Файл: Билеты по руслиту 3 курс 1 семестр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многие исследователи отмечают в пьесе наличие двух смысловых мест – социального и семейного. Дом сестер – настоящий семейный очаг, наполненный радушием и теплом. Эти черты отмечает офицер Вершинин, впервые оказавшийся в доме Прозоровых. Сюжет пьесы строится на перемещении героев в пределах двух мест. Дом олицетворяет жизнь, тепло, родственные связи, женское начало, внешнюю и внутреннюю свободу человека. Место социальное связано с деятельностью мужчин, это своеобразная проза жизни.

У каждого человека есть определенное жизненное пространство, в котором он реализует свой потенциал. Для раскрытия всех возможностей человеку мало узкого клочка земли. За ним разворачивается настоящая, полнокровная жизнь. Но часто бывает так, что сам человек боится жизни, ограничивает рамки своей судьбы. Символ подобного существования – Чебутыкин. Это самый одинокий персонаж произведения. Он – друг семьи Прозоровых. Обычно Чебутыкин не участвует в разговорах, а безмолвно присутствует при беседе, уткнувшись в газету. Это ирония автора по отношению к скупой причастности человека к внешнему миру. В доме и завершается жизненный путь этого героя. Он уже давно утратил всякую связь с действительностью. Итог его существования – сознание собственной никчемности.

Другой персонаж – директор гимназии Кулыгин - напротив, везде свой. Он всегда готов идти на компромисс с людьми и обстоятельствами. Но у него нет дома. Тщетно он зовет жену Машу идти домой. Таким образом, символ дома пронизывает все содержание этой пьесы.

Первые шаги в огромный мир делают повзрослевшие дети генерала Прозорова: Ольга, Маша, Андрей и Ирина. Психологически эти герои не готовы принять реалии внешнего мира. Все они обманываются в ожиданиях. Андрей мечтает быть профессором МГУ, а служит в земской палате. Ольга преуспевает на педагогическом поприще, но у нее нет семейного счастья. Маша уже разочаровалась в семейной жизни. Скуку и усталость чувствует от службы Ирина. Все члены этой семьи чувствуют бессмысленность своего существования, зависимость от какой-то неведомой силы. Даже дом они воспринимают как тюрьму. Жизнь томит их.

Карточный проигрыш Андрея сестры считают праздником. Теперь можно будет продать дом и уехать в Москву. Так, постепенно, родной дом отчуждается от героев. Все они ощущают не только внешнее, но и внутреннее, душевное, сиротство. Немаловажную роль в этой связи играет символ забвения – старые часы, которые разбивает Чебутыкин.


Эти настроения вызывают в героях похожие чувства: отчаяние Ирины, тихий протест у Андрея, жалость Маши. Но душу греет надежда. Она неизменно связана с будущим, с далекой Москвой. Маша говорит, что человеку непременно надо во что-то верить. Она ищет истинной жизни, опоры в общих идеях. Но в то же время эта героиня понимает, что каждый человек сам выбирает свой путь. Людям не дано изначально знать, где их место в жизни.

Человек обычно идеализирует пространство и время. Ему кажется, что здесь и сейчас – только необходимость, а там – свобода, в Москве – жизнь, а здесь прозябание. Даже рассыльному Ферапонту столичная жизнь представляется чередой сплошных происшествий. Герои подчас приходят к выводам о том, что даже решительные поступки почти ничего не меняют в жизни. Наташа, Анфиса, Федотик, Родэ олицетворяют простой порядок вещей, прагматизм, внятную логику.

Сестры много рассуждают, вспоминают прошлое, занимаются самоанализом. Их удивляет наглое поведение Наташи, но сестры не вступают с ней в конфликт. Противодействие у них вызывает заведенный порядок вещей. Но автор проводит мысль о том, что человек должен быть доволен своей судьбой, как бы она ни сложилась. Человек должен работать на будущее. Поэтому в жизни нельзя без маленькой надежды. Ее символизируют птицы, их полет, который наблюдают сестры. Птицы также означают ход, неумолимое течение времени. Подобно Нине Заречной из пьесы «Чайка, Ирина сравнивается с белой птицей, потому что она обрела истинный смысл жизни в неустанном труде.

Глубокие символы скрываются за деталями интерьера и сада дома Прозоровых. Дерево традиционно обозначает связь времен, нечто постоянное. Деревья в саду трех сестер ждут, когда их хозяева исполнят свое предназначение. При этом Наташа настойчиво пытается срубить эти деревья. Этим поступком она может навсегда нарушить связь поколений. Вместо могучих деревьев она хочет посадить однолетние цветочки.

Смысловая нагрузка заключена и в напитках, которые предпочитают герои. В начале пьесы Чебутыкин дарит сестрам самовар – символ дома, очага, мира, уюта. Чай означает надежду героев на лучшее будущее, оно связано с глаголом «чаять» - стремиться, очень сильно желать. Вино, напротив, означает смирение, отказ от действий, борьбы. В финальном монологе темы, идеи, символы произведения объединяются. Герои пытаются решить для себя наболевшие вопросы: почему в жизни так много сомнений и страданий, зачем такая жизнь?


Но проблемы героев не развеиваются. Их иллюзии оборачиваются крахом. Сестры не уезжают в Москву. В конце пьесы мировоззрение этих героинь все же меняется. Они решают трудиться, ежедневно работать на будущее. В этом их нравственная победа над своими слабостями. С плодотворной деятельностью трех сестер связаны все надежды автора.


4 Билет.

Цикл И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе»: тематика, жанровая специфика, особенности композиции. Анализ произведения «Как хороши, как свежи были розы…».

Писались на закате жизненного пути. Изначально цикл назывался «Старческое». Стихи были напечатаны для себя и для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам. 2 раздела: 1)Старческие (журнал Вестник Европы, 1852, 2 раздел – при жизни печатались. Черты: лиризм, в большинстве случаев прямая автобиографичность, рассказ от первого лица, дневниковость, носят исповедальный характер. Осн.материал: мысли, филос.рассуждения и воспоминания. Это цикл, тк ставится и разрушается проблема, кот.выходит за рамки каждого отдельно взятого цикла. Стихотворения построены по рпинципу живой беседы. В последние годы жизни писателя волновали коренные вопросы бытия, “вечные” вопросы жизни, которые он ставит и пытается осмыслить в своих стихотворениях в прозе. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества И.С. Тургенева, вновь осмысленные и перечувствованные писателем на склоне лет. В них много грусти, но грусти светлой. “Стихотворения в прозе” - цикл - противопоставление, противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой. И.С. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, и всё противоречивое в конце концов автор стремится слить воедино (“Двойник”). Действительно, можно отметить, что многие стихотворения в прозе, которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке “состояние душевной высоты и просветлённости”. Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность. Стихи делятся на абзацы.

Композиционная близость к стихотворению подчеркнута бывает и тогда, когда одно и то же выражение дано в начале пьесы и в конце, как бы замыкает ее с двух сторон: так у Тургенева построено «Лазурное царство», «Восточная легенда», «Стой!».

В области ритмической стихотворение в прозе приближается к стихотворной речи: здесь мы встречаем все стихотворные стопы, лишь связь между ними более произвольна, чем это допустимо у стихотворца. 83 стихотворения различны и по тематике, и по настрою.

Социальная тема (борьба за соц справедливость, народная благодарность. («Порог» ,»Чернорабочий белоручка»); Тема взаимоотношений в литературных кругах («Два четверостишия»); Тема русской деревни (обожествление русской деревни)«Деревня»; Тема взаимоотношений мужчины и женщины («Роза»); Тема самопожертвования «Воробей», Тема мироздания«Разговор», Тема юности и старости«Как хороши как свежи были розы», «Посещение», Тема смерти«Старуха», «Собака», «Соперник», Нравственная тема,«Нищий»,«Дурак»,«Конец света», Тема Восхищения русским языком – “Русский язык”.


Русско-турец.война – поэт симпатизирует восставшим болгарам, осуждает кровавую бойню, втянувшую тысячи людей. (стих-е памяти А.Вревской).

Особую роль играет стихотворение «Как хороши, как свежи были розы» (1879) Стихотворение построено на контрасте прошлого и настоящего.Сомкнутое пространство и разомкнутое пространство.

В основе композиции – приём контраста. Какую смысловую роль он выполняет: 1): цвет меркнет, гаснет, остаётся только чёрный – полная, абсолютная темнота; 2): мороз извне сковывает всё и внутри (жилища и человека), тепло свечи слабеет – она догорает: жизнь оставляет человека; 3): о настоящем – коротко, о прошедшем – подробно: позади вся жизнь, яркая, большая, впереди – совсем короткий срок и... смерть. Человек в своей жизни проходит этапы (юность, зрелость, старость). Лир.герой статичен, в его жизни ничего не меняется. Осн.мысль – жизнь кончена, все сводится к воспоминаниям.

“Стихотворения в прозе” венчают философско-поэтические искания Тургенева. Здесь – выношенные мастером выводы, квинтэссенция всех его, и стихотворных, и прозаических, образов.

Лирика Ф.И. Тютчева: тематика, философия, художественное своеобразие. Анализ одного стихотворения (по выбору).

Тютчев – наследник филос.ром-ма (Германия повлияла). Творил, когда ром-м уходил на второй план. Вокруг одни писатели – реалисты.

Тематические блоки творчества тютчева:

- природа (взаимосвязь человека и природы). В пантеист.духе. природа – хранилище божества, творчества, энергии. Природа может разговаривать. Фольклор.+филос.мотивы. «Весенние воды»(тема весны – тема обновления жизни. Весна – персонифицирующий образ, показана в движении. У нее своя свита – весенние воды, последователи – веселые майские дни. Наступление весны – некая кульминация. Вся картина дана в движении, мир, стремящийся к обновлению), «Не то что мните вы природа»(стих читается трудно, ставится вопрос – что есть природа? 2 части:1)ответ на вопрос что есть природа, 2)о взаимосвязи природы и человека, не каждый может понять ее. Гофман.классификация на филистеров и музыкантов.

- человеческая душа (как некая часть мироздания и само мироздание. «Человек как мир») «Silentium»(мотив невыразимого, призыв к молчанию. Метафора – мир окружающий уступает миру, находящемуся в нас. Тождество человека и природы. Вселенная, окружающая нас, может негативно воздействовать на вселенную внутри нас. Мысль изреченная – ложь.), «Душа моя Элизиум теней»(оппозиция: прошлое и будущее. Мысли человека обращены в прошлое. Некие образы, нахдящиеся в памяти человека.он живет этими воспоминаниями, отгородившись от мира реального. Рушатся все связи с внеш.миром, мироздание внутри) «О вещая душа моя»(идея двоемирия.человек, живущий днем, не связан с космосом. День отрывает эти связующие нити, делает человека неполноценным. День – хаос, ночь – прорыв в космич.стены. природа – безличное божество, христианство предполагает бога).