборе обращений, в коммуникативной инициативе, в выражении несогласия с партнером.
Вежливость в англоязычном обществе понимается главным образом как отсутствие посягательства на свободу партнера. Статусно-оценочное поведение определяется позицией говорящего, взаимосвязью говорящего и адресата и способом языкового выражения. Позиция говорящего раскрывается в эмоционально-волевом самоконтроле, рефлексии и векторе саоуважения, взаимосвязь говорящего и адресата выражается в реакции партнера и векторе зависимости. Пересечение названных признаков статусно-оценочного поведения образует матрицу для анализа поведенческих стратегий в статусномаркированном общении.
Индикация и оценка социального статуса человека выражаются как в неофициальном, так и в официальном поведении людей. Официальное поведение стандартизируется в формулах этикета, специфических моделях поведения, принятых
323