Файл: osipova_a_a_obshaya_psihokorrekciya.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 1221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.

Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию

Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога

§ 1. Психологическая коррекция и ее виды

§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной

§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ

§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных

Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике

Глава 1. Психодинамическое направление

§ 1 Коррекционные воздействия в классическом

§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.

§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса

§ 4. Логотерапия

§ 5. Экзистенциальное направление

Глава 2. Поведенческое направление

Глава 3. Когнитивное направление

§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции

§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса

§ 3. Когнитивный подход а. Бека

§ 4. Реальностная терапия у. Глассера

Глава 4. Трансактный анализ

§ 1. Трансактный анализ э. Берна

Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза

Раздел III. Методы практической коррекции

Глава 1. Игротерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Основные виды и формы игротерапии

§ 3. Игровая комната и ее оснащение

§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту

Глава 2. Арттерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Музыкотерапия

§ 3. Библиотерапия

§ 4. Танцевальная терапия

§ 5. Проективный рисунок

§ 6. Сочинение историй

§ 7. Сказкотерапия

§ 8. Куклотерапия

Глава 3. Психогимнастика

Глава 4. Методы поведенческой коррекции

§ 1. Метод систематической десенсибилизации и

§ 2. Иммерсионные методы

§ 3. Методы, основанные на принципе биологической

§ 4. "Жетонный" метод

§ 5. Метод морита

§ 6. Холдинг

§ 7. Имаго-метод

Глава 5. Психодрама

§ 1. Описание метода

§ 2. Формы и виды психодрамы

§ 3. Методики психодрамы

3. Дублирование (множественное дублирование).

Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция

Глава 1. Индивидуальная психокоррекция

§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции

§ 2. Психологические особенности индивидуальной

Глава 2. Групповая психокоррекция

§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции

§ 2. Особенности комплектования группы

§ 3. Групповая динамика

§ 4. Руководство психокоррекционной группой

Глава 3. Виды коррекционных групп

§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический

§ 2. Группы встреч

§ 3. Гештальт-группы

Часть 1. Начало фраз: "я должен..." продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы "я должен..." на "я предпочитаю..." (а окончания фраз оставить прежними).

Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".

Часть 3. Начало фраз: "Мне надо...". Замена - "я хочу...". Часть 4. Начало фраз: "я боюсь, что...". Замена - "я хотел бы...".

§ 4. Группы умений

§ 5. Телесно-ориентированные группы

Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой

Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и

Глава 1. Психокоррекция семейных отношений

§ 1. Семья как объект психокоррекционного воздействия

§ 2. Методики коррекции детско-родительских и семейных

252

Психодрама, центрированная на группе

Центрированная на группе психодрама занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом и возникающими "здесь и теперь" общими проблемами, вытекающими из этих отношений. Такая форма психодрамы применяется при синдроме ролевого дефицита, при делинквентном поведении, различного рода фобиях, при ролевых конфликтах, для повышения креативности.

Размер группы в психодраме составляет от 6 до 9 человек. Если группа меньше 6 человек, то получается слишком мало зрителей. Если группа слишком велика - даже опытному режиссеру нелегко управляться с запросами протагониста, улавливать реакции отдельных членов группы и следить за динамикой всей группы. Для целенаправленной психодрамы имеет значение состав группы.

Психодрама в группе требует гетерогенного состава группы. Участники группы (различные по своему полу, структуре личности, способностям, опыту) способны изобразить неожиданные ситуации более полно, чем гомогенные группы.

Психодрама для группы чаще всего осуществляется в гомогенных по составу группах (например, группах супружеских пар, родителей, подростков, алкоголиков и т.д.). Изображение какой-нибудь проблемы протагониста и работа с ней в гомогенной группе влияют не только на протагониста, но и на всех участников группы. Это - пример изображения их собственных проблем и работы с ними.

Драматическая группа может быть либо закрытой, либо открытой. В закрытой группе быстрее возникает сильная групповая сплоченность. Открытая группа рассматривается как естественное следствие психодрамы, целью которой является быстрое обретение самостоятельности каждым участником группы в реальной жизни.

Длительность психодрамы. Обычно сеанс представляется как встреча продолжительностью 50 мин. В реальности встречи могут быть короче или длиннее, и протяженность сеансов зависит от остроты, сложности проблем клиента, от его реакции. Примерные рамки сеанса: от 15-20 мин до 4ч.

Основные компоненты психодрамы: ролевая игра, спонтанность, "теле", катарсис, инсайт.

Ролевая игра - участие в импровизированном представлении, когда человеку предоставляется возможность творчески проработать личные проблемы и внутренние конфликты.

253

Психодрама создает такие условия, при которых участники группы, играя роль, могут творчески работать над своими личностными проблемами. Д. Морено подчеркивал, что между исполнителем роли в психодраме и актером существует большая разница: актер играет то, что написано автором сценария, он должен обладать способностью перевоплощаться по заказу. В психодраме это умение создавать "фальшивый фасад" может оказаться только помехой.


В отличие от театра психодрама поощряет импровизацию- разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и "сценарий", и "постановка" являются результатом работы не профессионалов, а самих участников группы.

Спонтанность - это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне, поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей. Д. Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме как противоядие от все возрастающей ригидности социальных ролей.

В группе психодрамы участники учатся расширять свой ролевой репертуар и предавать самоисследованию такую направленность, о возможности которой они прежде не подозревали. В понимании Д. Морено, спонтанность - это ключ, с помощью которого можно освободить творчество: "Творчество подобно спящей красавице, которую надо пробудить. Лучшим средством для этого является спонтанность", - пишет он.

Спонтанность предполагает два важных параметра: адекватность ответа, новизну.

В идеале поведение должно быть как новым, так и адекватным данной ситуации. Если член группы незнаком с социальными ограничениями, которые накладываются на

разыгрываемую им роль, то его поведение может быть спонтанным, а подход к роли -творческим, но совершенно неприемлемым. Спонтанность в психодраме проявляется в том, что проблемы и отношения не анализируются на словах, а переживаются в каждый данный момент их существования.

В психодраматическом действии нет прошлого и будущего - есть только настоящее, все происходящее переживается в реальном действии. Это дает возможность ее участнику объективизировать свое прошлое, проявить его вовне. Как ребенок от имени игрушки может высказать все, что ему не дозволено говорить самому, так участник психодрамы от имени своего персонажа, перевоплощаясь и импровизируя,

254

может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее "Я" независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем, настоящем.

Если понятие "перенос", по 3. Фрейду, обозначает односторонний процесс передачи эмоций от пациента психотерапевту, а "контрперенос" - от психотерапевта пациенту, то "теле", по Д. Морено, обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы. Морено определял "теле" как вчувствование друг в друга, как взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии. В то время как эмпатия - одностороннее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, "теле" представляет собой взаимный обмен эмпатиями. "Теле" может включать в себя как положительные (позитивные "теле"), так и отрицательные (негативные "теле") эмоции, возникающие в психодраматической ситуации. Это вчувствование индивидов друг в друга Морено называл цементом, который скрепляет группу.


Результатом использования "теле" является признание того, что мы видим других не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Психодрама создает в группе своего рода лабораторные условия, в которых одни участники могут анализировать свое восприятие других.

Понятие "теле" наиболее приемлемо в социодраме - особой разновидности психодрамы, для которой характерна общая групповая тема.

Участники социодрамы вместо того, чтобы исследовать личные проблемы каждого, имеют дело с фактором, влияющим на всех присутствующих. Члены группы используют ролевые игры, чтобы исследовать свои отношения к социокультурным потребностям, таким, как предубеждение, отношения между родителями и детьми, конфликты между населением и чиновниками, расизм и т.д. Посредством спонтанных творческих действий участники изучают свое восприятие этих проблем, свою реакцию на них, а также связанные с ними чувства и способы поведения, чтобы повысить существующий в группе уровень взаимопонимания.

Катарсис понимается как чувственное потрясение и внутреннее очищение. Д. Морено несколько расширил это понятие, распространив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актера. Он говорил о том, что психодрама

255

имеет лечебный эффект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис), сколько по отношению к самому актеру, который разыгрывает драму и освобождает себя от нее. Д. Морено образно отмечал, что различия между зрителями традиционного театра и зрителями психодрамы можно сравнить с различием между человеком, который смотрит фильм об извержении вулкана, и человеком, который непосредственно наблюдает извержение у подножия вулкана.

Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озарение. Инсайт - это изменение в структуре перцептивного поля участников психодрамы. Инсайт может возникнуть не только во время катарсиса, но и во время обсуждения разыгранной психодрамы тогда, когда связанные с ним переживания уже ослаблены. Целью психодрамы является создание такого группового климата, в котором было бы возможно максимальное проявление катарсиса и инсайта.

256 Основные фазы психодрамы

1. Разогрев и разминка.

2. Собственно драматическое действие.

3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).


Во время 1-й фазы происходят вывод протагониста, получение материала для дискуссии, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Первая фаза состоит из трех стадий:

1. Постепенное раскрепощение двигательной активности участников.

2. Стимуляция спонтанных поведенческих реакций.

3. Фокусировка членов группы на конкретной проблеме. Различают направленный и ненаправленный разогрев.

Направленный разогрев используется в ситуации, когда

протагонист вступает в сеанс, не будучи готовым к ролевой игре. Здесь задача режиссера- максимально реализовать стадию разогрева для достижения обычных для нее целей. Используются вербальные и невербальные приемы.

Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс,

256

будучи готовым иметь дело с определенной темой. Нет необходимости тщательно проходить стадию разогрева, но это не значит, что режиссер может немедленно перейти к стадии действия. Следует провести короткий разогрев, так как такие протагонисты часто перевозбуждены и требуется некоторый период для их "остывания". Затем начинается действие. В других случаях протагонист вступает в сеанс подготовленным к участию в ролевой игре, но определенная тема не называется. Во втором случае ключи для начала сцены действия надо подобрать, и это должен сделать режиссер.

Во время разминки члены группы выполняют ряд несложных упражнений, облегчающих в дальнейшем исполнение определенных ролей в психодраме. Во время разминки участники психологически и физически раскрепощаются, снимают излишнюю напряженность и тревожность, настраиваются на игровые роли. Разминка может проводиться в виде словесных или телесных упражнений или в форме комбинации тех и других. Ее задачи: стимулирование спонтанности участников, ослабление страха, тревоги и беспокойства, снятие защиты, создание соответствующей эмоциональной атмосферы.

Для решения этих задач используются различные вспомогательные приемы: дискуссии, живые скульптуры, импровизации, разыгрывание сказок, фантастических ситуаций и т.д.

С помощью разминки в группе создается атмосфера, побуждающая участников действовать спонтанно и идти на риск для создания чувства доверия и безопасности.


Разминка особенно полезна в тех случаях, когда члены группы сопротивляются исследованию предложенной им темы и стесняются первыми брать на себя роль протагониста. Она помогает участникам настроиться на занятие, познакомиться друг с другом, снижает уровень их тревожности. Разминка может быть вербальной или невербальной.

Невербальные разминки косвенно помогают участникам преодолевать свое сопротивление открытому разговору о чувствах и проблемах. Физические действия служат целям активизации участников. Для того чтобы помочь им вспомнить детские впечатления, которые могут иметь отношения к воспроизведенным в психодраме конфликтам, предлагается такое упражнение: членам группы раздают карандаши и бумагу и просят, чтобы каждый своей, обязательно "нерабочей" рукой написал о своих впечатлениях, относящихся

257

к тому времени, когда он только учился писать. Каракули, выходящие из-под непривычной к письму руки, могут расслабить действие взрослой психологической защиты.

После разминки начинается подготовка психодраматического действия. Кто-либо из членов группы рассказывает о своей жизненной проблеме, касающейся сферы человеческих отношений, такой, какую он хотел бы решить в группе "здесь и теперь".

Эта проблема становится основной темой или сюжетом психодрамы. Рассказчик обрисовывает суть проблемы, называет ее реальных участников в жизни, характеризует их, описывает их поведение в проблемной ситуации, включая и собственное. Затем между членами группы, согласившимися стать участниками психодрамы, распределяются роли тех людей, которые в жизни участвуют в проблемной ситуации и между которыми складываются непростые взаимоотношения. В распределении ролей участвует сам автор проблемы. Для исполнения каждой роли он подбирает тех, кто более всего подходит по своим внешним данным и поведению.

Иногда тема выбирается исходя из предварительного знакомства с членами группы или обстоятельств, которые выявились в ходе разминки. Когда специфика ситуации становится ясной, протагониста просят, чтобы он рассказал ситуацию достаточно подробно, а потом разыграл ее.

Протагонист обставляет сцену с помощью подручных средств так, чтобы она максимально соответствовала воспроизводимому событию. Для этого в помещении, где разыгрывается психодрама, должен быть богатый выбор возможностей. В классическом варианте стулья в помещении расставляются так, как это делается для зрителей в театре. Лучше, чтобы это было подобие амфитеатра (с полукруглой многоярусной сценой), имеющее частично отгороженное пространство и балкон.