ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
27
ноябрь- декабрь 2014 № 19(63)
2 7
примитивное и неприглядное зрелище являли собой первые экономические отношения
http://vk.com/krasmun
ходило формирование органов управления экономическими и общественными процессами путем образования соответствующего бюрократического аппарата. Тем самым были созданы предпосылки для перехода достаточно многочисленных и развитых для того отдельных человеческих общностей к государственной форме своей самоорганизации. Если изначально единоличное и централизованное распределение осуществлялись с целью дать что-нибудь каждому члену общества, то впоследствии централизованное распределение осуществлялось с целью безвозвратно отнять чтонибудь у каждого из них.
Вопрос о праве осуществления централизованного распределения всегда выяснялся посредством насилия в процессе неорганизованного взаимодействия между наиболее сильными соплеменниками, после завершения которого самый сильный из них оказывался на вершине пирамиды общественной иерархии, в соответствии с которой распределялись отношения господства и подчинения. Каждый, осуществлявший централизованное распределение, обладал огромным преимуществом перед всеми остальными в виде абсолютной над ними власти и всегда стремился как можно дольше сохранять свое привилегированное положение, используя для этого любые средства и методы, включая самое жестокое насилие. То есть, централизованное распределение совокупного результата общественного производства всегда основывалось на отношениях господства и подчинения, складывавшихся в процессе использования насилия и сохранявшихся в течение продолжительного времени с помощью всевозможных методов угнетения, недостаточность которых всегда дополнялась тем же самым насилием. То же самое утверждение будет полностью справедливым и в отношении тотального централизованного распределения совокупного результата общественного производства. Если история человечества
является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел: как результатов совместной производственной деятельности, так и результатов общественного производства в целом, то одновременно она является историей централизованного распределения.
Примитивность первых орудий труда, несовершенство способов производства, непостоянство благоприятных природных условий не могли обеспечить первобытной общине необходимый постоянный достаток пищи. Почти ежедневная в ней потребность, во многих случаях весьма настоятельная, имела своим следствием возникновение интереса у членов общины к результатам производственной деятельности ближайших соседей. Когда недостаток пищи оказывался критическим, интерес этот возрастал до возникновения намерения завладеть чужим добром, которое можно было только отнять. Для осуществления этой, в высшей степени безнравственной цели использовалось насилие в процессе неорганизованного взаимодействия между победителями и побежденными, после завершения которого происходил, как правило, передел результатов производственной деятельности побежденных в виде беспорядочного грабежа победителями. Вот таким, примитивным и неприглядным образом, представлявшим собой жестокое разбойное нападение, происходило коллективное удовлетворение непреодолимого коллективного интереса к результатам чужой производственной деятельности. Вот такое, примитивное и неприглядное зрелище являли собой первые экономические отношения между отдельными независимыми человеческими общностями, носившие эпизодический и случайный характер.
Для власти любого государства всегда была недостаточной собираемая на ее нужды часть совокупного результата общественного производства, значительно увеличить которую можно было только путем завоевания новых территорий. С этой
целью организующая сила государственной власти превратила первые случайные разбойные нападения, совершавшиеся большей частью только для того, чтобы выжить в крайне неблагоприятных условиях, в заблаговременно планируемые и тщательно подготавливаемые захватнические войны, ведение которых возлагалось на хорошо обученные и оснащенные регулярные армии. Если первые победители выгребали в процессе непременных грабежей только лишь необходимые им результаты производственной деятельности побежденных, то последующие уже захватывали некоторую часть местного населения в качестве рабов. Вследствие использования в дальнейшем принудительного и практически безвозмездного рабского тру-
Подробнее: http://international.sfu-kras.ru/geopolitics-center/ http://vk.com/krasmun/ http://prkurs.jimdo.com/
28
ноябрь- декабрь 2014 № 19(63)
история человечества - непрерывная и ожесточенная борьбы за передел
http://vk.com/krasmun
да значительно возрастал экономический эффект военной победы. Одновременно существенно сокращалось количество войн необходимых для достижения определенного экономического результата. Следующим шагом в этом направлении явилось заключение кабальных мирных договоров, которые всегда писались под повелительную диктовку победителей, оговаривавших для себя всевозможные, как разовые, так и долговременные, послевоенные
экономические преимущества. Не лишним в этом смысле явилось утверждение вассальной зависимости между победителями и побежденными, также позволявшее более длительно и более полно использовать экономические выгоды военной победы.
Непосредственным присоединением завоеванных территорий вместе с населявшими их покоренными народами был достигнут возможный максимум практической целесообразности использования войны в качестве средства удовлетворения экономического интереса. Присоединение позволяло неограниченно долго и наиболее полно использовать экономические выгоды военной победы, исключая одновременно необходимость дальнейших войн с уже однажды покоренной человеческой общностью. Максимум практической целесообразности одного завоевания можно было увеличить только путем осуществления второго, затем третьего и т. д., вплоть до достижения максимума абсолютного одновременно с завоеванием мирового господства.
Если история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел: как результатов совместной производственной деятельности, так и результатов общественного производства в целом, то одновременно она является историей войн. Полномасштабный неуправляемый самопроизвольный процесс в экономических и общественных отношениях происходит в виде самостоятельной борьбы каждого его участника за свое выживание. Каждый старается захватить как можно больше и вступает в неорганизованное взаимодействие с любым другим участником, мешающим достижению этой цели. Возникает он тогда, когда распределяются весьма ограниченные, а то и заведомо недостаточные ресурсы властью, которая уже не-способна обеспечить с помощью соответствующего насилия порядок в экономических и общественных отношениях. В том или ином виде неуправляемый самопроизвольный процесс есть явление постоянное.
Наиболее значительной составной частью постоянного неуправляемого самопроизвольного процесса является преступность. Возникнув в
виде экономических отношений между сильным и слабым, она представляла собой некоторое время последовательность индивидуальных актов насилия, к которым затем добавились акты насилия группового. В дальнейшем образовалась организованная преступность в виде отдельных, долговременно действующих организованных преступных группировок (ОПГ) и даже отдельных организованных преступных сообществ (ОПС). В настоящее время организованная преступность превращается в
преступность высокоорганизованную путем слияния отдельных ОПГ или ОПС с различными государственными структурами. Более того, в некоторых случаях организованная преступность вступает в прямое противоборство с властью. Представляется очевидным, что все организационные изменения преступности направлены на расширение сферы своего влияния и на создание благоприятных условий для своей деятельности на долговременной, а то и постоянной основе. Пределом развития преступности является превращение ее во власть, тем более, что и отстоят они друг от друга совсем недалеко, и т.д.
Если история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел: как результатов совместной производственной деятельности, так и результатов общественного производства в целом, то одновременно она является историей преступности. Интересующиеся происхождением насилия, должны уяснить себе, что оно ниоткуда не произошло, а всего лишь благополучно перекочевало из доисторического времени в современную человеческую историю в качестве средства подчинения одного человека другим. Сильный подчиняет слабого, осуществляющий единоличное распределение подчиняет остальных участников, победитель подчиняют побежденного, преступник подчиняют свою жертву, власть подчиняет всех.
Если история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел: как результатов совместной производственной деятельности, так и результатов общественного производства в целом, то одновременно она является историей насилия. Таким образом, только устранение единоличного распределения результатов совместной производственной деятельности и достаточное ограничение централизованного распределения совокупного результата общественного производства позволит наиболее значительно ограничить насилие в человеческом обществе, использующегося в качестве решающего средства достижения экономического господства.
Валентин Яковлевич МАЧ
Подробнее: http://international.sfu-kras.ru/geopolitics-center/ http://vk.com/krasmun/
http://prkurs.jimdo.com/
Печатается в авторской редакции
29
ноябрь- декабрь 2014 № 19(63)
ЛУЧШИЕ СОТРУДНИКИ ШКОЛЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ-2014!
http://vk.com/krasmun
Сотрудник Секретариата Школы публичной дипломатии Николай ПОМЫТКИН принял участие во Всероссийской научно-практической конференции «Политическое сознание современного российского общества в условиях модернизации» в рамках III Международного научнообразовательного форума «Человек, семья и общество: история и пер- с п е к т и в ы р а з в и т и я » . Н и к о л а й п р е д с т а в и л т е м у
«ПОСТСОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙ-
СКОЙ ИНТЕГРАЦИИ». Напомним, что неделю назад, команда студентов СФУ, которую возглавлял Николай на брейн-ринге по политологии заняла II место среди вузов города.
Гордимся!
|
|
|
|
|
|
выпускница |
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
, |
сту |
|
|
|
|
|
|
посол |
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
Соколовадипломатии |
|
||||
|
публичной |
студенческий. |
|
||||
Анастасия |
|
|
, |
|
|
|
|
|
|
Арктики |
|
||||
Школы |
|
СФУ |
|
|
|
||
ЮИ |
|
|
|
|
|
||
Университет |
|
|
|
|
|||
дентка |
|
|
|
|
! |
|
|
в |
|
|
удачи |
|
|
||
Желаем |
|
|
|
|
|
Текущий студенческий посол от СФУ:
Соколова Анастасия
+7 902 959-79-95, uarcticsfu@mail.ru
сотрудник Секретариата Красноярской Модели ООН СФУ.
стипендиат Оксфордской стипендии 2014;
делегат Модели Международного трибунала по Руанде 2014;
представитель делегации Германии на первой Модели Совета Европы
2014;
министр делегации США на первой Модели Арктического Совета 2014;
владеет английским и китайским языком;
в 2013 году обучалась в Хэйлундзянском университете г. Харбин;
в 2014 году обучалась в пекинском университете.
Подробнее: http://international.sfu-kras.ru/geopolitics-center/
http://vk.com/krasmun/ http://structure.sfu-kras.ru/geopolitics-center#section5 http://prkurs.jimdo.com/
Печатается в авторской редакции
http://vk.com/krasmun
30
ноябрь- декабрь 2014 № 19(63)
3 0
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Основоположниками идей евразийства являются мыслители, находившиеся в эмиграции в 20-е годы прошлого века, такие как Трубецкой Н. С., Савицкий П. Н., Фроловский Г. В., Красавин Л. П., Гумилѐв Л. Н. и другие. Которые предлагали создания самобытного
государства на территории Евразии, через синтез русского и тюркского этносов. Так же евразийцы считали, что в государстве должны сочетаться индивидуализм и коллективизм, рыночная и государственная экономика и т. д.
Особенно актуальными их идеи были после таких событий, как революция и гражданская война, а так же распад СССР. В последнее время Россия активно проводит политику, направленную на евразийскую интеграцию. В данный момент во главу угла ставится экономика. Тем более интеграция идѐт по примеру Европейского союза, т. е. в несколько этапов начиная от создания зон свободной торговли и экономических союзов, переходя к политической интеграции.
Перед этим стоит ряд проблем, не только с точки зрения экономики, но и общества. В данный момент в евразийской интеграции активное участие принимают такие страны как Россия, Белоруссия, Казахстан в первую очередь, а так же Армения, Киргизия, Таджикистан. Эти страны неоднородны в плане культуры и религии, что может породить противоречия. Некоторые исследователи, например Тойнби, Хантингтон и др., считали религию главным признаком определяющим цивилизацию. Религия способна объединять многие народы, но между представителями разных религий может легко вспыхнуть вражда. Так же проблема состоит в национализме, который имеет место не только в России, а так же в других странах постсоветского пространства, что может отрицательно влиять на ход евразийской интеграции. Тем более что многие республики после обретения независимости имели в своей идеологии элементы национализма. Так же отрицательное воздействие на интеграцию может оказать отрицательное отношение корено-
го населения к трудовым мигрантам.
Но, смотря на эти проблемы можно сказать: готово или нет общество к интеграции на постсоветском пространстве?
Во-первых, самая идея создания евразийского экономического союза имеет поддержку среди россиян. По данным ВЦИОМ 70 % россиян положительно относятся к созданию евразийского союза, против 4-х % - отрицательно. 41 % всех опрошенных видят евразийский союз совершенно новым объединением, а 27 % видят евразийский союз как восстановленный СССР, при независимости стран участниц. (ВЦИОМ Пресс-выпуск №2618). Поэтому можно сказать, что процесс «собирания земель» тоже имеет свою поддержку в российском обществе.
Вдругих странах присутствуют, как сторонники евразийской интеграции, так и еѐ противники. В Белоруссии общество обычно делится на сторонников европейской интеграции, евразийской интеграции и центристов. При чѐм данные опросов разнятся между собой. Некоторые рассматривают евразийскую интеграцию лишь, как лишь как взаимодействие с Россией, в рамках сближения с восточно-славянским народом, в то время, как само евразийство будет им чуждым.. (Шурубович А. В. Евразийкая интеграция в восприятии белорусов // Россия и новые государства Евразии С. 14).
Вкакой-то мере во всех странах, участвующих в евразийской интеграции, есть доля общества негативно относящихся к этой интеграции, чаще всего это сторонники западной пути, националисты, а так же те, кто видит в евразийской интеграции больше минусов, чем плюсов, в первую очередь в экономике. Некоторые видят в евразийской интеграции угрозу суверенитету своей стране, и рассматривают евразийскую интеграцию, как расширение «имперских амбиций» России.
Важно так же отметить, что видение евразийской интеграции даже в рядах еѐ сторонников тоже разнится. Некоторые рассматривают евразийскую интеграцию как возрождение или реинкарнацию
СССР, другие это чѐтко отрицают, некоторые противопоставляют его Европе, в то время другие рассматривают его как этап создания Большой Европы (от Лиссабона до Владивостока), официальная
Подробнее: http://international.sfu-kras.ru/geopolitics-center/ http://vk.com/krasmun/
http://prkurs.jimdo.com/
Печатается в авторской редакции