Файл: тгп краткий курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 2635

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тамбовский филиал ноу впо

Оглавление

Раздел 1. Теория государства и права как наука…………………………….....16

Раздел 2. Государство и общество…….………………………………………….19

Раздел 3. Право……………………………………………………………………..35

Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью………………………………………………………………..50

Предисловие

Программа по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Тема 1. Объект и предмет теории государства и права

Тема 2. Место теории государства и права в системе наук

Тема 3. Методы теории государства и права

Тема 4. Власть при догосудартсвенных формах человеческого

Тема 5. Происхождение государства: основные теории

Тема 6. Сущность и признаки государства

Тема 7. Государство в политической системы общества

Тема 8. Механизм (аппарат) государства

Тема 9. Функции государства

Тема 10. Формы государства

Тема 11. Происхождение права: основные теории

Тема 12. Понятие и сущность права: современные подходы. Право в системе регулирования общественных отношений

Тема 13. Формы (источники) права

Тема 14. Нормативно-правовой акт как источник права

Тема 15. Норма права: понятие, структура и классификация

Тема 16. Понятие и структурные элементы системы права

Тема 17. Правотворчество

Тема 18. Реализация норм права. Юридические пределы действия норм права

Тема 19. Толкование норм права

Тема 20. Систематизация правовых норм

Тема 21. Правовые отношения

Тема 22. Юридические факты

Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Тема 24. Механизм правового регулирования: понятие и элементы

Тема 25. Юридическая практика

Тема 26. Право и личность. Правовое государство и гражданское общество

Тема 27. Законность и правопорядок

Тема 28. Правовая культура, правосознание, правовое воспитание

Тема 29. Право в системе социальных норм

Тема 30. Типы права и правовые системы (семьи)

Тема 31. Соотношение внутригосударственного и международного права

Раздел 1. Теория государства и права как наука

3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук

Раздел 2. Государство и общество

4. Теории происхождения государства

9. Механизм государства: понятие, принципы и структура

10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды

11. Место и роль государства в политической системе общества

12. Правовое государство: понятие и принципы. Проблемы формирования правового государства в российском обществе

13. Гражданское общество: понятие, признаки и структура

14. Понятие и признаки социального государства. Российская Федерация как социальное государство

15. Соотношение общества и государства

16. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Раздел 3. Право

17. Понятие права. Право в объективном и субъективном смысле

19. Принципы и функции права

20. Норма права: понятие, признаки, структура

21. Классификация норм права

22. Понятие и виды форм (источников) права. Основные виды источников права в различных правовых системах

23. Нормативно-правовой как источник права

24. Судебный прецедент как источник права

25. Правовой обычай как источник права

26. Договор как источник права

27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

28. Понятие и структурные элементы системы права

29. Реализация права: понятие и формы

30. Стадии процесса применения норм права

31. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

32. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью

35. Правовой статус личности. Понятие прав человека и гражданина

38. Понятие, структура и виды правосознания

39. Деформация правосознания и его формы

40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура

41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы

42. Понятие и принципы правотворчества

43. Виды правотворчества.

44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды

48. Структурные компоненты правового отношения

49. Субъективное право и юридическая обязанность

50. Законные интересы в праве

51. Понятие и классификация юридических фактов

52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

53. Юридические коллизии и способы их устранения

54. Правовые презумпции и аксиомы в праве

55. Юридическая практика: понятие, признаки, структура, виды

56. Правомерное поведение: понятие и виды

57. Понятие, признаки и виды правонарушений

58. Юридический состав правонарушения

59. Понятие, признаки юридической ответственности

60. Принципы и функции юридической ответственности

61. Виды юридической ответственности:

62. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность

63. Понятие и принципы законности

65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии

66. Понятие, признаки и виды дисциплины.

67. Правовые проблемы современной глобализации, методы (способы) их решения

68. Юридическая клиника в правовом обучении: понятие, формы

Список экзаменационных вопросов по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Для справок

10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды

Орган государства - это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления.

Признаки:

1) основное назначение государственного органа - реализация государственной власти, решение тех или иных управленческих задач в обществе;

2) является легальным институтом, так как формируется и действует на основе соответствующих юридических документов (конституции, закона, подзаконного акта);

3) выступает легитимным институтом, поскольку его авторитет и властные полномочия добровольно или вынужденно признаются большинством людей;

4) имеет соответствующую компетенцию - совокупность законодательно закрепленных властных полномочий (издание соответствующих юридических актов, применение в случае необходимости мер убеждения, воспитания, поощрения, а также принудительной силы);

5) состоит из государственных служащих и соответствующих структурных подразделений (отделов, управлений и пр.) и имеет необходимую материальную базу (здания, транспорт, техника и пр.), а также финансовые ресурсы, необходимые для реализации компетенции.

Виды органов:

- по порядку образования органы государства делятся на органы, избираемые народом (парламент, президент), и органы, формируемые другими государственными органами (правительство, суды).

- по форме реализации государственной деятельности их можно подразделить на законодательные (обобщающее название - парламенты), исполнительные (правительства, министерства, службы, комитеты, администрации), судебные (конституционные, обычные, административные, военные, арбитражные суды) и контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата, ревизионные комиссии и т.п.);

- по иерархии государственные органы делятся на центральные и региональные (местные);

- по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные (парламент) и единоличные (президент);

- по срокам реализации полномочий - на постоянные (суд, прокуратура, полиция) и временные (временная администрация);

- по характеру компетенции - на органы общей (широкой) компетенции (правительство) и органы специальной (узкой) компетенции (министерства, службы).



11. Место и роль государства в политической системе общества

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Структура политической системы состоит из следующих элементов:

1) политическая организация (совокупность государственных органов, политических партий, общественных организаций, движений и объединений, трудовых коллективов, групп давления и прочих субъектов политики);

2) политическое сознание, характеризующее психологию (обыденные, несистематизированные представления о политике и власти) и идеологию (политические теории, доктрины, учения, программы) политической жизни;

3) политические, правовые, идеологические и нравственные нормы, регулирующие процесс организации политической власти;

4) политические отношения - это реально существующая связь между субъектами политической системы, которая складывается по поводу политической власти и регулируется политическими нормами;

5) политическая культура, под которой понимается система политических идей, принципов, убеждений и форм деятельности участников политической жизни в совокупности с накопленным политическим опытом;

6) политическая практика - это разнообразная деятельность субъектов политического процесса, направленная на организацию и осуществление государственной власти, выражающаяся в форме политической активности, а также политической пассивности либо политического отчуждения.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, т.к.:

- выступает в качестве единственного официального представителя народа, объединяемого в пределах его территории по признаку гражданства;

- является единственным носителем суверенитета;

- обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

- обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией и т.д.);

- обладает монополией на правотворчество;

- обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).


12. Правовое государство: понятие и принципы. Проблемы формирования правового государства в российском обществе

Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона). Это закреплено в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности;

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). Он воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

- верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

- взаимной ответственности государства и личности.

Также правовое государство предполагает в качестве принципов высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Проблемы формирования правового государства в российском обществе.

Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже "есть" в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.


Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий.

Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.

Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правового государства - западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию.

Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.