ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 2758
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Тема 2. Общие проблемы экономического развития
1. Экономические ресурсы и материальные потребности
2. Кривая производственных возможностей.
4. Модели экономических систем.
Тема 3. Теория спроса и предложения
1. Спрос и факторы, его определяющие.
2. Предложение и факторы на него влияющие
4. Применение показателей эластичности.
Тема 4. Теория потребительского поведения
Тема 5. Монополия и конкуренция
Тема 6 . Измерение затрат фирмы: анализ издержек.
Тема 7. Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности.
Тема 8. Рынки факторов производства
Тема 12 . Рынок капитала. Процентные ставки и процесс инвестирования.
Тема 13. Рынок земли и рентные отношения
Тема 17. Национальная экономика и показатели ее развития
1. Система национальных счетов
2. Измерение инфляции. Индексы цен
4. Факторы, вызывающие инфляцию
5. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек производства)
6.Спираль “заработная плата - инфляция”
Тема 19. Безработица и ее последствия. Социальная политика государства
2. Социальная политика государства
3. Уровень жизни и социальная обеспеченность
2. Типология экономических циклов.
3.Возникновение кризисных явлений и их развитие
Тема 21 . Совокупный спрос и совокупное предложение.
1. Совокупный спрос, его элементы, кривая совокупного спроса
2. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие.
Тема 22.Потребление, сбережение, их влияние на национальное производство.
Тема 23 . Инвестиции в макроэкономике. Эффект мультипликатора.
Тема 24.Макроэкономическое равновесие и механизм его обеспечения.
Тема 26. Деньги: сущность и функции
Тема 27. Спрос и предложение денег. Понятие денежного рынка
Тема 28. Кредитная система и ее структура.
Тема 29. Банки и их роль в рыночной экономике.
Тема 30. Денежно-кредитная политика : сущность и инструменты.
Тема 31. Сущность финансов и финансовая политика
Тема 32. Финансовая система и ее структура
Тема 33. Государственный бюджет и внебюджетные фонды
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
3. В России появился акционерный капитал и рынок ценных бумаг (как первичный, так и вторичный), позволяющий изыскивать финансовые ресурсы путем эмиссии ценных бумаг и размещения их среди юридических и физических лиц;
4. Обозначилось встречное движение - интеграция частного капитала в различных формах для предоставления всевозможных финансовых услуг субъектам экономики:
а) финансово-промышленные группы, в состав которых могут входить производственные, научные, опытно-конструкторские организации, банки, страховые компании и т.д.
б) инвестиционные организации: холдинги, финансовые группы и финансовые компании.
в) биржевая система, которая состоит из совокупности товарных и фондовых бирж;
г) соответствующая среда для функционирования финансов современного уровня, т.е. обеспечивающие элементы - информационные сети (телефоны, факсы, радио, телевидение, печать), поддерживающие элементы (образовательные, юридические, аудиторские учреждения).
3. Финансовая политика государства - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений: фискальной политики и бюджетной.
Фискальная политика - политика в области налогообложения и расходов бюджета с целью регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Бюджетная политика- политика регулирования доходов и расходов бюджета. перспективные и эффективные направления.
Реализация финансовой политики как цели управления финансами осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений - доходов, налогов, амортизации и пр.
В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и территориальных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.
Управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти - Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство. Конституция РФ устанавливает, что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, а также Федеральные экономические службы, включая федеральные банки. К ведению РФ отнесены федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.
Финансовый контроль- форма реализации контрольной функции финансов. Его содержание и назначение сводится к проверке финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и субъектов отраслевого и территориального управления. Объектом финансового контроля являются распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов. Контролю подвергаются стоимостные показатели - выручка от реализации товаров и услуг, себестоимость, оплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения, цены, тарифы, прибыль и др.
Финансовый менеджмент- система управления финансовыми ресурсами, сочетающими в себе финансовую политику, методы, инструменты, а также людей, принимающих управленческие решения и претворяющих эти решения в жизнь с целью достижения поставленных целей обеспечения финансовой стабильности и роста.
Целями эффективного финансового менеджмента являются: максимизация полезного экономического результата деятельности компании, повышение ее экономического потенциала, максимизация прибыли при минимизации расходов, обеспечение конкурентоспособности на рынке, наилучшее использование источников финансирования и привлечение новых для достижения поставленных задач, оптимизация структуры активов компании, обеспечение финансовой стабильности компании в обозримом будущем.
Финансовый механизм. С помощью финансов оказывается действенное влияние на производственный, коммерческий процесс хозяйствующей единицы, на ее платежные операции. Этому служит финансовый механизм, в который входят пять основных элементов: финансовые методы; финансовые рычаги; правовое обеспечение; нормативное обеспечение; информационное обеспечение.
Управление финансовыми ресурсами предприятия занимается финансовый менеджер. Его основные функции: управление ликвидностью активов предприятия; организация эффективных взаимоотношений с банками и другими инвесторами; управление заемными средствами и финансовыми рисками; формирование оптимальной структуры капитала; поиск новых источников финансирования; оценка и реализация инвестиционных проектов; контроль за валютными операциями; проведение операций с ценными бумагами и формирование портфеля ценных бумаг; проведение обоснованной дивидендной политики; диверсификация инвестиционной деятельности.
Тема 32. Финансовая система и ее структура
Финансовая система. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляет собой финансовую систему, которая включает в себя государственные финансы (централизованные финансы), финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан. Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений.
Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование общественных нужд.
Задачей финансов хозяйствующего субъекта является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно - торговой и финансовой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующих субъектов являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне финансов предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов.
Задачей финансов граждан является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Структура централизованных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Общность трехуровневой системы государственных и муниципальных финансов заключается в единстве источников их доходов и взаимодействии по поводу достижения сбалансированности с расходами. Финансы каждого уровня включают в себя бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы предприятий того или иного уровня подчинения.
В структуре централизованных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального и местного. Эти взаимосвязи обусловлены недостаточностью территориальных бюджетов для финансового обеспечения функций, осуществляемых субъектами Российской Федерации на местах и местными органами власти. Межбюджетные отношения носят односторонний характер - от федерального к региональному и от регионального к местному. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев региональные и местные бюджеты не имеют достаточных источников доходов, среди которых главными являются налоги.
Финансовые отношения центральной и территориальных властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма.Он означает финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов с тем, чтобы на местах стремились к развитию своего производства и услуг, торговли, кредитной сферы и т.п., поскольку именно эти структуры являются основными плательщиками налога на прибыль, а занятые на них лица - налога на доходы.
Роль централизованных финансов. Для нормального социально-экономического и политического развития страны требуется эффективное государство. Основными его функциями являются:
разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
поддержание макроэкономической и социально - политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
осуществление мер по охране окружающей среды.
Тема 33. Государственный бюджет и внебюджетные фонды
1. Государственный бюджетпредставляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона. Он утверждается законодательными органами власти
Методы формирования бюджета. Существует два метода формирования и использования бюджетных средств - бюджетный и кредитный. Бюджетный метод заключается в изъятии части денежных доходов предприятий и населения для предоставления этих финансовых ресурсов на безвозмездной основе. Значительная часть бюджета (около 80%) формируется именно бюджетным методом. Другая часть бюджета формируется и используется на основе кредитного метода- это поступления в бюджет в виде внутренних и внешних займов и кредитов иностранным государствам.
Функции государственного бюджета. Государственный бюджет выполняет следующие функции: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Государственный бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики.
Доходы бюджета- часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимые для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
Бюджеты в странах с развитой рыночной экономикой формируются в основном за счет налоговых поступлений. На протяжении последних столетий менялась роль тех или иных налогов в формировании бюджета капиталистических стран. Если для 19 века главными были косвенные налоги, включаемые в цену товара, то на протяжении 20 века постепенно происходило увеличение доли прямых налогов, особенно подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль с корпораций. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80 - 90%. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Они формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.