Файл: osipova_a_a_obshaya_psihokorrekciya.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 1239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.

Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию

Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога

§ 1. Психологическая коррекция и ее виды

§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной

§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ

§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных

Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике

Глава 1. Психодинамическое направление

§ 1 Коррекционные воздействия в классическом

§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.

§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса

§ 4. Логотерапия

§ 5. Экзистенциальное направление

Глава 2. Поведенческое направление

Глава 3. Когнитивное направление

§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции

§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса

§ 3. Когнитивный подход а. Бека

§ 4. Реальностная терапия у. Глассера

Глава 4. Трансактный анализ

§ 1. Трансактный анализ э. Берна

Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза

Раздел III. Методы практической коррекции

Глава 1. Игротерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Основные виды и формы игротерапии

§ 3. Игровая комната и ее оснащение

§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту

Глава 2. Арттерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Музыкотерапия

§ 3. Библиотерапия

§ 4. Танцевальная терапия

§ 5. Проективный рисунок

§ 6. Сочинение историй

§ 7. Сказкотерапия

§ 8. Куклотерапия

Глава 3. Психогимнастика

Глава 4. Методы поведенческой коррекции

§ 1. Метод систематической десенсибилизации и

§ 2. Иммерсионные методы

§ 3. Методы, основанные на принципе биологической

§ 4. "Жетонный" метод

§ 5. Метод морита

§ 6. Холдинг

§ 7. Имаго-метод

Глава 5. Психодрама

§ 1. Описание метода

§ 2. Формы и виды психодрамы

§ 3. Методики психодрамы

3. Дублирование (множественное дублирование).

Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция

Глава 1. Индивидуальная психокоррекция

§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции

§ 2. Психологические особенности индивидуальной

Глава 2. Групповая психокоррекция

§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции

§ 2. Особенности комплектования группы

§ 3. Групповая динамика

§ 4. Руководство психокоррекционной группой

Глава 3. Виды коррекционных групп

§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический

§ 2. Группы встреч

§ 3. Гештальт-группы

Часть 1. Начало фраз: "я должен..." продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы "я должен..." на "я предпочитаю..." (а окончания фраз оставить прежними).

Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".

Часть 3. Начало фраз: "Мне надо...". Замена - "я хочу...". Часть 4. Начало фраз: "я боюсь, что...". Замена - "я хотел бы...".

§ 4. Группы умений

§ 5. Телесно-ориентированные группы

Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой

Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и

Глава 1. Психокоррекция семейных отношений

§ 1. Семья как объект психокоррекционного воздействия

§ 2. Методики коррекции детско-родительских и семейных

Цели коррекции вытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:

· снижение чувства неполноценности;

· развитие социального интереса (просоциальной направленности);

· коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Позиция психолога. Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы - найти ошибку в "картине мира" клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок.

1. Недоверие.

2. Себялюбие.

3. Нереалистические амбиции.

4. Недостаток уверенности.

Требования и ожидания от клиента. Основное для клиента - занять партнерскую позицию, т.е. позицию "на равных" по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска - базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Клиент трактуется как "растерявшийся", "обескураженный", поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам - важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д.

43

Техники

Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции:

43

1. Установление правильных отношений. Основа этого этапа - формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.

2. Анализ личностной динамики. Главное на этом этапе - понимания, осознания специфики жизни клиента важное место уделяется опросу о целях жизни: "В чем вы идите свое предназначение?"; "Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?" и т.д. Для этого существуют специальные техники.


Опросник семейного созвездия содержит вопросы типа: "Как ваш отец относится к детям?"; "Кто был любимым ребенком в семье?"; "В каких отношениях вы были с отцом и матерью?"; "Каким ребенком вы были?" Смысл подобных вопросов - получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

Набор вопросов "Раннее воспоминание". Спрашивается примерно следующее: "Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях"; "Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений" либо "Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни". Как правило, число таких просьб ограничивают четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

Анализ сновидения. В отличие от классического психоанализа в адлерианском подходе отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других. При этом в задачу консультанта не входит изменение приоритета, а только приложение усилий по осознанию его.

44

Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает текст резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире: гиперобобщения типа: "Нет в жизни счастья"; неверие и неосуществимые цели, например: "Я хочу нравиться всем"; ошибочное восприятие жизненных требований, например: "Все несправедливы ко мне"; отрицание собственной основополагающей ценности типа: "Я - конченый человек";.мнимые ценности, например: "Главное - добиться своего, неважно, какой ценой".

От консультанта требуется ориентировка в системе осознаваемых допущений клиента по отношению к резюме.


3. Подбадривание. На этом этапе работы основная функция - признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное - наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

4. Поощрение инсайта. Задача психолога - создание условий для инсайта (озарения) путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также

соответствующих интерпретаций с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается уровень психологической защиты клиента. Реальное самопонимание - вот смысл третьего этапа.

5. Помощь в переориентации. Эта заключительная стадия работы известна также под названием "Воплощение инсайта в действие". Существуют специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

Антисуггестия (парадоксальная интенция) - смысл этой техники состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. Смысл техники не только в том, что она идет в ногу с защитными механизмами благодаря отлаженному механизму действия, но и в том, что принудительное, многократно усиленное осуществление действия, с которым следовало бы бороться, обесценивает это действие для клиента.

А.Ф. Бондаренко приводит следующий пример из собственной практики:

45

"Один из молодых руководителей жаловался на то, что когда он волнуется, начинает перекладывать вещи из кармана в карман. Наблюдения на работе и в группе показали, что при любом обострении ситуации клиент начинал рассовывать по карманам предметы, снова выкладывать их на стол и т.д.

В один из острых моментов в группе тренинга ему предложили, как только он заволновался и стал перекладывать вещи, продолжать это делать и не обращать внимания больше ни на что. Через 10 мин вся группа как завороженная следила за клиентом. Через 15 мин клиент сказал, что ему уже надоело, но руководитель настоял на продолжении действий. Еще через 5 мин вся группа покатывалась со смеху, и клиент, вняв нашей нижайшей просьбе, сосредоточенно перекладывал вещи.

Через полчаса после начала процедуры потный и злой клиент выбежал из комнаты. После этого привычка практически не проявлялась".


Действие "Если бы...". Данная психотехника основана на типичной жалобе: "Ах, если бы". Клиенту предлагается действовать так, словно пожелание "если бы" осуществилось. По сути, данная техника есть ролевая игра, в которой клиент изыскивает возможности компенсации неадекватных или неполноценных чувств, установок, действий, причем не только в ситуации общения с психологом с глазу на глаз, но и на протяжении определенного временного периода, например в промежутке между двумя коррекционными встречами.

Постановка целей и принятие обязательств. Правила использования этой техникой просты: цель должна быть достижима, реалистична, а время - ограничено. "Делай только то, что приятно" - так сформулировал Адлер смысл этого приема. Если все же цель не осуществляется, ее можно пересмотреть. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом для него направлении.

Поймай себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не впадая в самообвинение, скорее с теплым юмором в отношении себя. Прием продуктивен, если клиент уже осознал свои цели и мотивирован к переориентации. В пользовании приема важна временная отсылка к прошлому: "Как прежде".

"Нажатие кнопки". Прием эффективен с клиентами, чувствующими себя жертвами противоположных эмоций.

46

Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние "нажатием кнопки", т.е. принимая решение о том, на каких образах или мыслях стоит сосредоточиться.

"Избегание плакунчика". Смысл этой техники - не попасть в ловушку той психологической позиции, с которой приходит клиент, в частности привычной поведенческой позиции типа: "Меня никто не любит, никому я не нужен". Психолог ни в

коем случае не должен подкреплять эту позицию, наоборот, его задача - непрестанно поощрять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор самой позиции зависит от человека, от его свободного решения.

47


§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса

Американский психолог К. Роджерс в книге "Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория" обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

"Поле опыта", "самость", "Я"-реальное, "Я"-идеальное, "тенденция к самоактуализации".

Поле опыта - то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта - это "карта" территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается

47

поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

"Самость" - центральное понятие в концепции К. Роджерса. "Самость" - это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к "самости" и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Поведение становится более спонтанным, выражение отношений - менее охраняемым, так как "самость" принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, "самость" -это система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его "Я".

"Я"-реальное - система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

"Я"-идеальное - представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.