ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
1 Билет.
Произведения И.С. Тургенева об интеллигенции в контексте теории о «гамлетах» и «дон кихотах».
Это второй период творчества Тургенева. Он преодолевает романтизм, его творчество развивается в реалистическом ключе. «Записки охотника» «Первая любовь» «Рудин» «Дворянское гнездо»
«Записки охотника» (47-52) 22 произведения разделенные на две части. Правдивое изобр-е всех наших проблем: крестьяне и крепост.право. показана несправедливость помещиков по отн-ю к крестьянам. Кто такой простой чел-к? чем он отличается от других? Осн.духов.черты рус.человека.
Первый очерк «Хорь и калиныч» описание натуральной крестьянской жизни, отношения помещиков с крестьянами. Хорь и Калиныч- два полюса крестьянского мира. Хозяйственный Хорь со «складом лица» древнегреческого философа, наст.хозяин и поэтически одаренный «идеалист» Калиныч, безхозяйств., созерцательный, поет в лесу, радуется каждому дню, несет людям свет и доброту, явились своеобразными характерами.
«Бежин луг» все страшилки связаны с природой. Природа- сокровищница, некий живой мир населенный тайными силами. Страшные рассказы мальчиков про природу, она жива. Мальчик по суеверию должен умереть, умирает. Вопрос: кто управляет нашими судьбами? Законы мироздания.
«Живые мощи»- в названии оксюморон. Мощи-мертвое тело святого человека. Указывают на святость их обладателя. Образ Лукерьи, прикованной к кровати. Нет злобы на судьбу. Смирение. Во время смерти колокольный звон с неба. Мотив звона - духовная вертикаль.
Двуплановость - традиции натур школы, соц. темы
-духовный мир человека, особая вера, особый духовный мир.
Тургенев начинает размышлять о судьбе россии.
Вся интеллигенция состоит из:
1) Гамлеты
2) Дон кихоты
В 1860 году Т выступает с публичной лекцией «Гамлет и Дон Кихот»
Дон Кихот-проникнут преданностью к идеалу, он служит некой истине. Он живет для других, жизнь для себя он считает постыдной; самопожертвование, ни капли эгоизма, живет во внешнем мире, забывая о себе.
Гамлет- эгоист. Он ничего не находит в целом мире, он постоянно занят. Гамлет всегда ироничен, а это противоположно энтузиазму Дон Кихота. Гамлет культивирует свои недостатки; самоистязает и получает от этого великое наслаждение. Иногда Дон Кихот и гамлет- это стадии развития одного человека.
«Гамлет Щигровского уезда» (49)- первоначальное название «Обед»
Обед у дворянина, все остаются у него. Рассказчик в комнате с незнак.мужчиной, тот расск.ему историю:Герой наслаждается, рассказывая о своих неудачах. Основная его черта - рефлексия. Комич.сочетание «гамлет щигровского уезда».
«Дневник лишнего человека» (50) (в этих произведениях описываются герои, чьи попытки принести пользу отечеству или найти личное счастье обречены на неудачу («лишний человек» )) эти повести послужили как бы подступами к первому роману тургенева «Рудин» (55)
«Дневник лишнего человека» Главный герой- Чулкатурин. Он человек бесприютный, его оттесняют более смелые и решительные люди. Он умирает весной,когда все оживает.его не принимает природа.Он лишний.Этот тип не нужен.
«Первая любовь» ( о Гамлете, испытание любовью)
«Ася»
Тема любви в среде интеллигенции.
«первая любовь» (1860 г.). разговор неск-х мужчин, у кого когда первая любовь. 1 – не помнит, 2 – это его жена, 3 – вспоминает, рассказ от его имени. Идея – мало кто помнит свою первую любовь, духов на 2 плане, материал.на первом. Владимир полюбил зинаиду, свою соседку, она была особенной, вокруг нее было много людей, все ее любили, но непонятно кого любила она. В.очень мучился, не понимал как она к нему отн-ся. Однако вскоре он понял, что она использует его. Финал: страшная тайна раск-ся для Вл. Зинаида любит его отца. Мать Вл.узнает об измене мужа и уезжает с дачи с сыном, затем умирает Зинаида и отец Вл. корни трагического взгляда на жизнь у т.-это философия Шопенгауэра (кажд.чел-к способен на счастье, но есть некая воля, кот.противостоит этому. Бороться бесполезно, единст.путь – смириться, не искать счастья). В пр-ии: 1)семья без любви, 2)любовь, кот.никогда не приведет к обретению семьи
Любовь-вспышка ,не может долго длиться. Слабый зависимый от общества мужчина (Владимир) противопоставлен сильной женщине(Зина). Любовь и смерть всегда идут рядом. Смерть- это плата за мгновения истинной любви.
Тема войны в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.
Одновременно с работой над трилогией Толстой писал военные рассказы. Один за другим появлялись «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный». Все эти произведения были написаны очевидцем и участником событий, знавшим военный быт и чувствовавшим характер войны, поэтому в них заметна документальная основа, во многом приближающая рассказы к жанру очерка, популярного в литературе середины века. К тому же многие из завершенных и незавершенных произведений этого времени сохраняют связь с дневниковой формой, что также свидетельствует об их документализме. Участие в военных действиях расширяло реальный жизненный опыт Толстого и ставило перед ним новые нравственные и художественные задачи. Одной из таких задач было наблюдение над тем, как раскрывается личность человека в необычных условиях, в связи с этим перед писателем встал вопрос о природе человеческой храбрости. В военных рассказах постепенно начинает формироваться эпическое начало в творчестве Толстого. Писатель впервые пытается сопоставить в пределах одного произведения судьбу отдельного человека и масштабные исторические события. Он поднимается до понимания сути происходящих событий и художественного обобщения. В этих произведениях постепенно толстовская оценка войны: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? ».
Военную тему Толстой продолжил в цикле «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце» (апрель ж.Современник), «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»), материалом для которых послужило пребывание Толстого в осажденном Севастополе и участие в обороне города в 1855г. В 1854 г. Толстой подал рапорт с просьбой перевести его в Севастополь, как он записал в дневнике, «из патриотизма», когда Англия, Франция и Турция высадили морской десант в Крыму. Основа содержания севастопольских рассказов — описание хода обороны города, истинного героизма и патриотизма, проявленного его защитниками, выполнившими свой долг перед родиной.
Названия рассказов напоминают датировку записей из дневника офицера — очевидца происходящего. В своих произведениях Толстой не только с документальной точностью передает события, описывает приметы жизни осажденного города, рассказывает о судьбах отдельных людей, участвующих в обороне, но вводит и еще одного героя, главного для себя, «который всегда был, есть и будет прекрасен» — правду. Правда изображения, приравненная писателем к красоте, опиралась как на документальную точность описания, так и на принципиально новый подход Толстого к изображению войны: на первом плане был показ ее страшных будней. Автор в прямом публицистическом отступлении подчеркивал, что хочет показать войну «не в правильном, красивом и блестящем строе», «с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», а «в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти». Публицистический пафос севастопольских рассказов обнаруживается в небольших по объему авторских отступлениях и в особо подчеркнутой форме авторского обращения к читателям, которых он как бы ведет по осажденному городу («вы увидите...», «вы услышите...»).
В севастопольском цикле Толстой продолжает соединять описание важного исторического события с рассказами о конкретных людях. На примере выделенных им отдельных человеческих судеб он ставит важнейшие нравственные вопросы: различные проявления истинного героизма и патриотизма (братья Козельцовы), подлинная и показная храбрость, карьеризм и тщеславие (офицеры Михайлов и Калугин), высокое и неповторимое значение жизни каждого человека (смерть Праскухина).
«Севастополь в декабре месяце» - отсутствие сюжета, напоминает очерк, где передаются ощущения автора от севастопольского быта солдат и офицеров. Начало расск – утро, конец – вечер. Описательность полностью вытесняет сюжет. Натуралистичность (детализация) при описании госпиталя – ампутация. Гл. мысль – война – это жестокость, кровь, грязь и боль. К этому прибавляется чувство стыда (они страдают, а я нет). В госпитале переживает больным, а на улице – наслаждается жизнью, стыд уходит. = война – постоянное балансирование м/у жизнью и смертью. Баланс передается ч/з световую символику. Темные серые краски утра, вечер – солнечный свет и музыка, доносящаяся издалека.
«Севастополь в мае» - сатирический хар-р в сторону рус офицерства. Офицеры боятся испачкать мундир и не ложатся на пол, чтобы спастись во время взрыва. Было напечатано в журнале Современник с большими вырезками из-за цензуры.
«Севастополь в августе 1855 года» - штурм 27 августа. Начат в крыму, закончен в СПБ. Есть сюжет и главный герой – Владимир Козельцев – юноша, воспитанный на героических подвигах. Его захватило героическое патриотическое чув-во. Отправ в Крым, чтобы учав-ть в обороне Севастополя. Когда приезжает видит снаряды, грязь, кровь, просыпается страх перед смертью, улетучивается парадно-патриотическое представление о войне. Страх и стыд сплетаются в душе и провоцируют надлом в душе. Стыдится страха. Героически погибает.
2 Билет.
Тематика и поэтика романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
«Дворянское гнездо» (1858)- роман об исторической судьбе дворянства в России. Одно из самых совершенных произведений тургенева, пронизанное светлой грустью об уходящей в прошлое патриархальной России.С сыновней любовью воссоздал автор её идеальный образ, всегда живший в его душе.
Излюбленное место действия в тургеневских произведениях - "дворянские гнезда" с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. Их судьба волнует Тургенева, и один из своих романов, который называется "Дворянское гнездо", проникнут чувством тревоги за их судьбу.
Этот роман пропитан сознанием того, что "дворянские гнезда" вырождаются. Критически освещает Тургенев дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь "барства дикого" и аристократического преклонения перед Западной Европой.
Тургенев очень точно показывает смену поколений в роде Лаврецких, их связи с различными периодами исторического развития. Жестокий и дикий самодур-помещик, прадед Лаврецкого ("что барин восхотел, то и творил, мужиков за ребра вешал ... старшого над собой не знал"); его дед, который однажды "перепорол всю деревню", безалаберный и хлебосольный "степной барин", полный ненависти к Вольтеру и "изуверу" Дидероту, - это типичные представители русского "барства дикого". Сменяют их приобщившиеся к культуре то претензии на "французскость", то англоманство, которые мы видим в образах легкомысленной старой княжны Кубенской, в весьма преклонном возрасте вышедшей замуж за молодого француза, и отца героя - Ивана Петровича. Начав с увлечения "Декларацией прав человека" и Дидро, он кончил молебнами и баней. Такова была история одного из родов русского дворянства. Также дано представление о семействе Калитиных, где родителям нет никакого дела до детей, лишь бы были накормлены и одеты. Тургенев создает картину весьма далекую от идиллического изображения "дворянских гнезд". Он показывает разношерстную Россию, люди которой "ударяются во все тяжкие": от полного курса на запад до буквально дремучего прозябания в своем имении. А все "гнезда", которые для Тургенева были оплотом страны, местом, где концентрировалась и развивалась ее мощь, претерпевают процесс распада, разрушения. Описывая предков Лаврецкого устами народа (в лице дворового человека Антона), автор показывает, что история "дворянских гнезд" омыта слезами многих их жертв.