ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Первая редакция «Детства» была написана в традиционной мемуарной форме, отойдя от которой, Толстой как бы совместил в своей повести два взгляда на прошедшее: чуткую восприимчивость и наблюдательность маленького Николеньки и интеллект, склонность к анализу, мысль и чувство взрослого «автора». Времени и событий, описанных в первой повести, едва достанет на рассказ с энергично развивающимся сюжетом, но у читателей создается впечатление, что они были свидетелями нескольких лет жизни героя. Загадка подобного восприятия художественного времени «роется в том, что Толстой верно описывает особенности детского восприятия, когда все впечатления ярки и объемны, а большинство описанных действий героя принадлежит к числу ежедневно повторяющихся: пробуждение, утренний чай, занятия. В «Детстве» перед нами разворачиваются живые картины жизни дворянского семейства пушкинской эпохи. Герой окружен любящими его и любимыми им людьми, среди которых родители, брат, сестра, учитель Карл Иваныч, экономка Наталья Савишна и другие. Это окружение, очередность занятий с редкими запоминающимися событиями охоты или прихода юродивого Гриши составляют поток жизни, охватывающий Николеньку и позволяющий ему много времени спустя восклицать: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?» Счастье детства сменяется «бесплодной пустыней» отрочества, раздвинувшего для героя границы мира и поставившего перед ним трудноразрешимые вопросы, вызвавшего мучительный разлад с окружающими и дисгармонию внутреннего мира. «Тысячи новых, неясных мыслей» привели к перевороту в сознании Николеньки, почувствовавшего сложность окружающей жизни и свое одиночество в ней. В отрочестве под влиянием друга Дмитрия Нехлюдова герой усваивает и «его направление» — «восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться» . В это время «очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым...». Так заканчивает Толстой вторую повесть трилогии. В пору юности Иртеньев пытается найти свой путь, обрести истину. Так в творчестве Толстого впервые определяется тип ищущего героя, стремящегося к самосовершенствованию. В юности для Иртеньева очень много значит дружба, общение с людьми иного социального круга. Многие из его аристократических предрассудков не выдерживают проверки жизнью. Недаром повесть завершается главой со знаменательным названием «Я проваливаюсь». Все пережитое в юности воспринимается героем как важнейший для него нравственный урок.
«наблюдательность и тонкость психологического анализа», поэтичность, ясность и изящество повествования. Проницательнее других критиков оказался Н.Г. Чернышевский, заметивший, что из «различных направлений» психологического анализа Толстого более привлекает «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души». Последние слова стали классическим определением особенностей толстовского психологизма.
16 Билет.
17 Билет.
Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Жанровая специфика. Ведущие темы. Система образов.
"Война и мир" – роман-эпопея: это история не одного конкретного лица или семьи, это история целого в важную для истории эпоху – эпоху Наполеоновских войн. Действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1825. В центре романа хроника жизни нескольких семейств: Болконских, Ростовых, Курагиных + Пьер Безухов. Главный герой не один, их несколько – Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская – эти герои воплощают в себе лучшие для Толстого черты характера.
Толстой изучает историю страны сквозь призму рядовых судеб граждан страны, разделивших со своим народом общую судьбу. + среди персонажей романа много реальных исторических лиц (император, Кутузов, Наполеон)
Кутузов и Наполеон – 2 типа войны: 1) Наполеон - захватническая, агрессивная; 2) Кутузов – «решался вопрос жизни и смерти отечества».
Духовное слияние с русским народом сконцентрированы в образе Кутузова. Толстой считал, что истинное величие Кутузова как полководца и человека заключалось в том, что его личный интерес освобождения родины от неприятеля полностью совпадал с интересом народа. Силой, определяющей успех любого сражения Толстой считал дух войска и его силу воли.
Толстой не принимает образ Наполеона с его стремлением власти над миром, эгоизмом, жестокостью, он отмечает тщетность его самолюбивых устремлений.Холодный эгоизм, ложь, самовлюбленность, готовность ради достижения своих низких целей жертвовать чужими жизнями, даже не считая их,- таковы черты этого героя. Он тоже лишен пути, ибо его образ-предел духовной деградации.
Ведущую роль в истории толстой оставляет за народом, считая его главной движущей силой всех событий. + Толстой показывает представителей всех сословий того времени, исследуя характер русского народа в переломный момент истории.
С точки зрения системы образов, героев романа можно условно разделить на «живых» и «мертвых», то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и - в противоположность им - застывших, не эволюционирующих, а статичных..
В центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторской симпатией описана семья Ростовых. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. Душой этой семьи, несомненно, является Наташа.
Семья Болконских основана на традициях, порядке, логике. К этому приучил своих детей стрик Болконских. Он проявляет жестокость по отношению к своим детям, считая, что это пойдёт им на пользу. Бывший екатеринский вельможа держит в страхе своих детей и всех, кто его окружает.
Курагины представляют собой тип семьи, где подлость, ложь и лицемерие проявляют себя в наибольшей степени. Унаследовав эти качества от отца, Анатоль и Элен готовы пойти на всё лишь бы добиться своего, не считаясь с чувствами и мнением других людей.
У Толстого в романе есть любимые герои и нелюбимые. Любимые герои Толстого, в отличие от нелюбимых, обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойствен самоанализ. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто в промахах винит себя, а не других, кто скромен и честен.
Тема Красоты и Тема Семьи: Наташа, Марья, Элен. Наташа и Марья некрасивы внешне, но обладают красотой душевной. Они эволюционируют, нравственно возвышаются. В эпилоге Наташа представлена как любящая мать и жена, совсем не думающая о своём внешнем облике. Она, как и княжна Марья, посвятила себя мужу и детям. Вывод: женщина в этом мире, чтобы рожать детей (позиция Толстого). Антипод Наташи и Марьи - красавица Элен. В романе постоянно подчеркивается привлекательная внешность героини. Однако Элен не смогла создать семью, у неё нет детей. С её характером она вряд ли смогла бы стать детям и мужу опорой.
Тема философских исканий: Пьер, Андрей. Андрей Болконский вначале романа мечтает только о славе, беременная жена его угнетает. Его герой – Наполеон, но будучи раненым в битве под Аустерлицем, он разочаровывается в своём идоле, он видит лишь небо над головой – в этот момент происходит перерождение души героя. Он понимает, что важно на самом деле – семейное счастье, сожалеет о своих прежних ошибках в отношении жены. Однако ему не удается найти то семейное счастье, о котором он мечтал. Жена Лиза умерла при родах. Этот период становится периодом духовного возрастания героя. Он начинает жить не для себя, а для других. Под впечатлением встречи с Наташей Ростовой и возникшего к ней чувства, князь возвращается к активной жизни, но измена Наташи вновь сделала его холодным. Участвуя в Отечественной войне, Болконский обретает общую с народом цель. Получив тяжелое ранение в бородинской битве, князь начинает понимать людей, прощать их слабости, обнаруживает, что истинные связи между людьми строятся на любви к ближним (прощает своего врага – Анатоля Курагина). Примирившись с Наташей, он обретает душевный покой.
Пьер Безухов после смерти отца наследует его состояние и титул, и это превращается в первое серьёзное испытание героя. Несчастный брак и склонность к философствованию приводят его в ряды масонов, но и в этом Пьер разочаровывается. Даже попытка улучшения жизни крестьян принесла ему лишь неудачу. 1812 год - происходит переоценка своего кумира – Наполеона – он видит в нем узурпатора и убийцу. Ключевой момент в его жизни – встреча с Платоном Каратаевым (для Толстого это идеал русского человека). Пьер проникается идеей самопожертвования и внутренне меняется. Затем: Наташа, свадьба, дети…..декабристские идеи.
Художественное своеобразие юмористических рассказов А.П. Чехова начала 1880-х гг. Анализ одного произведения по выбору студента.
Свой творческий путь Чехов начинает как писатель-юморист. В первой половине 1880-х он активно сотрудничает с такими юмористическими журналами как «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Таким журналам требовались в первую очередь рассказы-миниатюры, рассказы-сценки, рассчитанные на мгновенный комический эффект. Чехов извлекал смех из хорошо знакомых вещей, искал смешное в обыденном, примелькавшемся. Всего за первые 5 лет Чеховым было написано около 400 произведений. В своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев - актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, литераторов, священнослужителей, чиновников, музыкантов, ремесленников, дворников, извозчиков, прислуги, аптекарей, гимназистов и др.
В I период творчества А.П. Чехов использует разные жанры:
• шутливые сценки («За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»);
• анекдоты (они вошли в цикл юморесок «И то и се»);
• рассказ-шутку («Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Темперамент»);
• фельетон («В Москве», «Осколки московской жизни»);
• комическую рекламу («Перепутанные объявления»);
• рассказ-стимуляцию («Грешник из Толедо»);
• рассказ-пародию («Тысяча одна ночь, или Страшная ночь»);
• вопросы и ответы («Руководство для желающих жениться»);
• рассказ-комедию («Радость», «Неосторожность»).
Типичный чеховский персонаж - это человек из толпы, и смех он вызывает не какими-то странностями или причудами, а, наоборот, своими, в общем-то, заурядными поступками.
В своих юмористических рассказах Чехов писал о мелочах повседневного быта, о чиновниках и мещанах, о разных нелепостях в их обыденной жизни, он не высказывал в своих рассказах