Файл: Управленческие решения ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 4163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Управленческие решения: понятие, сущность, содержание

Тема 2. Типология управленческих решений

Тема 3. Качество управленческих решений.

1. Большой объем принимаемых решений.

2. Решения дублируют существующий организационный порядок.

3. Принятие псевдорешений.

4. Низкая степень технологизации процессов подготовки и приня­тия решений.

5. Решение сложной проблемы принимается без обсуждения его со специалистами.

6. Отсутствие процедуры согласования решений с их непосредст­венными исполнителями.

7. Вновь принимаемые решения не учитывают предыдущие.

8. Не корректируется решение, хотя практика подтверждает его неправильность.

9. Искажение информации и трансформация цели решения в процессе их движения по иерархическим уровням.

10. Для исполнения решения даны нереальные, «мобилизирующие» сроки.

11. Недостаточное (избыточное) информационное обеспечение принятия решения.

12. Расплывчато, неопределенно сформулирована проблема, по которой необходимо принять решение.

13. Руководитель выше рангом решает вопросы нижестоящих менеджеров.

14. Менеджер ожидает наилучшее решение сверху, не пытаясь найти собственное решение проблемы.

15. Низкий удельный вес инновационных, стратегических реше­ний.

16. Менеджер не намечает своевременно решение узловых (клю­чевых) проблем.

17. Недостаточная эффективность механизма оценки выполне­ния

19. Фактор перестраховки.

20. Половинчатые решения.

21. От менеджера ожидается принятие решения при отсутствии у него необходимых прав.

22. Вслед за невыполненным решением по тому же вопросу при­нимается новое, потом еще более новое.

23. Решения принимаются без учета наличия ресурсов различных видов, необходимых для их выполнения.

Тема 4. Процесс разработки и реализации управленческих решений.

1. Получение информации о ситуации

2. Определение целей

3. Разработка оценочной системы

4. Анализ ситуации

5. Диагностика ситуации

6. Разработка прогноза развития ситуации

7. Генерирование альтернативных вариантов решений

8. Отбор основных вариантов управленческих воздействий

9. Разработка сценариев развития ситуации

10. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воз­действий

11. Коллективная экспертная оценка

12. Принятие решения лпр

13. Разработка плана действий

14. Контроль реализации плана

15. Анализ результатов развития ситуации после управленче­ских воздействий

Тема 5. Целевая ориентация управленческих решений

Состав процессорных технологий для реализации целевых

Тема 6. Методы разработки, выбора и реализации ур.

Тема 7. Обоснование ур

Тема 8. Система контроля ур

Технология основывается на линейно-патронажной структуре управления (от фр. patronage — покровительство). Руководи­тель воздействует на все участки процесса реализации задания в рам­ках административных функций, а в рамках экономических, техно­логических и других вопросов оказывает подчиненным и коллегам содействие (патронаж). Он ведет себя как равный среди равных. Ис­полнители передают часть своих работ на нижестоящий уровень и выступают по отношению к нему как линейные руководители или советники.

Технология управления на базе искусственного интеллекта подра­зумевает приоритет накопленной практики, статистики и современ­ных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или данных с применением современных информационных компьютерных технологий. Искусственный интеллект — систе­ма информационных технологий, моделирующих некоторые сторо­ны мыслительной деятельности человека при разработке и реализа­ции решений.

Технология основывается на том, что отклонения, возникающие при выполнении задания, являются штатными, и для них существу­ют стандартные способы устранения.

Технология управления на базе активизации деятельности персо­нала основывается на приоритете стимулов и поощрений по сравне­нию с другими методами успешного выполнения порученных зада­ний. Она эффективна в случае деятельности, результаты кото­рой определяются настроением, психологическими характеристиками и состоянием здоровья исполнителя, а также социально-психологи­ческим климатом в коллективе. Штат сотрудников не ограничен. Требуется контроль влияния стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива в целом.

Активизация деятельности объединяет два понятия: стимулиро­вание и мобилизацию. Стимулирование предполагает выдачу ответ­ственных заданий, доверие и благодарности, денежные выплаты, предоставление услуг, знаний и информации. Мобилизация тракту­ется как формирование в работнике моральных ценностей и устано­вок для достижения поставленных целей (лозунги, призывы, прось­бы, приказы, личный пример руководителя).

Эта технология подразумевает удовлетворение потребностей ра­ботника за счет его собственных решений, а не за счет влияния руко­водства.


Тема 6. Методы разработки, выбора и реализации ур.

Методы разработки и выбора УР включают либо формирование набора мероприятий организационного, технологического, экономического, право­вого и социального характера, направленных на достижение це­ли, либо выбор из уже ранее разработанных наборов.

Методы реализации УР — продолжение методов разработки. Они вклю­чают практическое выполнение набора мероприятий до получе­ния требуемого результата.

В теории разработки управленческих решений выделяют мето­ды: аналитические, статистические, математического программиро­вания, эвристические, активизирующие, экспертные, сце­нариев, дерева решений.

Аналитические методы

Данные методы основаны на работе руководителя или спе­циалиста с набором аналитических зависимостей. Они опреде­ляют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотноше­ний.

Например, «Тише едешь — дальше будешь». «Тише едешь» — это условие, а «дальше будешь» — это результат.

В деятельности организаций имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер:

  • зависимости между спросом и предложе­нием, жизненного цикла продукции от времени, производитель­ности труда от квалификации персонала,

  • стиля управления от характера деятельности компании,

  • качества УР от полноты и ценности информации и др.

Каждый руководитель имеет неко­торый набор таких зависимостей, выработанных интуитивно в течение ряда лет или полученных в результате обучения. Многие эффективные зависимости так и остаются неизвестными ряду руководителей. Иногда приходится искать эффективные зависи­мости путем проб и ошибок, неоправданно затрачивая ресурсы. Большой набор ценных зависимостей обычно объявляется кон­фиденциальной информацией конкретной организации. В век всеобщей информатизации продажа новых разработок в области РУР постепенно становится частью бизнеса.

Основу этих методов составляют: теория вероятностей, теория массового обслуживания.

Статистические методы

Методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций в какой-либо сфере деятельно­сти для разработки или реализации УР другими компаниями. Данные методы реализуются путем сбора, обработки и анализа статистических материалов, как полученных в результате реаль­ных действий, так и выработанных искусственно, путем статисти­ческого моделирования. К этим методам относятся: по­следовательный анализ и метод статистических испытаний.


Статистические методы можно применять как на стадии раз­работки, так и на стадии выбора решений (рис. 10).

На стадии разработки после выработки предварительного ре­шения оно обсуждается с коллегами своего или родственного предприятия для учета их положительного опыта (фильтр). Затем принимается окончательное решение.

Например,

- работники бух­галтерии разных организаций часто консультируются друг с дру­гом, прежде чем окончательно оформить набор документов для отчета в налоговой инспекции;

- руководители многих компаний периодически собираются вместе для обсуждения опыта работы, используя для этого различные поводы: рыбалку, охоту и др.

На стадии выбора окончательного УР у работников предпри­ятия уже имеется в наличии постоянно пополняемый набор УР. На самой начальной стадии разработки решений работники используют положитель­ный опыт других организаций и принимают с учетом его окон­чательное УР. Затем это новое решение с результатами выпол­нения также войдет в набор УР.

Метод математического программирования (оптимизации)

Этот метод позволяет рассчитывать лучший вариант решения по критериям оптимальности (например, минимум времени, максимум качества и др.) программы действий УР (рис. 11).

Работник, разрабатывающий решения, вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению в соответствии с це­лью, а также критерии. Компьютер на базе математических со­отношений либо разрабатывает новое решение, либо выбирает подходящее из набора альтернативных решений. Метод хорошо работает только при наличии четко сформу­лированной цели.

Матричный метод

Метод реализует выбор лучшего решения из набора альтернатив на основе компромисса признаков (критериев), достигну­тых заинтересованными сторонами. Компромисс может быть достигнут между двумя, тремя или более заинтересованными сторонами, поэтому матрица признаков может быть двухмерная, трехмерная и т.д. (рис. 12).

Матричный метод относится к объективным методам РУР. Он применяется при возникновении повторяющихся или сход­ных ситуаций. При этом в базе данных должен иметься набор альтернативных решений и различных критериев. Задача руко­водителя состоит в согласовании значений критериев и установ­лении их приоритетов.


Активизирующие методы.

Методы имеют несколько вариантов реализации. К ним от­носятся методы психологической активизации и методы подклю­чения новых интеллектуальных источников.

(1) Методы психологической активизации: конференции идей, методы мозговой атаки, метод вопросов и ответов.

Метод конференции идей основан на стимулировании процес­са мышления на уровне сознания. Базовые правила использова­ния данного метода состоят в следующем:

  • запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки;

  • число участников в диапазоне 4—12;

  • формулируются одна-две зависимые друг от друга задачи;

  • время обсуждения ограничивается 30—50 минутами;

  • ведется запись всех предложений, включая и абсурдные.

На Западе и в США распространен метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Считается, что подсознание является неиссякае­мым источником человеческого духа, базой для интуиции и ис­точником неосознанного появления блестящих идей.

Метод вопросов и ответов основан на предварительном со­ставлении набора вопросов, ответы на которые могут сформиро­вать новый подход к решению заданных проблем.

Приведем набор активизирующих вопросов для данного ме­тода:

  • Можно ли получить тот же результат, не используя дан­ный продукт?

  • Можно ли достичь тех же результатов вообще не делая этой работы?

  • Можно ли сделать продукт или работу более легкими?

  • Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?

  • Можно ли сделать это более приятным?

  • Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?

  • Можно ли сделать это более безопасным?

  • Можно ли сделать это более полезным?

  • Можно ли сделать это более удобным?

  • Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?

  • Можно ли сделать это более надежным?

(2) Методы подключения основаны на приобщении чело­века к коллективному мышлению под надзором высококвали­фицированного специалиста или искусственного интеллекта. Это теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консуль­тантами.


Теоретико-игровой метод применяют при большом объеме информации, трудностях ее обработки или недостатке времени. Не всегда руководители знают современные методы экономиче­ских или организационных расчетов. А в памяти компьютера эти методы постоянно хранятся и вводятся новые. Этот метод основан на создании человеко-машинной систе­мы разработки решений. Эта система очень плодотворна, так как использует большой интеллектуальный потенциал в виде программного и информационного обеспечения поддержки ре­шений. Метод позволяет корректировать модель системы управ­ления после каждого сеанса проведения игры.

Предшественником теоретико-игрового метода были тради­ционные совещания на различных уровнях управления. Обычно на таких совещаниях принимаются важные технологические, экономические и социальные решения. Но профессиональные интересы участ­ников совещаний существенно расходятся. Этим объясняются многочисленные случаи негативных последствий таких совеща­ний, проявляющиеся в необоснованных нервных напряжениях, давлении на участников. Решения, принимаемые на таких сове­щаниях, не всегда были эффективными.

Экспертные методы

Для выбора наилучшего УР необходим набор критериев эф­фективности. Каждый критерий такого набора может иметь ко­личественное или качественное выражение, быть простым и по­нятным для специалистов. Критерии могут быть единичными и составными.

В набор критериев для выбора УР чаще всего включают следующее:

  • выполнимость,

  • прибыль,

  • время,

  • произво­дительность труда,

  • затраты,

  • использование имеющегося обору­дования и производственных фондов,

  • экологическую и техниче­скую безопасность,

  • качество продукции.

Каждый критерий ха­рактеризуется набором показателей и их значениями.

Например, критерий «время» может иметь несколько показа­телей: время реализации, время разработки, время согласования и др. Значения данных показателей задаются в месяцах, днях, часах и т.д.

Показатели можно дробить на более мелкие.

Напри­мер, показатель «время согласования УР» можно представить в виде нескольких подпоказателей — время согласования с заказчиками, время согласования с департаментом экологической безопасно­сти, время согласования с пожарными службами.