Файл: osipova_a_a_obshaya_psihokorrekciya.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 1251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.

Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию

Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога

§ 1. Психологическая коррекция и ее виды

§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной

§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ

§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных

Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике

Глава 1. Психодинамическое направление

§ 1 Коррекционные воздействия в классическом

§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.

§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса

§ 4. Логотерапия

§ 5. Экзистенциальное направление

Глава 2. Поведенческое направление

Глава 3. Когнитивное направление

§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции

§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса

§ 3. Когнитивный подход а. Бека

§ 4. Реальностная терапия у. Глассера

Глава 4. Трансактный анализ

§ 1. Трансактный анализ э. Берна

Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза

Раздел III. Методы практической коррекции

Глава 1. Игротерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Основные виды и формы игротерапии

§ 3. Игровая комната и ее оснащение

§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту

Глава 2. Арттерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Музыкотерапия

§ 3. Библиотерапия

§ 4. Танцевальная терапия

§ 5. Проективный рисунок

§ 6. Сочинение историй

§ 7. Сказкотерапия

§ 8. Куклотерапия

Глава 3. Психогимнастика

Глава 4. Методы поведенческой коррекции

§ 1. Метод систематической десенсибилизации и

§ 2. Иммерсионные методы

§ 3. Методы, основанные на принципе биологической

§ 4. "Жетонный" метод

§ 5. Метод морита

§ 6. Холдинг

§ 7. Имаго-метод

Глава 5. Психодрама

§ 1. Описание метода

§ 2. Формы и виды психодрамы

§ 3. Методики психодрамы

3. Дублирование (множественное дублирование).

Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция

Глава 1. Индивидуальная психокоррекция

§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции

§ 2. Психологические особенности индивидуальной

Глава 2. Групповая психокоррекция

§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции

§ 2. Особенности комплектования группы

§ 3. Групповая динамика

§ 4. Руководство психокоррекционной группой

Глава 3. Виды коррекционных групп

§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический

§ 2. Группы встреч

§ 3. Гештальт-группы

Часть 1. Начало фраз: "я должен..." продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы "я должен..." на "я предпочитаю..." (а окончания фраз оставить прежними).

Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".

Часть 3. Начало фраз: "Мне надо...". Замена - "я хочу...". Часть 4. Начало фраз: "я боюсь, что...". Замена - "я хотел бы...".

§ 4. Группы умений

§ 5. Телесно-ориентированные группы

Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой

Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и

Глава 1. Психокоррекция семейных отношений

§ 1. Семья как объект психокоррекционного воздействия

§ 2. Методики коррекции детско-родительских и семейных

247

предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего постановщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. Терапевт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участникам вести спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям. Как любой руководитель режиссер может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.

Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные "Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я".

Основные функции вспомогательных "Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

248

Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи:


· Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.

· Являются посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях.

· Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.

Вспомогательное "Я" олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений протагониста. Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного "Я" должен уметь быстро в эту роль войти, точно ее исполнить. Играть он должен так, как представил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

В некоторых группах вводятся профессиональные вспомогательные "Я", которые прошли специальную подготовку и могут легко входить в любые образы.

Таким образом, вспомогательные "Я" - это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, какими они предстают во внутреннем мире клиента. Вспомогательные "Я" выступают в двойном качестве: являясь, с одной стороны, как бы продолжением режиссера в его взаимодействиях с клиентом, с другой - продолжением клиента, так как они помогают ему изображать его внутренние отношения к значимым другим в его жизни. Клиент-протагонист обычно сам выбирает вспомогательные "Я". Они могут быть либо другими клиентами, либо режиссером, либо зрителями.

249

Несмотря на то что клиент выбирает в качестве вспомогательного "Я" того, кто напоминает ему конкретного человека, внешнее сходство оказывается отнюдь не решающим фактором. Например, клиент, всю жизнь ощущавший давление со стороны матери, может выбрать для исполнения роли своей матери массивного высокого мужчину, хотя в реальной жизни его мать может быть небольшого роста и хрупкого сложения. Здесь важно то, что клиент всегда воспринимал свою мать великаном и потому выбирает очень крупного мужчину для изображения ее в психодраматическом действии.


В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене, с другой - помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители

могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неодинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации.

Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

Классической формой психодраматической сцены является сцена в Мореновском терапевтическом театре, в Беконе, штат Нью-Йорк. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон.

Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают

250

непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе, которая насчитывает 4 м в диаметре.

Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.


Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

Слишком маленькие помещения ограничивают свободу перемещения исполнителей, слишком большие - отрицательно сказываются на групповом чувстве, слишком светлые, невыразительные непригодны для изображения драматичных воображаемых или исполненных теплыми человеческими чувствами сцен. Если нет цветовых возможностей освещения, то освещение можно варьировать с помощью оконных штор и переносных ламп. В качестве реквизита используются простые для транспортировки стулья с небольшим столиком.

251


§ 2. Формы и виды психодрамы

Выделяют следующие формы психодрамы:

1. Психодрама, центрированная на протагонисте.

2. Психодрама, центрированная на теме.

3. Психодрама, направленная на группу.

4. Психодрама, центрированная на группе.

Психодрама, центрированная на протагонисте

Центрированная на протагонисте психодрама концентрируется на главном исполнителе, который с помощью ведущего и партнеров изображает реальную или воображаемую ситуацию своей жизни. В результате разыгрывания психодраматической ситуации многие скрытые или вытесненные из сознания события достигают уровня переживания и осознания.

251

Психодрама, центрированная на теме

Если на занятии группы нет актуального группового конфликта или мотивированного протагониста, как это бывает в новых группах, то всегда находится тема, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстрирована каждым через изображение соответствующих событий. Например, один из участников группы заводит разговор о том, что испытывает волнение, оказавшись среди незнакомых людей. Другой выражает свое понимание и говорит, что ему знакомо тягостное чувство, возникающее у него по любому поводу. Третий утверждает, что тоже испытывает страх в тех ситуациях, когда ведет себя неумело.

Таким образом, центральной темой групповой беседы становится страх. Члены группы вкратце изображают ситуации, в которых страх угнетал бы каждого члена группы. Небольшие эпизоды проигрываются на импровизационной основе. Короткие сценические представления позволяют распознать важные проблемы отдельных участников группы, и они служат материалом для последующей, центрированной на протагонисте или направленной на группу психодрамы.

252

Психодрама, направленная на группу

Направленная на группу психодрама зачастую осуществляется в виде психодрамы, центрированной на протагонисте. Характерной особенностью направленной на группу психодрамы является работа с проблемой, затрагивающей всех членов группы. Такой проблемой в группе супружеских пар может быть супружеская неверность, в группе алкоголиков - возвращение поздно ночью домой из бара или ресторана, в группе подростков - возможное отбывание срока в исправительной колонии, в группе родителей - проблемы с подрастающими детьми. Почти все участники группы получают возможность для идентификации, которая детально прорабатывается в фазе обсуждения. Как и при центрированной на протагонисте психодраме, психодрама, направленная на группу, может быть нацелена на раскрытие этиологии того или иного состояния, но прежде всего она ориентирована на обретение всеми участниками группы нового, углубленного понимания проблематики, в той или иной степени затрагивающей каждого из них.