Файл: Билеты по руслиту 3 курс 1 семестр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

судьба леса, который продает Гурмыжская Раиса Павловна, решает участь многих людей. Огромные поместья Гурмыжской тают, их скупает вчерашний “мужик” купец Восмибратов. Помещики осознают, что под топором Восмибратова гибнут леса, окружающие их поместья и символизирующие незыблемость феодальных отношений. Они понимают, что Восмибратов не пожалеет привычных для “дворянских гнезд” форм жизни, не пожалеет красоты лесов. Лес - центральный образ комедии, символ. Продажа леса — конец помещичьего господства, потеря власти. Но лес, “сыр-дремучий бор”, является и символом дремучести, дикости, варварства, жестокости человеческих отношений.. Тем, кто честен, не терпит подлости, не участвует в интригах, имеет собственное мнение и достоинство, сочувствует горю и несчастью других, нет места в этом лесу. “Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? — спрашивает Несчастливцев. Уходит навсегда из родных мест Несчастливцев, покидает усадьбу “Пеньки” Аксюша. Существующим отношениям бесчеловечности, жестокости, неискренности и лжи Островский противопоставляет мечту о людях с яркими и сильными характерами, глубокими и искренними чувствами.сторической арены.


10 Билет.

Семейная тема в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Основные семейные гнезда и способы их изображения.

ЗАМЫСЕЛ Художественное исследование эпохи 1805-1820 годов побудило Толстого идти далее, в глубь русской истории, к эпохе Петра I. Озабоченный проблемами современной ему действительности, писатель видел в петровском времени начало всего, узел русской жизни. Толстой перевернул горы исторических материалов, набросал множество вариантов начала будущего романа, но неожиданно его увлек другой замысел - из современной жизни. К весне 1873 года был закончен первый вариант нового произведения. Однако потребовалось еще четыре года, заполненных одновременно и педагогической работой, и борьбой с голодом в Самарской губернии, потребовалось несчетное число переделок, порой доводивших автора до отчаяния, прежде чем роман Анна Каренина стал достоянием читателей. Он был закончен в 1877 году.

Главная тема романа - исследование проблемы семьи, анализ кризисных явлений в современной писателю семье. Роман состоит будто бы из двух произведений, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной и судьба дворянина, который живет в селе и занимается усовершенствованием своего хозяйства и отношениями с крестьянами, Константина Левина. Их пути пересекутся лишь однажды, да и то это ничего не изменит в жизни героев. Но их объединяет внутренняя связь: оба героя ищут защиты от неправды.

ВИДЫ ЛЮБВИ: любовь – уважение (идеал Толстого), любовь-страсть (Вронский), любовь ради приличия (семья для Каренина только статус. Семья – это служ положение, он восприн все ч/з призму карьерной лестницы), любовь-жертва (Варенька) Анна не приобретает настоящей любви.

СЕМЕЙНЫЕ ГНЕЗДА:

Облонские– внешне все прилично, но внутри полный беспорядок. Муж изменяет жене и волнуется только о том, чтобы она не узнала. Главное - чтобы внешне все было спокойно, все в тайне.

Каренины – семья для подтверждения статуса. Главное служба и карьера для Каренина – поэтому Анна ему изменяет.

Левины (Щербацкие)– наиболее идеальная семья. Но Китти не любила мужа, вышла замуж по идеологическим соображениям. Изначально любила Вронского. А Константин весь не раскрыт для нее.

Кити и Левин от разочарования, тяжелых переживаний приходят к прочному и спокойному семейному счастью. Они дополняют друг друга до целого, поскольку в тех областях, где находятся интересы Кити, Левин не лезет - ему не интересно. А то, какие области интересны Левину для Кити так же ничего особенного не значат и поэтому и в этих областях они поругаться не могут.


Это как раз нормальные отношения не между друзьями и соратниками, а мужем и женой. Мужу и жене совершенно не нужно интересоваться одним и тем же, а даже наоборот. Если интересы перпендикулярны, то это только ближе соединяет их! В вопросе "любви" главном вопросе книге Анна Каренина, Левин очень идеален. его волнует "идея любви", сам процесс это не очень интересно. Кити наоборот интересно материальное оформление их отношений. С одной стороны может показаться, что такая семья идеальна, но с другой стороны может оказаться, что то, что произошло с семьёй Карениных - это будущее, которое ожидает Левина и Кити. Левин может уйти с головой в свою работу и погибнуть, как Иван Ильич из рассказа "Смерть Ивана Ильича", а Кити погибнет, как Анна Каренина.

Глава, посвященная венчанию, проникнута глубоким сочувствием Толстого к девичьей судьбе и девичьим мечтам о счастье, которые жизнь нередко так безжалостно разбивала. Присутствовавшие в церкви женщины вспоминали свои свадьбы, грустили о том, что надежды на счастье у многих из них не оправдались. Долли подумала о себе, вспомнила Анну, которая так же девять лет назад "чистая стояла в померанцевых цветах и вуале. В первые же дни своей семейной жизни Кити занялась хозяйством, "весело свивая свое будущее гнездо". Левин мысленно упрекал ее в том, что "у нее нет серьезных интересов. Ни интереса к моему делу, к хозяйству, к мужикам, ни к музыке, в которой она довольно сильна, ни к чтению. Она ничего не делает и совершенно удовлетворена". После родов Кити — "величайшего события в жизни женщины" — Левин, едва сдерживая рыдания, стоял па коленях и целовал руку жены, он был безмерно счастлив. "Весь мир женский, получивший для него новое, неизвестное ему значение после того, как он женился, теперь в его понятиях поднялся так высоко, что он не мог воображением обнять его".

Семья Анны и Вронского - Анна и Вронский неуклонно и неотвратимо движутся навстречу трагедии. Связь Кити и Левина, есть жизнь, отношения Анны и Вронского развиваются под знаком смерти.

• Причина противоположности судеб героев — в различном отношении их к семье и браку.

Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Толстой показывает, что семья невозможна без любви. Но не менее драматичен и распад семьи, так как это влечет за собой моральную расплату. Кроме того, нельзя забывать о духовной связи супружества. Такой связи не было у Анны с Вронским. Открыть тайну гармонии.

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ ДЛЯ ГЕРОЕВ: Вронский и его друзья видят в ней нечто низменное, прозаически-скучное, удел серых и обыкновенных людей. Облонский, Яшвин, Катавасов, Серпуховской, Петрицкий относятся к семье как к делу второстепенному. Причем их взгляды на семью носят не теоретический, а чисто практический характер. Герои руководствуются ими в жизни, поэтому их убеждения настоящие, хотя и неверные, с точки зрения автора. Они создают духовную атмосферу, указывающую на глубокое неблагополучие современного общества, трагически выразившееся ярче всего в судьбе Анны Карениной.


Толстовская "мысль семейная" раскрывается в сложном соединении всех эпизодов, событий, описаний героев, но все же стержень ее образуют две сюжетные линии: Анна — Вронский, Кити — Левин. История Анны занимает только около трети всего объема произведения. Левину, не имеющему прямого отношения к судьбе Анны, уделено не менее внимания, чем ей.

• показывает воздействие среды на человека, используя те же приемы расстановки положительных и отрицательных начал: исследуя, как хорошие, честные, справедливые люди преступают нравственный закон.

Брак Анны и Каренина —был чуть ли не случайным для нее и невольным для ее мужа, да и для них обоих, один из тех браков, которые редко бывают прочными и не дают людям счастья, потому что совершаются без живого участия сердца, без взаимной любви. Анна и Алексей Каренины прожили вместе восемь лет, но об их брачной жизни в романе сказано совсем мало, а первые годы их супружества и вовсе не упомянуты. Поселившись в столице, Анна свободно и легко вошла в высшее аристократическое общество. Ей был открыт доступ в три различных кружка избранных лиц петербургского света, где, по словам автора, она "имела друзей и тесные связи". Один состоял из высокопоставленных правительственных чиновников, тесно связанных по службе с Карениным и потому часто бывавших в его доме, но этот "служебный, официальный круг ее мужа" был довольно скучен, и Анна по возможности избегала его. С гораздо большей охотой Анна появлялась в том кружке, центром которого была графиня Лидия Ивановна; туда Анна обычно приезжала в сопровождении своего мужа, высоко ценившего графиню. Особенно же тесно Анна была связана с людьми "партии крокета" — с кружком княгини Бетси Тверской. В этот салон, объединявший сливки петербургского света, Анну ввела его хозяйка княгиня Бетси, которая была дальней родственницей Анны — женою ее двоюродного брата — и являлась двоюродной сестрой Вронского. Анна охотно и часто посещала этот салон, который впоследствии был местом ее встреч с Вронским.

Анна отличалась скромностью своего поведения и безусловной супружеской верностью. Хотя и было заметно что-то "фальшивое во всем складе их семейного быта", однако внешне жизнь Анны с Карениным выглядела вполне благополучной, однообразно-спокойной, что называется, без бурь и потрясений. У Анны появился ребенок, и она искренне занялась воспитанием своего Сережи, которого очень любила. К обязанностям и долгу жены она относилась строго, и у Каренина не было ни повода, ни причин для недоверия к ней, для ревности и семейных сцен. Обвиняя мужа в том, что он не знает, что такое любовь, вообще не знает, бывает ли она на свете, Анна умалчивает о том, что и она сама, честно и добросовестно исполняя супружеские обязанности, тоже долго не имела никакого понятия о любви, пока это чувство не пробудил в ней Вронский.


Несомненно, общество виновно в трагедии героини, но не в лицемерном осуждении связи Анны с Вронским, а в фактическом поощрении ее.

"Вронский никогда не знал семейной жизни" — Фраза ключевая к образу героя, определяющая и объясняющая историю любви Вронского и Анны. Вронский не получил истинного и элементарного образования в семье. Того образования, которое приобщает человека к духовным основам жизни, не с помощью книг, учебных заведений, а через непосредственное общение с матерью, отцом, братьями.

Любовь Вронского обедняет его. Если и прежде он "поражал и волновал незнакомых ему людей своим видом непоколебимого спокойствия, то теперь... еще более казался горд и самодовлеющ. Он смотрел на людей, как на вещи. Вронский ничего и никого не видел. Он чувствовал себя царем, не потому, чтоб верил, что произвел впечатление на Анну, — он еще не верил этому, — но потому, что впечатление, которое произвела она на него, давало ему счастье и гордость".

Толстой показывает силу, привлекательность чувств Вронского и в то же время обнажает их эгоистическую суть, хотя и не имеющую в себе в настоящей форме ничего ни отталкивающего, ни зловещего. Главный предмет изображения и исследования у Толстого — человеческие взаимоотношения, что выдвигает в центр его художественного мира этическую оценку.

Истинная любовь делает человека мудрее. Левин пребывает не в состоянии восторженности, опьянения, когда возникает иллюзия прекрасного мира, а в состоянии прозрения, открывая то, что было скрыто от него раньше. У Вронского, полюбившего Анну, интерес к людям и окружающему миру уменьшается, мир как бы исчезает для него, и он целиком поглощается чувством довольства и гордости собой.

Проблема Богочеловека и человекобога в «Великом Пятикнижии» Ф.М. Достоевского.

Достоевский впервые показал, что человеческое сознание амбивалентно (в его основе лежат противоположные начала добра и зла), противоречиво.Д. стоит у истоков нового философского сознания, сознания религиозного экзистенциализма (эта теория отвергает теорию рационального познания мира и утверждает интуитивное постижение мира). Д. отстаивал позицию, что человек прозревает свою сущность в пограничных ситуациях. Славу Достоевскому принесли его романы – его «Пятикнижие» с 1860х:«Преступление и наказание» (1866); «Идиот» (1868);«Бесы» (1871);«Подросток» (1875);«Братья Карамазовы» (1880-188). Пятикнижие – это отклик на дух-е, нравственные и соц-е явл-я того времени.

Главная мысль: Есть ли БОГ? Набирает обороты атеизм, материализм (мода среди студентов и интеллигентов). Появляется образ сверхчеловека, кот считает, что он наделен властью решать что хорошо и что плохо. Разрешили убийство, тк ч/з это убийство они принесут добро людям (террористы – женщина стреляла в губернатора, ее оправдали, тк она сов-ла подвиг, губернатор – тиран).