Файл: Управленческие решения ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 4171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Управленческие решения: понятие, сущность, содержание

Тема 2. Типология управленческих решений

Тема 3. Качество управленческих решений.

1. Большой объем принимаемых решений.

2. Решения дублируют существующий организационный порядок.

3. Принятие псевдорешений.

4. Низкая степень технологизации процессов подготовки и приня­тия решений.

5. Решение сложной проблемы принимается без обсуждения его со специалистами.

6. Отсутствие процедуры согласования решений с их непосредст­венными исполнителями.

7. Вновь принимаемые решения не учитывают предыдущие.

8. Не корректируется решение, хотя практика подтверждает его неправильность.

9. Искажение информации и трансформация цели решения в процессе их движения по иерархическим уровням.

10. Для исполнения решения даны нереальные, «мобилизирующие» сроки.

11. Недостаточное (избыточное) информационное обеспечение принятия решения.

12. Расплывчато, неопределенно сформулирована проблема, по которой необходимо принять решение.

13. Руководитель выше рангом решает вопросы нижестоящих менеджеров.

14. Менеджер ожидает наилучшее решение сверху, не пытаясь найти собственное решение проблемы.

15. Низкий удельный вес инновационных, стратегических реше­ний.

16. Менеджер не намечает своевременно решение узловых (клю­чевых) проблем.

17. Недостаточная эффективность механизма оценки выполне­ния

19. Фактор перестраховки.

20. Половинчатые решения.

21. От менеджера ожидается принятие решения при отсутствии у него необходимых прав.

22. Вслед за невыполненным решением по тому же вопросу при­нимается новое, потом еще более новое.

23. Решения принимаются без учета наличия ресурсов различных видов, необходимых для их выполнения.

Тема 4. Процесс разработки и реализации управленческих решений.

1. Получение информации о ситуации

2. Определение целей

3. Разработка оценочной системы

4. Анализ ситуации

5. Диагностика ситуации

6. Разработка прогноза развития ситуации

7. Генерирование альтернативных вариантов решений

8. Отбор основных вариантов управленческих воздействий

9. Разработка сценариев развития ситуации

10. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воз­действий

11. Коллективная экспертная оценка

12. Принятие решения лпр

13. Разработка плана действий

14. Контроль реализации плана

15. Анализ результатов развития ситуации после управленче­ских воздействий

Тема 5. Целевая ориентация управленческих решений

Состав процессорных технологий для реализации целевых

Тема 6. Методы разработки, выбора и реализации ур.

Тема 7. Обоснование ур

Тема 8. Система контроля ур

ЦТ представляет технологию РУР по упреждению.

Цель может разделяться на более мелкие (иерархия целей), каждая цель должна формировать не менее двух задач. В свою очередь сложные задачи могут быть представлены в виде двух основных схем (рис. 6).

(1) Инициативно-целевая технология

Данная технология основана навыдаче заданий без указания средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Инициативно-целевая технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели задания для работника или группы, а также срока выполнения (Твып) без указания механизма ее достижения (рис. 7). При этом цель (1) может быть не достигнута по каким либо причинам (кривая 1), (2) может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше (кривая 2), (3) может быть достигнута за пределами установленного срока (кривая 3). Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.

Основные условия использования данной технологии:

  • штат работников организации или ее подразделения более 10 чел.;

  • время выполнения задания не должно превышать одно месяца со дня его выдачи;

  • высокий профессионализм персонала или большое доверие к нему со стороны руководителя;

  • производство новых товаров, услуг, информации или знаний;

  • наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе.

Для данной технологии эффективна линейная схема органи­зационных отношений. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией исполнителя задания, а квалифи­кация руководителя играет вторичную роль. Технология не га­рантирует достижение цели.

(2) Программно-целевая технология

Наиболее часто в организациях применяется программно-целевая технология. Она состоит в выдаче для исполнения зада­ний (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения, имеются указания о внешнем или внутреннем кон­троле промежуточных состояний этого выполнения. Профес­сионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология (ПЦТ) обычно гарантирует достижение цели (рис. 8).


Применение ПЦТ может привести к трем основным резуль­татам:

  • достижению цели в заданный срок при приемлемых от­клонениях от заданных промежуточных значений;

  • достижению цели в заданный срок при существенных от­клонениях от заданных промежуточных значений;

• устойчивому недостижению цели в заданный срок.

Данная технология предусматривает разработку руководи­телем целей управления, средств и методов их реализации, а также сроков и состояний промежуточных значений процесса. Если какое-либо заданное промежуточное значение не достиг­нуто, то на его выполнение выделяются дополнительные ре­сурсы, если заданное промежуточное значение превосходит за­планированное, то часть ресурсов переводится на другие нуж­ды и при этом цель будет достигнута в предусмотренные сроки.

Программно-целевая технология базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информацион­ных технологиях. Достижение цели управления с высокой сте­пенью вероятности гарантируется. Данная технология формиру­ет управление по упреждению.

Основные условия применения данной технологии:

  • штат работников не должен превышать 1000—1500 человек;

  • время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;

  • определенность и доступность управленческих и производ­ственных ресурсов;

  • явно выраженное разделение управленческого и производ­ственного труда;

  • выпуск серийной и массовой продукции в течение дли­тельного времени;

• большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.

Для данной технологии эффективна кольцевая схема организационных отношений.

(3) Регламентная технология

Эта технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограниче­ний, рекомендуемых методов и ориентировочного времени их выполнения. Технология предусматривает наличие жесткого кон­троля процесса приближения к цели. Профессионализм выпол­нения задания определяется квалификацией руководителя, вы­давшего задание, и исполнителя. Подразумевается жесткий кон­троль за положительной динамикой процесса выполнения задания (рис. 9).


Регламентная технология может привести к:

  • достижению ощутимых положительных результатов от са­мого процесса выполнения цели — кривая 1 на рис. 5;

  • отсутствию существенных положительных результатов в течение приемлемого времени (топтание на месте) — кри­вая 2.

Регламентная технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т. д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки, заранее трудно определимые. Достижение цели гарантируется только при жестком внутреннем или внешнем контроле хода процесса реализации поставленных целей.

Основные условия использования данной технологии:

  • штат исполнителей, в той или иной степени привлеченных к выполнению цели, должен быть не менее десятка тысяч человек;

  • время выполнения цели или составляющих ее задач не должно быть точно задано (важен сам процесс достижения цели);

  • возможно существенное и непрогнозируемое ограничение ресурсов (финансовых, технологических, сырьевых и др.);

  • инновационный и длительный характер разработок;

  • ориентировочное время достижения цели — свыше 1 года.

Данная технология базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории разработки решений в условиях неопределенностей.

Авторство на программу и полученные результаты принадлежит руководителю и исполнителю.

Рекомендуемыми структурами управления являются линейно-функциональная, продуктовая и структура, ориентированная на потребителя.

Инструментальные средства реализации целевых технологий РУР. Процессорные технологии используются для реализации целе­вых и являются инструментарием по отношению к ним. Каждая целевая технология имеет свой набор процессорных (табл. 1).

Технология управления по результатам основана на приоритете результатов над планированием и прогнозированием. Руководитель корректирует действия и решения в зависимости от полученных ре­зультатов.

Технология управления на базе потребностей и интересов подразу­мевает приоритет межличностных отношений над другими инстру­ментами и методами формирования взаимодействия между работни­ками, участвующими в процессе достижения поставленной цели. В процессе реализации этой технологии взаимодействие между руководителем и подчиненным может возникнуть только то­гда, когда оно затрагивает потребности их обоих. Все остальные варианты отношений, когда не учитываются потребности и интересы или руководителя, или подчиненного, приводят к противодействию подчи­ненного. Под потребностями человека понимают материальный, биологический и социальный набор элементов, необходимый для жизнедеятельности, функционирования и развития личности.


Таблица 1


Состав процессорных технологий для реализации целевых

Процессорные технологии

Целевые технологии

Инициативно-целевая

Программно-целевая

Регламентная

Управление по результатам

+

-

+

Управление на базе потребностей и интересов

+

+

+

Управление путем постоянных проверок и указаний

+

+

Управление в исключительных случаях

+

+

-

Управление на базе искусственно­го интеллекта

-

+

-

Управление на базе активизации деятельности персонала

+

-

+

Технология управления путем постоянных проверок и указаний подразумевает приоритет жесткого управления и контроля персона­ла над другими методами воздействия на работников, участвующих в реализации поставленной цели. При таком подходе человек лучше реализует свои потребности в самовыражении, стабильности и порядке. Эта технология эффективна в небольших системах управ­ления, в которых всеми признается авторитет и профессионализм руководителя.

Технология управления в исключительных случаях основана на при­оритете профессионализма исполнителей или отработанной методи­ки над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий.

Исключительный случай — ситуация, мешающая исполнителю должным образом и в срок достичь необходимых результатов. Его не следует путать с форс-мажорными ситуациями, например болезнью или увольнением сотрудников, отключением электроэнергии в офи­се. Эта технология успешно реализуется в небольших социально-экономических системах, работа в которых жестко регламентирова­на, или в системах с доверительной структурой управления. Регла­ментированная технология предусматривает четкое распределение всех управленческих и организационных функций среди персонала, отлаженность взаимодействия.