Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 686

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

Глава 3. Теория потребительского спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

Глава 1. Введение в микроэкономику

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Методы экономического анализа

1.3. Логическая структура курса

Часть I. Предложение и спрос.

Глава 2. Теория производства и предложения благ

2.1. Производственная функция и техническая результативность производства

2.2. Затраты производства и функция затрат

2.3. Прибыль и условия ее максимизации

2.4. Функция предложения и излишек производителя

Глава 3. Теория потребительского спроса

3.1. Построение функции спроса на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция)

3.2. Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

3.3. Эффект замены и эффект дохода

3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7

3.5. Выявление предпочтений потребителя

3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности

4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования

4.3. Величина равновесной цены

4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции

4.5. Последствия государственного регулирования цен

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

5.1. Цена, максимизирующая прибыль

5.2. Ценовая дискриминация

5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли

5.4. Отсутствие функции предложения

5.5. Последствия государственного регулирования

Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

6.1. Монополистическая конкуренция

6.2. Олигополия предложения

6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага

6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага

6.3. Олигополия в свете теории игр

Глава 7. Ценообразование факторов производства

7.1. Предложение факторов производства

7.2. Спрос на факторы производства

7.3. Прокатная цена фактора производства

7.4. Функциональное распределение результатов производства

7.5. Капитальная цена фактора производства

Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

8.1. Цены частичного и общего равновесия

8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса

8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние

8.4. Первая теорема общественного благосостояния

8.5. Вторая теорема общественного благосостояния

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

9.1. Причины отказов рынка

9.2. Интернализация внешних эффектов

9.3. Производство общественных благ

9.4. Асимметричность информации

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

10.1. Основы международного разделения труда

10.1.1. Исходная модель Рикардо

10.1.2. Усовершенствованная модель Рикардо

10.1.3. Модель Хекшера-Олина

10.2. Теория импортных пошлин

10.3. Ценообразование на валютном рынке


4.5. Последствия государственного регулирования цен

Основными инструментами воздействия государства на процесс рыночного ценообразования являются система налогообложения и декретирование уровня цены.

Акциз и дотация. В странах с развитой рыночной экономикой налогообложение представляет собой сложную систему формирования государственного бюджета и регулирования экономической конъюнктуры. Детально она изучается в специальном курсе «Общественные финансы». Здесь рассмотрим только, как на рыночную цену и благосостояние участников рыночных сделок влияют косвенные налоги и дотация производителям.

На рис. 4.18 точка E0 представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления налога (акциза) в размере Т денежных единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0S1), так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на Т денежных единиц дороже. Объемы спроса и предложения уравниваются при цене Р1, из которой производителю достается РS = P1 - Т. Таким образом, с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального.

Рис. 4.18. Последствия введения акциза

Обратим внимание на то, что цена для продавцов снизилась не на всю величину налога: P0 - РS < T. Из-за повышения рыночной цены часть его в размере (P1 - P0) оказалась переложенной на потребителя. В какой пропорции акциз распределяется между производителем и потребителем, зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 4.19 показаны предельные ситуации, в которых налог либо не может быть переложен на покупателя (а, б), либо полностью перекладывается на него (в, г).


Рис. 4.19. Предельные варианты распределения акциза между продавцами и покупателями

Чтобы установить, какое влияние налог оказал на благосостояние участников рыночных сделок, определим изменения излишков потребителей и производителей. До введения налога потребительский излишек соответствовал площади gE0P0, а после его введения - площади gE1P1,(см. рис. 4.18) т.е. потери потребителей соответствуют площади Р1E1E0P0. Излишки производителей сократились с величины, представленной площадью Р0E0m, до величины, соответствующей площади РSAm т.е. их потери отображаются площадью Р0Е0АРS. Величина собранных налогов TQ соответствует площади Р1Е1АРS, которая меньше суммарных потерь потребителей и производителей. Площадь треугольника E1E0A представляет чистые потери общества вследствие введения налога.

За последствиями введения акциза Вы можете проследить: 4.10.

Аналогичные потери возникают, когда государство дает производителю дотацию за каждую единицу проданной продукции. Последствия поштучной дотации в размере Н денежных единиц показаны на рис. 4.20. Без дотаций рыночное равновесие устанавливается в точке E0. Дотация для производителя равносильна тому, что часть производственных затрат государство берет на себя, поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотаций (S0 S1). Равновесной становится комбинация P1,Q1. Так как для покупателей цена снизилась, то возрос объем спроса; для продавцов цена повысилась, поэтому увеличился объем предложения. В результате объем продаж на рынке возрос. Сумма выплаченной государством дотации отображается площадью РSВЕ1Р1. Выигрыш производителей в виде приращения их излишка соответствует площади Р0Е0ВРS, а выигрыш потребителей - площади P0E0E1E1. Площадь треугольника E0BE1 отражает чистые потери общества, возникающие вследствие предоставления дотаций производителям.


Рис. 4.20. Последствия введения дотаций

Проследите за последствиями введения дотации на единицу проданного товара: 4.11.

Таким образом, воздействие государства на процесс рыночного ценообразования посредством косвенного налогообложения или дотации производства снижает экономическую эффективность функционирования рыночного механизма. Однако использование этих инструментов может быть оправдано социальными соображениями. Посредством налогов и дотаций государство осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.

Еще одним инструментом косвенного воздействия государства на рыночную цену является импортная пошлина. Рассмотрим экономические после>дствия ее введения при совершенно эластичном предложении импортного блага, (рис. 4.21).

Рис. 4.21. Последствия введения импортной пошлины

В отсутствии импорта на данном рынке устанавливается цена PA, по которой покупают QA единиц блага. Наличие совершенно эластичного предложения из-за границы, представленного линией Sim, снижает цену до PH, в результате чего спрос повышается до QH, а предложение отечественных производителей сокращается до QG. Разность (QH - QG) соответствует объему импорта. Вследствие свободного доступа на рынок импортного блага излишки потребителей возросли на величину, соответствующую площади PAАНРH, а производителей снизилась на величину площади PAАGРH. Следовательно, импорт обеспечивает чистый выигрыш общества, представленный площадью треугольника GAH.


Допустим, государство для поддержки отечественных производителей вводит импортную пошлину в размере Т денежных единиц с единицы ввозимого блага. На рис. 4.21 это отобразится сдвигом линии Sim вверх на расстояние T. Цена возрастет до PF, увеличивая объем отечественного предложения до QE и снижая объем спроса до QF. В результате излишки производителей возрастут на величину, соответствующую площади PFEGPH, а излишки потребителей сократятся на величину площади PFEHPH. Сумму поступивших в госбюджет пошлин представляет площадь прямоугольника KEFL, а чистые потери общества вследствие введения пошлины соответствуют сумме площадей треугольников GEK и LFH. Площадь первого треугольника представляет потери из-за меньшей по сравнению с заграницей эффективности отечественного производства, а площадь второго вследствие искусственного ограничения потребления данного блага.

 4.12 поможет Вам разобраться в последствиях введения импортной пошлины.

Директивные цены

Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги, дотации и пошлины, государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены. Задавая верхний предел цены, государство желает предоставить потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рыночных цен.

Рис. 4.22. Директивная цена и «черный» рынок

Если при ситуации на рынке, изображенной на рис. 4.22, сложилась равновесная цена Р0, то установление верхнего предела цены на более низком уровне Рf приведет к дефициту в размере (QD - QS). Из-за того что в условиях дефицита цена спроса превышает верхний предел цены (PD > Рf), возникает «черный» рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки, связанные с риском подвергнуться административным или уголовным санкциям.

Затраты риска вместе с дополнительными затратами по организации «черного» рынка добавляются к производственным и кривая предложения после достижения QS смещается вверх. В результате цена, уравновешивающая спрос и предложение на «черном» рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночную цену: (Р1 > Р0). Покупатели, которые не смогли купить («достать») необходимое им количество по директивной цене, вынуждены переплачивать на «черном» рынке. Но при этом общий объем сделок не достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q1 < Q0).