Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 637
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 3. Теория потребительского спроса
Часть II. Цена отраслевого равновесия
Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции
Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке
Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства
Глава 10. Микроэкономика внешней торговли
Глава 1. Введение в микроэкономику
1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории
1.2. Методы экономического анализа
1.3. Логическая структура курса
Глава 2. Теория производства и предложения благ
2.1. Производственная функция и техническая результативность производства
2.2. Затраты производства и функция затрат
2.3. Прибыль и условия ее максимизации
2.4. Функция предложения и излишек производителя
Глава 3. Теория потребительского спроса
3.3. Эффект замены и эффект дохода
3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7
3.5. Выявление предпочтений потребителя
3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса
Часть II. Цена отраслевого равновесия
Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции
4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности
4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования
4.3. Величина равновесной цены
4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции
4.5. Последствия государственного регулирования цен
Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке
5.1. Цена, максимизирующая прибыль
5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли
5.4. Отсутствие функции предложения
5.5. Последствия государственного регулирования
Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции
6.1. Монополистическая конкуренция
6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага
6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага
6.3. Олигополия в свете теории игр
Глава 7. Ценообразование факторов производства
7.1. Предложение факторов производства
7.2. Спрос на факторы производства
7.3. Прокатная цена фактора производства
7.4. Функциональное распределение результатов производства
7.5. Капитальная цена фактора производства
Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние
8.1. Цены частичного и общего равновесия
8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса
8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние
8.4. Первая теорема общественного благосостояния
8.5. Вторая теорема общественного благосостояния
Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства
9.2. Интернализация внешних эффектов
9.3. Производство общественных благ
9.4. Асимметричность информации
Глава 10. Микроэкономика внешней торговли
10.1. Основы международного разделения труда
10.1.1. Исходная модель Рикардо
Специфика микроэкономического анализа состоит в том, что изучение общественного хозяйства начинается с исследования его первичных звеньев - отдельных производителей и потребителей (фирм и домашних хозяйств). Микроэкономический подход основан на методологии индивидуализма, в соответствии с которой характер функционирования экономической системы выводится из поведения отдельных экономических субъектов.
Микроэкономика исследует цели и средства отдельных экономических субъектов, условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.
1.2. Методы экономического анализа
Чтобы дать логически непротиворечивое и эмпирически подтверждаемое объяснение экономическим событиям, ученые используют ряд универсальных научных приемов: вводят понятия для обозначения наблюдаемых явлений, выдвигают гипотезы о формах взаимозависимости между объектами наблюдения, создают концепции (модели), описывающие механизм протекания экономических процессов. Схематически процесс создания экономической теории представлен на рис. 1.1.
|
Модель изучаемого объекта содержит две группы элементов: известные и неизвестные к моменту построения модели параметры и зависимости. Первая группа элементов (экзогенные переменные) формируется в результате наблюдения за объектом и выдвижения определенных гипотез о его свойствах. Вторая группа (эндогенные переменные) определяется путем анализа (решения) модели. Модель - это упрощенное представление действительности, которое достигается за счет абстрагирования от несущественных для целей исследования свойств наблюдаемого объекта. Например, вместо реального человека, поведение которого примерно в равной степени определяется и разумом и чувством, в экономической теории рассматривается человек (homo economicus), всегда принимающий решения на основе скрупулезного сопоставления ожидаемых выгод и потерь от совершаемых поступков. Такое упрощение объекта исследования позволяет выявить присущие ему глубинные процессы и устойчивые зависимости, называемые закономерностями. Например, в случае снижения цены некоторого блага с большой вероятностью можно предсказать, что и скупец, и расточитель, и бухгалтер, и художник увеличат объем его покупок, отражая тем самым, действие закона спроса. |
Распространенным методом упрощения при изучении сложных экономических процессов является «частичный анализ». Его суть состоит в том, что многие влияющие на объект исследования факторы принимаются заданными и неизменными; меняются лишь те, воздействие которых на изучаемый объект желательно установить. Так, упомянутый выше закон спроса выводится в предположении, что бюджет потребителя и цены всех благ, кроме одного, остаются неизменными.
При изучении первых тем учебного курса частичный анализ (выявление некоторой зависимости «при прочих равных условиях») наиболее востребован. Полученные при этом данные используются затем при проведении «общего анализа», учитывающего комплексное воздействие всех основных факторов на формирование исследуемого явления. Общий анализ позволяет также установить, не являются ли выводы, сделанные в ходе частичного анализа, взаимоисключающими.
К числу исходных постулатов микроэкономического анализа относится предположение о том, что экономические субъекты ведут себя рационально, т.е. стремятся достигнуть намеченных целей с наименьшими издержками или при заданных издержках получить максимальный результат. Цель производителей состоит в максимизации прибыли или другого показателя хозяйственной деятельности. Стремления потребителей экономисты называют максимизацией индивидуального благосостояния, или индивидуальной полезности. Полезность блага в экономическом понимании - это его пригодность для удовлетворения потребностей человека. Ее следует отличать от полезности в физиологическом смысле. Так, медициной установлено, что сигарета вредна для здоровья, но курильщику она нужна и в этом смысле полезна с позиций экономиста.
В зависимости от объекта исследования различают два вида экономических моделей: оптимизационные и равновесные. Посредством первых описывается поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своих целей при заданных возможностях, а посредством вторых представляется результат взаимодействия совокупности хозяйствующих агентов и выявляются условия совместимости их целей.
Наличие у экономических субъектов формализуемых целей позволяет предсказывать их реакцию на изменяющиеся условия сделок: колебания рыночных цен, стратегию конкурентов или экономическую политику государства. Для этого создается модель поведения субъекта, посредством которой выявляется, в какой мере те или иные действия индивида способствуют достижению его цели.
Способы достижения целей зависят от того, в каких условиях экономическим субъектам приходится принимать решения. В связи с этим различают следующие решения: в условиях определенности, неопределенности и стратегические.
Ситуация считается определенной, если экономические субъекты полностью информированы о всех обстоятельствах, влияющих на результат принятия решения. В реальной экономике такие ситуации встречаются редко. Тем не менее в учебных курсах изучению методов решения в условиях определенности придается большое значение. Это объясняется не только тем, что они наиболее просты, но и тем, что для раскрытия сущности многих экономических явлений условия неопределенности можно не учитывать.
Чаще всего экономическим субъектам приходиться принимать решения в условиях, когда их результат определяется не только предвидимыми, но и непредвидимыми обстоятельствами. Например, ожидаемые урожай и доход фермера являются вероятностными величинами, поскольку зависят не только от проведения контролируемых им агротехнических работ, но и от непредсказуемых изменений погоды. В условиях неопределенности приходится учитывать и оценивать риск, что требует специфических методов при принятии решений.
В ситуациях, требующих принятия стратегических решений, тоже существует неопределенность, но она порождена не недостатком информации об окружающей среде, а является следствием взаимозависимости решений одного и другого субъектов. Кроме прочего доход фермера А зависит от решения фермера В относительно объема своего производства, а фермер В при принятии этого решения пытается предвидеть планируемый объем производства фермера А. Эту взаимозависимость фермер А должен учитывать, принимая решение относительно объема своего производства.
В условиях определенности задача экономического субъекта сводится к нахождению условного экстремума, т.е. максимума или минимума функции при ограничениях на ее переменные. При наличии неопределенности, порожденной недостатком информации о внешней среде, задача принципиально не меняется, но в числе ограничений или аргументов целевой функции учитывается риск. Для принятия стратегических решений в ХХ в. была разработана специальная теория - теория игр.
Взаимодействие отдельных экономических субъектов в ходе реализации своих планов отображается посредством равновесных моделей. Если модели поведения экономических субъектов предназначены для определения наилучшего способа достижения цели при заданных ресурсах, то равновесные модели равновесия определяют условия совместимости индивидуальных планов и выявляют инструменты их согласования.
Состояние, при котором в заданных условиях планы совокупности хозяйствующих субъектов оказываются совместимыми, называется экономическим равновесием. Достижение равновесия не означает, что каждый участник рыночных сделок полностью удовлетворен достигнутыми результатами. Однако в состоянии равновесия никто не может повысить свое благосостояние за счет изменения объема и структуры покупок или продаж при сложившихся ценах.
Экономическое равновесие – это категория, характеризующая ожидаемое развитие экономической конъюнктуры. В прошедшем периоде объем продаж тождественно равен объему покупок, но если в этом периоде покупатели желали купить, а продавцы продать иное количество товаров, то равновесия не существовало.
Результаты взаимодействия экономических субъектов зависят от промежутка времени, в котором они рассматриваются. В связи с этим различают методы статического анализа, сравнительной статики и динамического анализа.
При статическом анализе рассматривают ситуацию на определенный момент времени, например, как при существующих спросе и предложении формируется цена. Метод сравнительной статики сводится к сопоставлению результатов статического анализа в различные моменты времени, например, на сколько и почему цена данного блага различается в периоды t и (t - 1). Для выявления характера динамики экономического показателя между двумя моментами времени и обнаружения факторов, ее определяющих, служит динамический анализ. Если посредством метода сравнительной статики можно установить, что цена зерна через месяц будет в 1,5 раза больше нынешней, то выяснить, как она будет повышаться - монотонно или колебательно, позволяет лишь динамический анализ, при котором все факторы, формирующие цену зерна, представляются функциями времени.
В динамических моделях иной смысл приобретает понятие экономического равновесия. Вместо статического равновесия, выражающего совпадение планов экономических субъектов на определенный момент, используется понятие стационарное состояние (steady state), пред¬став¬ляющее сохраняющееся во времени равновесие при неизменных факторах формирования спроса и предложения.
К настоящему времени экономические методы анализа достигли такого уровня совершенства, что их применение признается плодотворным не только в теоретических и прикладных экономических дисциплинах, но и в других социальных науках1.
Современное преподавание экономики, как и большинства других научных дисциплин, основано на применении одновременно трех взаимодополняемых способов изложения изучаемого материала: вербального, алгебраического и графического. Словесное описание сути проблемы и умозаключение относительно ее решения - исходный пункт научного познания. Однако, как правило, широта и сложность системы взаимосвязей изучаемых явлений таковы, что люди не могут мысленно охватить их полностью. И здесь на помощь приходит математика как мощное средство «экономии мышления». Графические методы анализа изучаемых феноменов позволяют наглядно представить, что происходит в «черном ящике» математических моделей.