ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 1260
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.
Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию
Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
§ 1. Психологическая коррекция и ее виды
§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной
§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ
§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных
Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике
Глава 1. Психодинамическое направление
§ 1 Коррекционные воздействия в классическом
§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.
§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса
§ 5. Экзистенциальное направление
Глава 2. Поведенческое направление
Глава 3. Когнитивное направление
§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции
§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса
§ 3. Когнитивный подход а. Бека
§ 4. Реальностная терапия у. Глассера
§ 1. Трансактный анализ э. Берна
Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза
Раздел III. Методы практической коррекции
§ 1. Общая характеристика метода
§ 2. Основные виды и формы игротерапии
§ 3. Игровая комната и ее оснащение
§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту
§ 1. Общая характеристика метода
Глава 4. Методы поведенческой коррекции
§ 1. Метод систематической десенсибилизации и
§ 3. Методы, основанные на принципе биологической
3. Дублирование (множественное дублирование).
Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция
Глава 1. Индивидуальная психокоррекция
§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции
§ 2. Психологические особенности индивидуальной
Глава 2. Групповая психокоррекция
§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции
§ 2. Особенности комплектования группы
§ 4. Руководство психокоррекционной группой
Глава 3. Виды коррекционных групп
§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический
Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".
§ 5. Телесно-ориентированные группы
Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой
Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и
Глава 1. Психокоррекция семейных отношений
53
это он сам, и так же, как он, относиться к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать, что это - "если бы" (когда это условие утрачивается, состояние эмпатии становится состоянием идентификации).
Требования и ожидания от клиента. В концепции Роджерса существуют определенные пропозициональные предпосылки, касающиеся клиента. Ожидается, что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закрытым. По мере установления отношений, в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми.
54 Техники
В работах К. Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода:
1. Заблокированностъ внутренней коммуникации (отсутствуют "Я-сообщения") или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.
2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.
3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.
Формирование отношения своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего "Я" и, как следствие, возрастает потребность быть собой.
5. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения "Я" становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.
6. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между "Я"- реальным и "Я"-идеальным.
Основные компоненты роджеровской психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.
54 Первый компонент мы обсудили выше. Остановимся на двух других.
1. Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования - выделение в высказывании клиента наиболее существенного, "острых углов". Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат.
2. Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Например:
Психолог: Правда ли, что когда вы рассказывали о своем детстве, вы испытывали грусть?
Клиент: Да, но еще и досаду.
Психолог: Правильно ли я вас понял, что, когда вы рассказывали о своей собаке, вы чувствовали умиление и гордость?
Клиент: Совершенно верно.
Процесс коррекции можно считать завершенным, когда у клиента появляются следующие относительно постоянные изменения:
- становится более конгруэнтным, открытым для опыта, меньше прибегает к защитам и вследствие этого более реалистичен, объективен, экстенционален в восприятии;
- эффективнее решает свои проблемы;
- улучшается психологическая приспосабливаемость. приближаясь к оптимальной, уменьшается ранимость;
- восприятие своего "Я"-идеального становится более доступным и реалистичным;
- вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается тревожность, а также физиологическое и психическое напряжение;
- повышается степень положительной самооценки;
- оценку и выбор воспринимает локализованными внутри себя, доверяет себе;
- становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;
- происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в "Я-структуру" и увеличивается доля поведения, которое может быть "присвоено" как принадлежащее "Я";
55
- поведение становится более креативным, более адаптивным по отношению к каждой новой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и кроме этого представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.
Концепция К.Роджера нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционого эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.
56
§ 4. Логотерапия
Основателем логотерапии (от греческого "Іодоз" - слово и іпегареіа - забота, уход, лечение) является В. Франкл.
В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал "стремление к смыслу" противоположным "стремлению к удовольствиям": "Человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его".
Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.
В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа:
1. Способствующие созиданию духовной личности.
2. Разрушающие духовность.
3. Безразличные по отношению к духовности. Человек несет ответственность за свои поступки. Уход от ответственности также является поступком, за который человек расплачивается. Человек всегда свободен в выборе своих
56
поступков, в принятии решения, но только в случае выбора созидающего поступка реализуется смысл жизни.
Созидающие поступки направлены на поиск ценностей творчества, переживания и отношения. Для каждого человека эти ценности уникальны, конкретны и неповторимы, поэтому человек в поисках смысла жизни ищет и находит свою область, в которой он реализует себя и строит свою личность.
Если у человека возникает состояние потери смысла жизни, В. Франки рекомендует понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности. Обретя самоценность, ценность окружающих людей и мира, в котором он живет, человек обретает уверенность в себе, своей полноценности, нужности, т.е. смысл существования. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах - смысл жизни всегда может быть найден.
В основе подхода к личности В. Франкла три основные понятия: "свобода воли", "воля к смыслу" и "смысл жизни". По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для современного нормального человека. И именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу.
Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. Как правило, потеря смысла жизни происходит при сильных психотравмирующих событиях: гибели близких людей, участии в военных действиях и т.д.
Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни (или обобщенные ценности, которые выполняют ту же функцию) может быть найден человеком в одной из трех сфер:
. творчестве;
. эмоциональных переживаниях;
. сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.
Ценности - это смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в жизни общества.
57
Из трех групп ценностей - творчество, переживания и отношения - приоритет принадлежит ценностям творчества. В ценностях переживания Франкл особенно выделяет любовь как переживание, имеющее наибольший смысловой потенциал.
Центральной в концепции В. Франкла является проблема ответственности. Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Свобода превалирует над необходимостью.
Выход за свои пределы В. Франкл обозначает понятием самотрансценденции и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.
Самотрансценденция и способность к самоотстранению - центральные понятия в логотерапии.
Франкл следующим образом описывает механизм образования патологической реакции страха: у человека появляются страх перед каким-либо явлением (сердечный приступ, инфаркт, онкозаболевания и т.д.), реакция ожидания - страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свой страх человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).
В сложившейся ситуации Франкл предлагает использовать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоотстранению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистанцироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над собой и ситуацией.