ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
возмущения, избегал морали, он смеялся, и только.
1. тематика большинства ранних рассказов А.П. Чехова - мелочи обывательского существования;
2. уже в первые годы своего творчества А.П. Чехов смог зарекомендовать себя как талантливый писатель (например, его сборники неоднократно переиздавались);
3. мастер короткого повествования, А.П. Чехов обладал удивительным даром: он мог вместить в небольшой рассказ события целого романа или пьесы. Чеховская краткость необычайно содержательна;
4. язык и стиль его героев чрезвычайно выразителен (в нем и заключается секрет чеховских рассказов);
5. многие его персонажи стали нарицательными:
• унтер Пришибеев;
• хамелеон и др.
Смерть чиновника
У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен — он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера. Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.
Оксюморонный характер названия. Название "Смерть чиновника" может расцениваться как своего рода оксюморон (то есть сочетание несочетающихся, противоположных понятий). Чиновник — это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (то же относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг — смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано. Произведение Чехова, заранее можно предположить, — это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. Чехов же, в соответствии со своей художественной задачей пишет пародию.
Анекдотичность сюжета. Сюжет этого произведения, как и большинства ранних рассказов Чехова, откровенно анекдотичен. По словам писателя, литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление». В рассказе это в прямом смысле звуковое впечатление («Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите») продолжает звучать в наших ушах на протяжении всего рассказа, прочно удерживая на нашем лице улыбку, вызывая комический эффект. Это — от анекдота. Ситуационное мышление — это тоже свойство анекдота. Тем неожиданнее окажется серьезное содержание этой анекдотической истории, которое явственно проступит в финале рассказа-анекдота.
Смешное и трагическое в рассказе. Печальный сюжет контрастирует с ироническим тоном произведения. Смешной рассказ начинается со слова... «смерть» и заканчивается словом «помер». Но необходимо помнить, что эмоциональная контрастность — это постоянная отличительная черта и «раннего», и «позднего» Чехова: «С самого начала творческого пути эмоциональная контрастность изображаемого... была результатом сознательного авторского выбора, художественного эксперимента». Иронична интонация повествования: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор...», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т.п. Говорящие имена персонажей выбраны в целях создания комического эффекта: Червяков, Бризжалов.
Как и многие смешные рассказы Чехова, рассказ "Смерть чиновника" не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя производит в рассказе эффект не только комический, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями добровольного, упорного самоунижения человеческого в человеке.
18 Билет.
См.билет 6.
Раннее творчество Ф.М. Достоевского. Основные произведения, тематика, идеи, образы. Анализ одного произведения (по выбору).
Ф.М.Достоевский (1821 – 1882) родился в Москве. В семье врача. Сначала получил домашнее обучение, а затем в пансионе в Петербурге(главное петербургское училище(1838- 1843). Занимался литературным трудом, переводом; увлекся готическими романами. После училища служит ?отпуск?отставка. С сер. 40-х годов Д. понимает что его призвание - литература. 2 периода в творчестве. 1 период – романтический. Ранний период творчества(1844-1849).Еще в 16-летнем возрасте Д. пытался сочинять - это был роман из венецианской жизни. В инженерном училище занимался драм.опытами-«Мария Стюарт», «Борис Годунов» и пьеса «Жид Янкель».Интересуется лит-рой:Гюго,Гофман, Бальзак, Шиллер, Шекспир, пробует себя в переводах. В1844г. Переводит «Евгению Гранде» Бальзака. Этот перевод положил начало его лит.публикациям.
С 1844 года начинает работу над произведением «Бедные люди». Первый роман посвященный теме «маленького человека». Он состоит из писем мелкого чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой. Девушку хотят выдать замуж за человека, которого она не любит, но это брак по расчету. Макар пытается отговорить её от этого брака, но сам не способен на ней жениться из-за маленького заработка. Варенька все-таки выходит замуж. А чиновник начинает сильно пить, и приходит к выводу, что бедный человек бесполезнее, чем старый хлам. Писатель подчеркивает яркий контраст между бедностью героев и их глубоким внутренним миром.
Роман был восторженно встречен литературными критиками(Белинский). Роман был отнесен к натур. школе - соц проблемы(бедные сословия, нищета) . Опубликован роман в 1845 в некрасовском «Петербуржском сборнике. В романе «Бедные люди»: детальное пристальное описание петербуржской действительности; в центре-маленький человек- Макар Девушкин; роман в письмах. Мир бедного чиновника выдуманный: любит иллюзию, образ, а не конкретного человека ?предпочитает писать письма, не готов к серьезным действиям. Роман-исповедь ? образ одинокого человека. Макар пишет очень полно, слова полны эмоций. Особая роль собственных номинаций:Макар – счастливый, блаженный; счастлив от мира иллюзорного; Девушкин – утонченность.
«Двойник» (1846) Посвящено Санкт-Петербургу. Это произведение насторожило Белинского. Сильно романтическое начало(мистика,фантастика). Главный герой – чиновник Яков Петрович Голядкин. Маленький человек, одинокий; сослуживцы относятся с осуждением, но есть гордость, желание превзойти своих конкурентов ? встречает двойника. Старший двойник сначала видит в двойнике друга. Но он его обманул. Тема двойничества была очень популярна в романтизме(немец. романтизм). Человек, увидевший своего двойника, должен умереть. У этого произведения несколько трактовок: Петербург- мир чиновничества, социальное произведение о соц. язвах петербуржской жизни. Современная точка зрения: параллель между «Медным всадником», «Петербуржскими повестями» и «Двойником». Петербург – инфенральное пространство, которое губит человека. Живя в которм , человек теряет самого себя. Петербург – город дьявола и антихриста. Москва – третий Рим, а в Петербурге мало русского. Возник вне климатического контекста, на болоте, построен на костях. Санкт-Петербург – главный герой «Двйоника». Двойник – сам дьявол. Петербург – преддверие ада, а двойник – проводник. Двойничество в повести становится элементом поэтики, близким к романтической эстетике, его Д. использует для понимания подсознательных мотивов поведения героя и раскрытия идеи повести: раздвоение не дает человеку никакого выхода, напротив, происходит потеря личности.
«Хозяйка» - повесть (1847) Эта повесть привела белинского в бешенство. Романтический герой по фамилии Ордынов- романтический мечтатель. Он встречается с загадочной парой(девушка и Мурин). Сюжета как такого нет. Пространство сна и действительности. Сны с Муриным ?открытый финал. На 1-м месте – впечатления о паре. Пространство Петербурга.
«Белые ночи» (конец 1848)-повесть.
В повести другой подход к описанию Санкт-Петербурга. Нет описания нищеты, демонических образований. Мечтатель одинок: ни друзей, ни знакомых. Любуется ночным Санкт-Петербургом. Социальное проявляется условно. Знакомится с девушкой ? встречаются . у девушки жених. Она говорит: «не влюбляйся в меня». Мечтатель остается одиноким. Повесть имеет несколько трактовок: 1)реальность подавляет порывы героя, жизнь несправедлива по отношению к романтику, 2) виноват сам мечтатель, т.к. он настолько погружен в мифологическое пространство, что он слушает и не слышит. Композиция: 4 ночи(сон) и утро(реальность).
19 Билет.
Тематика и поэтика стихотворений Л.А. Мея. Анализ одного стихотворения (по выбору).
Лев Алекса?ндрович Мей (13 [25] февраля 1822, Москва — 16 [28] мая 1862, Санкт-Петербург) — русский поэт.
Родился в бедной дворянской семье. Учился в Московском дворянском институте (1831—1836), потом за успехи его перевели в Царскосельский лицей (1836—1841). Служил в канцелярии московского генерал-губернатора.
Сотрудничая с 1841 в «Москвитянине» (стихи, переводы, драма «Царская невеста»). Мей сблизился с М. П. Погодиным и тесно сошёлся с кружком молодой редакции «Москвитянина» (Ап. Григорьев, Островский и др.). Много путешествовал. Встает выбор: либо поэзия, либо гос. служба. В 1853 Мей переселился в Петербург, отдавшись исключительно литературной работе. Выбрав поэзию, обрек себя на бедность ? Уныние, тяжелое чувство(чин. Работа убивает вдохновение).
Переводил Шиллера, Генриха Гейне, Пьера Жана Беранже, Джорджа Гордона Байрона, Адама Мицкевича, Анакреона, Тараса Шевченко.
На сюжеты драм в стихах «Царская невеста» (1849), «Псковитянка» (1849—1859) и «Сервилия» написаны оперы Н. А. Римского-Корсакова.
11 романсов Чайковского написаны на стихи Мея. 7 из них являются переводами из И.-В.Гете, Г. Гейне, остальные из Т. Г. Шевченко, А.Мицкевича, В.Сырокомли. Среди наиболее известных образцов вокальной лирики композитора на слова Мея - романсы "Нет, только тот, кто знал" (1869, "Песнь арфиста" И.В.Гете), "Хотел бы в единое слово" (1875, "Дома" Г.Гейне), "Моя баловница" (1875, из А.Мицкевича). С середины 50-х гг пишет стихотворения в жанре исповеди, молитвы.
«О господи. Пошли долготерпенья»
Чтобы жить надо что-то делать, думает вымучить стихотворение, на котором можно заработать ? преступление против поэзии, Бога ? Внутренний кризис. Это стихотворение автобиографично (трудно разделить автора и лирического героя). Обращается к к древнерус. культуре, опора кна рус. фолк. + античные сюжеты («Галатея»). Несет сюжетный характер (на грани эпоса и лирики).
«Хозяин»(1849) – фолк. опора. Делится на 2 части: 1) описание мужа, жены, любовный треугольник; жене снится ее возлюбленный;2) грань иного мира(есть настоящий хозяин, он живет за печкой и все знает) и от него зависит больше чем от человеческого мира, не дай бог не угодить домовому. Многое берет из европейской культуры.
«Воркоролла»
Италия, каналы. Атмосфера праздника, карнавала. Минуты чувства. люди в масках, снимаются соц роли. Сон и реальность-одно и тоже. Мол. человек хочет отдохнуть с Воркороллой (она говорит о муже)? маски будут сорваны и справедливость восторжествует.