Файл: Управленческие решения ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 4169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Управленческие решения: понятие, сущность, содержание

Тема 2. Типология управленческих решений

Тема 3. Качество управленческих решений.

1. Большой объем принимаемых решений.

2. Решения дублируют существующий организационный порядок.

3. Принятие псевдорешений.

4. Низкая степень технологизации процессов подготовки и приня­тия решений.

5. Решение сложной проблемы принимается без обсуждения его со специалистами.

6. Отсутствие процедуры согласования решений с их непосредст­венными исполнителями.

7. Вновь принимаемые решения не учитывают предыдущие.

8. Не корректируется решение, хотя практика подтверждает его неправильность.

9. Искажение информации и трансформация цели решения в процессе их движения по иерархическим уровням.

10. Для исполнения решения даны нереальные, «мобилизирующие» сроки.

11. Недостаточное (избыточное) информационное обеспечение принятия решения.

12. Расплывчато, неопределенно сформулирована проблема, по которой необходимо принять решение.

13. Руководитель выше рангом решает вопросы нижестоящих менеджеров.

14. Менеджер ожидает наилучшее решение сверху, не пытаясь найти собственное решение проблемы.

15. Низкий удельный вес инновационных, стратегических реше­ний.

16. Менеджер не намечает своевременно решение узловых (клю­чевых) проблем.

17. Недостаточная эффективность механизма оценки выполне­ния

19. Фактор перестраховки.

20. Половинчатые решения.

21. От менеджера ожидается принятие решения при отсутствии у него необходимых прав.

22. Вслед за невыполненным решением по тому же вопросу при­нимается новое, потом еще более новое.

23. Решения принимаются без учета наличия ресурсов различных видов, необходимых для их выполнения.

Тема 4. Процесс разработки и реализации управленческих решений.

1. Получение информации о ситуации

2. Определение целей

3. Разработка оценочной системы

4. Анализ ситуации

5. Диагностика ситуации

6. Разработка прогноза развития ситуации

7. Генерирование альтернативных вариантов решений

8. Отбор основных вариантов управленческих воздействий

9. Разработка сценариев развития ситуации

10. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воз­действий

11. Коллективная экспертная оценка

12. Принятие решения лпр

13. Разработка плана действий

14. Контроль реализации плана

15. Анализ результатов развития ситуации после управленче­ских воздействий

Тема 5. Целевая ориентация управленческих решений

Состав процессорных технологий для реализации целевых

Тема 6. Методы разработки, выбора и реализации ур.

Тема 7. Обоснование ур

Тема 8. Система контроля ур

Социальная сущность УР – заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасении и тревоги

Правовая сущность УР – состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при РУР может привести к отмене решения, ответственности за его реализацию или даже за разработку. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено.

Технологическая сущность УР – проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами разработки и реализации УР. Иногда разработчики УР не очень представляют себе объект, на который направлено УР, или используют устаревшую информацию.


Тема 2. Типология управленческих решений

В современной литературе, посвященной управленческим решениям, существует большое количество самых разнообраз­ных критериев, которые могут быть положены в основу класси­фикации решений. Однако ни один из них не дает исчерпыва­ющего понятия о классификации и поэтому мы рассмотрим наиболее распространенные признаки классификации.

признак

классификации

виды решений

характеристика

источник

появления

инициативные

принимаются, как правило, от­дельным лицом или группой лиц, занимающих достаточно высокое, главенствующее положение в организации. С инициативными решениями не могут выступать руководители среднего и низшего звена, но принимаемые ими решения чаще являются конкретизацией решений, при­нятых на высшем уровне.

по предписанию (во исполнение)

принимаются в основном в развитие и дополнение инициативных решений с учетом тех целей и задач, которые стоят перед данным под­разделением.

степени воздействия на объект

оператив­ные

тактические

стратегические

Оперативные и тактические решения касаются, как прави­ло, лишь отдельных подразделений организации, в то время как стратегические влияют на деятельность организации в це­лом.

порядок

принятия решения

ин­дивидуальные

руководитель единолично принимает решение и несет за него персональную ответственность, при этом в процессе под­готовки решения он может выслушивать мнения подчинен­ных, консультироваться со специалистами и экспертами.

коллективные

принимается членами определенной группы, связанными между собой формальными или неформальными отношения­ми. Решение принимается либо голосованием, либо на основе консенсуса.

коллегиальные

решения принимаются группой специалистов, уполномочен­ных для этого коллективом.

способ

фиксации

решения

письменные

фиксируются в письменном виде в форме приказов, распоряжений, инструк­ций и т.д.

устные.

используется в чрезвычай­ных обстоятельствах. Ее недостатком является то, что участ­ники реализации решения могут исказить содержание и трак­товать решение иным образом. Причем этот процесс не все­гда носит сознательный характер, а связан с непониманием полученной информации.

критерий

новизны

рутинные

принимаются по определенной про­грамме, как правило, не требуют высокой квалификации и творческого подхода. Они могут быть поручены работникам, отличающимся дисциплинированностью и обладающим опре­деленным уровнем конкретных знаний в той области, в кото­рой необходимо принять решение.

селективные

предполагают большую свободу вы­бора, однако в ограниченных пределах. Они могут быть пору­чены людям, обладающим необходимым уровнем квалифика­ции с точки зрения как теоретической подготовки, так и практического опыта. Обычно это менеджеры среднего звена.

адаптационные

требуют соединения большого ба­гажа отработанных ранее методов решения проблем с умением оценить особенности сложившейся ситуации и осуществить со­четание оригинальных идей с уже накопленным опытом. Этот вид решений требует как высокой квалификации, так и нали­чия отличных управленческих способностей в сочетании с до­статочно широкими должностными полномочиями.

инновационные

в основе своей предполагают уп­равленческие способности, определенные черты характера и высокое должностное положение, т.е., как правило, это ре­шения, принимаемые на самом верхнем уровне управления.

степени

регламентации

решения

директивные (нормативные)

требуют обязатель­ного выполнения, не предполагающего никакой инициативы. Нормативные решения устанавливают четкую взаимосвязь между определенными параметрами организации и конкрет­ными вариантами решения.

ориентирующие

определяют возможную деятель­ность сотрудников организации в настоящем или будущем, при наступлении определенных обстоятельств.

рекомендующие

обозначают возможные направле­ния деятельности подчиненных, не предоставляя им конкрет­ной схемы действий.

соотношение усилий на стадии

разработки альтернатив и их выбора

инертный стиль

процесс поиска различных вариантов решения протекает очень медленно и неуверенно. Такие идеи вторичны и неинновационны, а расходы на их обоснование и критику значительно превышают усилия, затраченные на поиск вариантов.

осторожный стиль

при рассмотре­нии альтернатив большие усилия прилагаются к сбору необходи­мой информации и достаточно критично, хотя и более энергич­но, чем в предыдущем варианте, оцениваются все альтернативы.

уравновешенный стиль

отличается высокой активностью ли­ца, принимающего решения, по поиску альтернатив; более се­рьезное внимание уделяется сравнению альтернатив. Усилия на первом и втором этапах распределяются примерно одинаково.

рискованный стиль

отличается более высокой интенсивнос­тью на этапе поиска альтернатив, чем на этапе их оценки. При этом пристальное внимание уделяется преимуществам, а не недостаткам и потерям. Этот стиль позволяет достичь в не­которых случаях значительного эффекта, однако содержит и высокую долю риска.

импульсивный стиль

отличается тем, что изобретение аль­тернатив и по времени, и по интенсивности намного превы­шает время, затраченное на их оценку, в связи с чем реше­ние носит излишне субъективный и рискованный характер.

основание

принятии

решений

интуиция

люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен («шестое чувство», озарение). Чаще всего присуще представителям высшего эшелона управления.

суждение

в их основе лежит осмысленный опыт прошлого; выбирается вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время; занимают большое место в общем наборе решений; самые дешевые по затратам на их формирование и выбор.

рациональность

основаны на методах математического анализа, обоснования и оптимизации, т.е. на профессиональном использовании управленческих технологий.



Тема 3. Качество управленческих решений.

Понятие качества уп­равленческого решения достаточно неоднозначно:

во-первых, потому что в полной мере оно может быть оценено только после того, как решение реализовано;

во-вторых, недостатки реализации могут свести на нет высокое качество решения этапе его теоретического обоснования.

Кроме того, каждое отдельное решение может быть вполне качественным, но в совокупнос­ти в силу каких-либо причин они не дадут того эффекта, на который можно было рассчитывать. Несомненно, такой отри­цательный результат может сложиться из-за резко изменив­шихся объективных условий или в связи с несоблюдением ка­кого-либо принципа обеспечения высокого качества решения.

Рас­смотрим раздельно качество решения на стадии его принятия и эффек­тивность решения на стадии его реализации, хотя в реальной жизни эти два показателя переплетены достаточно тесно.

Качество управленческого решения есть частное проявле­ние общего понятия качества.

Качество - совокупность свойств и особенностей объекта и до­стигаемая в соответствии с этим степень удовлетворения по­требности в нем. Понятие качества имеет объективные харак­теристики, которые фиксируются в нормативных документах (ГОСТы, ТО и т.п.). Однако для каждого конкретного потре­бителя качество имеет и свои индивидуализированные при­знаки, которые определяются особенностями данной личнос­ти и ее потребностью.

Качество управленческого решения — это степень соответствия выработанных теоретических реко­мендаций по обоснованию цели и путей ее достижения той реальной проблеме, которая является предметом решения.

Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя или потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.

Принятие качественных управленческих решений основывается насистемном подходе. Системный подход – это одно из методологических направлений современной науки, связанное с представлением, изучением и конструированием объектов как систем. Системой называется совокупность взаимодействующих элементов, объединенных общей целью, составляющих единое целое, обладающих положительной динамикой объединения.


Взаимодействие принятого управленческого решения с различными сферами своего воздействия может быть представлено следующим образом (рис. 3):

По мере удаления УР от места его реализации постепенно падает его влияние на остальных участников, так или иначе с ними связанных.

Впроцессе принятия управленческих решений системный подход представляется через компоненты«черного ящика» (рис. 4).

«Выход»: решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата; необходимо четко сформулировать, что нам следует получить, какими параметрами должно обладать решение, что мы должны иметь на «выходе»: объем изготовленной продукции, созданная при этом информация, денежные средства в виде платежей на сторону.

При формулировании «выхода» необходимо учитывать параметры качества управленческого решения, к которым относятся:

  • показатель энтропии, т. е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

  • степень риска вложения инвестиций;

  • вероятность реализации решения по показателям качества затрат и сроков;

  • степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

«Внешняя среда»: факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктура региона, влияющее на качество управленческого решения. Макрофакторы: политические, социально-экономические, социально-демографические, природно-климатические, культурные и др. Микрофакторы: конкретные связи фирмы с поставщиками, покупателями, конкурентами, посредниками и иными организациями и фирмами. Необходимо проводить анализ управляющих (величины, значения которых можно менять при управлении системой с целью осуществления варианта ее функционирования, предпочтительного по сравнению с другими вариантами) и возмущающих (воздействия, нарушающие нормальный режим функционирования, предотвратить которые человек, как правило не в силах) воздействий.