Файл: osipova_a_a_obshaya_psihokorrekciya.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 1244

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.

Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию

Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога

§ 1. Психологическая коррекция и ее виды

§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной

§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ

§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных

Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике

Глава 1. Психодинамическое направление

§ 1 Коррекционные воздействия в классическом

§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.

§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса

§ 4. Логотерапия

§ 5. Экзистенциальное направление

Глава 2. Поведенческое направление

Глава 3. Когнитивное направление

§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции

§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса

§ 3. Когнитивный подход а. Бека

§ 4. Реальностная терапия у. Глассера

Глава 4. Трансактный анализ

§ 1. Трансактный анализ э. Берна

Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза

Раздел III. Методы практической коррекции

Глава 1. Игротерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Основные виды и формы игротерапии

§ 3. Игровая комната и ее оснащение

§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту

Глава 2. Арттерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Музыкотерапия

§ 3. Библиотерапия

§ 4. Танцевальная терапия

§ 5. Проективный рисунок

§ 6. Сочинение историй

§ 7. Сказкотерапия

§ 8. Куклотерапия

Глава 3. Психогимнастика

Глава 4. Методы поведенческой коррекции

§ 1. Метод систематической десенсибилизации и

§ 2. Иммерсионные методы

§ 3. Методы, основанные на принципе биологической

§ 4. "Жетонный" метод

§ 5. Метод морита

§ 6. Холдинг

§ 7. Имаго-метод

Глава 5. Психодрама

§ 1. Описание метода

§ 2. Формы и виды психодрамы

§ 3. Методики психодрамы

3. Дублирование (множественное дублирование).

Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция

Глава 1. Индивидуальная психокоррекция

§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции

§ 2. Психологические особенности индивидуальной

Глава 2. Групповая психокоррекция

§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции

§ 2. Особенности комплектования группы

§ 3. Групповая динамика

§ 4. Руководство психокоррекционной группой

Глава 3. Виды коррекционных групп

§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический

§ 2. Группы встреч

§ 3. Гештальт-группы

Часть 1. Начало фраз: "я должен..." продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы "я должен..." на "я предпочитаю..." (а окончания фраз оставить прежними).

Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".

Часть 3. Начало фраз: "Мне надо...". Замена - "я хочу...". Часть 4. Начало фраз: "я боюсь, что...". Замена - "я хотел бы...".

§ 4. Группы умений

§ 5. Телесно-ориентированные группы

Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой

Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и

Глава 1. Психокоррекция семейных отношений

§ 1. Семья как объект психокоррекционного воздействия

§ 2. Методики коррекции детско-родительских и семейных

Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать "мимо" страха, и страх постепенно исчезнет, как бы "атрофируется от безделья".

Отсюда вытекают основные положения логотерапии:

· Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни.

· Смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно.

58 Техники

Для того чтобы помочь человеку в решении его проблемах, Франкл предлагает два основных метода:

- метод дерефлексии;

- метод парадоксальной интенции*.

1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях - то, что в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов.

2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.

В. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение. Собственный опыт В. Франкла в качестве заключенного концентрационного лагеря подтверждает правомерность его позиций. Именно там В. Франкл убедился, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. Для этого нужно сохранять смысл жизни. Свой опыт он описал в книге "Психолог в концлагере"

(1946). В концентрационном лагере в большей степени были способны к выживанию те люди, у которых была задача, ожидавшая своего решения и воплощения. Когда Франкла забрали в Освенцим, у него конфисковали почти готовую к публикации рукопись, и "только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни".

Метод парадоксальной интенции используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал.


В логотерапии также используются следующие приемы персональное осмысление жизни; "сократовский диалог".

3. Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него

59 теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрослого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.

4. "Сократовский диалог". Задача данного приема - вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. "Сократовский диалог" - своего рода интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.

Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.

60

* Интенция- намерение.


§ 5. Экзистенциальное направление

К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на "свободную волю", осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни

60

Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор, датский теолог и философ. Термин "existentia" переводится с позднелатинского как "существование". В 20-е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера "Бытие и время", а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и др. были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.

Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:

. человек есть целое, несводимое к сумме его частей; . человек существует в контексте собственных человеческих проблем; . человек способен к осознанию и способен действовать рационально; . человек всегда имеет выбор;

. поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамерено, человек может принимать осознанные решения.

61 Основные понятия и положения экзистенциального подхода

Базисные понятия у того или иного конкретного представителя приобретают различный акцент, но в целом они составляют понятийную экзистенциальную определенность концепции:

"Диалог" - понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: "Я- ты", "Я-оно". По Буберу, основное слово "Я-ты" порождает и утверждает мир отношений в отличие от "Я-оно", которое порождает опыт.

"Опыт" - понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория "опыт" соотносима не с объективной истиной по отношению к "моей" экзистенции, а с субъективностью "моего" онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни 5-летного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного сединами старца.


61

Поэтому в тесной связи с понятием "опыт" идет понятие "переживание".

"Переживание" - понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 г. Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание -это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание - максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.

"Аутентичность" (подлинность) - понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно -

проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, - бытие, нескованное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.

"Самоактуализация". По мнению одного из ее создателей, А. Маслоу, это понятие, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как "рост", "саморазвитие", "индивидуация". Оно определяется двумя существенными признаками: 1) принятием и выражением внутреннего ядра ("самости"), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала; 2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности). В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.

"Ценность" - понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но, по крайней мере, его условие. Реализация ценности

62

может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности: когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные "Я". А. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:


1. В-ценности - бытовые ценности, ценности полноты бытия.

2. D-ценности - депривационные ценности, ценности, возникающие от дефицита чего-либо.

Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По Маслоу, В ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и др. в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом: В-ценности -порождения индивида и его, направленные на мир, переживания, в то время как 0-ценности - требования индивида и его, направленные от мира к себе, переживания.

"Бытие в мире". Категория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает целую совокупность сущностных признаков и феноменологии переживания собственного "Я" как пребывающего в мире:

во-первых, это чистая экзистенция, т.е. наличность, данность себе и миру;

во-вторых, это подлинное существование "самости";

в-третьих, бытие есть трансцедентирование человека в иное;

в-четвертых, бытие - это "тосіиз ѵіѵепсіі" в отличие от "тосіиз орегапсіі";

в-пятых, это определенное качество существования, характеризующееся неограниченностью, полнотой и самоотдачей.

Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией "мир".

"Жизненный мир" - понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. "Жизненный мир" - понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие "жизненный мир" не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.

63

"Событие" - скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к

самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.

Цели коррекции. Основная цель экзистенциальной коррекции - помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.