ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 2635
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теория государства и права как наука…………………………….....16
Раздел 2. Государство и общество…….………………………………………….19
Раздел 3. Право……………………………………………………………………..35
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью………………………………………………………………..50
Программа по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
Тема 1. Объект и предмет теории государства и права
Тема 2. Место теории государства и права в системе наук
Тема 3. Методы теории государства и права
Тема 4. Власть при догосудартсвенных формах человеческого
Тема 5. Происхождение государства: основные теории
Тема 6. Сущность и признаки государства
Тема 7. Государство в политической системы общества
Тема 8. Механизм (аппарат) государства
Тема 11. Происхождение права: основные теории
Тема 13. Формы (источники) права
Тема 14. Нормативно-правовой акт как источник права
Тема 15. Норма права: понятие, структура и классификация
Тема 16. Понятие и структурные элементы системы права
Тема 18. Реализация норм права. Юридические пределы действия норм права
Тема 19. Толкование норм права
Тема 20. Систематизация правовых норм
Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Тема 24. Механизм правового регулирования: понятие и элементы
Тема 26. Право и личность. Правовое государство и гражданское общество
Тема 27. Законность и правопорядок
Тема 28. Правовая культура, правосознание, правовое воспитание
Тема 29. Право в системе социальных норм
Тема 30. Типы права и правовые системы (семьи)
Тема 31. Соотношение внутригосударственного и международного права
Раздел 1. Теория государства и права как наука
3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук
Раздел 2. Государство и общество
4. Теории происхождения государства
9. Механизм государства: понятие, принципы и структура
10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды
11. Место и роль государства в политической системе общества
13. Гражданское общество: понятие, признаки и структура
14. Понятие и признаки социального государства. Российская Федерация как социальное государство
15. Соотношение общества и государства
16. Соотношение и взаимосвязь государства и права
17. Понятие права. Право в объективном и субъективном смысле
20. Норма права: понятие, признаки, структура
23. Нормативно-правовой как источник права
24. Судебный прецедент как источник права
25. Правовой обычай как источник права
26. Договор как источник права
27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
28. Понятие и структурные элементы системы права
29. Реализация права: понятие и формы
30. Стадии процесса применения норм права
31. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
32. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью
35. Правовой статус личности. Понятие прав человека и гражданина
38. Понятие, структура и виды правосознания
39. Деформация правосознания и его формы
40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура
41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы
42. Понятие и принципы правотворчества
44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации
45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды
48. Структурные компоненты правового отношения
49. Субъективное право и юридическая обязанность
51. Понятие и классификация юридических фактов
52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
53. Юридические коллизии и способы их устранения
54. Правовые презумпции и аксиомы в праве
55. Юридическая практика: понятие, признаки, структура, виды
56. Правомерное поведение: понятие и виды
57. Понятие, признаки и виды правонарушений
58. Юридический состав правонарушения
59. Понятие, признаки юридической ответственности
60. Принципы и функции юридической ответственности
61. Виды юридической ответственности:
62. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
63. Понятие и принципы законности
65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
66. Понятие, признаки и виды дисциплины.
67. Правовые проблемы современной глобализации, методы (способы) их решения
68. Юридическая клиника в правовом обучении: понятие, формы
Список экзаменационных вопросов по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды
Орган государства - это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления.
Признаки:
1) основное назначение государственного органа - реализация государственной власти, решение тех или иных управленческих задач в обществе;
2) является легальным институтом, так как формируется и действует на основе соответствующих юридических документов (конституции, закона, подзаконного акта);
3) выступает легитимным институтом, поскольку его авторитет и властные полномочия добровольно или вынужденно признаются большинством людей;
4) имеет соответствующую компетенцию - совокупность законодательно закрепленных властных полномочий (издание соответствующих юридических актов, применение в случае необходимости мер убеждения, воспитания, поощрения, а также принудительной силы);
5) состоит из государственных служащих и соответствующих структурных подразделений (отделов, управлений и пр.) и имеет необходимую материальную базу (здания, транспорт, техника и пр.), а также финансовые ресурсы, необходимые для реализации компетенции.
Виды органов:
- по порядку образования органы государства делятся на органы, избираемые народом (парламент, президент), и органы, формируемые другими государственными органами (правительство, суды).
- по форме реализации государственной деятельности их можно подразделить на законодательные (обобщающее название - парламенты), исполнительные (правительства, министерства, службы, комитеты, администрации), судебные (конституционные, обычные, административные, военные, арбитражные суды) и контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата, ревизионные комиссии и т.п.);
- по иерархии государственные органы делятся на центральные и региональные (местные);
- по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные (парламент) и единоличные (президент);
- по срокам реализации полномочий - на постоянные (суд, прокуратура, полиция) и временные (временная администрация);
- по характеру компетенции - на органы общей (широкой) компетенции (правительство) и органы специальной (узкой) компетенции (министерства, службы).
11. Место и роль государства в политической системе общества
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Структура политической системы состоит из следующих элементов:
1) политическая организация (совокупность государственных органов, политических партий, общественных организаций, движений и объединений, трудовых коллективов, групп давления и прочих субъектов политики);
2) политическое сознание, характеризующее психологию (обыденные, несистематизированные представления о политике и власти) и идеологию (политические теории, доктрины, учения, программы) политической жизни;
3) политические, правовые, идеологические и нравственные нормы, регулирующие процесс организации политической власти;
4) политические отношения - это реально существующая связь между субъектами политической системы, которая складывается по поводу политической власти и регулируется политическими нормами;
5) политическая культура, под которой понимается система политических идей, принципов, убеждений и форм деятельности участников политической жизни в совокупности с накопленным политическим опытом;
6) политическая практика - это разнообразная деятельность субъектов политического процесса, направленная на организацию и осуществление государственной власти, выражающаяся в форме политической активности, а также политической пассивности либо политического отчуждения.
Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, т.к.:
- выступает в качестве единственного официального представителя народа, объединяемого в пределах его территории по признаку гражданства;
- является единственным носителем суверенитета;
- обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
- обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией и т.д.);
- обладает монополией на правотворчество;
- обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).
12. Правовое государство: понятие и принципы. Проблемы формирования правового государства в российском обществе
Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона). Это закреплено в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности;
2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). Он воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
- верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
- взаимной ответственности государства и личности.
Также правовое государство предполагает в качестве принципов высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Проблемы формирования правового государства в российском обществе.
Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже "есть" в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий.
Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
Проблема здесь не только юридическая, необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем.
Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.
Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правового государства - западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию.
Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.