Файл: Билеты по руслиту 3 курс 1 семестр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основа конфликта – судьба вишнегого сада – задана уже в 1 действии, но этот конфликт не проявляется ни в столкновении героев (например, ни Раневская, ни Гаев не чувствуют вражды к Лопахину, купившему вишнеый сад, да и сам Лопахин просит у Раневской прощения: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь»), ни в самом развитии действия (продажа вишневого сада просиходит за сценой, герои ощущают это не как трагедию, а испытывают даже чувство облегчения).

Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни. К концу пьесы все нарастает и нарастает чувство одиночества каждого из героев, неустроенности жизни,и ожидания перемен («О, скорей бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»)

В этом смысле пьесы Чехова представляют «не драму в жизни, а драму жизни» (А.Белый).

В «Вишневом саде» отсутствуют трагические или собственно комические коллизии. В этой жизни страшны не драматические события, а пугающая свим течением повседневность.

Жанрово «Виш. сад» определяют как лирическую комедию. Чехов, усматривая в жизни много комического, обращает внимание на чувства героев, их тонкие оттенки, что создает лиризм комедии.

В пьесах Чехова впервые в отечественной драматургии появился подтекст, который во многом определяет особую интонацию его пьес. В «В.с.», например, неожиданный звук лопнувшей струны обнажает неустроенность жизни героев, показывает, что при внешней веселости они ощущают драматизм своего положения.

Огромную роль в пьесах драматурга играют ремарки, которые являются как бы эмоциональными контрапунктами действия. Так действие пьесы начинается весной, а заканчивается осенью, авторская ремарка «было холодно» иллюстрирует тему обреченности дворянского мира, духовной разобщенности героев. Звук топоров в конце пьесы – символичен, это аккомпанемент крушения человеческих судеб, конца дворянкой эпохи в судьбе страны. Топорам вторят звуки молотков, которыми заколачивают старый дом вместе с забытым Фирсом.

Так авторская деталь позволяет трагическим аккордом закончить пьесу об утрате миром духовности. Одной из существенных особенностей драматургии Чехова является множественность перекрещивающихся драматических линий. Каждый персонаж переживает свою драму и, общаясь с другими, ощущает себя одиноким. Общий же настрой пьес говорит о стремлении драматурга преодолеть разобщение, призвать людей к новой, лучшей жизни.


Драматургия Чехова стала достоянием всего человечества, отражением эмоционального состояния человека в его повседневной жизни – тот новый путь, который показал драматург в начале ХХ века.


13 Билет.

Образ России второй половины XIX века в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Социально-философская проблематика. Символика заглавия.

Решающим побудительным толчком для создания романа «Бесы» послужило так называемое «нечаевское дело» –убийство слушателя Петровской земельной академии И.П. Иванова пятью членами тайного общества «Народная расправа» во главе с С. Нечаевым. Убили студента Иванова за то, что хотел сдать кружок (предательство). Организация Нечаева – «Народная расправа» - журнал, который издавался в Женеве.

СИМВОЛИКА ЗАГЛАВИЯ: Роман Достоевского начинается с цитирования Пушкина и Евангелия от Луки. Речь в произведении пойдет о бесах не как мистических существах, а как силах и людях колеблющих Россию. Главный дьявол, Великий грешник, Антихрист –Ставрогин, человек обезбоженный и обожествленный. Примечательно уже само его имя: Николай –имя особо почитаемого в России святого, Николая Чудотворца (кроме того его имя обозначает «победитель народа»); отчество Всеволодович –«володеющий всем»; фамилия Ставрогин происходит от греческого слова «крест».На начальном этапе подготовки материалов к роману Ставрогин выступает как фигура второстепенная и по существу романтическая. «Князь, изящный друг Грановского». Но в записи от 7 марта 1870 года Достоевский поясняет, что Князь в прошлом «развратный человек и высокомерный аристократ», 15 марта –«Князь –человек, которому становится скучно». 29 марта 1870 года Достоевский принимает кардинальное решение: центральным лицом в романе будет Ставрогин. «Итак, весь пафос романа –в князе, он герой. Все остальное движется около него как в калейдоскопе». .Роман «Бесы» (1871—1872) в наибольшей мере воплотил в себе эти качества и получил емкое жанровое определение: роман-памфлет. Название романа навеяно одноименным стихотворением Пушкина и библейской притчей о вселившихся в свиней бесах. «Бесы» - персонифицированное зло, которое вселяется в человека, одержимость.

21 ноября 1865г. – убийство – сюжетообразующее место. Роман: кружок возглавляет Петр Верховенский, 5 членов революционеров. Главное: изменение сознания людей(революция), в области системы ценностей (идущей от христианства); разрушение институтов семьи, церкви. Социальные изменения – внешние изменения. Верховенский –«наши»: 1) учитель – не входить в 5-ку по мысли. 2) адвокат – защищает преступника. 3) прокурор – трепещет, что он недостаточно либерален.


Тема отцов и детей:

Начало романа – описание Степана Трофимова Верховенского(отец).

Напоминание братьев Кирсановых(либеральная интеллигенция); прототип – Тимофей Граневский (один из запад. кружка).

Степан Верховенский – воспитывал Ставрогина.

5-ка меняет сознание людей, живущих в городе. Вскрыли икону – посадили мышь. Цель – высокое сделать низким. Женщина в библии (продавала) подсунула картинки порнограф. содержания. Цель – принизить высокое.

Отношение к смерти: 3 самоубийства(Кириллова, Ставрогина, молодого парня, котор. Пожег деньги, данные ему родителями(почувствовал свободу). Застрелился, так как не знал как явиться к родителям ? новое отношение к смерти.

До этого смерть была чем-то серьезным, здесь – людей это не смущает. Трагедия парня – убил себя: они врываются в гостиничный номер, и видя его труп, пьют и смеются.

Путь к саморазрушению! Ставрогин спускается все ниже и ниже. В конце концов убивает ребенка. Ставрогин мог бы воскреснуть, но ему не хватило сил и желания (нет покаяния. Демонстрация его грехов – принес Тихону тетрадь с исповедью).

Конец. Евангельский текст о человеке, которого мучил бес. Христос помог человеку изгнать бесов. Человек попросился к свиньям ? бес вселился в них. Свиньи прыгнули с обрыва. Одержимость ведет к гибели, если не будет понимания, обращ. к Богу.

Тема интеллигенции в рассказах А.П. Чехова. Анализ одного произведения (по выбору).

А. П. Чехов вошел в литературу 80-х годов XIX века сразу как новатор, во многом не похожий ни на предшествующих, ни на окружавших его писателей. Новаторство заключалось, в первую очередь, в выборе жанра: Чехов был мастером «малых форм», короткого рассказа. Также нетрадиционной была манера повествования, краткость, лаконизм; необычна и сама тематика рассказов. Так, одной из ведущих тем зрелого периода творчества Чехова становится изображение жизни русской интеллигенции. Используя разнообразные художественные средства, автор создал ряд ярких, типичных образов представителей трудовой и творческой интеллигенции, а также отразил проблемы и конфликты, возникавшие в ее среде.

В рассказах вся интеллигенция как социальный слой, некая совокупность людей, объединенных по профессиональному признаку и личным качествам, может быть разделена на трудовую (врачи, учителя) и творческую (артисты, художники, музыканты), причем разделение это иногда даже перерастает в антитезу, например в рассказе «Попрыгунья». Здесь представители творческой интеллигенции описаны явно сатирически: автор с пренебрежением относится к художнику Рябовскому, равно как и ко всем артистам, музыкантам и литераторам, бывающим в доме Ольги Ивановны, главной героини. Подчеркивается наигранность, неестественность слов и поступков, однообразие и пошлость, царящие в «творческой» среде. Образ Рябовского снижен: Чехов иронизирует над вечным утомленным видом и фразой «Я устал», произносимой героем несколько раз с одной и той же театральной интонацией. Собственно, ход событий, развитие сюжета обнажают внутреннюю сущность, скрытые за приятной внешностью пороки Рябовского, считающего, как оказалось, любые свои действия, даже аморальные, оправданными «творческим» складом характера, непостоянством, склонностью к переменам. В рассказе «Попрыгунья» творческой интеллигенции противопоставлены представители трудовой, доктора Дымов, Коростелев, Шрек. Пожалуй, их можно назвать наиболее близкими к авторскому идеалу: это люди труда, люди науки, самоотверженные и незаметные одновременно. Дымов погибает трагически, случайно, нелепо; только после его смерти жена, Ольга Ивановна, понимает, чем он был в жизни для науки, друзей и больных. Дымов не смог сопротивляться пошлости в отношениях, в семье; однако он оказывается нравственно несравнимо выше, чем Ольга Ивановна и ее друзья, а после его смерти Коростелев выносит приговор житейской пошлости, вульгарности, фактически обвиняя Ольгу Ивановнув смерти талантливого, кроткого, незаменимого человека.


Чехов презирал и высмеивал пошлость во всех ее проявлениях, в том числе и в творчестве. В рассказе «Ионыч» на вечере самой интеллигентной в городе семьи хозяйка читает роман, начинающийся словами: «Мороз крепчал...» Здесь Чехов демонстративно высмеивает литературные штампы, банальность, отсутствие новых, свежих идей и форм. Проблемы поиска нового в искусстве, творчестве получат развитие в пьесах Чехова.

Не менее критично и строго изображает писатель и трудовую интеллигенцию. В основном это врачи, что, вероятно, связано с профессией Чехова, а также учителя как самая образованная часть интеллигенции, от которой зависит будущее. Этих героев, как правило, автор ставит перед выбором: приобщиться к серой массе пошлых, неинтересных людей, позволить втянуть себя в болото мещанского быта с его мелочностью и обыденностью или остаться личностью, сохранить человеческое достоинство, интерес к людям и ко всему новому. В рассказах показан весь спектр возможных решений проблемы. Пожалуй, крайним случаем является Беликов, герой рассказа «Человек в футляре». Образ типичен при всей гротескности; Беликов - человек ограниченный, живущий в своем маленьком, глухом, испуганном мире с одной мыслью: «Как бы чего не вышло». Чехов использует интересный художественный прием: перенос свойств человека, косвенно и иносказательно изображенных, на его вещи, прямо и конкретно: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Эти детали (как и многие другие, например сам предмет, который преподавал Беликов, - греческий язык, мертвый, тоже помогающий герою уйти от реальности в свой мир) штрихами набрасывают четкий образ человека, живущего в «футляре», мешающего жить себе и другим, учителя, про которого коллега говорит: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие». Беликов показан в рассказе статичным, застывшим.

В другом рассказе, «Ионыч», Чехов изображает изменение внутреннего мира, деградацию человека, не воспротивившегося окружающей пошлости. Вначале героя зовут доктор Старцев, в финале – Ионыч. Чехов использует опять же деталь для изображения перемен в душе, в принципах, убеждениях, манере поведения, образе жизни доктора Старцева. Например, в начале рассказа герой предпочитает ходить пешком, ведет активный образ жизни («Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать»); во второй части у него уже «своя пара лошадей и кучер»; в третьей - «тройка с бубенчиками»; Сама композиция рассказа, параллелизм сцен в саду, отношения с Катериной Ивановной выявляют основные черты характера, подчеркивают необратимость процесса деградации, столь логичного и закономерного в условиях всеобщего интеллектуального и духовного застоя.